Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 14:45, курсовая работа
Краткое описание
Медицинским сестрам отводится одна из ведущих ролей в решении задач медико-социальной помощи населению и повышении качества и эффективности медицинских услуг сестринского персонала в ЛПУ. Функции медицинской сестры разнообразны и ее деятельность касается не только диагностического и лечебного процесса, но и ухода за пациентами с целью полной реабилитации больного.
Содержание
Введение 1 1 Философия сестринского дела 1 II Основная часть 4 Организация сестринского процесса у больных с желудочно-кишечными заболеваниями (практическая часть). 4 1.1 Основные факторы риска развития гастрита 4 1.2 Эпидемиология хронического гастрита у детей 6 1.3 Симптомы хронического гастрита у детей 7 3. Как предотвратить хронический гастрит у детей? 13 Список литературы 18
Медицинским сестрам отводится
одна из ведущих ролей в решении задач
медико-социальной помощи населению и
повышении качества и эффективности медицинских
услуг сестринского персонала в ЛПУ. Функции
медицинской сестры разнообразны и ее
деятельность касается не только диагностического
и лечебного процесса, но и ухода за пациентами
с целью полной реабилитации больного.
Первое определение сестринского
дела дала всемирно известная медицинская
сестра Флоренс Найтингейл. В своих известных
«Записках об уходе» в 1859 г. она писала,
что сестринское дело – это «действие
по использованию окружающей пациента
среды в целях содействия его выздоровлению».
В настоящее время сестринское
дело – неотъемлемая составная часть
системы здравоохранения. Оно является
многогранной медико-санитарной дисциплиной
и имеет медико-социальное значение, поскольку
призвано поддерживать и охранять здоровье
населения.
В 1983 г. в Голицино прошла I Всероссийская
научно-практическая конференция, посвященная
теории сестринского дела. В ходе конференции
сестринское дело рассматривалось как
часть системы здравоохранения, наука
и искусство, которые направлены на решение
существующих и потенциальных проблем,
касающихся здоровья население в условиях
постоянно меняющейся окружающей среды.
Согласно международной договоренности,
концептуальной моделью сестринского
дела является структура, основанная на
философии сестринского дела, включающей
четыре парадигмы: сестринское дело, личность,
окружающая среда, здоровье.
Понятие личности занимает особое место в философии
сестринского дела. Объектом деятельности
медицинской сестры является пациент,
человек как совокупность физиологических,
психосоциальных и духовных потребностей,
удовлетворение которых определяет рост,
развитие и слияние его с окружающей средой.
Сестре приходится работать с разными
категориями пациентов. И для каждого
пациента сестра создает атмосферу уважительного
отношения к его настоящему и прошлому,
к его жизненным ценностям, обычаям и убеждениям.
Она принимает необходимые меры безопасности
пациента, если его здоровью угрожает
опасность со стороны сотрудников или
других людей.
Окружающая среда рассматривается как важнейший
фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность
и здоровье человека. Она включает в себя
совокупность социальных, психологических
и духовных условий, в которых протекает
жизнедеятельность человека.
Здоровье рассматривается не отсутствие
болезней, а как динамическая гармония
личности с окружающей средой, достигаемая
посредством адаптации.
Сестринское дело является наукой и искусством,
направленным на решение существующих
проблем, связанных со здоровьем человека
в изменяющихся условиях окружающей среды.
Философия сестринского дела
устанавливает основные этические обязанности
специалистов по обслуживанию человека
и общества; цели, к которым стремится
профессионал; моральные качества, добродетели
и навыки, ожидаемые от практикующих специалистов.
Основной принцип философии
сестринского дела – уважение прав и достоинств
человека. Он реализуется не только в работе
сестры с пациентом, но и в ее сотрудничестве
с другими специалистами.
Международным советом медицинских
сестер был разработан кодекс поведения
медицинских сестер. Согласно этому кодексу,
фундаментальная ответственность медсестер
имеет четыре главных аспекта: 1) содействие
укреплению здоровья,
2) профилактика заболеваний,
3) восстановление здоровья,
4) облегчение страданий.
Этот кодекс определяет также
ответственность медицинских сестер перед
обществом и коллегами.
II Основная часть
Организация сестринского
процесса у больных с желудочно-кишечными
заболеваниями (практическая часть).
Хронический гастрит - хроническое рецидивирующее
очаговое или диффузное воспаление слизистой
(подслизистой) оболочки желудка с нарушением
физиологической регенерации, склонный
к прогрессированию, развитию атрофии
и секреторной недостаточности, лежащих
в основе нарушения пищеварения и обмена
веществ.
2.1 Основные факторы
риска развития гастрита
1. Отягощенная наследственность.
