Правовой статус пациента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:13, лекция

Краткое описание

Содержание правового статуса пациента составляю следующие элементы:
1) правосубъектность (сочетание право-, и дееспособности) пациента;
2) принципы правового статуса пациента;
3) права и обязанности пациента;
4) гарантии прав пациента.
Названные выше элементы правового статуса пациента нашли отра-жение в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Рос-сийской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).

Содержание

1. Содержание правового статуса пациента.
2. Правосубъектность пациента.
3. Принципы правового статуса пациента.
4. Права и обязанности пациента.
5. Гарантии прав пациента.

Вложенные файлы: 1 файл

МП.Эл.1.Лекция.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 

 

ПРАВОВОЙ  СТАТУС  ПАЦИЕНТА

 

План

 

1. Содержание правового  статуса пациента.

2. Правосубъектность  пациента. 

3. Принципы правового статуса пациента.

4. Права и обязанности пациента.

5. Гарантии прав пациента.

 

1. Содержание  правового статуса пациента

 

Содержание правового статуса пациента составляю следующие элементы: 

1) правосубъектность  (сочетание право-, и дееспособности) пациента;

2) принципы правового  статуса пациента;

3) права и обязанности  пациента;

4) гарантии прав пациента.

Названные выше элементы правового статуса пациента нашли отра-жение в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Рос-сийской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).

Правовой статус пациента дополняется также ведомственными норма-тивно-правовыми актами. Так, существенное значение имеет Отраслевой стандарт «Протоколы ведения больных. Общие положения» 91500.09.0001-1999, утвержденный приказом Минздрава РФ от 3 августа 1999 г. № 303, введенный в действие с 1 сентября 1999 г. (далее – Отраслевой стандарт). В отраслевом стандарте заслуживает особого внимания раздел «01.04.02 Типы моделей пациентов», где отмечено, что моделирование является матема-тическим конструированием схемы, основанной на упрощающих допу-щениях о характеристике объекта. Выделено 3 типа моделей пациентов:

- Нозологическая модель;

- Синдромальная модель;

- Ситуационная модель.

В основе нозологической модели лежит заболевание. Нозологическая модель учитывает стадию или фазу заболевания, и возможность определенных осложнений. Перечень заболеваний установлен МКБ-10. Таким образом, нозологическая модель имеет следующие разделы:

1. Нозологическая форма;

2. Стадии заболевания;

3. Фазы заболевания;

4. Осложнения.

Для одного заболевания  может быть несколько стадий (фаз) и осложнений. Каждое такое множество является отдельной моделью пациента и требует разработки отдельного протокола.

В основе синдромальной  модели пациента лежит определенный синдром, его стадия (фаза) и осложнения. Перечень синдромов частично имеется в МКБ 10, частично должен быть дополнен экспертами при составлении протоколов ведения больных. Таким образом, синдромальная модель состоит из следующих разделов:

1. Синдром;

2. Стадии синдрома;

3. Фазы синдрома;

4. Осложнения.

Для одного синдрома может быть несколько стадий (фаз) и осложнений. Каждое такое множество является отдельной моделью пациента и требует разработки отдельного протокола.

Ситуационная модель определяется определенной клинической  ситуацией - поступление экстренного больного в стационар, перевод из отделения в отделение, проведение скрининга для выявления заболевания, проведение анестезиологического пособия и т.д. Ситуационная модель связана с группой заболеваний, профильностью и функциональным назначением отделения, медицинского учреждения. Ситуационная модель включает следующие разделы:

1. Клиническая ситуация;

2. Группа заболеваний  согласно МКБ-10;

3. Профильность подразделения,  учреждения;

4. Функциональное назначение  подразделения, учреждения.

Стадии и фазы заболеваний  и синдромов, осложнения, профиль, функциональное назначение, клинические ситуации для рационализации работы с протоколами ведения больных, а также для создания компьютерных версий протоколов необходимо свести в соответствующие классификаторы.

 

2. Правосубъектность пациента

 

Правосубъектность пациента имеет существенное значение для решения вопросов о способности иметь права и обязанности пациента (право-способность), о возможности самостоятельно осуществлять их в полном объеме (дееспособность), а также для определения важного элемента дее-способности, которым является деликтоспособность – способность са-мостоятельно сознавать свои противоправные деяния, их последствия, нести за них юридическую ответственность.

 Правоспособность и дееспособность пациента необходимо определять с учетом момента их возникновения.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ пациент – физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния. Следовательно, правоспособность пациента возникает при оказании физическому лицу медицинской помощи или при обращении за ее оказанием.

Вопрос о дееспособности пациента находит свое четкое разрешение в ч. 2 ст. 54 Федерального закона № 323-ФЗ, где определено: «Несовер-шеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше 16 лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии настоящим Федеральным законом». Из приведенной нормы видно, что несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет (больные наркоманией в возрасте старше 16 лет) обладают дееспособностью пациента и могут самостоятельно осуществлять соответствующие права.

Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

1) лица, не достигшего  возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего  Федерального закона, или лица, признанного  в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;  

2) несовершеннолетнего  больного наркоманией при оказании  ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодате-льством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).

При отсутствии законных представителей решение о медицинском  вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум – непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации и законных представителей.

Говоря о деликтоспособности пациента, следует обратить особое внимание на то, что правовой статус пациента может быть дополнен правовым статусом потребителя медицинских услуг, вытекающим из договора возмездного оказания медицинских услуг.

В соответствии с ч. 8. ст. 84 Федерального закона № 323-ФЗ к отно-шениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-I).

Так, в ст. 37 Закона № 2300-I, в частности, установлено, что потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем. Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса.

Очевидно, что при ненадлежащем исполнении указанных выше обязан-ностей потребитель медицинских услуг может нести соответствующую гражданско-правовую ответственность.

 

3. Принципы правового статуса пациента

 

Признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых осуществляется использование  прав пациента и испол-нение его обязанностей, составляют принципы правового статуса пациента.

Принципы правового  статуса пациента определяются на основе более широкого правового образования – принципов охраны здоровья граждан. Это является вполне оправданным, поскольку меры медицинского характера являются неотъемлемым элементом охраны здоровья граждан.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ охрана здоровья граждан – это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидеми-ческого (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ определено, что основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав  граждан в сфере охраны здоровья  и обеспечение связанных с  этими правами государственных  гарантий;

2) приоритет интересов  пациента при оказании медицинской  помощи;

3) приоритет охраны  здоровья детей;

4) социальная защищенность  граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, должностных  лиц организаций за обеспечение  прав граждан в сфере охраны  здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа  в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики  в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной  тайны.

Соблюдение  прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. В ст. 5 Федерального закона РФ № 323-ФЗ указано:

«1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с  общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует  гражданам защиту от любых  форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний».

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ № 323-ФЗ приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических  и моральных норм, а также уважительного  и гуманного отношения со стороны  медицинских работников и иных  работников медицинской организации;

2) оказания медицинской  помощи пациенту с учетом его  физического состояния и с  соблюдением по возможности культурных  и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода  при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований  к проектированию и размещению  медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий,  обеспечивающих возможность посещения  пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при  оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья (ч. 2 ст. 6 Федерального закона РФ № 323-ФЗ).

Приоритет охраны здоровья детей. В ст. 7 Федерального закона РФ № 323-ФЗ определено:

«1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий  физического и психического развития детей.

2. Дети независимо  от их семейного и социального  благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации,  общественные объединения и иные  организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Информация о работе Правовой статус пациента