Санитарно-просветительская работа в сфере профилактики стоматологических заболеваний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:29, реферат

Краткое описание

Санитарное просвещение — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе — опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX веке.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………..…3

2. Сущность, цели и направления сан.-просвет. работы…………………….4

3. Формы санитарно-просветительских работ……………………………….5

4. Особенности проведения сан.-просвет. работы для конкретных групп населения…………………………………………………………………….....6

5. Заключение…………………………………………………………………9
6. Список используемой литературы……………………………………....9

Вложенные файлы: 1 файл

sanprosvetrabota.docx

— 28.18 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ  РАЗВИТИЮ

РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Самарский государственный  медицинский университет»

Кафедра детской стоматологии

 

                       

                              

Санитарно-просветительская работа в сфере профилактики стоматологических  заболеваний

      

 

 

 

 

Реферат студента

стоматологического факультета

3 курса, 362 группы

Серкова Евгения Владимировича

                                                            

Научный руководитель:

Ногина Наталья Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

Самара

                                                         2013

Содержание

 

1. Введение…………………………………………………………………..…3

 

2. Сущность, цели и направления сан.-просвет. работы…………………….4

 

3. Формы санитарно-просветительских работ……………………………….5

 

4. Особенности проведения сан.-просвет. работы для конкретных групп населения…………………………………………………………………….....6

 

5. Заключение…………………………………………………………………9 

6. Список используемой  литературы……………………………………....9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

 

Санитарное просвещение — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе — опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX веке. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки России видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.

В своём реферате я хотел бы коснуться основных положений и понятий, относящихся к санитарно-профилактической деятельности в сфере профилактики стоматологических заболеваний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность, цели и направления санитарно-просветительской работы.

 

Сан.-просвет. работа - система государственных, медицинских и воспитательных мероприятий по просвещению и обучению населения навыкам здорового образа жизни, основам медицинских и гигиенических знаний методами агитации и обучения.

Целью санитарно-просветительной работы является гигиеническое воспитание населения и привитие ему санитарной культуры на основе приобретения полезных навыков и привычек здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

 

 

 Различаются три  основных направления:

1) распространение сведений о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний;

2) пропаганду соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики путем воспитания и убеждения;

3) гигиеническое обучение и воспитание.

 

При проведении санитарно-просветительской работы по профилактике стоматологических  заболеваний рекомендуется придерживаться определенных тем (Е.Д. Удовицкая, 1978 г.):

    1. Взаимосвязь заболеваний полости рта и общего состояния здоровья детей.  
     2. Значения питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи.  
     3. Роль оздоровительных мероприятий для развития и состояния органов и тканей полости рта.  
     4. Гигиенический уход за полостью рта.  
     5. Предупреждение заболеваний полости рта.  
     6. Выявление и устранение вредных привычек для предупреждения пороков развития зубочелюстной системы.

 

Основные звенья охвата работой:

  1. Медработники.
  2. Педагоги
  3. Родители
  4. Дети

 

 

 

 

      3. Формы санитарно-просветительских работ.

 

Санитарно-просветительная работа может быть активной и пассивной.

К активным формам относятся беседы, выступления, лекции, доклады, т. е. непосредственное общение медицинских работников с населением. Пассивные формы – это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санитарных бюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др.

Активные и пассивные формы тесно связаны друг с другом. Преимуществами активных форм работы являются непосредственная взаимосвязь и взаимодействие агитаторов и населения, обеспечивающие наибольший эффект воздействия на аудиторию. Недостатки: высокие трудозатраты организаторами сан.-просвет. работ.

В свою очередь пассивные формы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время на неограниченную аудиторию. Недостатком же следует признать отсутствие обратной связи между агитаторами и слушателями. Однако повышение качества работы позволяет усилить эффект пассивных методов санитарного просвещения. По широте воздействия на аудиторию санитарно-просветительная работа может быть массовой, коллективной, индивидуальной.