Очень часто прослеживается семейная
отягощенность, когда помимо ребенка в
семье гастритом или язвенной болезнью
желудка болеет кто-нибудь из родственников.
С одной стороны ребенок наследует предрасположенность
к развитию заболевания в виде запрограммированной
активности клеток, продуцирующих соляную
кислоту и количество кровеносных сосудов
в стенке желудка, а так же активность
иммунной системы, которая тоже участвует
в защите слизистой желудка. С другой стороны
– это семейная культура за столом: ребенку
очень тяжело оставаться здоровым, когда
его родители употребляют большое количество
жирной, жаренной, перченой пищи, еды из
пакетов быстрого приготовления. Ребенок
есть с общего стола, поэтому и не удивительно,
что в таких семьях прослеживается семейная
отягощенность анамнеза.
2. Погрешности в диете. Для детей
очень важно не только качественное содержание
рациона питания (сбалансированный состав
питания по количеству белков, углеводов
и жиров), но и пропорциональность распределения
питания в течение дня. Очень часто дети,
особенно которые посещают школу, не придерживаются
графика питания. Чаще всего это завтрак
в школе и питание вечером, часов в 7-8, когда
родители приходят с работы. Все остальное
время дети питаются или в сухомятку, или
вообще не питаются. Такие большие перерывы
в питании плохо сказываются на слизистой
желудка, так как соляная кислота в небольших
количествах вырабатывается постоянно.
Помимо этого существует условно-рефлекторный
механизм выработки соляной кислоты на
запах и вид еды, что тоже неблагоприятно
сказывается на слизистой желудка в отсутствии
поступления пищи в желудок.
3. Вредные привычки. Курение способствует
развитию гастрита. Никотин вызывает спазм
сосудов, из-за чего нарушается питание
слизистой желудка и происходит ее атрофия,
что снижает защитный барьер в желудке.
4. Инфекция Helicobacter pylori (хеликобактер
пилори). Данная инфекция впервые была
обнаружена в 1983 году. После этого совершенно
изменились подходы к лечению гастрита.
В схему лечения была включена терапия,
направленная на удаление этого микроорганизма
из организма ребенка. Хеликобактер вызывает
повреждение слизистой желудка, что способствует
появлению у ребенка гастрита. Так же микроорганизм
выделяет специфические вещества, которые
разрушают защитные факторы слизистой
желудка.
5. Стресс. Хронический стресс
вызывает нарушение в нервной иннервации
желудка, что приводит к нарушению моторики,
снижению кровенаполнения сосудов слизистой
желудка и развитию хронического гастрита.
Основными симптомами хронического
гастрита являются боли животе, диспепсические
расстройства. Боли в животе появляются
через 10-15 минут после приема пищи и связаны
с усилением выработки соляной кислоты.
Боли сильные, сжимающие, длительные, но
не приступообразные, что больше характерно
для язвенной болезни. Усиление болей
вызывает прием острой, жаренной, копченой,
жирной пищи, газированных напитков.
Диспепсические расстройства
проявляются в виде тошноты, изжоги, болей
за грудиной, нарушением стула в виде запоров.
У детей с хроническим гастритом язык
обложен белым налетом.
Хронический воспалительный
процесс в желудке вызывает изменение
общего состояния организма: дети могут
быть вялые, наблюдается повышенная утомляемость,
возможно незначительное повышение температуры
тела до 37, 0-37,3º С.
Из-за воспаления слизистой
желудка нарушается процесс всасывания
некоторых веществ, в частности железа
и витамина В12, что приводит к развитию
железодефицитной анемии, которая будет
проявляться ломкостью ногтей, тусклостью
волос, изменением вкуса, бледностью кожных
покровов.
2.2 Эпидемиология
хронического гастрита у детей
Хронический гастрит - наиболее
распространённое гастроэнтерологическое
заболевания детского возраста, встречающееся
с частотой 300-400 на 1000 детского населения,
причём изолированные поражения не превышают
10-15%.
В структуре заболеваний верхних
отделов ЖКТ хронический гастродуоденит
составляет 53,1%, хронический гастрит -
29,7%, хронический дуоденит - 16,2%. Неязвенной
гастродуоденальной патологией страдают
дети всех возрастных групп, однако наиболее
часто заболевание диагностируют в возрасте
10-15 лет. В младшем школьном возрасте половых
отличий в частоте хронического гастрита
и хронического гастродуоденита нет, а
в старшем школьном возрасте чаще страдают
мальчики.
Частота хронического гастрита,
связанного с инфекцией H. pylori, варьирует
в зависимости от возраста ребёнка и составляет
у детей 4-9 лет 20%, 10-14 лет - 40%, старше 15 лет
и у взрослых - 52-70%.
