Профилактика алкоголизма подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:37, реферат

Краткое описание

Кардинальные перемены, происходящие в стране, заметно сказываются на морально-психологическом климате нашего общества. Сдерживающими факторами на пути демократических преобразований являются различные проявления социального негативизма, к числу которых относится и алкоголизация отдельных групп населения. Особую тревогу вызывают пьянство и алкоголизм детей и подростков. Объективной причиной первого употребления учащимися алкогольных напитков выступают алкогольные обычаи (которые являются результатом воспитания отдельной части народа в течение многих веков), направленные на сохранение отживающих обрядовых норм поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 65.24 Кб (Скачать файл)

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Профилактика алкоголизма подростков"

Актуальность исследования

Кардинальные перемены, происходящие в стране, заметно сказываются  на морально-психологическом климате  нашего общества. Сдерживающими факторами  на пути демократических преобразований являются различные проявления социального  негативизма, к числу которых  относится и алкоголизация отдельных  групп населения. Особую тревогу  вызывают пьянство и алкоголизм детей  и подростков. Объективной причиной первого употребления учащимися  алкогольных напитков выступают  алкогольные обычаи (которые являются результатом воспитания отдельной  части народа в течение многих веков), направленные на сохранение отживающих обрядовых норм поведения. Субъективной причиной являются первичные алкогольные  установки. В основе их лежат обыденные  представления и стереотипы о  фармакологических свойствах алкоголя. Противостоять им могут только трезвенные обычаи и традиции, основанные на научных  знаниях о механизме действия алкоголя на организм человека, сформулированные в, процессе трезвенного воспитания. Отсюда возникает необходимость  предупреждения алкогольных предрассудков, первого употребления школьниками алкогольных напитков.

В государственных документах последних  лет говорится об условиях, которые  способствовали широкому распространению  многих негативных социальных явлений  в нашей стране, о предпосылках, не привнесенных извне, а собственных, сложившихся в нашей действительности. Алкоголизм в этом отношении не исключение. Вот почему для борьбы за предотвращение и пресечение опасного пристрастия  к алкоголю необходимы меры общего характера.

Как известно, дети и подростки являются той средой, где как в кривом зеркале, отражаются многие «болевые точки» реальной действительности. Молодежная среда наиболее сенситивна к любым социальным инновациям.

Сегодня по данным медицинской  статистики, потребляют алкогольные  напитки каждый третий школьник в средних классах и более половины в старших. По данным медико-социальных исследований, средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек — до 12,9 лет. Выпивка стала символом объединения подростков или молодых людей в неформальные группы, обязательным условием признания любого из ее членов.

На наш взгляд, изучаемый  вопрос может рассматриваться как  совокупность системных педагогических проблем: превентивной педагогики, теории реактивного сопротивления личности и мотивационно-личностного тренинга. В 4 своем исследовании мы попытались обозначить некоторые подходы, которые могут способствовать уменьшению факторов, условий, приводящих несовершеннолетних к алкоголизму. В то< же время мы, далеки от мысли, что данная проблема, может быть полностью решена средствами педагогики, психологии, медицины.

Необходимо помнить, что  дети, а особенно подростки, ценят  чувство свободы и самостоятельности. Поэтому, когда трезвенное просвещение становится сродни социальному давлению, ущемляющему их чувство свободы, они восстают. Достаточно часто такие дети и подростки будут делать обратное тому, что им говорят педагоги, родители.

Алкоголь страшен не только тем, что он разрушает здоровье человека: Он способствует саморазрушению личности, искажению ее взаимоотношений с  другими людьми, разрыву всех социальных связей, связывающих ее с миром, потере человеческого облика.

Из всего вышесказанного хорошо видно, что на сегодняшний день «явно  прослеживаются следующие тенденции:

• «омоложение» контингента употребляющих алкоголь;

• снижение возраста испытавших опыт знакомства с алкоголем;

• отсутствие учета той доли детей  и подростков, которые задумываются над проблемой употребления алкоголя.

Вышеназванные тенденции  позволяют сделать вывод о  том, что проблема алкоголизма касается не только медицины и деятельности правоохранительных органов. Эта проблема комплексная, и ведущая роль в  этом процессе остается за системой образования. Именно в образовательном учреждении в ходе воспитательного процесса можно организовать работу по профилактике употребления алкогольных напитков. Всегда легче что-то предотвратить, чем потом исправлять уже допущенные детьми подростками ошибки.

