Развитие медицины в Московском Государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 16:58, реферат

Краткое описание

Со второй половины XIV века происходил процесс национального и экономического объединения Руси вокруг Москвы. В конце XV века при Иване III создалось феодальное Московское государство. Экономическое развитие приняло более быстрые темпы: оживился внутренний рынок, установились и расширились торговые связи с Востоком и Западом (в 1553 г. в устье Северной Двины вошло английское судно). К концу XVI века сложилось купеческое сословие: гостиная сотня, суконная сотня.

Содержание

Введение
Разделение медицинских профессий. Лекари
Противоэпидемических мероприятиях
Аптекарский приказ
Гражданские больницы
Роль иностранцев в московском государстве
Заключение
Используемая дитература

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.61 Кб (Скачать файл)

Министерство здравоохранения

Государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Самарский Государственный Университет»

 

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики  и управлением здравоохранением

 

Реферат на тему: Развитие медицины в Московском Государстве

 

 

 

 

 

 

Самара 2014

 

 План реферата :

  • Введение
  • Разделение медицинских профессий. Лекари
  • Противоэпидемических мероприятиях
  • Аптекарский приказ
  • Гражданские больницы
  • Роль иностранцев в московском государстве
  • Заключение
  • Используемая дитература

 

Введение 

Со второй половины XIV века происходил процесс национального  и экономического объединения Руси вокруг Москвы. В конце XV века при  Иване III создалось феодальное Московское государство. Экономическое развитие приняло более быстрые темпы: оживился внутренний рынок, установились и расширились торговые связи  с Востоком и Западом (в 1553 г. в  устье Северной Двины вошло английское судно).

К концу XVI века сложилось  купеческое сословие: гостиная сотня, суконная сотня. В городах образовались торговые и ремесленные посады. «Изумленная  Европа в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного  государства» '. Централизация государственного управления и превращение Московской Руси из национального в многонациональное  государство в XVI веке повели к значительному  развитию культуры.

К концу шестнадцатого  века территория княжества увеличилась  почти в двое. В стране было более 200 городов. Численность населения  достигала семь миллионов человек.

 С образованием Московского  государства, в особенности с  начала XVI века, отмечался быстрый  прогресс в развитии врачебного  дела. В связи с ростом и  укреплением Московского государства  в XVI и XVII столетиях возникли  преобразования и нововведения  в области медицины.

В шестнадцатых – семнадцатых веках практически для всего населения великого Московского Княжества основным и единственным средством поддержания здоровья оставалось народное врачевание. Опыт русской народной медицины, с одной стороны, передавался в традициях, а с другой – сохранялся в многочисленных травниках и лечебниках, отражался в летописях, законодательных актах, историко-бытовых повестях.

Разделение медицинских профессий. Лекари

 В XVI веке в Московской  Руси отмечалось разделение медицинских  профессий. Их насчитывалось более  десятка: лекари, дохтуры, зелейники,  гравники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки. Народные врачи  и аптекари-травознатцы практической  школы обслуживали медицинской  помощью русский народ Практика, передаваемая веками, травники, лечебники  были их наукой. Зелейники лечили  болезни травами, кореньями и  другими снадобьями. Лекари имели  лавки в торговых рядах, где  продавали собираемые травы, семена, цветы, коренья и привозные  лекарственные средства. Собственники  подобных лавок изучали качество  и целебную силу материалов, которыми  они торговали. Владельцы лавок  — врачи-ремесленники и травознатцы  в подавляющем большинстве были  русские

 Лекарей было немного  и жили они в городах. Имеется  много свидетельств о деятельности  врачей-ремесленников в Москве, Новгороде,  Нижнем Новгороде и др. Оплата за врачевание производилась в зависимости от участия лекаря, осведомленности его и затраты лекарства. Услугами зрачей пользовались в первую очередь состоятельные слои городского населения. Крестьянская беднота, отягощенная феодальными повинностями, не могла оплачивать дорогие услуги врача и прибегала к источникам более примитивной медицинской помощи.

 Учреждения аптечного  типа в XVI веке были в разных  городах Московского государства.  Дошедшие до нашего времени  так называемые писцовые книги,  представляющие собой перепись  домовладений в городах в целях  установления оброка, дают точные  сведения (имена, адреса и характер  деятельности) о русских лекарях  XVI и XVII веков. По этим данным, в Новгороде в 1583 г. было  шесть лекарей, один доктор  и одна лекарица, в Пскове в  1585—1588 гг. — три зелейника. Имеются  сведения о зелейных рядах  и лавках в Москве, Серпухове,  Коломне и других городах.

Значительное место в  лечебниках этого периода отводилось хирургии. Среди резальников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака или  вина. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обработавали березовой водой, виной и золой, а зашивали волокнами  льна, конопли, тонкими нитями из кишок  животных. Для извлечения металлических  осколков стрел применяли магнитный  железняк. Создавались на Руси и  оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.