2.3 Симптомы хронического
гастрита у детей
Симптомы хронического гастрита
у детей складывается из 2 основных синдромов:
болевого и диспептического.
Боль в животе различна по интенсивности,
может быть ранней (возникает во время
или через 10-20 мин после еды), поздней (беспокоит
больного на голодный желудок или спустя
1-1,5 ч после приёма пищи). Локализована
боль, как правило, в эпигастральной и
пилородуоденальной областях. Возможна
иррадиация боли в левое подреберье, левую
половину грудной клетки и руку.
Среди диспептических симптомов
наиболее часто возникают отрыжка, тошнота,
рвота, нарушение аппетита. Характерных
клинических симптомов у инфекции H. pylori
нет, возможно бессимптомное течение.
Наряду с основными клиническими
формами хронического гастрита возможно
множество атипичных и бессимптомных.
Почти в 40% хронический гастрит протекает
латентно, степень морфологических изменений
и клинических признаков могут не совпадать.
2.4 Методы диагностики
·Гастроскопия (эндоскопическое
исследование, которое проводится с помощью
специального оптического прибора, эндоскопа,
и позволяет увидеть слизистую оболочку
желудка)
·Рентгеновское исследование
(исследование с контрастным веществом
покажет проходимость различных отделов
желудочно-кишечного тракта)
·УЗИ.
3. Этапы сестринского
процесса при хроническом гастрите у детей
Этапы сестринского процесса
при хроническом гастрите у детей:
1 этап. Сбор информации
о пациенте для диагностики заболевания
Опрос:
Характерные жалобы:
на боли в животе или около пупка, чувство быстрого насыщения,
тошноту,
отрыжку, изжогу, рвоту, нарушение аппетита.
- Боли могут быть: ранние — появляются во время или
через 10-20 мин. после еды; поздние появляются натощак или после
еды через 1,5-2 ч; сочетание ранних и поздних болей.
Объективные методы
обследования:
Осмотр: бледность, синева под глазами, язык обложен белым
налетом, болезненность в
эпигастральной области при пальпации
живота. Результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики:
общий анализ крови, общий анализ мочи, копрологическое исследование
кала; определение концентрации антигена Н.р.
в кале; эзогастродуоденоскопия; прицельная
биопсия - морфологическое обследование
биоптата слизистой оболочки и оценка
обсемененности Н.р.
2 этап. Выявление проблем
больного ребенка:
У пациента с хроническим гастритом нарушаются
физиологические потребности: поддерживать
общее состояние, есть, спать, отдыхать,
общаться. Поэтому появляются проблемы,
требующие решения.
А. Существующие
проблемы, обусловленные хроническим воспалением слизистой
оболочки желудка и двенадцатиперстной
кишки:
- Боли в эпигастральной области или около
пупка во время еды, после еды или натощак.
- Чувство тяжести в желудке.
Б. Существующие
проблемы, обусловленные нарушениями пищеварения.
- Чувство быстрого насыщения.
- Тошнота.
- Отрыжка нишей, воздухом, «тухлым», «кислым».
- Изжога.
- Вздутие живота.
- Урчание в животе.
- Склонность к запорам или к послаблению стула.
- Снижение или отсутствие аппетита.
При выявлении указанных проблем ребенка необходимо
госпитализировать в специализированный
стационар для полного обследования, установления
диагноза и проведения комплексного лечения.
3-4 этапы. Планирование
и реализация ухода за пациентом в стационаре
Цель сестринского ухода: Способствовать
выздоровлению, не допустить развитие
осложнений.
Сестринский процесс при
хроническом гастрите
План ухода:
1. Обеспечивать организацию
и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с
пациентом/ родителями о заболевании и профилактике
осложнений объяснить пациенту/родителям
о необходимости соблюдения постельного
режима
- Контролировать наличие горшка в палате для пациента
предупредить пациента и/или его родителей о том,
что ребенок должен мочиться в горшок.
- Посещение туалета временно запрещено.
- Прием пищи и гигиенические процедуры в постели в положении
сидя
Мотивация:
Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей.
