Плавание, как метод реабилитации при заболевании опорно- двигательного аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 18:04, реферат

Краткое описание

При проведении ЛФК в воде применяются разнообразные физические упражнения, выполняемые при различной глубине погружения в воду. Проводятся активные и пассивные упражнения с элементами облегчения и отягощения, упражнения с усилием у бортика, в упоре о стенку бассейна, со специальным оборудованием, упражнения, имитирующие "чистые" или смешанные висы, способствующие мышечной релаксации и растяжению позвоночника, дыхательные упражнения, разновидности ходьбы. Особый вид физических упражнений в воде - плавание: свободное, с элементами облегчения (ластами, досками и др.), с имитацией спортивных стилей. Есть также игры в воде, подвижные и малоподвижные, имитация элементов водного поло, игры с передвижением по дну бассейна и много другое.

Содержание

Введение
1. Прямые показания к систематическим занятиям ЛФК в воде
2. Противопоказания к физическим упражнениям в воде
3. Цель, задачи, структура занятия
4. Плавание в ортопедии
5. Комплекс упражнений выполняемых на занятиях при нарушении осанки
Источники информации

Вложенные файлы: 1 файл

тфсд.docx

— 52.32 Кб (Скачать файл)

Департамент образования города Москвы

 

Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

Московский городской педагогический университет

Педагогический институт физической культуры и спорта

 

 

 

 

 

                                                     Реферат по ТФСД

 

На тему: Плавание, как метод реабилитации при заболевании   опорно- двигательного аппарата.

 

 

 

 

 

Студентка: Куделина Светлана

5 курс АФК, заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Москва 2014

Оглавление:

Введение

1. Прямые показания к систематическим занятиям ЛФК в воде

2. Противопоказания к физическим упражнениям в воде

3. Цель, задачи, структура  занятия

4. Плавание в ортопедии

5. Комплекс упражнений  выполняемых  на занятиях при нарушении осанки

Источники информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Физическая активность - одно их необходимых условий жизни, естественная потребность живого организма на всех этапах развития, важный фактор коррекции образа жизни человека.  
Лечебная физкультура (ЛФК), с одной стороны, оказывает непосредственное лечебное действие, а с другой - уменьшает неблагоприятные последствия недостаточной двигательной активности.

При проведении ЛФК в воде применяются разнообразные физические упражнения, выполняемые при различной глубине погружения в воду. Проводятся активные и пассивные упражнения с элементами облегчения и отягощения, упражнения с усилием у бортика, в упоре о стенку бассейна, со специальным оборудованием, упражнения, имитирующие "чистые" или смешанные висы, способствующие мышечной релаксации и растяжению позвоночника, дыхательные упражнения, разновидности ходьбы. Особый вид физических упражнений в воде - плавание: свободное, с элементами облегчения (ластами, досками и др.), с имитацией спортивных стилей. Есть также игры в воде, подвижные и малоподвижные, имитация элементов водного поло, игры с передвижением по дну бассейна и много другое. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Прямые показания  к систематическим занятиям ЛФК  в воде:

 

 1. Нарушения двигательной функции после повреждения позвоночника со с давлением или нарушением целостности спинного мозга, а также после повреждения головного мозга и периферических нервов.

2. Вторичные корешковые болевые синдромы при остеохондрозе (в том числе после оперативного вмешательства), спондилоартрите.

3. Последствия повреждения отдельных периферических нервов (парезы, атрофия мышц, контрактуры, деформация и т. д.).

4.  Неврозы и астенические состояния, в том числе с сопутствующими вегетативными и сосудистыми расстройствами.

5. Остаточные явления после перенесенного полиомиелита и детских церебральных параличей (парезы, мышечные атрофии, нейрогенные контрактуры и деформации конечностей и т. д.).

6. Нарушения осанки, деформации позвоночника и ног (на пример, сутуловатость, сколиозы, плоскостопие и др.).

7. Хронические заболевания костей, суставов; артриты и арт розы различной этиологии (деформирующие, ревматоидные, обменные, болезнь Бехтерева и др.) и вне пери ода обострения заболевания периартикулярных тканей и сухожильно-связочного аппарата посттравматического и другого происхождения.