Противоэпидемических мероприятиях

 Древняя Русь часто  переносила большие эпидемии, особенно  в XIV веке. Летописи сообщают: «Бысть  мор силен зело в Смоленске,  Киеве и Суздали, и по всей  земле Рустей смерть люта и  напрасна и скора. В Глухове  же тогда ни один человек  не остался, все изморша, сице  же и на Беле-озере...» (1351). «Бысть мор во Пскове силен зело и по всей земле Псковской, и по селам смерти мнози. Понеже свящеиницы не успеваху погребати...» (1352). «...В Москве бысть мор велик и страшен, не успеваху бо живии мертвых спрятывати; везде бо бе мертвии, а дворы мнози пусти быша...» (1364) и т. п. О том же свидетельствует сохранившаяся переписка, донесения начальников дружин и пр.

 Летописи дают материал  о противоэпидемических мероприятиях, применявшихся в Московской Руси: отделение больных от здоровых, оцепление очагов заразы, выжигание  зараженных домов и кварталов,  погребение умерших вдали от  жилья, заставы, костры на дорогах.  Это показывает, что уже в то  время у народа имелось представление  о передаче заразных болезней  и о возможности уничтожения,  обезвреживания заразы.

Аптекарский приказ

Под влиянием войн, экономических  и общеполитических условий созрело  сознание необходимости государственной  организации медицинского Дела, что  и было проведено в конце XVI столетия в правление Ивана IV и в особенности  в середине XVII века в правление  Алексея Михайловича.

 Аптекарской палаты, переименованной  в XVII веке в Аптекарский приказ. В то время как в странах  Западной Европы медицинское  дело находилось целиком в  ведении монастырей и других  религиозных установлений, в Московском  государстве XVII века управление  всеми медицинскими делами было  поручено светскому органу —  Аптекарскому приказу. Аптекарский  приказ, наряду с другими приказами  (Посольский, Большая Казна, Иноземский, Сибирский, Стрелецкий и т.  д.) представлял собой часть государственного  аппарата Московской Руси и  существовал в течение всего  XVII века.

 Функции Аптекарского  приказа постепенно усложнялись  и расширялись. Аптекарский приказ  был обязан наблюдать за аптеками, за врачами, за призрением больных  и «прилагать старание о всеобщем  здравии сограждан, о воспрепятствии  распространению прилипчивых болезней».

 Аптекарский приказ  ведал царской аптекой, сбором  и разведением лекарственных  растений, покупкой их в других  странах, наблюдал за придворными  врачами, обслуживающими царскую  семью и приближенных к царю  бояр, контролировал врачевание, приглашение  иностранных врачей, проверял знания  этих врачей при поступлении  на русскую службу, назначал врачей  в полки, обеспечивал полковые  аптеки (Медикаментами и проводил  судебномедицинскую экспертизу («отчего  смерть приключилась») и вообще  врачебную экспертизу.

 Аптекарский приказ  осуществлял собирание дикорастущих  лекарственных растений в различных  частях страны. В его ведении  находились сборщики лекарственных  растений—помясы. -Списки растений, подлежащих сбору, составлялись  Аптекарским приказом. Руководили  помясами при сборе лекари  и лекарские ученики. Лекарственные  растения разводились «знатцами»  для продажи Аптекарскому приказу,  лучшие «знатцы» включались в  списки служащих Аптекарского  приказа. 

 В Москве было две  аптеки:

1) старая, основанная в  1581 г. в Кремле, против Чудова  монастыря 

2) новая,— с 1673 г., в  Новом гостином дворе «а Ильинке,  против Посольского двора. 

 Новая аптека снабжала  войска; из нее же лекарства  продавались «всякого чина людям»  ио цене, имеющейся в «указной  книге». К новой аптеке было  приписано несколько аптечных  огородов, где разводились и культивировались  лекарственные растения.

 В XVII  веке Россия  вела частые и продолжительные войны с Польшей, Швецией и Турцией,   что делало необходимым организацию лечения раненых воинов и проведение санитарных мероприятий в войсках и среди населения. Эти потребности не могли в достаточной мере удовлетворяться лекарями-ремесленниками. Перед правительством встал вопрос о более широкой подготовке врачей. Для того чтобы иметь своих, русских, врачей правительство пыталось проводить обучение русских врачебной науке у иностранных докторов, живших в России. Иностранные врачи при поступлении на службу давали подписку, что они «за то его государево жалованье учеников, которые для учения даны, будут учить с великим прилежанием ...со всяким тщанием и ничего не тая».

