Профилактика алкоголизма подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:37, реферат

Краткое описание

Кардинальные перемены, происходящие в стране, заметно сказываются на морально-психологическом климате нашего общества. Сдерживающими факторами на пути демократических преобразований являются различные проявления социального негативизма, к числу которых относится и алкоголизация отдельных групп населения. Особую тревогу вызывают пьянство и алкоголизм детей и подростков. Объективной причиной первого употребления учащимися алкогольных напитков выступают алкогольные обычаи (которые являются результатом воспитания отдельной части народа в течение многих веков), направленные на сохранение отживающих обрядовых норм поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 65.24 Кб (Скачать файл)

На втором этапе (2005-2006) проводилась  опытная работа по апробации комплекса педагогических условий эффективности профилактики алкоголизма среди подростков на базе летнего оздоровительно-образовательного центра «Дисперадо».

На третьем этапе (2006-2007) проводилось  осмысление эмпирических данных, их анализ, обобщение и систематизация результатов  опытной работы, оформление текста диссертации.

Научная новизна и теоретическая  значимость исследования заключается  в том, что:

- выявлено отношение школьников, их родителей и учителей к проблеме употребления алкоголя;

- выявлены факторы и причины  алкоголизации подростковой среды  в современных условиях;

- определена сущность и обосновано  содержание профилактики подросткового  алкоголизма;

- обоснован комплексно-интегративный  подход к организации профилактического  процесса;

- выявлены педагогические условия  эффективности профилактики алкоголизма  в условиях временных детских  объединений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- разработана программа  профилактики алкоголизма среди  подростков* в условиях оздоровительного лагеря;

- результаты нашего исследования  позволяют обозначить подходы  к решению актуальной практической  психолого-педагогической проблемы  профилактики алкоголизма в подростковой  среде в условиях оздоровительного  лагеря, а также профилактики  девиантного поведения в целом;

- материалы данного исследования  могут быть использованы в  подготовке студентов специальностей  «Социальная педагогика» и «Организация работы с молодежью» к организации профилактической работы с несовершеннолетними.

Личный вклад автора в исследование заключается в уточнении сущности профилактики алкоголизма в подростковой среде, выявлении отношения

10 школьников, их родителей и учителей к проблеме употребления алкоголя, обосновании комплексно-интегративного подхода к организации процесса профилактики, обосновании условий эффективности профилактики алкоголизма среди подростков, разработке и апробации программы профилактики алкоголизма в условиях детских временных объединений.

Достоверность и обоснованность выводов  и результатов исследования обеспечивалась четкостью исходных методологических и теоретических позиций, логикой  научного исследования и адекватным применением методов, соответствующих  объекту, предмету, цели и задачам  исследования; подробным анализом опыта  работы с безнадзорными подростками  в различных социальных и образовательных  учреждениях; адекватной обработкой результатов  эксперимента.

На защиту выносятся:

1. Комплексно-интегративный подход  к профилактике подросткового  алкоголизма, под которым мы  понимаем подход, основанный на  комбинации профилактических стратегий,  объединенных единой целью и  реализуемых во взаимодействии  различных специалистов на последовательных  этапах реализации профилактической  программы.

2. Сущность профилактики  алкоголизма в подростковой среде,  которая рассматривается нами  как процесс непосредственного  воздействия на личность, направленный  на формирование системы ценностей,  взглядов и установок, препятствующих  алкоголизации подростка.

3. Профилактика алкоголизма среди подростков, базируясь на комплексно-интегративном подходе к ее организации, предполагает комбинацию профилактических стратегий, эффективных при реализации следующих условий: индивидуализации превентивного воздействия на основе данных социально-педагогической диагностики личностных особенностей подростков; стимулирования субъектного включения подростков в профилактический процесс на основе формирования рефлексивной позиции; взаимодействия различных специалистов на последовательных этапах реализации профилактической программы.

