Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 13:52, практическая работа
Переход к рыночной экономике значительно повысил требования к качеству оказания медицинской помощи. Поскольку медицинская услуга выступает в качестве товара, а пациент – ее потребителя, повысились требования к потребительским качествам этой услуги и наряду с медицинской ее составляющей большое внимание сегодня уделяется этической компоненте. Смещение профессиональной уста-новки с нозоцентрической (ориентированной на болезнь) на антропоцентрическую (ориентированную на человека) и социоцентрическую (в центре внимания которой находятся общественно-психологические факторы, влияющие на здоровье пациентов), переход от патернализма к антипатернализму требует согласованного взаимодействия медиков и пациентов.
Министерство здравоохранения Оренбургской области
Исследовательская работа
на тему:
«Профессиональная культура как этическая составляющая сестринского дела»
ЭТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
Переход к рыночной экономике значительно повысил требования к качеству оказания медицинской помощи. Поскольку медицинская услуга выступает в качестве товара, а пациент – ее потребителя, повысились требования к потребительским качествам этой услуги и наряду с медицинской ее составляющей большое внимание сегодня уделяется этической компоненте. Смещение профессиональной установки с нозоцентрической (ориентированной на болезнь) на антропоцентрическую (ориентированную на человека) и социоцентрическую (в центре внимания которой находятся общественно-психологические факторы, влияющие на здоровье пациентов), переход от патернализма к антипатернализму требует согласованного взаимодействия медиков и пациентов.
В процессе оказания медицинской помощи больной значительно чаще, чем с врачом, взаимодействует с медицинской сестрой, которая осуществляет врачебные назначения и обеспечивает уход за пациентом. От того, как сложатся их взаимоотношения, от степени их терапевтического сотрудничества зависит результат лечения. Поэтому к личностным качествам медицинской сестры предъявляются особые требования. В данной работе мы ставили перед собой целью изучить требования, предъявляемые пациентами и врачами к медицинской сестре.
По специально разработанной анкете нами был проведен анкетный опрос 106 врачей и 216 пациентов, получающих стационарное лечение в отделениях различного профиля в республиканской клинической больнице Министерства здравоохранения Республики Татарстан. По данным исследования, с точки зрения пациента лечебного учреждения идеальная медицинская сестра должна отвечать следующим требованиям: она быть профессионалом своего дела (так считают 95% больных), обладать набором определенных личностных качеств (42%), иметь соответствующие внешние данные (19%). В рейтинге профессиональных качеств ведущие места занимали следующие качества: добросовестность (это качество отметили 66% респондентов), исполнительность и внимательность (по 59%), дисциплинированность (32,5%). Из личностных характеристик главными оказались доброжелательность в отношениях с больными (65%), ровность в общении и отзывчивость (по 51%), коммуникативные навыки (45%). Самостоятельность действий за средним медицинским работником признавал каждый пятый пациент, остальные полагали, что медицинская сестра – лишь исполнитель врачебных указаний, помощник врача, или не задумывались над этим вопросом.
В отношении себя, как пациента ЛПУ, две трети больных характеризовали отношение медицинских сестер положительно. Негативное впечатление от встречи со средним медицинским персоналом сложилось у каждого седьмого пациента. Две трети больных (64%) полагали, что медсестры добросовестно относятся к своим обязанностям, уделяют достаточно времени пациентам (83%); треть (36%) не устраивало равнодушие к проблемам больного (21,5%), медлительность в действиях (12,5%), неточное выполнение назначений (9,5%), отсутствие на рабочем месте (6%). Причинами низкого качества работы медицинских сестер больные считали большую нагрузку (48%), дефицит профессиональных знаний (44%), низкий культурный уровень (15%), несогласованность в работе медицинского персонала (14%).
При описании идеальной медицинской сестры врачи оказались более критичными, нежели пациенты. Они в 1,5 раза более внимательно относились к личностным характеристикам среднего медицинского работника и в 2 раза – к его внешним данным. Так же, как и пациенты, врачи ценили в медицинской сестре профессионализм (96% считали его самой важной составляющей), актуальность личностных качеств отметили 57% участников, для 34% были важны внешние данные. Если понятия «профессионализм» и «личностные данные» для врачей и пациентов были идентичными, то к внешности они предъявляли различные требования. Больные вкладывали в это понятие внешнюю привлекательность, эстетическое удовольствие; врачи же видели за ним общую опрятность, соблюдение формы одежды, обеспечивающей эпидемиологическую безопасность, удобство, возможность быстро и качественно выполнять обязанности. Поэтому больным хотелось видеть медицинскую сестру в юбке, с макияжем, в обуви на каблуках, врачам – в брюках, функциональной обуви, медицинской шапочке. Больные придавали значение внешнему облику медицинских сестер в том случае, если они хорошо себя чувствовали; при тяжелом состоянии больное внешний вид среднего медицинского работника не был актуальным и не обсуждался.
В рейтинге профессиональных качеств медицинских сестер врачи на ведущие позиции отдавали внимательности (82%), добросовестности (79%), исполнительности и быстроте реакции (по 67%), дисциплинированности (61%). Из человеческих качеств врачи отмечали доброжелательность в отношениях с больными (77%), терпимость и отзывчивость (по 67%), ровность при контактах с пациентами (63%), общительность (59%) и сострадание (52%). Врачи оказались более критичны к недостаткам медицинских сестер, нежели больные. Они в 2,5 раза чаще пациентов отмечали промедления и промашки в выполнении назначений, отлучки с рабочего места. Причинами низкого качества работы врачи считали большую нагрузку на медсестру (66%), дефицит профессиональных знаний и умений (45%), несогласованность в действиях медперсонала (41%), низкий культурный уровень (15%).
На основании полученных данных можно заключить, что требования участников лечебного процесса к медицинской сестре сходные: высокий профессионализм и прекрасные человеческие качества. Пациенты оказались более лояльными в оценке средних медицинских работников, врачи – более строгими и требовательными. Чтобы соответствовать ожиданиям пациентов и отвечать требованиям коллег по работе, медицинские сестры должны постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения (так считают 70% пациентов и 75% врачей), более рационально распределять рабочее время (30% и 58%), внимательно следить за культурой речи и повышать общий культурный уровень (18% и 46%).
При таких требованиях следует организовать профессиональный отбор, основанный не только на знаниях, но и учитывающий определенные характерологические особенности личности, воспитания, что даст возможность поставить заслон для людей не склонных состраданию, соучастию, сопереживанию. Психологическое тестирование на этапе профориентации позволит снизить число профессионально непригодных работников среднего звена, поднимет престиж специальности. Для работающих средних медицинских работников необходимо организовать обучение этике и психологии общения, правовым вопросам медицины. Нужно включать в программу последипломного образования дисциплины «медицинская этика и деонтология» (так считают 53% пациентов и 57% врачей) и «медицинское право» (соответственно 18 и 29%).
Информация о работе Профессиональная культура как этическая составляющая сестринского дела