Профилактика вредных привычек у младших школьников в процессе формирования потребности в здоровом образе жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2012 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба.
Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты. Основной задачей валеологической службы должно стать воспитание у школьников потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.

Содержание

1. Введение
2. Глава I. Проблема формирования потребности в ЗОЖ в современной научной литературе
1.1. Вредные привычки у детей. Виды вредных привычек. Причины их возникновения.
1.2. Сущность понятий «Здоровье», «Образ жизни», «ЗОЖ»
1.3. Возрастные особенности младших школьников
1.4. Особенности процесса формирования представлений младших школьников в ЗОЖ
3. Глава II. Эксперимент.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

  В другом подходе понятие образ жизни рассматривается как интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как “система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды”, где система взаимоотношений человека с самим собой представляет собой сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его.

  Большинство западных исследователей  определяют образ жизни как “широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу”.

  Образ жизни – тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

  Мы считаем прав, говоря об  образе жизни С.В.Попов, что следует  помнить о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

  Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

  Здоровье человека будет  в первую очередь зависеть  от стиля жизни, который в большей  степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).

  Поведение человека направлено  на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом  уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

  Наиболее полно взаимосвязь  между образом жизни и здоровьем  выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

  Представления о здоровом  образе жизни встречаются и  в античной философии. Мыслители  античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате “О здоровом образе жизни” рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.

  В западной и русской науке  проблему здорового образа жизни  затрагивали такие врачи и  мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев.

  С.В. Попов выделяет биологические  и социальные принципы ЗОЖ. Биологические принципы характеризуются следующим: образ жизни должен быть возрастным, обеспечен энергетически, укрепляющим, ритмичным, аскетичным.

  Социальные принципы предъявляют  к образу жизни следующие требования: он должен быть эстетичным, нравственным волевым, самоограничительным.

  Однако образ жизни людей  не может быть одинаковым, так  как все мы исходно различны. Известно, что здоровым считается  такой образ жизни, который приводит  человека к оптимальным продолжительности  и качеству жизни. Это возможно  только тогда, когда человек действительно заинтересован в своем здоровье и способен им управлять.

  Для сохранения и восстановления  здоровья недостаточно пассивного  ожидания, когда природа организма  раньше или позже сделает свое  дело. Человеку самому необходимо  совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточно. И. И. Брехман выделяет две возможные причины этого: человек не осознает своего здоровья, не знает величины его резервов и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Вместе с тем, здоровый человек может и должен ориентироваться в своем образе жизни на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный - больных людей. Однако, такой подход действует далеко не на всех и с недостаточной силой. Очень многие люди своим образом и поведением не то, что способствуют здоровью, а разрушают его.

  Таким образом, под здоровым  образом жизни следует понимать  типичные формы и способы повседневной  жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.

  Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное  отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

1.3. Возрастные особенности младших  школьников

  Работа с младшими школьниками  по предупреждению табакокурения, алкоголизма и употреблению наркотиков  имеет свою специфику, определяемую, с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, сравнительно небольшая нагрузка,  возможность осуществлять воспитание учащихся в тесной связи с обучением и т.п.), а с другой- психологическими особенностями младших школьников. В связи с этим следует учитывать следующие факторы, определяющие особенности профилактической работы с учащимися начальных классов:

1. Учитель- непререкаемый авторитет для младших школьников, поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения, отношение к тому или иному предмету оказывают воздействие на учащихся. Негативное мнение учителя о курении, приёме алкоголя и наркотиков должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на авторитетные для ребёнка мнения.

2. Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: «хорош- плохо», «привильно- непривильно», «плохой человек- хороший человек» и т.п.

3. Поэтому всё, связанное с вредными привычками, в том числе табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков, должно в сознании ребёнка облачаться в «одежды тёмного цвета», противопоставляться всему светлому, доброму, яркому.

4. Образность мышления ребёнка позволяет ему увидеть то, что говорит учитель, взрослый, более ярко, фантастично, сказочно.

5. Стимуляция представлений ребёнка- вважный элемент его воспитания и развития. Рассказывая младшему школьнику о чём-то, учителю, родителю надо периодически делать паузы, давать ученику возможность самому представить тот или иной образ.

6. Склонность ребёнка к игре обуславливает необходимость максимально активного испльзования игровых форм и методов работы, касающихся профилактики употребления ПАВ.

