Особенности организации лечебно-профилактической помощи сельскому населению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 10:56, реферат

Краткое описание

Особенности проживания в сельской местности накладывают отпечаток на всю систему организации медицинской помощи. К этим особенностям относятся:
низкая (по сравнению с городом) плотность населения, располагающегося на большой территории, разбросанность населенных пунктов и их отдаленность;
плохое качество, а порой и отсутствие дорог;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1………………………………………………………………………………2
Глава 2……………………………………………………………………………..10
Глава 3……………………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

12_lect_phih.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

                Глава 2. Организация санаторно-курортной помощи населению

В зависимости от характера климатогеографических условий и используемых лечебных факторов курорты разделяют на:

  • климатолечебные – основными лечебными факторами являются различные составляющие климата (равнинный, степной, пустынный, горный, приморский и др.);
  • бальнеологические – основными лечебными факторами являются минеральные воды различных типов (углекислые, щелочные, железистые, радоновые и др.);
  • грязелечебные – основным лечебным фактором является грязь различных типов (иловая, торфяная, псевдовулканическая);
  • смешанные, на которых применяют комплекс природных лечебных факторов.

Кроме того, различают курорты федерального (Сочи, Адлер, Пятигорск, Кисловодск, Анапа, Минеральные Воды и др.) и местного значения. Местные курорты предназначены для лечения метеочувствительных пациентов, поездка которых в другие регионы связана с риском ухудшения состояния здоровья.

Санаторно-курортный комплекс включает различные лечебно-профилактические учреждения: клиники центров и институтов курортологии, санатории, курортные поликлиники, санатории-профилактории, пансионаты с лечением, санаторно-оздоровительные лагеря, радонолечебницы и др. Различают два вида курортного лечения – санаторно-курортное и амбулаторно-курортное. Основным типом учреждения, осуществляющего санаторно-курортное лечение, является санаторий (лат. sanare – исцелять, оздоровлять).

В зависимости от наличия природных факторов, условий их лечебного применения и специализации кадров санатории делятся по медицинским профилям: для больных туберкулезом, для больных болезнями системы кровообращения, болезнями органов дыхания, органов пищеварения и обмена веществ, нервной системы, костно-мышечной системы, мочеполовых органов, женских половых органов, кожи и т. д. Кроме того, санатории бывают для взрослых, для детей и для детей с родителями. Санатории также делятся по ведомственной подчиненности, бывают федерального и местного значения.

В лечебном процессе санатория широко используются кроме природных факторов, специальный санаторный режим, диетическое питание, лечебная физкультура, физиотерапия, психотерапия и др.

Возглавляет работу санатория главный врач, который имеет заместителей по лечебным вопросам и административно-хозяйственной части. Структура санатория приближена к структуре больничного стационара. В спальных корпусах организуются круглосуточные посты медсестер, которые выполняют врачебные назначения, в случае необходимости оказывают первую медицинскую помощь.

Сроки лечения больных в санаториях зависят от характера заболевания и оптимальных сроков использования природных лечебных факторов данного курорта. В большинстве санаториев они составляют 24-26 сут., для больных костно-суставным туберкулезом и с поражениями ЦНС – 45 сут, для больных с острыми воспалительными заболеваниями почек – 48 сут. План курортного лечения включает общую базовую программу и специальную курортную терапию. Организацию лечения условно разделяют на 3 периода:

  • период акклиматизации больного к контрастной климатической зоне (3-5 сут.);
  • период активного лечения (16-19 сут.);
  • заключительный период, во время которого оценивают результаты лечения и определяют рекомендации по дальнейшему врачебному наблюдению или продолжению лечения.

Для больных, не нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении, проводится амбулаторно-курортное лечение. Оно осуществляется в курортных поликлиниках, в бальнео- и грязелечебницах, бюветах питьевых минеральных вод, ингаляториях и других курортных учреждениях, расположенных как на территории санаториев, так и на территории курорта.

Независимо от ведомственной подчиненности санаторно-курортных учреждений медицинский отбор пациентов на санаторно-курортное и амбулаторно-курортное лечение осуществляют учреждения здравоохранения.

Лечащий врач и заведующий отделением по месту жительства на основании анализа объективного состояния, результатов предшествующего лечения, данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований определяют медицинские показания для санаторно-курортного лечения. В сложных случаях это делает КЭК.

При наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний пациенту выдается на руки специальная справка с рекомендацией курортного лечения, о чем лечащий врач делает соответствующую отметку в медицинской карте амбулаторного больного (срок действия справки 6 мес.). В справке следует указать название курорта и его аналогов, вид лечения (санаторное или амбулаторное), медицинский профиль санаторно-курортного учреждения, рекомендуемый сезон года. Справка носит предварительный информационный характер и выдается пациенту для предоставления по месту работы (или по месту требования) в комиссию по социальному страхованию как медицинское основание для решения вопроса о выделении путевки на санаторно-курортное или амбулаторно-курортное лечение.

Получив путевку или курсовку, пациент обязан не ранее чем за 2 мес. до начала срока ее действия явиться к лечащему врачу, выдавшему ему предварительную справку, для проведения необходимого дополнительного обследования. При соответствии профиля санатория, указанного в путевке, ранее данным рекомендациям врач заполняет и выдает больному санаторно-курортную карту установленного образца, подписанную им и заведующим отделением. В санаторно-курортной карте указывается название санатория курорта, сроки лечения (по путевке), номер путевки. О выдаче санаторно-курортной карты делается соответствующая отметка в медицинской карте амбулаторного больного.

По прибытии в санаторий (курортную поликлинику и др.) пациент предъявляет путевку (курсовку) и санаторно-курортную карту. После первичного осмотра лечащим врачом больному выдается курортная (санаторная) книжка, в которой записываются диагноз (по желанию больного) и назначенные лечебно-диагностические процедуры. Пациент предъявляет ее в лечебно-диагностических подразделениях курорта (санатория) для отметки о проведенном лечении или обследовании.

По завершении курса санаторно-курортного лечения выдается отрывной талон санаторно-курортной карты для предъявления в ЛПУ, выдавшее санаторно-курортную карту, и курортная (санаторная) книжка с данными о проведенном обследовании и лечении, его эффективности, рекомендациями по режиму работы, питания и отдыха. Об эффективности санаторно-курортного лечения свидетельствует длительное отсутствие обострений, стойкая восстановленная работоспособность, улучшение общего состояния здоровья.

Курорт (санаторий), пребывание на котором влечет за собой ухудшение состояния здоровья пациента, считается для него противопоказанным (по решению КЭК). Срок выявления противопоказаний для дальнейшего пребывания пациента на курорте, как правило, не должен превышать 5 дней с момента его поступления. В случае установления у пациента противопоказаний КЭК составляет акт (в 3 экземплярах). Один из них направляется в орган управления здравоохранением субъекта РФ, откуда прибыл пациент, второй в адрес ЛПУ, выдавшего санаторно-курортную карту, для разбора на КЭК, а третий экземпляр акта остается в санатории (курортной поликлинике). Органы управления здравоохранением ежегодно проводят анализ причин неправильного отбора и направления пациентов на санаторно-курортное лечение и принимают соответствующие меры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности организации лечебно - профилактической помощи рабочим промышленных предприятий

 

Сегодня промышленные рабочие могут получать медицинскую помощь во всех ЛПУ общей лечебной сети. При организации промышленной медицинской службы можно выделить следующие особенности:

  • в основе организации медицинского обслуживания рабочих лежит цеховой принцип, который состоит в том, что один цеховой (производственный) участок насчитывает 1500–1700 рабочих, а на предприятиях химической и горнорудной промышленности один участок составляет 1000 рабочих; цеховые участки могут быть развернуты также в территориальной поликлинике открытой поликлинической сети – эти участки объединяют небольшие предприятия с численностью рабочих меньше 2000 человек;
  • график работы медицинской службы должен быть приспособлен к графику работы предприятия, чтобы, с одной стороны, не отвлекать рабочих, а с другой – обеспечивать в полном объеме необходимую медицинскую помощь (работу врачей как до, так и после рабочей смены, дежурства для оказания неотложной помощи и т.
  • в системе организации и оказании медицинской помощи рабочим промышленных предприятий возрастает роль среднего медицинского персонала;
  • каждое медицинское учреждение должно иметь тесный контакт руководства медицинской службы с администрацией предприятия (хотя начальник МСЧ и не подчиняется руководству завода) и профсоюзом.

