Роль медсестры в паллиативной помощи больным в терапевтическом стационаре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 19:48, реферат

Краткое описание

Необходимо отметить, что на фоне демографического постарения населения в Российской Федерации с каждым годом отмечается увеличение количества больных, нуждающихся в оказании паллиативной помощи, и только совместными усилиями медицинских работников различных структур власти нашего общества, Русской православной церкви, волонтеров представляется возможным цивилизованно оказывать медико-социальную и психологическую помощь инкурабельным больным, обеспечивая им, насколько это возможно, адекватное диагнозу качество жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

роль медсестры в паллиативной помощи больным в терапевтическом стационаре.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Большое значение имеет психологический климат в коллективе. Доброжелательные, партнерские взаимоотношения между коллегами являются предпочтительными перед строгим соблюдением субординации.

Итак, "синдром выгорания" - процесс, при котором ежедневное воздействие факторов стресса, связанных с оказанием помощи тяжелобольному человеку, постепенно приводит к проблемам с собственным здоровьем психологического и физического характера.

Психологическими компонентами "выгорания" являются:

- эмоциональное истощение (чувства  эмоционального перенапряжения, нехватки  сил до конца смены и на  следующий день);

- деперсонализация/обезличивание (чувства  опустошенности, самоизоляции, потери  интереса к общению; психологически неадекватная, раздраженная манера общения с окружающими);

- снижение самооценки значимости  своих действий и принимаемых  решений (чувство "провала") и т.д.

"Синдром  выгорания" проявляется в снижении  мотивации, трате большего количество времени с меньшими результатами, жалобах на свою судьбу и др. Так как "выгорание" нарастает постепенно, медицинский персонал часто продолжает работать в том же режиме с тяжелыми психологическими перегрузками до тех пор, пока не наступят критические его проявления: физические, психологические и поведенческие.

К физическим проявлениям относятся: снижение аппетита, обострение хронических заболеваний, быстрая утомляемость, повышение артериального давления, головная боль, нарушение сна и др.

Психологические симптомы проявляются в раздражении, чувстве усталости, разочаровании в работе и в личной жизни, потере самоуважения и уверенности в себе, снижении интереса к работе, усталости и депрессии, в чувстве неадекватности, безнадежности и необъяснимой вины, в частой смене настроения, немотивированном беспокойстве о будущем, чувстве несостоятельности, безысходности, потери веры в завтрашнем дне и др.

Поведенческие проблемы могут быть представлены: эмоциональными "взрывами", немотивированной сменой настроения, пренебрежением профессиональными и семейными обязанностями, снижением самокритичности, ограничением общения с друзьями и знакомыми, трудностями при общении с окружающими и др.

Причины "выгорания" могут быть классифицированы на две группы:

- объективные (напрямую связаны в выполняемыми видами деятельности по оказанию помощи, например, изменение распорядка дня, чередование дневных и ночных смен и т.д.);

- субъективные (связаны с личным  отношением ухаживающего к умирающему  больному, выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с больными, их родственниками, коллегами по работе, членами своей семьи и т.д.).

К наиболее распространенным причинам "выгорания" в паллиативной медицине следует отнести:

- психологическую неподготовленность  медицинского персонала к формам и методам оказания паллиативной помощи;

- неизлечимый характер заболевания  пациента;

- непредсказуемость течения болезни;

- большие психологические и физические  нагрузки;

- этические проблемы взаимоотношений  с больными в терминальном  состоянии и их родственниками;

- отсутствие необходимых профессиональных  знаний и навыков взаимоотношений  с умирающими пациентами и  их родственниками;

- личностное отношение к смерти  в целом и т.д.

Следует также выделить факторы, которые, не являясь причинами развития "синдрома выгорания", оказывают существенное влияние на медицинский персонал и их можно отнести к группе предрасполагающих факторов:

- индивидуальные (связанные с особенностями  личности человека, оказывающего  помощь, его системой жизненных  ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты);

- ситуационные (факторы, связанные с  условиями оказания помощи инкурабельным  больным).

К индивидуальным факторам относятся: возраст (молодые люди больше подвержены риску "выгорания"), высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной работы, ярко выраженная ориентированность на достижение цели, высокий уровень преданности моральным принципам работы, проблема ответить на просьбу отказом и сказать "нет", склонность к самопожертвованию, тенденция быть только "отдающим" и не принимать помощь от других и т.д.