7. У учащихся младших классов почти отсутствует ощещение определённой «разорванности» картины мира, к которому приводит свойственная основной и старшей школе предметная разобщённость. Поэтому учителю, родителям предоставляется больше возможностей связать курение, как и другие вредные привычки, со всем, что воспринимается ребёнком в негативном контексте.

  Общими чертами  младших школьников являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность, которые в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия алкоголизации, табакокурения, или даже способствовать формированию установки на «престижность» потребления табака и алкоголя уже с осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым уравнять себя с недоступными ранее взрослыми.

  Неуспешная учебныя деятельность, конфликтные отношения с учителем, низкий статус в классе приводят к депривации потребности в признании, что вызывает к жизни неадаптивные защитные механизмы. При пассивном итпе поведения появляются замкнутость, лень, апатия, уход в фантазии. При активном поведении защита может оборачиваться агрессией, компенсирую школьную неуспешность а других сферах, в том числе асоциальной деятельности.

  К концу обучения в начальной  школе в классе могут образовываться  группы детей ( чаще мальчиков), которые утверждают себя через некоторое противостояние требованиям и мнению учителя. В этом возрасте детей уже начинает интересовать всё, что связано с табакокурением, наркотиками. Это выступает как запретный и неизвестный мир и, как всё незнакомое и запретное, вызывает любопытство.

  Немаловажным фактором приобщения  к вредным привычкам может  стать и то обстоятельство, что  младшему школьному возрасту  присущ так называемый этап  естественного саморазрушающего  поведения, когда всё то, что связано  с риском, кжется особенно привлекательным. Главным образом это касается мальчиков. Ребёнок с удовольствие демонстрирует «чудеса храбрости»: не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед мчащейся машиной, забирается на крышу, совершает множество других «подвигов». В том случае, если у ребёнка недостточно сформированы функции самоконтроля, стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение. Предупреждение табакокурения и алкоголизма у детей младшего школьного возраста, основанное на разъяснении вредных последствий для организма, затруднено отсутствием у детей базисных знаний из области анатомии и физиологии человека, поэтому у них складывается абстрактное, личностно незначимое отношение к курению и приёму алкоголя. Это обуславливает определённые требования к ранне профилактике вредных привычек. Например. Чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функцианирует эта система и почему её нужно беречь, и не стремиться раньше времени предлагать учащимся информацию, которую они будут подробно изучать в последующих классах.

  Основными направлениями работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является отказ от вредных привычек.

  Такая постановка вопроса  создаёт основу для формирования  здорового образа жизни в целом. А вот запугиваниями последствиями  курения не только перестаёт  со вренем восприниматься детьми, но и формирует у них неосознанный страх за здоровье курящих родителей.

  Таким образов, основные задачи  предупреждения развития вредных  привычек у младших школьников- разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения  правильного здорового образа жизни и несовместимости с употреблением ПАВ, а так же рассмотрение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.

  1.4. Особенности процесса формирования  представлений младших школьников  в ЗОЖ

  В валеопсихологии, т.е. психологии здоровья, развивающейся на стыке валеологии и психологии, предполагается целеустремленная последовательная работа по возвращению человека к самому себе, освоению человеком своего тела, души, духа, разума, развитию "внутреннего наблюдателя" (умение слышать, видеть, чувствовать себя). Чтобы понять и принять себя необходимо "прикоснуться", обратить внимание на свой внутренний мир.

  Познавая себя, прислушиваясь  к себе, мы уже становимся на  путь творения здоровья. Для этого  необходимо осознание личной ответственности за жизнь и в частности, за здоровье. Тысячелетиями человек отдавал свое тело в руки врачей, и постепенно оно перестало быть предметом его личной заботы. Человек перестал отвечать за силы и здоровье своего тела и души. В результате этого “душа человека — потемки”. И единственный путь освобождения сознания от иллюзий и навязанных схем жизни - это наш собственный опыт.

  В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) среди принципов государственной  политики в области образования  первоочередным назван принцип гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» определено, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяется уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

  Однако исследования последних лет показывают, что около 30-35 % детей приходит в 1-ый класс с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья. Среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что образовательные учреждения здоровье детям не прибавляют, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков – проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к учебному заведению было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости учащихся убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет число болезней дыхательных путей, патологий органов пищеварения, нарушение осанки, заболеваний глаз, пограничных нервно-психических расстройств. Подобные состояния здоровья не только результат длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов, но и ряда таких педагогических факторов, как:

Информация о работе Профилактика вредных привычек у младших школьников в процессе формирования потребности в здоровом образе жизни