Санитарно-просветительская работа может быть индивидуальной, коллективной и массовой. Массовая санитарно-просветительная работа заключается в издании книг, плакатов, листовок, заметок в газетах, выпуске кинофильмов, выступлениях по телевидению, радио, коллективная — в докладах, лекциях, выступлениях, беседах, выпуске санитарных бюллетеней, настенной печати и др., индивидуальная – в проведении индивидуальных бесед.

 
 




Следует различать  пропагандистскую и агитационную работу. Агитация всегда адресована конкретной аудитории (дети, подростки, взрослые, рабочие и т. д.) с целью побуждения их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды находится определенный предмет, например гигиена полости рта, средства и способы профилактики и др., о которых люди должны получить сведения и иметь свое суждение. Можно считать, что цели пропаганды достигаются с помощью агитации. Если рассматривать их как распространение идей, знаний, мнений, то суть агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.

 
 




Наиболее эффективными методами санитарно-просветительной работы являются беседы, выступления и лекции. Их высокая действенность объясняется непосредственным общением врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания, позволяет учитывать социальные, профессиональные, образовательные и индивидуальные особенности слушателей. Вместе с тем непосредственное общение с аудиторией предъявляет высокие требования к выступающему (умение привлечь внимание, владение навыками свободной, эмоциональной и убедительной речи, способность доходчиво преподносить материал и др.). Беседа, выступление, лекция – это всегда своего рода диалог, требующий активной деятельности как говорящего, так и слушателей. Эффект убеждения при выступлении во многом зависит от того, насколько вовлечен в контакт с врачом его слушатель.

 
 




Конечной целью санитарно-просветительной работы являются не знания о предмете беседы или выступления врача, а убеждения и поступки слушателя в результате приобретения им этих знаний. Последовательность достижения цели имеет следующий вид:

 

информация – знания – убеждения – навыки – привычки

 

Гигиеническое воспитание и обучение в стоматологии являются важнейшей составной частью санитарно-просветительной работы. В основе их лежит обучение взрослых и детей в полном объеме навыкам гигиены полости рта на основе сознательного отношения к этому мероприятию как одной из важных составляющих здорового образа жизни. Основными методами гигиенического обучения являются санитарное просвещение, обучение и контроль. Санитарно-просветительную работу на уровне страны, региона, учреждения следует строить на научной основе с учетом уровня санитарной культуры населения, их навыков и осведомленности о гигиене полости рта, стоматологических заболеваниях, путях их профилактики. Сведения об этом могут быть получены при опросе, анкетировании. наблюдении. В соответствии с ними можно правильно сформулировать цели и задачи санитарно-просветительной работы, определить пути мотивации различных групп населения к профилактике в стоматологии. На основе всех сведений должна быть разработана долговременная программасанитарно-просветительной работы с населением с учетом особенностей привычек, знания, мотивации, уровня санитарной культуры, гигиенических навыков. Эти же сведения должны использоваться с целью маркетинга и рекламы средств и товаров для профилактики в стоматологии.

 

    4. Особенности  проведения санитарно-просветительской  работы для конкретных групп  населения.

 

       Ведущая форма работы со взрослым населением - это убеждение и пропаганда.

Проводя беседы среди беременных женщин, можно рассказать об особенностях ухода за полостью рта при беременности, о вреде алкоголя, курения, приема лекарственных средств без назначения врача, о закладке и формировании зубной ткани плода, о грибковом стоматите у детей первого года жизни и т.д. Программа занятий и график работы с беременными утверждается главным врачом стоматологической поликлиники и женской консультации. Занятия проводятся на базе школы матерей. Санитарно-просветительские мероприятия среди беременных рекомендуется проводить:  
- в первые 20 недель беременности - 1 раз в месяц;  
- после 20 недель - 2 раза в месяц;  
- после 32 недель - 3-4 раза в месяц. 