 В XVII веке Московское  государство посылало небольшое  число молодых людей (русских  и детей иностранцев, проживавших  в России) за границу для обучения  медицинским наукам, но это мероприятие  ввиду дороговизны и малочисленности  направлявшихся не принесло существенного  пополнения числа врачей в  Московской Руси. Поэтому было  решено обучать врачебному делу  более планомерно. В 1653 г. при  Стрелецком приказе была открыта  костоправная школа, а в следующем, 1654 г. При Аптекарском приказе была организована специальная лекарская школа. В царском указе писалось: «В Аптекарский приказ брать в ученье лекарского дела стрельцов и стрелецких детей и иных всяких чинов, не из служилых людей». В августе 1654 г. было набрано в Аптекарский приказ 30 учеников для изучения «лекарского, аптекарского, костоправного, алхимистского и иного какого дела». Преподавали врачи-иностранцы и опытные русские лекари. Учение начиналось с медицинской ботаники,фармакологии и практической фармации, изучались анатомия (по скелету и рисункам) и физиологические понятия. Через 2 года прибавлялись патолого-терапевтические понятия — «знамения немочей» (симптоматология, семиотика) и амбулаторные приемы. С четвертого года учеников распределяли между лекарями для изучения хирургии и техники наложения повязок. С лекарями ученики ездили на войну под Смоленск и Вязьму, где тогда с царем был весь Аптекарский приказ. Ученики школы «пулки вымали и раны лечили и кости ломаны правили и тому они лекарскому делу научены». Окончивших школу направляли в полки в звании подлекарей. В полках они должны были зарекомендовать себя на практике, после чего Аптекарский приказ утверждал их в звании «русских лекарей». Так, во второй половине XVII века готовились первые кадры русских военных и гражданских врачей со школьным образованием.

 В отличие от  схоластического чисто книжного обучения медицине на медицинских факультетах средневековых университетов Западной Европы обучение будущих врачей в Московском государстве в XVII веке носило практический характер. Московское государство не знало цехового деления медицинских работников.

 В 1681 г. штат Аптекарского приказа превышал 100 человек: среди них было 23 иностранца: 6 докторов, 4 аптекаря, 3 алхимиста, 10 лекарей. Основную массу работников Аптекарского приказа составляли русские: подъячих — 9, русских лекарей — 21, учеников лекарского, костоправного и чепучинного дела — 38.

 В Москве  в 1658 г. Епифаний Славинецкий перевел для царя с латинского на русский «Врачевскую анатомию» Везалия. Незаконченный перевод, по - видимому, сгорел во время одного из частых московских пожаров. Но сам по себе факт этой трудной работы — один из многочисленных примеров прогрессивных традиций русской культуры, откликавшейся на передовые течения мировой научной мысли.

 

 Аптекарский приказ  имел хорошо составленную для  того времени медицинскую библиотеку. В 1678 г. при Аптекарском приказе была создана должность переводчика, в обязанности которого входило переводить такие книги, «по которым ...русские могут быть совершенными лекарями и аптекарями». Медицинские воззрения тяготели к выраженному рационализму. Это особенно чувствуется в медицинских рукописях XVII века.

Гражданские больницы

 В XVII веке в Москве  возникли гражданские больницы. В середине XVII века (1650) боярин Федор  Михайлович Ртищев частично на  собственные средства, частично  на пожертвования создал в  Москве первую гражданскую больницу  на 15 коек. В 1682 г. был издан  указ построить в Москве две  шпитальни, или богадельни, для  призрения убогих. «А для лечь-6ы  их во всякой нужде  надобно, чтобы у них был приставлен дохтур, аптекарь, да лекарей человека три или четыре с учениками и аптека небольшая»... Одну из этих больниц на Гранатном дворе у Никитских ворот предполагалось использовать как медицинскую школу. «Чтобы в больнице и больных бы лечили, и лекарей бы учили*. Сочетание задач — лечение больных и обучение врачей.

Роль иностранцев в московском государстве

 В западных русских  землях уже в начале XVI века, а  возможно, и раньше были врачи,  получившие школьное образование.  Учились они, вероятно, в Пражском  университете (основан в 1347 г.), в  Краковском университете (основан  в 1364 г.), в Замойской академии (основана в 1593 г. в г. Замостье  неподалеку от Львова). При этих  учебных заведениях существовали, как известно из их уставов,  специальные бурсы для выходцев, из восточных славянских стран,  прежде всего литовцев и русинов.  Среди них были и обучавшиеся  медицине, ставшие врачами, но  имена их неизвестны. Однако о  некоторых русских врачах мы  знаем. Один из них Георгий  Дрогобыч родился около 1450 г., с 1468 г. учился в Краковском  университете на философском факультете, после окончания которого учился в Болонском университете, где в 1476 г. получил степень доктора медицины и философии. В 1488 г. он возвратился в Краков и до своей смерти в 1494 г. был профессором. В 1483 г. Дрогобыч опубликовал в Риме на латинском языке книгу «Judicium prognosticon» (астрономия с уклоном в астрологию), содержащую упоминание о заразных болезнях. Другой врач — Франциск Георгий Скорина, человек выдающихся способностей, не нашел у себя на родине надлежащих условий для их применения и развития. Скорина родился в Полоцке между 1485—1490 г. В 1503 или 1504 г. поступил в Краковский университет. В 1512 г. получил степень доктора медицины в Падуанском университете. Широко известна культурно-просветительная деятельность Скорины как переводчика и издателя: в 1515 г. он перевел псалтырь, в 1517—1519 гг.— библию. Наряду с этим Скорина занимался медицинской практикой. Хотя нам неизвестны работы Скорины медицинского содержания, но возможность их существования вполне вероятна. Врач Петр Васильевич Посников

Информация о работе Развитие медицины в Московском Государстве