Апробация и внедрение  результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на традиционных педагогических чтениях, посвященных К.Д. Ушинскому (Ярославль, 2005, 2006, 2007); на заседаниях кафедры социальной педагогики ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (2004 - 2007); в рамках спецкурсадля студентов специальности «социальная педагогика» ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; на городских и региональных конференциях, посвященных проблеме употребления ПАВ подростками; на семинарах для специалистов образовательных учреждений и центров профилактики и реабилитации; освещены в 14 публикациях по теме исследования.

Структура диссертации определена последовательностью решения основных задач исследования. Она состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение диссертации по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования", Давыдов, Алексей Валерьевич

ВЫВОДЫ К 3 ГЛАВЕ:

Опыт\но-экспериментальная работа по профилактике употребления подросткового алкоголизма в условиях оздоровительно-образовательного центра включала в себя два взаимосвязанных этапа.

Первый — исследование психологических  особенностей личности подростков, склонных к употреблению алкоголя.

Второй — реализация программы  профилактики алкоголизма в условиях летнего оздоровительно-образовательного лагеря.

На первом этапе опытно-экспериментальной  работы — исследования психологических  особенностей личности и социального  взаимодействия подростков, мы использовали методику А.Н. Орла по определению склонности к отклоняющемуся поведению (СОП); а также метод личностных конструктов Дж. Келли.

По проведенной методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) в целом отмечена настороженность к ситуации исследования; выявлены конформные установки испытуемых, склонность следовать стереотипам  и общепринятым нормам поведения (48,8 баллов), высокий уровень социального  контроля; низкая ценность собственной  жизни, склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях (52,3 баллов), наличие агрессивных  тенденций у испытуемых (52,8 баллов); слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (53,1 баллов). Что касается женской части выборки, то по шкале «принятие женской социальной роли» выявлено непринятие женской социальной роли (средний бал составил 49,5 баллов), что свидетельствует об отвержении традиционно женских ценностей и готовности к реализации мужских поведенческих стереотипов.

Исследование половых  различий показало, что у женской  части подвыбор-ки выявлен более высокий балл (40, 0 балла)-по шкале «склонность к ад диктивному поведению», чем у мужской (42, 6 баллов). Что свидетельствует о том, что у женского пола социальный контроль поведенческих реакций выше, чем у мужского.

Полученные данные по методике Дж. Келли позволили сделать вывод  о наличии у исследуемой группы подростков установок на употребление алкоголя, склонности связывать алкоголь с удовольствием, радостью, дружеским общением и недооценивать степень его вреда для организма.

Полученные в ходе исследования особенностей личности подростков и  их социальных установок результаты легли в основу профилактической работы в лагере.

Целью профилактики алкоголизма  среди подростков в условиях летнего  оздоровительно-образовательного центра «Дисперадо» было развитие личностных и социальных навыков, способствующих повышению социальной компетентности подростка.

Разрабатывая проблему' вторичной  профилактики алкоголизма среди  несовершеннолетних мы выделили в качестве основной проблему толерантного отношения подрастающего поколения к употреблению алкоголя, можно даже говорить об определенной моде на спиртные напитки среди молодежи. Поэтому центральной идеей организации профилактического воздействия мы выделяем коррекцию позитивного отношения к алкоголю у подростков, склонных к его употреблению.

В связи с выделенными теоретическими предпосылками организации профилактической работы и результатами диагностики  личностных особенностей и установок  подростков мы выделили в профилактической работе в лагере следующие направления:

1. Информационный блок - направлен  на формирование знаний об  алкоголе, последствиях его употребления, причинах возникновения зависимости.

2. Психологический блок  — направленный на формирование  жизненных навыков, способствующих противодействию вовлечения в злоупотребление алкоголем.

3. Социально-педагогический блок  — формирование установки на  здоровый образ жизни.

Работа в рамках реализации данных программных блоков была ориентирована  на формирование негативных установок  на «алкогольные обычаи» и традиции сложившиеся в обществе; обеспечение досуга, привлекательного для ребенка, как альтернативы алкогольному времяпрепровождению; субъектное включение подростков в профилактический процесс.

