Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 22:45, реферат
Первые сведения о помощи медицинских сестер, по-старому – сестер милосердия, относятся к средним векам. Общины сестер милосердия существовали и на востоке ( в Константинополе, Бейруте, Каире, Иерусалиме), и в Германии, и при протестантских церквах в России ( в Санкт-Петербурге, Выборге, Ревеле, Риге). Начиная с середины девятнадцатого века, протестантские монахини и сестры милосердия являлись деятельными работницами во время военных действий, оказывали неоценимые услуги в деле ухода за раненными воинами. В России, как и в западной Европе, до середины девятнадцатого века правильно организованной работы по уходу за ранеными не существовало.
История христианского женского служения.
Свято-Троицкая община сестер милосердия.
Крестовоздвиженская община сестер милосердия.
Общиной сестер милосердия в Москве.
Община сестер милосердия "Утоли моя печали".
Покровская община сестер милосердия.
Марфо-Мариинская община сестер милосердия.
Возрождение московской Никольской общины сестер милосердия.
Основные принципы формирования и деятельность общин
сестер милосердия.
Сестринское движение во время Великой Отечественной войны.
Возрождение общин сестер милосердия.
Покровская община в Москве была основана в 1872 г. Сестры милосердия Покровской епархиальной общины по мере развития общины становились все больше и больше известными не только в Москве, но и за ее пределами как знающие уход за самыми различными больными. Сестер этой общины активно приглашали к себе многие больницы. Община имела постоянное дежурство в Московском военном госпитале, приемный покой и аптеку. Уход за больными осуществлялся не только в лечебнице общины, но и в городских больницах (Яузская больница для чернорабочих, Московский троицкий дом для неизлечимых больных и др.), где требовались особенно любящие сердца и заботливые руки, становился образцом, поучительным для отечественных и зарубежных сестер милосердия. Сестёр милосердия Покровской общины приглашали в Лондон и Париж, что свидетельствовало о высокой квалификации медицинского персонала, подготовленного в Покровской общине. Сестры осуществляли уход и в домах фабричных рабочих, которые жили в районе Сокольников.
К 300-летнему юбилею дома Романовых на территории
Покровской общины была построена Романовская больница.
Это было добротное сооружение, в котором вместе с сестрами
трудились известные врачи-специалисты. Романовская больница
сразу заняла достойное место в структуре московского здравоохранения. В структуре Покровской общины был детский приют, который со временем стал приютом только для девочек. Для девочек была учреждена шестилетняя школа, учебные программы которой были приближены к программе епархиального училища. Среди предметов были закон божий, русский язык, история, арифметика, алгебра, геометрия, физика, география, педагогика и рисование. Школа при общине пользовалась известностью, и в ней даже получали образование девочки из благополучных семей за определенную общиной плату.
В структуру Покровской общины сестер милосердия входили богадельни для престарелых сестер и монахинь.
Среди крупных общин можно назвать также Александровскую, Иверскую и Марфо-Мариинскую общины.
Марфо-Мариинская община занимает особое место. Она была создана по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны - преподобномученицы, впоследствии канонизированной Русской Православной Церковью. Эта община была последней из созданных до революции.
Медицинское послушание сестер Марфо-Мариинской общины включало больницу для бедных женщин и детей на 25 кроватей, больницу-убежище для чахоточных бедных женщин на 18 кроватей, амбулаторию для бедных (4 кабинета), аптеку.
Детский приют в Марфо-Мариинской обители имел свои особенности. В приюте для сирот содержались 2 группы по 24 ребёнка (мальчики и девочки). Мальчиков старше 9 лет переводили в другие детские учреждения города. Девочек, у которых обнаруживалось призвание к сестринскому делу, готовили в сёстры милосердия при Марфо-Мариинской обители.
Социальная защита беднейших слоев населения оставалась предметом особой заботы общин сестер милосердия. Например, по инициативе настоятельницы Н. А. Пушкиной вошло в обычай устраивать рождественскую елку для больных и детей. На первой елке в 1910 г. было 297 гостей, а в следующем году — уже 400. Детям вручали от общины различные подарки! Поиски новых форм социальной поддержки нуждающихся постоянно велись ив Марфо-Мариинской общине сестер милосердия. Сестры занимались опекой над молодыми фабричными работницами в их общежитии. Они осуществляли уход за больными туберкулезом, прежде всего за больными женщинами. В бесплатной столовой при общине беднякам выдавали до 140 000 обедов в год. Действенной была помощь Великой княгини Елизаветы Федоровны и ее единомышленниц при посещении обитателей Хитровских трущоб (прежде всего сирот, одиноких матерей, престарелых). Благодаря реализации продукции народного промысла "Детская лепта" общине удавалось получить одежду для значительного числа приютских детей в Москве.
