Ранняя логопедическая помощь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:45, реферат

Краткое описание

В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев, форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, так как в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы (до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми). По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……….….3
Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста.…….……5
Общие принципы обследования речи детей раннего возраста…………..…9
Основные направления работы по профилактики речевых нарушений
у детей раннего возраста……………………………………………….….…..…11
Рекомендации проведения логопедического обследования детей
раннего возраста…………………………………………………………...……..13
Заключение……………………………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат! ранняя помощь.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений  у детей раннего возраста следует  строить с учетом основных положений  специальной педагогики в области  раннего вмешательства (раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое»  обучение; использование специфических  методик, приемов, средств обучения; более глубокая дифференциация и  индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий  процесс (11).

Кроме того в основу работы должны быть положены следующие принципы:

– принцип комплексности, заключающийся в медицинском  и психолого-педагогическом воздействии на весь комплекс речевых и неречевых отклонений ребенка, основанном на согласованной деятельности всех специалистов (невропатолога, психолога, логопеда) и родителей;

– принцип опоры на различные  анализаторы, предполагающий участие  в формировании высших психических  функций зрительной, слуховой, кинестетической  и двигательной функциональных систем;

– принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность этапов профилактической работы;

– принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), предполагающий предоставление ребенку  заданий определенного уровня, выполнение которых возможно с дозированной помощью со стороны взрослого. При  этом следует учитывать уровень  психомоторного и речевого развития ребенка;

– принцип усложнения материала, предполагающий постепенное включение  трудностей в развивающую работу;

– принцип наглядности, предполагающий использование наглядных средств  на занятиях с детьми, что обеспечивает усвоение содержания задания и достижение конкретного результата;

– принцип онтогенетический, требующий учета последовательности формирования психомоторной сферы  и видов деятельности ребенка (в  том числе речевой деятельности) в онтогенезе;

– принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий в раннем возрасте опору на ведущий вид деятельности – предметную деятельность, способствующую психическому развитию ребенка в целом: развитию моторики, восприятия, мышления, речи и т.д. (3).

 

Основные направления  работы

 

В специальной литературе вопросы  диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего  возраста освящены многими авторами: Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухт, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, В.П. Балобановой, Е.В. Кирилловой, О.Е. Громовой, Н.Н. Матвеевой, Е.А. Стребелевой, и др. Все они выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.

Отсюда, в результате теоретического анализа литературы можно определить основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.

1. Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

2. Развитие высших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия (зрительного, слухового), мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно), творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);

4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем;

5. Работа с родителями (совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы) (4).

 

Рекомендации проведения логопедического обследования

детей раннего возраста

В последние годы акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы.

Проведение ранней диагностики позволяет использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребенка, предупреждать возникновение вторичных нарушений и снизить социальную депривацию безречевого ребенка. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции. 

Основной задачей ранней логопедической диагностики является раннее распознавание, выявление отклонений речевого развития с целью последующего их исправления.

В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы. Таким образом, одним из важнейших принципов организации логопедического обследования детей раннего возраста является учет закономерностей становления и развития  детской речи в норме.

Одно из существенных мест в организации логопедического обследования детей раннего возраста занимает поиск адекватных методов и приемов обследования.

Ученые и педагоги-практики рекомендуют использовать следующие методы обследования:

-  анкетирование (анкета для родителей (матери), опросники);

-  беседа с родителями;

- наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раздевание и т.п.) и в ходе выполнения специальных заданий;

-  изучение медицинской документации;

- беседа с воспитателем, музыкальным работником, педагогом по физическому воспитанию;

-  ознакомление с педагогической характеристикой, если ребенок посещает ясли или детский сад;

-  собственно логопедическое обследование ребенка. Оно включает в себя:

I. Обследование импрессивной стороны речи (т.е. сформированности понимания речи).

II. Обследование экспрессивной стороны речи, которое направлено на изучение:

- активного лексикона,

- состояния словообразования,

- грамматического оформления речи, объема и типов предложения,

- состояние звукопроизношения,

- слоговой структуры слова,

- общего звучания речи, состояния голоса.

III. Обследование строения и функционирования основных органов артикуляции.

Особенности проведения обследования детей раннего возраста с описанием схем, речевых карт представлены в различной методической литературе (О.Е.Громова, Н.В.Серебрякова, Гаркуша Ю.Ф.и др.).

