Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 10:56, реферат
Особенности проживания в сельской местности накладывают отпечаток на всю систему организации медицинской помощи. К этим особенностям относятся:
низкая (по сравнению с городом) плотность населения, располагающегося на большой территории, разбросанность населенных пунктов и их отдаленность;
плохое качество, а порой и отсутствие дорог;
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1………………………………………………………………………………2
Глава 2……………………………………………………………………………..10
Глава 3……………………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………………….21
Введение…………………………………………………………
Глава 1……………………………………………………………………………
Глава 2……………………………………………………………………………
Глава 3……………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….21
Глава 1. Особенности организации лечебно-профилактической помощи
сельскому населению
Особенности проживания в сельской местности накладывают отпечаток на всю систему организации медицинской помощи. К этим особенностям относятся:
Нежелание молодых специалистов выезжать на работу в сельскую местность при отсутствии системы обязательного распределения создает проблему дефицита кадров, особенно врачей. В связи с этим, например, штаты скорой медицинской помощи укомплектованы в основном фельдшерами. При этом даже местные жители, получив в городе медицинское образование, часто не хотят возвращаться домой. Усугубляют эту проблему отсутствие серьезного материального стимулирования для работы в сельской местности, условия труда и быта, ограниченные перспективы профессионального роста и т.д.
Материально-техническая база большинства сельских учреждений здравоохранения не отвечает современным требованиям. Ухудшается состояние основных фондов, отмечается низкий уровень газификации, обеспечения горячим водоснабжением и канализацией, средствами связи. Например, 77% ФАП расположены в приспособленных помещениях, 50% нуждаются в капитальном ремонте, 87% не имеют центрального отопления, 93% – водопровода, 94% – канализации. Лишь 77% ФАПов телефонизированы. Около 80% диагностического и лечебного оборудования сельских ЛПУ морально и физически устарело. Сельские медицинские учреждения недостаточно обеспечены лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, мягким и твердым инвентарем.
Неудовлетворительно техническое состояние и обеспеченность автотранспортом. Из всех ФАПов только 0,1% имеют автотранспорт. Проблемы с транспортом и плохим состоянием дорог увеличивают время прибытия бригад скорой медицинской помощи по вызову. Сельская администрация зачастую не выделяет средства на оплату транспортных расходов больным для выезда их на консультацию и лечение.
Одним из путей дальнейшего совершенствования организации стационарной помощи сельскому населению является оптимальная реструктуризация коечного фонда. Целесообразно следующее распределение коек (в пределах территории субъекта РФ) в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса:
Организационные основы оказания медицинской помощи сельскому населению были заложены еще в 19 веке земскими врачами. Система земской медицины сформировалась в России в период существования земского самоуправления и действовали с 1864 по 1917 г. В земской медицине были заложены новые и весьма прогрессивные методы оказания медицинской помощи населению.
В настоящее время основной особенностью организации медицинской помощи сельскому населению является этапность ее оказания. Условно выделяют три этапа оказания лечебно-профилактической помощи населению На этих этапах учреждения могут быть разделены на две группы – те, которые обязательно присутствуют в каждом районе, области (ФАПы, ЦРБ, ЦГСЭН и т.д.), и те, которые в зависимости от местных условий могут быть, а могут и не быть в наличии (районные родильные дома, номерные больницы м т.д.) в отдельных регионах. Организация медико-социальной помощи на селе, ее объем и качество зависят от удаленности медицинских учреждений от места жительства пациентов, укомплектованности квалифицированными кадрами, оборудованием, возможности получения специализированной медицинской помощи, возможности реализации нормативов медико-социального обеспечения.
Первый этап оказания медицинской помощи.
Первый этап – сельский врачебный участок (СВУ), или (с учетом новых организационных структур) территориальное медицинское объединение. Первый этап представлен следующими учреждениями: участковой больницей, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, здравпунктами, медпунктами детских образовательных учреждений, профилакториями и т.д. На первом этапе сельские жители получают квалифицированную медицинскую помощь (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую). Эти условия наиболее соответствуют соблюдению принципов общеврачебной практики и семейного медико-социального обслуживания. Именно на сельском врачебном участке в первую очередь и следует внедрить эти формы ПМСП.
Структура СВУ формируется в зависимости от численности обслуживаемого населения (5-9 тыс. человек), радиуса обслуживания (7-10 км), расстояния до ЦРБ и состояния дорог. В задачи СВУ входит оказание населению общедоступной квалифицированной врачебной помощи, проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, формирование у жителей установок и навыков здорового образа жизни.