Основная форма воздействия  на ребенка - это обучение с повседневным повторением при обязательном личном примере взрослых. Прививать детям  гигиенические навыки должны родители, воспитатели, педагоги. Чем меньше возраст  ребенка, тем легче формируется гигиенический навык по уходу за полостью рта, переходящий в стойкую привычку. Поэтому начинать санитарно-просветительную работу следует с родителями и воспитателями детских учреждений. Необходимо не только привлечь внимание этой категории взрослых к состоянию зубов и органов полости рта у детей, но и приобрести, таким образом, убежденных помощников. Гигиеническое воспитание - это система привития полезных навыков и привычек на основе знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения. В условиях детского сада обучение детей методам чистки зубов проводится с учетом возраста.  
     Санитарно-просветительская работа и гигиеническое воспитание среди детей должны быть строго дифференцированными по целям и содержанию в зависимости от возраста. 

С детьми трех-четырех лет  работу рекомендуется строить с  использованием игровых элементов, с использованием рисунков. плакатов, игрушек, кукол, зубных щеток, паст и  т.д. Такая игра-беседа должна быть короткой и продолжаться на нескольких занятиях. Дети через сказочные персонажи  должны усвоить, что надо употреблять  овощи, фрукты, чтобы зубы не болели, что после еды необходимо полоскать  рот, меньше кушать сладостей и чистить  зубы. При этом рекомендуется в  форме игры показать детям, как правильно  чистить зубы. Обучая детей правилам чистки зубов, важно повторять, закреплять полученный навык и поощрять тех  детей, которые успешно им овладели.  
Детям четырех-семи лет занятия необходимо проводить в популярной форме, используя персонажи сказок, рассказывая и показывая, как надо правильно чистить зубы. При обучении чистке зубов необходимо окрасить фронтальные зубы красителями и показать окрашенный налет ребенку в зеркало.  
Обращают внимание на размер щеток для детей, их состояние и уход за ними. В ходе беседы выясняют, имеет ли ребенок свою зубную щетку, объясняют, какая зубная паста лучше. Для закрепления знаний можно использовать загадки об овощах, фруктах и т.д. Также задавать детям вопросы.  
Для формирования осознанных культурно-гигиенических навыков у младших школьников нужно применять метод медико-педагогического убеждения. Метод является совокупностью мер по санитарному просвещению, которые направлены на повышение гигиенических навыков. Составными частями метода являются беседа, рассказ, демонстрация диафильмов, кинофильмов, наглядных пособий, демонстрация техники чистки зубов и средств ухода за полостью рта. Обучение методам гигиены лучше проводить в специальных комнатах или классах гигиены (класс гигиены и профилактики).  
Классы гигиены и профилактики рассчитывают на 15-20 учащихся. Их размещают вблизи стоматологических кабинетов. На двух стенах класса устанавливают туалетные раковины, над которыми крепят зеркала. На третьей стене класса во всю ее длину оборудуется шкаф с ячейками для хранения индивидуальных средств гигиены. На окнах класса должны быть шторы, а на одной из стен устанавливается экран для демонстрации фильмов и диапозитивов. На видном месте вывешиваются памятки и информация по уходу за полостью рта. В центре класса размещаются школьные парты или индивидуально изготовленная для проведения уроков гигиены мебель.  
На уроках гигиены в младших классах необходимо объяснить строение зуба, функции зубов, значение органов полости рта. Следует обращать внимание на причины заболеваний зубов, десен, слизистой оболочки полости рта. Важно подчеркнуть роль питания, гигиены полости рта в развитии и состоянии зубочелюстной системы. С этой целью можно подготовить памятки для школьников. Выступления перед детьми лучше строить в форме диалога. Можно предложить для младших школьников десять способов сохранить зубы здоровыми без лекарств:  

Информация о работе Санитарно-просветительская работа в сфере профилактики стоматологических заболеваний