Ситуационные факторы представляются: чрезмерной профессиональной нагрузкой, слабой подготовленностью к роли ухаживающего за терминальным больным, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой, межличностными конфликтами с коллегами, пациентами, их родственниками и членами своей семьи и т.д.

Профилактика "синдрома эмоционального выгорания" (СЭВ) предполагает в первую очередь:

- снятие рабочего напряжения у сотрудников;

- повышение профессиональной мотивации;

- повышение уровня заработной  платы, адекватного затрачиваемым  психо-эмоциональным и физическим  усилиям.

Наиболее перспективным этапом проведения профилактики "синдрома эмоционального выгорания" должен стать период обучения в высших и средних медицинских учебных заведениях, а в последующем - на курсах, семинарах, циклах повышения профессиональной квалификации медицинских работников всех специальностей.

В медицинских вузах и училищах студентов необходимо готовить к тем реалиям, в условиях которых будет осуществляться их деятельность. Будущие специалисты должны получить всеобъемлющую информацию, касающуюся источников эмоционального стресса при работе с больными людьми и риска возникновения "синдрома эмоционального выгорания". Первичная профилактика СЭВ должна начинаться еще во время обучения в учебном заведении и включать два основных направления: информационное и обучающее. Заканчивая медицинское учебное заведение, медицинский работник с высшим и средним образованием должен иметь базовые знания о профессиональных деформациях и их профилактике, а также первичные навыки самопомощи.

Период обучения в интернатуре (ординатуре) является основным этапом профессионализации, на котором проблема СЭВ рассматриваться с учетом специфики избранной специальности. Помимо лекций, раскрывающих все многообразие проблем СЭВ, необходимо проведение психологического обследования, тренингов и групповых занятий.

Обучающие программы могут осуществляться в различной форме, иметь разную продолжительность и содержание. Они могут проводиться для группы специалистов из одной организации или из различных медицинских учреждений. В каждом конкретном случае в тематике необходимо учитывать профессиональную специфику слушателей.

Диагностика СЭВ и первые этапы коррекции могут быть проведены у врачей и сестринского персонала в период прохождения курсов повышения квалификации. В профилактических целях могут использоваться основные приемы самовоздействия и формирования психической устойчивости.

Организационные же мероприятия по первичной профилактике СЭВ в медицинском учреждении должны осуществляться на различных управленческих уровнях.

К основным направлениям работы по профилактике СЭВ на уровне главного врача медицинского учреждения следует отнести: обеспечение информированности сотрудников о СЭВ и факторах риска; определение групп риска в своем коллективе в части "эмоционального выгорания"; организация и проведение работы по выявлению ранних признаков СЭВ у медицинского персонала; перевод с согласия сотрудника в пределах учреждения в другие подразделения (при необходимости); создание условий для профессионально-квалификационного роста и психологической устойчивости персонала.

Положительное значение могут иметь:

- предоставление сотрудникам краткосрочного отпуска или отпуска по частям;

- повышение их социально-психологической  компетентности;

- осуществление доброжелательного  стиля руководства;

- организация слаженной и гибкой  работы подразделений учреждения;

- обеспечение оказания помощи молодым специалистам в адаптации к своей деятельности;

- проведение тренингов по выработке  психологической устойчивости при  сохранении высокого уровня профессиональной  деятельности;

- адекватный подбор руководителей  подразделений;

- поощрение обучения сотрудников  и др.

Работа по профилактике СЭВ на уровне главной медсестры учреждения ведется по тем же направлениям: организация информированности среднего и младшего медицинского персонала о СЭВ и факторах риска; работа по выявлению у них признаков СЭВ; перевод (с согласия сотрудника) в другие подразделения; создание условий для профессионально-квалификационного и медико-психологического роста персонала и т.д.

Основные направления работы по профилактике СЭВ на уровне заведующего отделением: диагностика СЭВ у сотрудников отделения; оценка социально-психологического климата в трудовом коллективе и его оптимизация; проведение коллективного анализа при появлении первых признаков СЭВ у кого-то из сотрудников; организация слаженной работы отделения.