8. Слабость физического развития, недостаточное развитие мускулатуры, суставно-связочного аппарата и т. д.

9. Восстановительный период после длительной гипокинезии у здоровых лиц и после высоких нагрузок у спортсменов, Примечание. В ряде случаев при тяжелых формах двигательных расстройств (параличи) и сопутствующих заболеваниях упражнения в воде могут проводиться лишь в специальных бассейнах с помощью инструктора ЛФК, при использовании приспособлений для занятий, при оптимальной для данного больного температуре воды.

При показаниях к лечебному применению физических упражнений в воде выбор той или другой методики, решение вопроса о допустимом уровне физической нагрузки соотносят с состоянием каждого больного, учитывая нозологическую форму заболевания, особенности больного, его возраст и общее состояние, степень физической подготовки, в частности умение держаться на воде, и т. д.

Иногда целесообразно начинать занятия с упражнений в ваннах, переходя в дальнейшем к гимнастике и плаванию в бассейне. Применяемые гимнастические упражнения в воде могут быть разнообразными. Они классифицируются по следующим признакам:

По анатомическому признаку – для развития мелких ( движение пальцами, стопами, кистями), средних ( движение шеей, голенями, бедрами , предплечьями, плечом) , и крупных ( движения верхними или нижними конечностями , туловищем) групп мышц;

По характеру мышечного сокращения- динамические и статическими, когда мышцы напрягаются , но движения не происходит ( условно  сюда относятся дыхательные упражнения);

По степени активности- активные( самостоятельное движение), активно-пассивные ( например , помогая  здоровой рукой), пассивные;

Также применяются упражнения : на растягивание в равновесии, направленные на повышение подвижности в суставе ; координацию; укрепление ослабленных и расслабление напряженных мышц, т.е. корригирующие; расслабление с использованием предметов и снарядов; дыхательные .                        

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Противопоказания к физическим упражнениям в воде:

1. Открытые раны, гранулирующие поверхности, трофические язвы, послеоперационные свищи и т. д.

2. Острые и хронические заболевания кожи ( экзема, грибковые и инфекционные поражения).

3. Заболевания глаз (конъюнктивит, блефарит, кератит, повышенная чувствительность к хлору).

4. Заболевания ЛОР органов (острые и хронические гнойные отиты, перфорации барабанной перепонки экзема наружного слухового прохода, вестибулярные расстройства и др.).

5. Состояние после перенесенных инфекционных заболеваний и хронические инфекционные болезни при наличии бациллоносительства.

6. Венерические болезни. Трихомонадный  кольпит, обнаружение трихомонад в моче.

7. Эпилепсия.

8. Вертебробазилярная недостаточность с внезапной потерей сознания в анамнезе.

9. Корешковые болевые синдромы, плекситы,  невралгии, невриты в фазе обострения.

10. Острые и подострые заболевания верхних дыхательных путей, особенно при повышенной чувствительности к хлору.

11. Недержание мочи и кала, наличие свищей с гнойным отделяемым, обильное выделение мокроты и т. п.

12. Туберкулез легких в активной стадии.

13 Ревматические поражения сердца в стадии обострения.

14 Хронические неспецифические заболевания легких в III стадии.

15 Обострение хронической коронарной недостаточности.

16. Другие заболевания сердечно-сосудистой и легочной систем в стадии декомпенсации.

17. Желчнокаменная и мочекаменная болезнь.

18. Острые воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей.

 

3. Цель, задачи, структура  занятия

Цель. Углубление представления о механизме лечебного эффекта и методике применения упражнений в водной среде.

Задачи. Научиться использовать водную среду как фактор терапевтического воздействия на пациента; освоить методику организации и проведения занятий лечебной гимнастики в воде для дошкольников и школьников специальных медицинских групп.