Создание режима щажения ЖКТ, обеспечение
максимальных условий комфорта. Уменьшение
боли. Удовлетворение физиологической
потребности выделять продукты жизнедеятельности
2. Организация досуга
Реализация ухода:
Независимое вмешательство:
Рекомендовать родителям принести любимые книжки,
игрушки
Мотивация:
Создание комфортных условий
3.Создание комфортных
условий в палате
Реализация ухода:
Независимые вмешательств :
- контролировать проведение влажной уборки и регулярного
проветривания;
- контролировать регулярность смены постельного белья;
- контролировать соблюдение тишины в палате
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей
во сне и отдыхе
4. Оказание помощи в
проведении гигиенических мероприятий,
и приеме пищи
Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости
соблюдения личной гигиены; -рекомендовать родителям
принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье;-контролировать и оказывать
помощь ребенку при проведении гигиенических мероприятий
Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических
мероприятий. Потребность быть чистым
5. Обеспечивать организацию
и контроль над соблюдением диеты
Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
Проведение беседы с пациентом и/или родителями
об особенностях питания, о необходимости соблюдения
диеты. Рекомендовать родителям приносить
для питья минеральные воды
Мотивация:
Удовлетворение физиологической потребности в пище
6. Выполнять назначения
врача
Реализация ухода:
Зависимые вмешательства:
- раздача лекарственных препаратов индивидуально в назначенной
дозе, регулярно по времени; объяснить пациенту и
/или родителям о необходимости приема лекарственных
препаратов;
- провести беседу о возможных побочных эффектах
лекарственных препаратов провести беседу с
пациентом и/или родителями о необходимости проведения
назначенных лабораторных исследований;
- научить родных/пациента правилам сбора мочи,
кала; обеспечить посудой для сбора мочи и
кала; контролировать сбор мочи и кала;-
перед каждым инструментальным исследованием провести психологическую
подготовку ребенка/родителей объяснить
цели и ход проведения исследования, научить ребенка правилам поведения,
сопроводить на исследование.
Мотивация:
Этиотропное лечение. Ликвидация инфекции.
Профилактика осложнений.
Раннее выявление побочных эффектов. Диагностика заболевания.
Оценка работы ЖКТ
7. Обеспечивать динамическое
наблюдение за реакцией пациента на лечение
Реализация ухода:
Независимое вмешательство:
- контроль над аппетитом, сном;
- выявление жалоб;
- измерение температуры тела утром и вечером;
- контроль физиологических отправлений;
при ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему
или дежурному врачу
Мотивация: Контроль эффективности проводимого лечения и ухода.
Раннее выявление и профилактика осложнений.
5 этап. Оценка эффективности
ухода
При правильной организации
сестринского ухода выздоровление ребенка наступает в установленные
сроки, пациент выписывается в удовлетворительном
состоянии под наблюдение гастроэнтеролога
/участкового педиатра в детской поликлинике.
Пациент и его родители должны знать об особенностях
режима дня и диеты, которые должен соблюдать
ребенок после выписки из стационара, о необходимости диспансерного
учета и строгом соблюдении всех рекомендаций.
4. Профилактика хронического
гастрита у детей?
Длительность стационарного
лечения в зависимости от этиологии и
клинико-морфологических проявлений болезни
может варьироваться от 10 дней и более
с возможной терапией в амбулаторно-поликлинических
условиях. Диспансерное наблюдение необходимо
проводить в течение всей жизни, а лечение
и обследование производят «по требованию»
при появлении не купируемых симптомов.
Профилактическому лечению
подлежат больные с язвенной болезнью
с отсутствием полной ремиссии:
непрерывная терапия в течение
месяцев антисекреторными препаратами в половинной дозе ежедневно вечером;
терапия «по требованию» - при
появлении характерных симптомов приём
одного из антисекреторных препаратов в течение 3 дней в полной суточной дозе, а затем в половинной на протяжении 3 нед.
В случае рецидивирования симптомов
необходимо провести ЭГДС. Разработана
система медико-экологической реабилитации
для детей с хроническим гастродуоденитом.
Санаторно-курортное лечение (36-45 дней)
проводят в местных учреждениях, расположенных
на курортах, в оздоровительных лагерях
санаторного типа, в санаторном отделении
стационара с целью предотвращения обострений
и пролонгирования ремиссий. Санаторное
отделение стационара предназначено для
лечения наиболее тяжёлого контингента
больных пубертатного возраста с язвенной
болезнью, а также больных с наследственной
отягощённостью, с частыми рецидивами
и осложнениями заболевания. Санаторно-курортное
лечение (направление в первые 3 мес после
обострения) включает следующие факторы:
лечебный режим двигательной активности,
диетическое питание, внутреннее и наружное
применение минеральных вод, грязевые
аппликации, физиотерапевтические процедуры,
ЛФК, психо- и иглорефлексотерапия, по
оказаниям - медикаментозные средства.
Лечение проводят ежегодно в течение 3
лет.
Первичная профилактика: определение
факторов риска, способствующих формированию
заболевания, устранение которых снижает
вероятность развития неблагоприятного
его течения.