В целом, работа, проводимая в лагере, была интересна для подростков, заставляла их проявлять активность и забыть о необходимости алкоголя как  обязательного спутника веселья.

После включения подростков в профилактическую программу и ее реализации мы провели  оценку полученных результатов на основе повторного изучения личных конструктов  по методу Дж. Келли и метода экспертных оценок.

Анализ результатов повторного исследования личных конструктов испытуемых показал, что почти по всем триадам  предпочтения изменились в сторону  алкоголь-осуждающих конструктов.

Динамика результатов по методике Дж. Келли свидетельствует об эффективности  влияния проведенной работы на формирование антиалкогольных установок у  подростков.

Анализ экспертных оценок также  показал положительные изменения  в вовлеченных в программу  подростков.

Таким образом, динамика полученных результатов  свидетельствовала о положительных  изменениях по основным выделенным показателям  и подтвердила выдвинутую нами гипотезу.

Заключение.

Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь в сравнении с никотином еще более вреден для нервной системы. В медицинской литературе описано большое число случаев тяжелого отравления головного мозга при однократном употреблении детьми 120—200 г крепких спиртных напитков (так называемые острые алкогольные энцефалопатии). Тяжелыми последствиями таких отравлений мозга могут стать умственная отсталость, судорожные припадки, параличи.

В представлении широкой  общественности, да и ряда ученых, наркологов-практиков, педагогов профилактика алкоголизма и наркомании заключается в пропаганде в научно-популярных брошюрах или лекциях медицинских и правовых знаний по этой проблематике; в наглядной агитации в виде плакатов, буклетов и т. п.; в воздействии на людей посредством кино, телевидения, других средств массовой информации. Для оказания лечебно-профилактической, медико-социальной и медико-юридической помощи больным наркоманией и токсикоманией существует наркологическая служба.

Однако, несмотря на большую работу, проводимую медицинскими учреждениями, правоохранительными органами по борьбе с алкоголизмом и наркоманией, число  злоупотребляющих психоактивными веществами все же неуклонно растет.

Можно считать установленным, что  объективной причиной первого употребления учащимися алкогольных напитков выступают алкогольные обычаи (которые  являются результатом воспитания отдельной  части народа в течение многих веков), направленные на сохранение отживающих обрядовых норм поведения. Субъективной причиной - первичные алкогольные установки. В основе их лежат обыденные представления и стереотипы о фармакологических свойствах алкоголя и наркотиков. Противостоять им могут только трезвенные обычаи и традиции, основанные на научных знаниях о механизме действия алкоголя и наркотиков на организм человека, сформулированные в процессе превентивной работы.

Отсюда возникает необходимость  предупреждения алкогольных предрассудков, первого употребления школьниками алкогольных напитков и наркотических веществ. Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения при ООН ориентировал государства всего мира на включение ".сведений о проблемах, связанных с потреблением алкоголя и других наркотиков, в школьные программы".

В государственных документах последних  лет говорится об условиях, которые  способствовали широкому распространению  многих негативных социальных явлений  в нашей стране, о предпосылках, не привнесенных извне, а собственных, сложившихся в нашей действительности. Алкоголизм в этом отношении не исключение. Вот почему для борьбы за предотвращение и пресечение опасного пристрастия  к алкоголю необходимы меры общего характера.

Как известно, дети и подростки являются той средой, где, как в кривом зеркале, отражаются многие "болевые точки" реальной действительности. Молодежная среда наиболее сенситивна к любым социальным инновациям. На наш взгляд, изучаемый вопрос может рассматриваться как модель системных педагогических проблем: превентивнойпедагогики, теории реактивного сопротивления личности и мотивационно-личностного тренинга. В своем исследовании мы попытались обозначить некоторые подходы, которые могут способствовать уменьшению факторов, условий, приводящих несовершеннолетних к алкоголизму.

Информация о работе Профилактика алкоголизма подростков