Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:37, реферат
Кардинальные перемены, происходящие в стране, заметно сказываются на морально-психологическом климате нашего общества. Сдерживающими факторами на пути демократических преобразований являются различные проявления социального негативизма, к числу которых относится и алкоголизация отдельных групп населения. Особую тревогу вызывают пьянство и алкоголизм детей и подростков. Объективной причиной первого употребления учащимися алкогольных напитков выступают алкогольные обычаи (которые являются результатом воспитания отдельной части народа в течение многих веков), направленные на сохранение отживающих обрядовых норм поведения.
Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Профилактика алкоголизма подростков"
Актуальность исследования
Кардинальные перемены, происходящие
в стране, заметно сказываются
на морально-психологическом
В государственных документах последних
лет говорится об условиях, которые
способствовали широкому распространению
многих негативных социальных явлений
в нашей стране, о предпосылках,
не привнесенных извне, а собственных,
сложившихся в нашей
Как известно, дети и подростки являются той средой, где как в кривом зеркале, отражаются многие «болевые точки» реальной действительности. Молодежная среда наиболее сенситивна к любым социальным инновациям.
Сегодня по данным медицинской статистики, потребляют алкогольные напитки каждый третий школьник в средних классах и более половины в старших. По данным медико-социальных исследований, средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек — до 12,9 лет. Выпивка стала символом объединения подростков или молодых людей в неформальные группы, обязательным условием признания любого из ее членов.
На наш взгляд, изучаемый
вопрос может рассматриваться как
совокупность системных педагогических
проблем: превентивной педагогики, теории реактивного сопротивления
личности и мотивационно-личностного трени
Необходимо помнить, что
дети, а особенно подростки, ценят
чувство свободы и самостоятель
Алкоголь страшен не только тем, что он разрушает здоровье человека: Он способствует саморазрушению личности, искажению ее взаимоотношений с другими людьми, разрыву всех социальных связей, связывающих ее с миром, потере человеческого облика.
Из всего вышесказанного хорошо видно, что на сегодняшний день «явно прослеживаются следующие тенденции:
• «омоложение» контингента употребляющих алкоголь;
• снижение возраста испытавших опыт знакомства с алкоголем;
• отсутствие учета той доли детей и подростков, которые задумываются над проблемой употребления алкоголя.
Вышеназванные тенденции
позволяют сделать вывод о
том, что проблема алкоголизма касается
не только медицины и деятельности
правоохранительных органов. Эта проблема
комплексная, и ведущая роль в
этом процессе остается за системой образования.
Именно в образовательном учреждении
в ходе воспитательного процесс
Научная база для разработки
вопросов профилактики алкоголизации подрастающего по
В развитие научных основ формирования здорового образа жизни существенный вклад внесли А.С. Вирениус, И.И. Горбунов-Посадов, Д.А. Дриль, П.Ф. Лесгафт, В.О. Португалов, С.А. Рачинский, JI.H. Толстой и др. В 20-30 годы вопросами предупреждения аддиктивного и девиантного поведения среди несовершеннолетних занимались такие педагоги, как П.А. Коновалов, В.И. Ку-фаев, А.С. Макаренко и другие; психологи - J1.C. Выготский, В.Н. Никольский; врачи — В.Р. Дубрович , P.M. Зиман, А.С. Шоломович; юристы - П.А. Андреев, М.Н. Гернет. Представители разных направлений пытались выявить причины, факторы и условия, вызывающие алкоголизацию и наркотизацию несовершеннолетних и, в зависимости от этого, построить систему профилактики. На современном этапе отечественной науки заложены продуктивные подходы к созданию теоретической и технологической базы превентивной педагогики (С.А. Беличева, А.С. Белкин, С.А. Завражин, И. Даушева, Д.В. Колесов, А.Е. Личко, А.Н. Маюров, Н. Сирота, А.Д. Гонеев, В. Ялтонский, А.Н. Якушев и др.); созданы психолого-педагогические концепции и модели социального педагога-психолога для работы с детьми и подростками группы социального риска (В.Н. Барсуков, Т.А. Бондаренко, Б.С. Братусь, М.Е. Бурно, В.Н. Ирхин, В.И. Игна-тенко, М.И. Рожков, В.В. Трифонов и др.); получили развитие психологические исследования (КА. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.В. Карпов, Д.В. Колесов).
Анализ научно-методической
литературы и диссертационных исследований
свидетельствует о том, что в
последнее время активизируется
работа по рассматриваемой проблеме.
