Пищеварение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:49, контрольная работа

Краткое описание

Все вещества, необходимые для выполнения физической и умственной работы, поддержания температуры тела, а также роста и восстановления разрушающихся тканей и других функций, организм получает в виде пищи и воды. Пищевые продукты состоят из питательных веществ, основными из которых являются белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода. Эти вещества входят в состав клеток организма.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….....3

1. Значение системы пищеварения …………………………………………………......4

2. Строение и работа органов пищеварения …………………………………………...5

3. Зубы, их строение, рост, развитие и уход за ними ……………………………….....7

4. Всасыние, рост печени………………………………………………………………..8

5. Возрастные особенности…………………………………………………………….10

6. Пищевые отравления, их причины, признаки, первая помощь и профилактика ……………………………………………………………………………11

7. Гигиена питания. Воспитание у гигиенических навыков, связанных с приемом пищи………………………………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

Сапин М (2).docx

— 35.73 Кб (Скачать файл)

 

   Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение

 среднего профессионального  образования

 «Гагаринский педагогический  колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

              по дисциплине   Возрастная  анатомия, физиология и гигиена

 

            студентки 1  курса, группы  1  заочного отделения

 

             специальности  050144  Дошкольное образование

 

             Андреевой Оксаны Евгеньевны

 

 

            Тема:  «  Пищеварение »  

 

                            

           Вариант № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение ……………………………………………………………………………….....3        

 

1. Значение системы пищеварения …………………………………………………......4

 

2. Строение и работа органов пищеварения …………………………………………...5

 

3. Зубы, их строение, рост, развитие и уход за ними ……………………………….....7

 

4. Всасыние, рост печени………………………………………………………………..8

 

5. Возрастные особенности…………………………………………………………….10

 

6. Пищевые отравления, их  причины, признаки, первая помощь  и           профилактика ……………………………………………………………………………11

 

7. Гигиена питания. Воспитание  у гигиенических навыков, связанных  с приемом пищи………………………………………………………………………………………12

 

Заключение……………………………………………………………………………….13

 

Список использованной литературы…………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

Введение

 

Все вещества, необходимые  для выполнения физической и умственной работы, поддержания температуры  тела, а также роста и восстановления разрушающихся тканей и других функций, организм получает в виде пищи и  воды. Пищевые продукты состоят из питательных веществ, основными  из которых являются белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода. Эти  вещества входят в состав клеток организма. Большинство пищевых продуктов  не может использоваться организмом без предварительной обработки. Она заключается в механической переработке пищи и химическом расщеплении  ее на простые растворимые вещества, которые поступают в кровь  и поглощаются из нее клетками. Такая обработка пищи называется пищеварением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Значение системы  пищеварения

 

У человека и животных жизнедеятельность  организма связана с непрерывной  затратой энергии, которая расходуется  при работе всех органов. В организме  постоянно совершается внутриклеточный  обмен веществ, непрерывно функционирует  сердце, совершаются дыхательные  движения, происходит мочеобразование, не прекращает деятельности нервная система.

Известно, что в состав нашего тела входят органические и  неорганические вещества: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли и  витамины. Органические вещества непрерывно окисляются, и при этом освобождается  энергия. Но, окисляясь, органические вещества превращаются а другие, имеющие значительно  более простое строение молекул. Потери вещества должны непрерывно восполняться. Это обеспечивается пищей, поступающей  в организм, которая содержит все  необходимые клеткам вещества. Но пища не может быть усвоена в том  виде, в котором она поступает  в организм. Прежде чем попасть  во внутреннюю среду организма, она  проходит ряд сложных превращений  под действием ферментов. Весь процесс  механической обработки пищи и расщепления  пищевых веществ на более простые  составные части, которые могут  быть усвоены организмом, называется пищеварением.

Конечные продукты расщепления  белков в органах пищеварения  — это аминокислоты. Жиры расщепляются на глицерин и высокомолекулярные органические кислоты, а углеводы — на моносахариды, в основном на глюкозу.