Лечебно-профилактическую помощь рабочим промышленных предприятий, помимо учреждений общей лечебной сети, оказывают медико-санитарные части, врачебные и фельдшерские здравпункты. Основной структурной единицей медицинской службы является медико-санитарная часть (МСЧ)., которая может быть государственным учреждением или структурным подразделением предприятия с негосударственной организационно-правовой формой собственности. МСЧ создается на предприятиях с численностью рабочих 4000 и более, а на предприятиях химической, горнорудной, нефтеперерабатывающей промышленности – с числом работающих 2000 и более. МСЧ могут быть открытыми и закрытыми. МСЧ открытого типа обслуживают как рабочих, так и членов их семей. МСЧ закрытого типа, как правило, располагаются на территории предприятия и обслуживают трудящихся по месту их работы. Основные задачи МСЧ:

  • оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи прикрепленному контингенту работников промышленного предприятия;
  • разработка и осуществление мероприятий по оздоровлению рабочих, которые включают: рациональное питание, комплекс мероприятий лечебно-восстановительного характера для снижения заболеваемости, травматизма, инвалидности и инвалидизации;
  • осуществление контроля за условиями труда и проведение мероприятий по устранению производственных факторов риска трудовой деятельности.

МСЧ является комплексным медицинским учреждением. В состав МСЧ входят поликлиника, врачебные, фельдшерские здравпункты, стационар, санаторий-профилакторий, диетическая столовая, комнаты психопрофилактики. Для медицинского обслуживания работающих женщин в состав МСЧ входят также женские консультации, гинекологические кабинеты, помещения личной гигиены женщин, детские ясли.

Цеховой (производственный) участок возглавляет врач-терапевт. На эту должность назначается специалист, прошедший подготовку по терапии и профессиональной патологии. Цеховой терапевт вместе со средним медперсоналом участка, инженером по технике безопасности, промышленно-санитарным врачом и руководством цеха должен вести постоянное наблюдение за рабочими местами с целью устранения неблагоприятного влияния на здоровье работающих производственных факторов. При этом профилактика профессиональных заболеваний, повторных травм – одна из главных задач цехового терапевта.

Врачебный здравпункт – структурное подразделение учреждения здравоохранения или промышленного предприятия, предназначенное для оказания первичной медицинской помощи рабочим. Он организуется на предприятиях с числом рабочих от 600 до 1500 человек.

Фельдшерский здравпункт – структурное подразделение учреждения здравоохранения или предприятия для оказания первичной медицинской помощи рабочим; обслуживает до 1000 (в среднем 300–800) рабочих. В отдельных отраслях промышленности (химической, нефтеперерабатывающей, нефтяной, машиностроительной) фельдшерские здравпункты на предприятиях организуются при численности рабочих до 400 человек.

Профпатологическая служба в РФ одна из самых молодых. Начало ей положил Приказ МЗ РФ  № 130 от 23.06.1994 г. «Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях ОМС населения», который в номенклатуру врачебных специальностей ввел новую специализацию – «врач-профпатолог».

Служба профпатологической помощи рабочим промышленности представлена тремя звеньями (этапами обслуживания).

Первое звено (первый этап обслуживания) представлено цеховой службой медсанчастей (здравпункты, поликлиника, стационар). При этом тип медицинского учреждения зависит от числа работающих, от территории, на которой располагается промышленное предприятие, от условий труда.

Второе звено (второй этап обслуживания) представлен специализированными профпатологическими отделениями на базе одной из многопрофильных городских больниц. Это звено организуется только в крупных промышленных городах, где целесообразна организация городской службы профпатологии.

Третье звено (третий этап обслуживания) – профпатологическое отделение республиканской больницы или института гигиенического профиля, осуществляющее функции республиканского профцентра.

На первом этапе функции профпатолога выполняют цеховые участковые врачи. Именно они лучше всего знакомы с условиями труда, осуществляют профотбор, организуют и осуществляют предварительные и периодические медосмотры, диспансеризацию, тем самым способствуют раннему выявлению профзаболеваний.

Профпатолог ведет поликлинический прием больных и лиц с подозрением на профессиональное заболевание. Одной из задач врача-профпатолога является диспансерное наблюдение за выявленными больными. Диспансерное наблюдение предусматривает следующие лечебно-профилактические мероприятия:

  1. рациональное трудоустройство;
  2. амбулаторное лечение;
  3. стационарное лечение;
  4. санаторно-курортное лечение.

К сожалению, эффективность и качество медицинской помощи рабочим зависят от стабильности финансирования промышленного предприятия, дополнительных инвестиций, от понимания руководством значимости этих проблем, и поэтому развитие медико-социальной защиты промышленных рабочих идет медленно, не всегда отвечая современным требованиям. Тем не менее в РФ есть передовой опыт промышленных предприятий, которые экономически стимулируют рабочих, активно сохраняющих свое здоровье и за счет этого достигающих высокой производительности труда.

Информация о работе Особенности организации лечебно-профилактической помощи сельскому населению