Первым учреждением, в которое обычно обращается пациент в сельской местности, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). ФАП организуется в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние до ближайшего медицинского учреждения превышает 7 км, то ФАП может быть организован и в населенном пункте с числом жителей до 700 человек. На ФАП возлагаются следующие функции:
Таким образом, ФАП является учреждением в большей степени профилактической направленности. Особое место в деятельности ФАПов занимает работа с детьми. В системе медико-санитарного обеспечения детского населения ФАП является учреждением исключительно профилактического направления. Работники ФАПов призваны обеспечивать систематическое наблюдение за здоровьем детей раннего возраста, проведение полного комплекса профилактических мероприятий, санитарно-просветительную работу, контроль за деятельностью детских образовательных учреждений и оказание первой доврачебной помощи заболевшим детям.
В соответствии с установленным МЗ РФ порядком лечения детей, особенно раннего возраста, работникам ФАПов не допускается. Фельдшер обязан своевременно, желательно активно, выявить больного ребенка, оказать ему необходимую в экстренных случаях неотложную помощь, вызвать врача к заболевшему ребенку или обеспечить своевременную госпитализацию. Дети, не нуждающиеся в помещении в стационар, могут быть после осмотра врачом оставлены для лечения на дому под наблюдением фельдшера и при выполнении им назначений врача. Средние медицинские работники ФАПа при необходимости по указанию врача должны активно посещать реконвалесцентов после выписки из стационаров, а также детей, состоящих на диспансерном учете, и выполнять врачебные назначения по поводу хронических заболеваний.
ФАП принадлежит существенная роль и в проведении профилактических прививок. Эта работа проводится по календарю прививок, который составляется на основании точного повозрастного учета детей.
Главной же задачей ФАПов в работе с детьми является проведение своевременной и качественной патронажной работы, обеспечение полного комплекса профилактических мероприятий. Порядок дородового патронажа и диспансеризации детей одинаков для города и для сельской местности.
Несмотря на важное место ФАПов в системе ПМСП все же ведущим медицинским учреждением на первом этапе сельского здравоохранения является сельская участковая больница (СУБ), которая в своем составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию Характер и объем медицинской помощи в участковой больнице определяется мощностью, оснащением, наличием врачей-специалистов. Однако независимо от мощности она обязана прежде всего осуществлять оказание амбулаторной помощи терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, лечебно-профилактическую помощь детям, неотложную хирургическую и травматологическую помощь. В штате СУБ должны быть врачи по основным специальностям: терапии, педиатрия, стоматология, акушерство и гинекология, хирургия.
В настоящее время доказана экономическая нецелесообразность существования в структуре участковых больниц стационаров малой мощности. Рассчитано, что в более крупных учреждениях (ЦРБ, городские, областные и др.) расходуется меньше средств (в расчете на койко-место) на отопление, содержание обслуживающего персонала, хозяйственно-технические нужды, питание, инженерно-техническое обустройство и др. Кроме того, на их базе наиболее эффективно можно использовать диагностическое оборудование, квалифицированный медицинский персонал, внедрять современные медицинские технологии и тем самым предоставлять населению более качественную квалифицированную стационарную помощь. В связи с этим в настоящее время сельские участковые больницы в ряде территорий РФ перепрофилируются во врачебные амбулатории, центры общеврачебной практики, а на базе стационаров организуются учреждения медико-социального профиля (дома для ветеранов, хосписы и т.п.). Однако следует помнить, что работа по перепрофилизации участковых больниц обязательно должна проводиться с учетом местных условий (плотность населения, транспортная доступность, обеспеченность больничными койками в целом и т.д.).
Важное место в деятельности СУБ занимает работа с детьми. Лечебно-профилактическая помощь детям на сельском врачебном участке осуществляется врачами и средними медицинскими работниками под руководством главного врача участковой больницы (ТМО). При наличии на сельском врачебном участке педиатра главный врач, как правило, возлагает на него ответственность за организацию медицинской помощи на участке. При отсутствии педиатра главный врач СУБ вправе возложить ответственность за лечебно-профилактическую помощь детям на одного из врачей общего профиля, выделив ему для работы по педиатрии определенное время.
Основными обязанностями врача, ответственного за обслуживание детей на сельском врачебном участке, являются:
В свою очередь педиатры ЦРБ должны выезжать по разработанному графику в сельские участковые больницы для улучшения организации медицинской помощи детям на селе. О приезде педиатра население должно быть оповещено заранее.
Вторым этапом обеспечения сельского населения медицинской помощью является центральное (районное) территориальное медицинское объединение во главе с центральной районной больницей (ЦРБ), имеющейся во всех районных центрах.
Головным учреждением второго этапа сельского здравоохранения является ЦРБ, которая осуществляет основные виды специализированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления.
Третий этап – областные (краевые, окружные, республиканские) учреждения. На этом этапе осуществляется оказание высококвалифицированной специализированной медицинской помощи по всем основным специальностям. Руководит здравоохранением государственный орган управления здравоохранением администрации (правительства) субъекта РФ в соответствии с законодательством в пределах предоставленных ему полномочи
Информация о работе Особенности организации лечебно-профилактической помощи сельскому населению