 

 

 

2.Строение и  работа органов пищеварения

   

Известно, что в состав нашего тела входят органические и  неорганические вещества: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли и  витамины. Органические вещества непрерывно окисляются, и при этом освобождается  энергия. Но, окисляясь, органические вещества превращаются а другие, имеющие значительно  более простое строение молекул. Потери вещества должны непрерывно восполняться. Это обеспечивается пищей, поступающей  в организм, которая содержит все  необходимые клеткам вещества. Но пища не может быть усвоена в том  виде, в котором она поступает  в организм. Прежде чем попасть  во внутреннюю среду организма, она  проходит ряд сложных превращений  под действием ферментов. Весь процесс  механической обработки пищи и расщепления  пищевых веществ на более простые  составные части, которые могут  быть усвоены организмом, называется пищеварением. Конечные продукты расщепления  белков в органах пищеварения  — это аминокислоты. Жиры расщепляются на глицерин и высокомолекулярные органические кислоты, а углеводы — на моносахариды, в основном на глюкозу.

Строение пищеварительных  органов. Пищеварительный тракт  представляет собой трубку, стенки которой состоят из трех слоев: внутреннего  — слизистой оболочки, среднего — мышечного, наружного — соединительнотканного. В пищеварительном тракте различают  ряд отделов: ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкую и толстую  кишки.

Органы пищеварительной  системы

В пищеварительный канал  поступают соки пищеварительных желез, которые находятся в стенках самого пищеварительного канала, как, например, желудочные, кишечные; другие — вне пищеварительного канала, например печень и поджелудочная железа.

Пищеварительная система, имеет  возрастные особенности. Так, у детей  слизистая оболочка всего пищеварительного канала значительно нежнее, она обильнее снабжена кровеносными сосудами и обладает большей чувствительностью к  механическим раздражениям пищей, чем у взрослых.

У новорожденных объем  желудка составляет всего около 30 рм3. Но уже на пятнадцатый день жизни объем его увеличивается  втрое, достигая 90 см3. В желудке младенца, питающегося грудным молоком, пища задерживается всего на 2,5— 3 ч. Желудок  у детей растет очень быстро: у  годовалого ребенка его объем  составляет 300—350 см3, у двухлетнего  — 600—700 см3, а у семилетнего — 1000—1100 см3. Особенно интенсивно увеличивается  дно желудка. В связи с этим возрастает и количество желез слизистой оболочки желудка.

Тонкая кишка у новорожденных  только в два раза короче, чем  у взрослых, ее длина примерно 3 м. Те же соотношения наблюдаются в  размерах толстой кишки. У новорожденных  ее длина составляет около 60 см, у  взрослых — 130 см. В течение первых двух лет жизни ребенка длина  его кишечника интенсивно растет. Тонкая кишка достигает длины  более 4,5 м, а толстая — 80 см.

Затем увеличение размеров кишечника значительно замедляется. Вторая волна усиленного роста кишечника  начинается у детей после 8 лет.

Полость рта. Пищеварительный  тракт начинается ротовой полостью. Сверху она ограничена твердым нёбом, сзади — мягким нёбом, спереди  и с боков — верхнечелюстной  и нижнечелюстной костями, а также  щеками. Спереди ротовое отверстие  замыкается зубами.

Изнутри ротовая полость  выстлана мягкой слизистой оболочкой, в которой расположены мелкие железки, выделяющие слизь. Большая  часть ротовой полости занята языком, который образован в основном поперечнополосатой мышечной тканью. Язык выполняет ряд функций. Это  орган вкуса и передвижения пищи в полости рта. Он участвует также  в актах глотания и сосания. Кроме  того, для человека характерна еще  одна специфическая функция языка  — его участие в произнесении звуков членораздельной речи.

 

3. Зубы, их строение, рост, развитие и уход за ними

 

Ребенок рождается на свет без зубов. Первые молочные зубы прорезываются в возрасте 6—9 месяцев. К концу первого года жизни их насчитывается 8, ко второй половине третьего года жизни — 20. У ребенка всего 20 молочных зубов. Они очень нежны и непрочны. С шестилетнего возраста, а иногда и раньше начинается смена молочных зубов на постоянные. Этот процесс длится у детей до подросткового возраста. Здоровые молочные зубы являются предпосылкой появления здоровых постоянных зубов. Процесс прорезывания постоянных зубов продолжается до 19, а иногда и до 25 лет (появление зубов мудрости). Всего у человека насчитывается 32 зуба: 8 резцов, 4 клыка, 8 малых коренных и 12 больших коренных зубов. В каждом зубе различают коронку, шейку и корень. Коронка зуба покрыта эмалью, обладающей очень большой прочностью. Шейка и корень зуба покрыты цементом. Большая часть зуба состоит из плотного вещества, называемого дентином, который также очень прочен, гораздо прочнее кости. Внутри зуба находится полость, заполненная рыхлой соединительной тканью с кровеносными сосудами и нервами, так называемой пульпой.