Научная база для разработки вопросов профилактики алкоголизации подрастающего поколения формировалась отечественными и зарубежными исследователями в этой области.

В развитие научных основ  формирования здорового образа жизни  существенный вклад внесли А.С. Вирениус, И.И. Горбунов-Посадов, Д.А. Дриль, П.Ф. Лесгафт, В.О. Португалов, С.А. Рачинский, JI.H. Толстой и др. В 20-30 годы вопросами предупреждения аддиктивного и девиантного поведения среди несовершеннолетних занимались такие педагоги, как П.А. Коновалов, В.И. Ку-фаев, А.С. Макаренко и другие; психологи - J1.C. Выготский, В.Н. Никольский; врачи — В.Р. Дубрович , P.M. Зиман, А.С. Шоломович; юристы - П.А. Андреев, М.Н. Гернет. Представители разных направлений пытались выявить причины, факторы и условия, вызывающие алкоголизацию и наркотизацию несовершеннолетних и, в зависимости от этого, построить систему профилактики. На современном этапе отечественной науки заложены продуктивные подходы к созданию теоретической и технологической базы превентивной педагогики (С.А. Беличева, А.С. Белкин, С.А. Завражин, И. Даушева, Д.В. Колесов, А.Е. Личко, А.Н. Маюров, Н. Сирота, А.Д. Гонеев, В. Ялтонский, А.Н. Якушев и др.); созданы психолого-педагогические концепции и модели социального педагога-психолога для работы с детьми и подростками группы социального риска (В.Н. Барсуков, Т.А. Бондаренко, Б.С. Братусь, М.Е. Бурно, В.Н. Ирхин, В.И. Игна-тенко, М.И. Рожков, В.В. Трифонов и др.); получили развитие психологические исследования (КА. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.В. Карпов, Д.В. Колесов).

Анализ научно-методической литературы и диссертационных исследований свидетельствует о том, что в  последнее время активизируется работа по рассматриваемой проблеме. Однако на сегодняшний день ни в психологопедагогической науке, ни в практике деятельности различных образовательных учреждений не разработана достаточно эффективная система такой работы и технология ее реализации. В то же время анализ практики показал, что наиболее сложной для педагогов, является проблема обеспечения эффективных условий профилактики алкоголизма в образовательных учреждениях различного типа, существование которых обусловлено целым рядом противоречий, таких как:

- между потребностью общества  в активных и полноценных членах  и асоциальной направленностью поведения алкоголизирующихся подростков;

- между потребностью общества  в существенном изменении превентивной  практики с использованием в  ее ходе возможностей образовательных  учреждений, и отсутствием подготовки  педагогов к данному виду деятельности, как в вузе, так и в системе повышения квалификации;

- между объективными потребностями  практики* в создании целостной системы профилактики алкоголизации подрастающего поколения, и отсутствием обоснованных условий ее эффективности.

Имеющиеся противоречия обусловили выбор проблемы исследования: при каких педагогических условиях процесс профилактики алкоголизации подрастающего поколения будет эффективным? Данная постановка проблемы характеризует исследование как соответствующее существующим в педагогической практике запросам и современным тенденциям развития психолого-педагогической науки, которые отражают новое отношение к личности, признавая значение личностных ценностей и неповторимой индивидуальности каждого человека.

Выполненное диссертационное  исследование основывается на идеях  научной школы, сложившейся в  Ярославском государственном педагогическом университете имени К.Д. Ушинского под руководством доктора педагогических наук, профессора М.И. Рожкова, в работах и проводимых исследованиях которой проходит основная идея - идея развития экзистенциальной сферы ребенка. Обосновывая изучаемую проблему в аспекте вышеобозначенной идеи, мы рассматриваем процесс профилактики подросткового алкоголизма через идею субъектного включения ребенка в данный процесс.

Цель исследования: выявить и  обосновать комплекс педагогических условий  эффективности профилактики алкоголизма  среди подростков.

Объект исследования: процесс профилактики алкоголизма среди подростков.

Предмет исследования: педагогические условия эффективности профилактики алкоголизма среди подростков.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой профилактика алкоголизма  среди подростков, базируясь на комплексно-интегративном  подходе к ее организации, предполагает комбинацию профилактических стратегий, эффективных при реализации следующих  условий:

1. Индивидуализации превентивного воздействия на основе данных социально-педагогической диагностики личностных особенностей подростков.