Елизавета Федоровна по согласованию с Митрополитом Московским и Коломенским Владимиром выработала чин, "како примати обет сестрам Марфо-Мариинской Обители Милосердия", а также чин постановления настоятельницы Марфо-Мариинской обители. Елизавета Федоровна также подняла вопрос о том, чтобы сестер общины называть сестрами-диакониссами в воспоминание раннехристианского обозначения должности женщин, посвятивших себя заботам о различных церковных нуждах, в том числе о служении больным. При этом особенно подчеркивалось, что это не явилось бы нововведением в православную жизнь, так как прецедент создания института женщин-служительниц, не принимавших обет монашества, был создан в древнеапо-стольской церкви. Великая княгиня Елизавета Федоровна составила «Пояснительную записку о задачах и целях открывшейся в Москве Марфо-Мариинской Обители Милосердия». Хотя многие авторитетные представители Русской Православной Церкви высказались за введение чина диаконисе (например, митрополит Филарет - Дроздов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии А. А. Дмитриевский), вопрос тогда не был решен окончательно.
С началом первой мировой войны возродилась московская Никольская община сестер милосердия, имевшая замечательную историю, получившей свое название "в память кн. С. С. Щербатовой и доктора Ф. П. Гааза", которые стояли у ее истоков. По данным отчета московской Никольской общины с 25 октября 1914 г. по 25 октября 1915 г. ее деятельность была внушительной и интенсивной, о чем свидетельствовали такие цифры: за отчетный год было 5 курсов сестер милосердия военного времени. Экзамен при курсах выдержали 1042 сестры, из них 90% со средним и высшим образованием, причем на фронте работали 942, а в госпиталях Москвы и "внутреннем районе Империи" — 500 и в резерве — 50. Сестры милосердия были готовы ко всякому труду, согласны на лишения, чтобы подготовить себя к профессиональной деятельности и быть достойными носить свое высокое звание. К концу отчетного периода община имела общежитие на 90 сестер милосердия, терапевтическую больницу на 150 коек с брюшнотифозным госпиталем на 120 больных и эвакуационный пункт на 40 душевнобольных беженцев. В дальнейшем под опекой сестер милосердия оказался еще один госпиталь на 70 душевнобольных.
Благодаря хлопотам представителей попечительского совета общины состоялась отправка 150 нижних чинов на озеро Эльтон для грязелечения, устроена летняя колония для слабых детей в Новороссийске. Общиной было собрано на противогазы 55 000 руб., на прачечную 5000 руб. Сестры постоянно стремились "поддержать дух русского солдата". Для раздачи воинам отправлены 5 768 075 открытых писем, издания общины на сумму более 173 000 руб. В 5 складах общины собрано в Москве и провинции и отправлено на передние позиции для раздачи воинам теплого белья, полушубков, сапог, одеял и других "жизненно необходимых продуктов" на сумму более 90 000 руб. (20 больших и 10 малых транспортов). Конечно, подобной помощью деятельность общины не ограничивалась, они оказывали бескорыстную помощь беженцам, о чем могут свидетельствовать следующие цифры: отдел питания общины с 8 по 11 августа 1915 г. накормил кашей 18 500 беженцев, среди которых было много остро нуждающихся в самом необходимом женщин, детей, стариков. Все перечисленное было сделано только за один год существования общины.
Основные принципы формирования и деятельности общин сестер милосердия были сформулированы в полном виде к 70-м годам прошлого столетия. Общины представляли собой своеобразные женские монастыри, каждый из которых имел свой устав, написанный по образцу монастырского и утвержденный местным архиереем. Общины зачастую назывались епархиальными - принадлежащими конкретной епархии Русской Православной Церкви и подчинявшимися правящему архиерею. В общины принимались женщины в возрасте от 20 до 40-45 лет годные к несению службы, т.е. физически здоровые и нравственно безупречные. Хотя общины были православными, в них были представительницы и иных христианских конфессий: католички, лютеранки и иные. Сословных различий при поступлении также не было. Поступавшие в общину женщины не обязаны были принимать иноческий постриг. Как правило, перед началом службы сестры проходили обучение, не имевшее прежние времена аналога и ставшее прообразом современного среднего медицинского образования. Они знали фармакологию и латинский язык, правила ухода за больными, правила обращения с инфекционными больными и многое другое. Прежде чем приступить к исполнению обязанностей, прошедшие курс обучения сестры давали обет служения больным и безупречного поведения.
Кадровое устройство каждой общины было однотипным. Во главе была настоятельница, но особенно важные вопросы в отношении общины решались единолично правящим архиереем. Кроме того, существовала должность духовника общины - священнослужителя, в ведении которого находилось духовное попечение о сестрах.
Сестры также различались между собой по положению. Среди них были сестры молодые, проходившие обучение и еще неопытные, сестры старшие, являвшиеся руководителями и советчицами младшим в медицинских вопросах. Особой наградой для сестер был нагрудный крест, который давали за особые заслуги в деле ухода за больными.
Престарелые сестры, отработавшие много (10-20) лет или еще раньше утратившие здоровье из-за большой трудовой нагрузки, поступали в попечение общины, им обеспечивали пожизненный должный уход.
К этому времени сложилось общее представление о форме сестер милосердия длинное хлопчатобумажное платье с белыми манжетами и белый апостольник - монашеский головной убор. прикрывающий грудь и имеющий вырез для лица.