Следующим важным моментом при проведении логопедического обследования детей раннего возраста является необходимость установления прочного эмоционального контакта с ребенком. Как правило, даже при условии нормального развития речь малыша хорошо понятна только близким родственникам, общение же с чужими людьми часто вызывает у него серьёзные трудности. Ещё более затруднено детское общение с посторонними взрослыми, если у них имеются даже незначительные проблемы в развитии экспрессивной стороны речи. Все сообщения малыша вне самой ситуации общения оказываются непонятными, ребенок начинает обижаться и капризничать, чутко реагируя на любые замечания в его адрес, т.е. взрослый может легко спровоцировать речевой и поведенческий негативизм у ребенка.

Известно, что ребенок в раннем возрасте не способен подчиняться  директивным указаниям взрослого типа «Выполни упражнение», «Произнеси звук», «Назови картинку», «Расскажи стишок», да и не стоит стремиться к такому «общению» с ним. Так, проводя обследование артикуляционного аппарата нужно помнить, что дети преддошкольного возраста еще не ощущают положения языка, губ, челюсти, поэтому все задания должны проводиться не по прямой словесной инструкции взрослого, а путем вызывания образа того или иного артикуляционного движения, позы, путем игротерапии. Ребенку можно предложить  показать вслед за логопедом, как «язычок отдыхает на нижней губе», «язычок качается на качелях» и т.д.

При проведении исследования произносительной стороны речи не рекомендуется требовать от ребенка изолированного произнесения звука. Основной акцент в заданиях можно сделать на назывании ребенком слов с определенными звуками в составе слова или предложения. Логопеды-практики часто используют   такой прием, как завершение ребенком  предложения за взрослым, т.к. он легок и доступен в работе, а также с удовольствием принимается маленькими детьми. На использовании этого методического приема построено пособие О.Е.Громовой, Г.Н.Соломатиной «Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет», М., 2005. Оно предназначено для проведения обследования произносительной стороны речи детей начиная с раннего возраста и включает диагностику звукового строя и слоговой структуры слова. Положительным моментом пособия является то, что оно  содержит задания по обследованию звуков раннего (гласные а, о, у, э, ы, и, согласные п, б, т, д, к, г, х, н, м) и позднего (согласные с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р) онтогенеза, которые важны при обследовании ребенка именно раннего возраста и зачастую опускаются в других методических пособиях. Материал по обследованию произношения звуков раннего онтогенеза, представленный красочными предметными и сюжетными картинками, также изложен в пособии И.А.Смирновой «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения», СПб., 2004.

Еще одним возможным приемом логопедического обследования детей раннего возраста, как считают авторы вышеуказанного пособия О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина, являетсярассматривание и последующее раскрашивание изображения, который дает возможность организовать непринужденное обсуждение и создает положительный эмоциональный фон в ходе заданий.

Длительность диагностического занятия в ходе проведения логопедического обследования детей раннего возраста сугубо индивидуальна, зависит от возраста ребенка и его психофизического состояния, личностных особенностей, поведения в ситуации обследования. Оптимальная  длительность одного диагностического занятия  — 10-15 минут. Не рекомендуется превышать это время, даже если педагогам кажется, что ребенок очень заинтересовался выполнением задания и не испытывает усталости после предъявления целой серии картинок. Нужно помнить, что мы имеем дело с бурно развивающимся хрупким человеческим индивидуумом, и любая перегрузка нервной системы ребенка может привести к отставленным по времени нежелательным последствиям для его организма!

Чтобы успеть узнать о развитии речи ребенка как можно больше в столь  короткий имеющийся в  распоряжении педагога промежуток времени, надо его максимально оптимизировать. Так, например, при назывании картинок во время проверки звукопроизношения можно обследовать:

- состояние словарного запаса ребенка;

- развитие грамматического строя речи - уточнение построения предложений, правильного употребления простых предлогов, согласования членов предложения в роде, числе и падеже;

- характер воспроизведения слоговой структуры слов.

Логопедическое обследование ребенка раннего возраста рекомендуется  проводить в светлое время суток, желательно спустя некоторое время после завтрака или полдника. Оно должно проводиться только с использованием специального дидактического материала, разработанного с учетом его возрастных особенностей развития высших психических функций. Из опыта работы логопедов- практиков следует, что лучше иметь отдельные файлы с вложенными в них картинками.

Ключевую роль при достижении успеха при обследовании играют иллюстративностьпредлагаемого материала (красочность изображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его доступность. Нужно помнить, что сюжетные картинки гораздо интереснее детям.

Иллюстративный материал, предлагаемый детям раннего возраста, не должен содержать много (5-6) изображений на одном листе, как, например, это сделано в широко известном «Альбоме логопеда» О.Б.Иншаковой. Это может привести к чрезвычайной нагрузке на нервную систему малыша, затруднит его сосредоточение на задании и вызовет снижение концентрации внимания. Наиболее адекватно предъявлять ребенку не более 2-х крупных изображений на одном листе одновременно.(9)

Информация о работе Ранняя логопедическая помощь