Чистить зубы утром и обязательно вечером перед сном. Чистка зубов выполняется так: сначала нужно вымыть руки с мылом и хорошо промыть зубную щетку под струей воды; тщательно прополоскать рот водой комнатной температуры, затем на смоченную водой зубную щетку взять немного зубной пасты или порошка и чистить при сомкнутых зубах передние и боковые поверхности зубов, при этом щетка должна двигаться снизу вверх и обратно. После этого открыть рот и чистить жевательную и внутреннюю поверхность зубов. Заканчивают чистку зубов тщательным полосканием водой несколько раз, до тех пор, пока не останется частиц порошка или пасты. При чистке зубов не следует щадить десны, даже если они немного кровоточат. Далее тщательно промыть зубную щетку, стряхнуть и поставить в стакан ручкой вниз, чтобы щетка хорошо просохла. Хранить свою зубную щетку, пасту или порошок следует в чистоте, в определенном месте (на полочке, на подставке и т.п.).

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Всасывание, роль печени

 

Печень расположена в  правом подреберье брюшной полости. Это самая крупная железа нашего организма: масса печени у взрослого  человека достигает 1,5 кг. У новорожденного ребенка масса печени составляет всего 150 г, а у детей младшего школьного возраста — 700—800 г. Таким  образом, масса печени по отношению  к массе тела у детей больше, чем у взрослых. Например, у младшего школьника масса печени составляет 3,3% от массы тела, а у взрослого  — 2,4%.

Печень выполняет ряд  очень важных функций, без которых  невозможно существование организма: участвует в процессах пищеварения, выполняет защитную и обезвреживающую  функции. Кроме того, в печени избыток  глюкозы, приносимый кровью от органов  пищеварения, превращается в животный крахмал гликоген, который откладывается  в ней как запасное вещество. Печень играет роль и в процессе свертывания  крови, вырабатывая гепарин.

Участие печени в пищеварении  заключается в том, что она  вырабатывает желчь, эмульгирующую  жиры и активизирующую процессы их расщепления. Печень, как и вырабатываемая ею желчь, способна убивать микробы, проникающие в организм с пищей. Защитная функция печени заключается  в том, что все вредные для  организма вещества, всасываются  в кровь вместе с водой из пищеварительных  органов, не поступают в большой  круг кровообращения, а задерживаются  и обезвреживаются ею. Если бы печень утратила такую способность, то организм неминуемо погиб бы от отравления.

В желчи ферментов нет. В ней содержатся желчные кислоты, пигменты, муцин, минеральные соли, жиры, холестерин, вода. Роль желчи в  процессе пищеварения довольно велика: она активизирует ферменты поджелудочной  и кишечных желез, эмульгирует жиры, способствует усилению движения кишечника. Под влиянием желчи действие липазы активизируется почти в 20 раз.

В сутки в печени вырабатывается 600—1200 см3 желчи. Она образуется в  печени непрерывно. Часть желчи выделяется через пузырный проток прямо в  двенадцатиперстную кишку, а избыток  желчи поступает в желчный  пузырь.   Нарушение процесса образования и отделения желчи влечет за собой понижение усвоения жиров организмом. Количество желчи, образующейся в печени ребенка на 1 кг массы тела, в 4.раза больше, чем в печени взрослого человека.

Всасывание

Из двенадцатиперстной кишки  благодаря волнам сокращения, пробегающим  по стенкам кишок, содержимое кишечника  поступает в тощую и подвздошную  кишки. Здесь завершается переваривание  органических веществ под действием  кишечного сока. Этот сок вырабатывается множеством мелких желез, находящихся  в кишечнике. В кишечном соке содержится комплекс ферментов — эрепсин, заканчивающий  расщепление белков, амилаза и  некоторые другие ферменты, влияющие на углеводы, а также липаза. Здесь  же находится фермент нуклеаза, расщепляющий нуклеиновые кислоты. Благодаря  действию ферментов в этих отделах  тонкой кишки заканчивается расщепление  белков, жиров, углеводов нуклеиновых  кислот.

Всасывающая поверхность  тонкой кишки (тощей и подвздошной) достигает 4,5 м2. Выстилающая тонкую кишку слизистая оболочка образует множество складок. Очень мелкие выросты на этих складках — кишечные ворсинки — увеличивают всасывающую  поверхность в 8 раз (до 40 м2). У детей 7— 10 лет количество складок и  ворсинок и их величина меньше, чем  у взрослых.

Информация о работе Пищеварение