2. Стимулировании субъектного включения подростков в профилактический процесс на основе формирования рефлексивной позиции:

3. Взаимодействии- различных специалистов на последовательных этапах реализации профилактической программы.

В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы  профилактики употребления алкоголя  подростками в науке и практике.

2. Обосновать теоретико-методические  основы профилактики, алкоголизма  в подростковой среде.

3. Обосновать педагогические условия  эффективности профилактики алкоголизма  среди подростков.

4. Разработать программу профилактики  подросткового алкоголизма в  условиях оздоровительно-образовательного  центра.

Теоретико-методологической основой нашего исследования являются деятельностный подход к развитию личности А.Н. Леонтьева, концепция социального развития личности Д.И. Фельдштейна, теория нормы и отклонения от нормы Я.И. Гилинского, концепция организации воспитательного процесса М.И. Рожкова, JI.B. Байбородовой, О.С. Гребенюка, исследования в области де-виантного поведения подростков Ю.А. Клейберга, М.А. Ковальчук.

Методологической основой  исследования является Федеральный  Закон «Об образовании», Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 19 июня 1997 г. № 1252 «О стратегии развития и воспитания'личности в системе общего и профессионального образования в России»; Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».

В качестве методологической основы нашего исследования мы использовали концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, разработанные по заказу Министерства образования Российской Федерации авторским коллективом в составе: Ю.В. Валентика, Н.В. Вострокнутова, А.А. Гериша, Т.Н. Дудко, JI.A. Котельниковой, под общим руководством начальника Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России Тростанецкой Г.Н.

В ходе диссертационного исследования* мы опирались на работы отечественных  ученых, рассматривающих различные  аспекты аддиктивного поведения: А.Ю. Акопова, М.А. Алемаскина, Г.Г. Бочкаревой, Б.С. Братуся, Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской, М.А. Ковальчук, Ц.П. Короленко, Ю.А. Клейберга, А.В. Лапшина, Г.М. Миньковского, В.Д. Менделевича, К.В. Сельченок, Н.В. Смирновой.

Существенное концептуальное значение для нашей работы имеют: идеи антрополого-гуманистической  педагогики и психологии А.А. Аронова,

П.П. Блонского, Б.С. Братуся, М.И. Буянова, К.Н. Вентцеля, М.Г. Данильченко,

А.Г. Казаковой, М.В. Сидорова и др.;

- методология, логика и методика  исследования в педагогических  науках (Т.И.

Бакланова, Н.К. Бакланова, Г.Б. Бочарова, И.А. Зимняя, Т.А. Кривченко, Н.А.

Морозова и др);

- методологические принципы  превентивной педагогики (А.И. Арнольдов, В.Ф. Бландинский, Н.М. Брой, С.С. Гиль, Ю.В. Гоголев, С.А. Завражин, Д.В. Колесов, З.В. Коробкина, Б.М. Левин, А.Н. Маюров, Т.Н. Николаева, А.Н. Якушев);

- исследования в области  профилактики подросткового алкоголизма  (Б.С. Бра-тусь, Ю.В. Валентик, Н.В. Вострокнутов, А.А. Гериш, М.А. Ковальчук, Ц.П. Короленко, С.А. Кулаков, В.В. Макаров, O.JI. Романова и др.)

Для решения задач исследования и проверю! гипотезы был использован  комплекс методов, включающий в себя теоретические методы исследования: теоретический анализ и синтез данных психолого-педагогической, философской, социологической литературы, статистических данных и данных существующего педагогического  опыта профилактической работы; эмпирические методы исследования, среди которых  можно выделить две группы: рабочие, или частные (изучение документов и  результатов деятельности, наблюдение, опросы устный и письменный, тестирование); комплексные, или общие (обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа).

База исследования. Теоретическую  базу исследования составили публикации психологов и педагогов по изучаемой  проблеме. Практической базой исследования и опытной работы явились средние  образовательные школы № 59, 74 г. Ярославля, Ивняковская СОШ Ярославского области и летний оздоровительно-образовательный палаточный лагерь «Дисперадо».

Основные этапы и организация  исследования.

На первом этапе (2004-2005) проводились  выбор и теоретическое осмысление темы, изучение научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования, определялись исходные позиции исследования, понятийный аппарат, рабочая гипотеза. Изучался опыт профилактической работы в школах Ярославской области.

Информация о работе Профилактика алкоголизма подростков