Однако на сегодняшний день ни в психологопедагогической наук
- между потребностью общества
в активных и полноценных
- между потребностью общества
в существенном изменении
- между объективными
Имеющиеся противоречия обусловили выбор проблемы исследования: при каких педагогических условиях процесс профилактики алкоголизации подрастающего поколения будет эффективным? Данная постановка проблемы характеризует исследование как соответствующее существующим в педагогической практике запросам и современным тенденциям развития психолого-педагогической науки, которые отражают новое отношение к личности, признавая значение личностных ценностей и неповторимой индивидуальности каждого человека.
Выполненное диссертационное
исследование основывается на идеях
научной школы, сложившейся в
Ярославском государственном
Цель исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических условий эффективности профилактики алкоголизма среди подростков.
Объект исследования: процесс профилактики алкоголизма среди подростков.
Предмет исследования: педагогические
условия эффективности
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой профилактика алкоголизма среди подростков, базируясь на комплексно-интегративном подходе к ее организации, предполагает комбинацию профилактических стратегий, эффективных при реализации следующих условий:
1. Индивидуализации превентивн
2. Стимулировании субъектного
включения подростков в профилактический
процесс на основе формирования рефлексивной пози
3. Взаимодействии- различных специалистов на последовательных этапах реализации профилактической программы.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать состояние
2. Обосновать теоретико-
3. Обосновать педагогические
4. Разработать программу
Теоретико-методологической основой нашего исследования являются деятельностный подход к развитию личности А.Н. Леонтьева, концепция социального развития личности Д.И. Фельдштейна, теория нормы и отклонения от нормы Я.И. Гилинского, концепция организации воспитательного процесса М.И. Рожкова, JI.B. Байбородовой, О.С. Гребенюка, исследования в области де-виантного поведения подростков Ю.А. Клейберга, М.А. Ковальчук.
Методологической основой исследования является Федеральный Закон «Об образовании», Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 19 июня 1997 г. № 1252 «О стратегии развития и воспитания'личности в системе общего и профессионального образования в России»; Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
В качестве методологической основы нашего исследования мы использовали концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, разработанные по заказу Министерства образования Российской Федерации авторским коллективом в составе: Ю.В. Валентика, Н.В. Вострокнутова, А.А. Гериша, Т.Н. Дудко, JI.A. Котельниковой, под общим руководством начальника Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России Тростанецкой Г.Н.
В ходе диссертационного исследования* мы опирались на работы отечественных ученых, рассматривающих различные аспекты аддиктивного поведения: А.Ю. Акопова, М.А. Алемаскина, Г.Г. Бочкаревой, Б.С. Братуся, Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской, М.А. Ковальчук, Ц.П. Короленко, Ю.А. Клейберга, А.В. Лапшина, Г.М. Миньковского, В.Д. Менделевича, К.В. Сельченок, Н.В. Смирновой.
Существенное концептуальное значение для нашей работы имеют: идеи антрополого-гуманистической педагогики и психологии А.А. Аронова,
П.П. Блонского, Б.С. Братуся, М.И. Буянова, К.Н. Вентцеля, М.Г. Данильченко,
А.Г. Казаковой, М.В. Сидорова и др.;
- методология, логика и
Бакланова, Н.К. Бакланова, Г.Б. Бочарова, И.А. Зимняя, Т.А. Кривченко, Н.А.
Морозова и др);
- методологические принципы превентивной педагогики (А.И. Арнольдов, В.Ф. Бландинский, Н.М. Брой, С.С. Гиль, Ю.В. Гоголев, С.А. Завражин, Д.В. Колесов, З.В. Коробкина, Б.М. Левин, А.Н. Маюров, Т.Н. Николаева, А.Н. Якушев);
- исследования в области
профилактики подросткового
Для решения задач исследования и проверю! гипотезы был использован комплекс методов, включающий в себя теоретические методы исследования: теоретический анализ и синтез данных психолого-педагогической, философской, социологической литературы, статистических данных и данных существующего педагогического опыта профилактической работы; эмпирические методы исследования, среди которых можно выделить две группы: рабочие, или частные (изучение документов и результатов деятельности, наблюдение, опросы устный и письменный, тестирование); комплексные, или общие (обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа).
База исследования. Теоретическую базу исследования составили публикации психологов и педагогов по изучаемой проблеме. Практической базой исследования и опытной работы явились средние образовательные школы № 59, 74 г. Ярославля, Ивняковская СОШ Ярославского области и летний оздоровительно-образовательный палаточный лагерь «Дисперадо».
Основные этапы и организация исследования.
На первом этапе (2004-2005) проводились
выбор и теоретическое