Немаловажное значение имеют наставничество молодых специалистов; обучение сотрудников подходам к работе с учетом специфики контингента пациентов и др.

Основные направления работы по профилактике СЭВ на уровне старшей медсестры отделения: диагностика социально-психологического климата в коллективе сестринского персонала и его оптимизация; организация слаженной работы сестринского персонала отделения; изменение графика работы (при необходимости), наставничество молодых сотрудников, индивидуальные беседы, по показаниям - консультации психолога.

Система поэтапных лечебно-профилактических мероприятий у медработников включает два этапа. Первый - диагностический - включает в себя оценку факторов риска возникновения СЭВ, его клиническую и психологическую диагностику. В зависимости от наличия или отсутствия факторов риска и симптомов СЭВ у медицинского персонала проводятся адекватные профилактические мероприятия.

Личностный уровень профилактики. Психологическая работа по профилактике СЭВ должна быть нацелена на снятие у медицинских работников стрессовых состояний, возникающих в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение методикам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости. Одним из методов профилактики данного синдрома является психологическое консультирование медицинских работников и при необходимости -психокоррекция. При этом могут осуществляться: коррекция негативных стереотипов обыденного сознания и неадекватных механизмов психологической защиты, а также - формирование профессиональной мотивации и адаптивных механизмов саморегуляции.

У врачей и сестринского персонала необходимо воспитывать приемы самопомощи, т.к. в профилактике СЭВ успех зависит прежде всего от самого медицинского работника, которому для его достижения следует соблюдать ряд рекомендаций:

- определение краткосрочных и  долгосрочных целей, что повышает  долгосрочную мотивацию. Достижение  краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания;

- использование "тайм-аутов". Для  обеспечения психического и физического  благополучия особое значение  приобретают "тайм-ауты", то есть  отдых от работы и других  нагрузок. Иногда, чтобы "отойти" от жизненных проблем, нужно найти такое занятие, которое было бы увлекательными приятным;

- овладение умениями и навыками  саморегуляции. Овладение такими  психологическими умениями и  навыками, как релаксация, определение  жизненных целей, способствующих  снижению уровня стресса;

- профессиональное развитие и  самосовершенствование. Одним из  способов предохранения от СЭВ  является обмен профессиональной  информацией с представителями  других служб. Сотрудничество дает  ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого с успехом используются различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции и др.;

- исключение ненужной конкуренции. Слишком настойчивое стремление  к выигрыванию, лидерству обусловливает развитие тревоги, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, проявлению СЭВ;

- эмоциональное общение. Когда человек  анализирует свои чувства и  делится ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или же этот процесс не так явно выражается. Рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами, искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, то во-первых, у него снижается психо-эмоциональное напряжение, а во-вторых, общими усилиями они могут найти для своего коллеги разумное решение возникшей проблемы;

- поддержание хорошей физической  формы. Доказательна тесная связь  между состоянием тела и разумом. Хронический стресс воздействует на человека. Очень важно поддерживать хорошую физическую форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Избыточное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление СЭВ.

Чтобы избежать СЭВ, необходимо следовать следующим правилам:

- стараться рассчитывать и обдуманно  распределять, свои нагрузки;

- научиться переключаться с одного  вида деятельности на другой;

- проще относиться к конфликтам на работе;

- не пытаться всегда и во  всем быть лучшим и т.д.

К актуальному разделу профилактических мер следует отнести организационно-управленческую деятельность, осуществляемую руководством медицинских учреждений. Особо необходимо отметить аналитическую работу, которая служит подготовительным этапом, создающим основу для адекватного планирования мер по профилактике СЭВ. Планирование должно быть направлено на осуществление оценки характера и причин текучести кадров, выявление частоты развития СЭВ.

Наиболее широкими возможностями оказания влияния на состояние работы по профилактике развития СЭВ обладает руководитель медицинского учреждения, статус которого обязывает соответствовать образу человека, занимающего руководящую должность, отвечать социальным ожиданиям работников, проявлять заботу о них, быть авторитетным, умеющим применять различные методы управления. Руководителю необходимо заботиться о том, чтобы лучшие качества и стороны его личности проявлялись чаще, и научиться сдерживать проявления отрицательных эмоций.

Информация о работе Роль медсестры в паллиативной помощи больным в терапевтическом стационаре