Учебное задание. Закрепить пройденный материал, руководствуясь следующим планом:

  • вода как фактор лечебного воздействия (физико-химические свойства, обезболивающий и гидростатический эффекты, изменение крово-и лимфотока);

  • разновидности физических упражнений в воде (гимнастика в воде, плавание, игры в воде, ходьба);

  • определение понятия «гидрокинезотерапия»;

  • глубина погружения человека в воду как фактор регулирования нагрузки;

  • закаливающий и психотерапевтический эффект упражнений в воде;

  • показания к физическим упражнениям в воде;

  • противопоказания к физическим упражнениям в воде;

  • вертикальное и горизонтальное вытяжение в воде;

  • медицинский контроль за упражнениями в воде.

Место проведения:  бассейн

Время занятий : 2 -3 раза в неделю по 45 мин

Инвентарь : мячи, палки, коврики, подвесной стульчик, подвесные кольца или трапеции, надувные резиновые предметы, ласты для ног, ласты-перчатки, гантели.

Количество занимающихся  в группе – не более 6 человек.

Структура занятия:

Занятие ЛФК включает в себя три этапа: 
1. Подготовительный этап.   На  всех занимающихся должны быть заведены специальные медицинские карточки с краткой характеристикой программы и методики занятий.  Периодически  необходимо проводить диагностику функционального состояния организма, оценку применяемых нагрузок и эффективности занятий с помощью функциональных проб( проба Мартине, спирометрия  «при  заболеваниях дыхательной системы», ортостатическая  проба « для исследования вегетативной нервной системы» , гониометрия           « для определения объема движений в суставах», специальные упражнения    « для оценки силы мышц».

2. Основной этап включает в себя:

№ п/п

       Основные группы  упражнений                                  

Содержание упражнений

1

Упражнения у бортика

Специальные комплексы гимнастических упражнений,

выполняемые на различной глубине:

- разновидность ходьбы, бега, прыжков в воде

- специальные упражнения  на освоение с водой  и

обучение техники плавания

2

Плавание различными способами

Спортивные способы плавания(брасс, кроль на спине и груди);

- прикладные способы плавания(брасс на спине, плавание на боку) ;

-индивидуально рекомендуемые(лечебные) способы плавания;

- перечисленные способы  со средствами облегчения плавания 

( ласты, пенопластовые доски, надувные резиновые круги) и 

дополнительными нагрузками( лопаточки для плавания)


 

 

3. Заключительный этап.

№ п/п

       Основные группы  упражнений                                  

Содержание упражнений

1

Подвижные игры

Игры, облегчающие освоение с водой:

- игры с элементами  обучения техники плавания

- игры с элементами  прикладного плавания        

( ныряние, транспортировка  предметов и              

« утопающих» , прыжки в воду)

- игры с элементами  водного поло

2

Свободное плавание, купание

Физическая активность в воде по желанию занимающихся


 

 

Последовательность этапов физической реабилитации и применения упражнений лечебного плавания.

№ п/п

 Этап физической реабилитации

Период ЛФК

Режим двигательной активности

Основные упражнения лечебного плавания

1

1 этап -стационарный

Первый период - вводный, щадящий

Постельный

Не применяется

   

Второй период

-основной, функциональный

Палатный Свободный стационарный или щадящий

Не применяются специальные комплексы упражнений в воде; освоение с водой; обучение технике плавания

2

2 этап – санаторный, амбулаторный

Третий период - заключительный, тренировочный

Щадящий тренировочный; тренировочный

Закрепление и    совершенствова-ние техники плавания; оздоровительная тренировка


Формы и методы занятий ЛФК:

Основное правило в педагогике: идти от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному. Это правило следует соблюдать и при обучении детей ЛФК. На каждом занятии используется несколько различных методов в зависимости от задач занятия.

Словесные - играют ведущую роль в педагогическом процессе. Постановка задач обучения, объяснение учебного материала, методические указания, замечания, объяснение ошибок, оценка деятельности обучающихся, способы организации коллектива занимающихся и т.д.

Наглядные. К наглядным методам обучения относятся: демонстрация отдельного упражнения, использование наглядных пособий.

Игровой метод - использование упражнений в игровой форме. Метод используется не столько на начальном этапе обучения, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности.

Информация о работе Плавание, как метод реабилитации при заболевании опорно- двигательного аппарата