Жизнь сестер была весьма напряженной: подъем в 7 ч 30 мин, дежурство в больнице, амбулатории и в иных учреждениях общины, многочисленные церковные службы, лекции по медицине -анатомии, гигиене, хирургии и уходу за больными.
Годы социалистического правления в России полностью уничтожили деятельность православных общин сестер милосердия в лечебно-профилактических учреждениях. В 1922 г. все православные сестринские общины были закрыты.
Тем не менее, сестринское движение продолжалось и развивалось как в мирное время, так и во время Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны хорошая профессиональная подготовка мужество и самоотверженность медицинских сестер помогли вернуть в строй 72,3% раненых и 90,6% больных солдат и офицеров Советской Армии. Звания Героя Советского Союза были удостоены 17 медицинских сестер и санинструкторов. За самоотверженность и героизм в оказании помощи больным и раненым 26 медицинских сестер нашей страны награждены высшей наградой Международного комитета Красного Креста – медалью имени Флоренс Найтингейл. Медицинская сестра М. Е. Нечипорукова – единственная в СССР женщина полный кавалер Ордена Славы, награжденная к тому же медалью имени Флоренс Найтингейл. Медицинская сестра Е. М. Балод удостоена звания Героя Социалистического Труда.
Нормализацию отношений между государственной системой здравоохранения России и Русской Православной Церковью можно отнести к концу 80-х годов. Наиболее крупной вехой на этом пути стало подписание соглашения о сотрудничестве между Минздравмедпромом Российской Федерации и Московской патриархией Русской Православной Церкви 12.03.96 министром А.Д.Царегородцевым и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Стороны согласились осуществлять сотрудничество, кроме прочего, в подготовке персонала, сестер милосердия для оказания медико-социальной помощи, в создании групп из числа прихожан, добровольно выразивших желание оказать помощь в уходе за пациентами учреждений здравоохранения.
С целью реализации соглашения о сотрудничестве между Минздравмедпромом Российской Федерации и Московской патриархией был подписан приказ Минздравмедпрома № 157 от 20.05.97 , который ввел в действие комиссию при министерстве по реализации соглашения с Московской патриархией Русской Православной Церкви, утвердил положение о комиссии, ее основные задачи и права.
Приведенные документы создали нормативную базу для сотрудничества государственной системы здравоохранения России с Русской Православной Церковью, в том числе по вопросам создания общин сестер милосердия.
Такие учреждения стали появляться. В Москве действует Община сестер милосердия во имя Казанской иконы Божьей Матери численностью около 30 человек, Она оказывает помощь по уходу за больными в Институте нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко. Сестры осуществляют ежедневный обход всех отделений и оказывают помощь нуждающимся. Община также ведет патронажную работу. Сестричество во имя великой княгини Елизаветы при храме святителя Митрофания Воронежского действует на базе неврологического отделения ГГБ №50 Москвы. Сестричество имеется также при ГКБ №1 им. Н.И.Пирогова. Оно функционирует в деятельной связи с уникальным средним медицинским учебным заведением - Свято-Димитриевским училищем сестер милосердия Комитета здравоохранения Москвы, готовящим православных медсестер и дающим дипломы государственного на базе светского 1-го московского медицинского училища. Директор училища, Игорь Васильевич Алабин, идею подготовки сестер милосердия поддержал и предложил организовать вечернее отделение на базе своего училища. Это уже потом, в 1992 г., по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, на базе 1-й городской больницы было открыто самостоятельное Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. Небольшое сестричество милосердия организовано при храме во имя святого преподобного Серафима Саровского, действующего в стенах Научно-исследовательского института трансплантологии и искусственных органов в Москве.
Похожие организации действуют и в регионах. В Воронежском епархиальном духовно-просветительском центре работает православное медбратство, основу которого составляют члены местного общества православных врачей. Оно оказывает конкретную медицинскую помощь, диагностику и лечение тем, кто в них нуждается.
Такие сестричество и братства не вполне усвоили традиции и организационные формы общин сестер милосердия прошлого столетия. Они не имеют вид монастырей в миру и, как правило, их деятельность проводится в государственных лечебно-профилактических учреждениях, в которых сестры оказывают помощь по уходу за больными, подчиняясь распорядку и правилам организации, принявшей их на свою территорию. Вопросы об иноческом постриге и о придании сестрам наименования диаконисе в настоящее время не ставятся.
Православная сеть общин сестер милосердия имеет перспективы к расширению, но распространение такой практики взаимодействия медицинских и церковных организаций не беспредельно и едва ли достигнет уровня, который наблюдался во второй половине XIX века. Это связано с неизмеримо большей социальной востребованностью женского труда в современной России по сравнению с Россией дореволюционной, а также с большими возможностями для получения светского, в том числе медицинского образования женщинами. Серьезную роль здесь играет и тот факт, что многие черты православной культуры и традиции утеряны населением за годы социалистического правления. Не меньшее значение имеет и весьма скромное материальное положение большинства приходов и монастырей Русской Православной Церкви.
Информация о работе Сестры милосердия – от Пирогова до наших дней