Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:11, курсовая работа
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2012 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба.
Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты. Основной задачей валеологической службы должно стать воспитание у школьников потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
1. Введение
2. Глава I. Проблема формирования потребности в ЗОЖ в современной научной литературе
1.1. Вредные привычки у детей. Виды вредных привычек. Причины их возникновения.
1.2. Сущность понятий «Здоровье», «Образ жизни», «ЗОЖ»
1.3. Возрастные особенности младших школьников
1.4. Особенности процесса формирования представлений младших школьников в ЗОЖ
3. Глава II. Эксперимент.
1. стрессовая тактика авторитарной педагогики;
2. интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объёма учебной нагрузки);
3. раннее начало дошкольного систематического обучения;
4. несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
5. недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
6. массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
7. существенные недостатки в действующей системе физического воспитания и в работе медицинских служб.
В связи с этим одной
из приоритетных задач системы
образования должно стать
Основными направлениями охраны и укрепления здоровья учащихся является:
1. формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни вдеятельности образовательного учреждения;
2. нормализация учебной нагрузки;
3. подготовка и повышение квалификации педагогических кадров;
4. разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие;
5. создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющие ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии;
6. создание системы и механизмов совместной деятельности школы и семьи по формированию культуры здорового образа жизни учащихся, их родителей, педагогов.
С целью оптимизации
Государственный Комитет РФ
по санитарно-
Однако на заседании коллегии
Министерства общего и
Таким образом, состояние здоровья
детей, существующая система
Итак, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.
Здоровый образ жизни
Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.
Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.
Здоровый образ жизни
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
1. отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
2. оптимальный двигательный режим;
3. рациональное питание;
4. закаливание;
5. личная гигиена;
6. положительные эмоции.
Как считает С.В.Попов сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с таем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.
Изложенное позволяет сделать
вывод о том, что “знания”
взрослых людей о здоровом
образе жизни не стали
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика.
Привычки—это форма нашего поведения.
Недаром А. С. Пушкин говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она».
Полезные привычки помогают
формированию гармонически
Еще Гегель подчеркивал, что
привычки делают человека их
рабом. Поэтому в школьном возрасте
важно выработать у себя
Полезными привычками можно
назвать стремление к регулярно
Однако в школьные годы возникает немало и вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.
Во всем мире активно
Успешная борьба с тем
или иным негативным явлением
возможно в том случае, когда
известны причины этого
Употребление школьниками
Хотя причины употребления алкоголя, как известно, весьма различны, основной из них, пожалуй, является то, что алкоголь на сегодняшний день – единственный легализованный наркотик, вызывающий быструю эйфорию: субъективно приятное состояние, заключающееся в ощущении возбуждения, бодрости, прилива сил, неограниченных возможностей, хорошего настроения. Иногда эйфория проявляется в ощущении приятной расслабленности, безмятежности, благополучия. Будучи субъективно приятным ощущением, алкогольная эйфория объективно вредное состояние, так как при этом человек всегда в той или иной степени отключается от реальности, чувствуя себя на верху блаженства без всяких объективных на то оснований.
Наркотическая эйфория (алкогольная
– как частный случай) вредна
также и тем, что требует постоянного
повторения, у человека вырабатывается
болезненная привычка испытыват
Все вышеизложенное достаточно
хорошо известно, тем не менее
миллионы людей на земле
Довольно часто при беседах с подростками,да и с младшими школьниками, на тему борьбы с «зеленым змием» отсутствует четкое разграничение понятий «пьянство» и «алкоголизм». Их следует различать: пьянство – это форма аморального, антисоциального поведения, алкоголизм – это уже болезнь. И в среде подростков необходимо бороться именно с пьянством, чтобы не пришлось лечить от алкоголизма.
Задача педагогов состоит, во-первых, довести до сведения детей информацию о том вреде, который наносит пьющий человек своему здоровью и здоровью своих близких (в первую очередь - детей), а во-вторых, рассказать учащимся о сути алкоголизма.
Что касается употребления наркотических веществ, то в последние годы их количество растет и это имеет место практически во всех регионах мира. Проводя беседу со школьниками о наркомании и токсикомании, педагог должен вести их сведения следующее. Как известно, человек становится заядлым курильщиком или алкоголиком не сразу, для этого должно пройти определенное время. А для того, чтобы стать наркоманом, то есть чтобы возникла физическая и психическая зависимость от наркотика, достаточно 1-2 раза его попробовать, что не происходит, что не происходит чаще всего, так как подростком движет любопытство. Попробовав действие наркотика, подросток уже не в силах от него избавиться. Это обстоятельство широко используют торговцы наркотиками, предлагая первую «дозу» практически бесплатно, хорошо зная, что в дальнейшем подросток пойдет на все, чтобы достать наркотик по любой цене.