Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 12:48, реферат

Краткое описание

Судебно-медицинская экспертиза является разновидностью судебной экспертизы. Согласно статье 62 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» судебно-медицинская экспертиза проводится в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности. Порядок проведения судебно-медицинской экспертизы установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.05.2010 г. № 346н «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации».

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ МОЙ.docx

— 36.70 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Воронежский филиал

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

Судебная медицина

 

 

на тему:  «Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы»

 

 

студентки 6 курса                                                     группы 8 ЮС – 6

Жидко Юлии Борисовны


(фамилия, имя, отчество)

 

 

ПРОВЕРИЛ:

Лицман Николай Иванович


(фамилия, имя, отчество)

 

 К.м.н.

_______________________________________________________________

 (ученая степень)

 

 

Воронеж

                                                                 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» под судебной экспертизой понимается процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Судебно-медицинская экспертиза является разновидностью судебной экспертизы.  Согласно статье 62 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» судебно-медицинская экспертиза  проводится в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности. Порядок проведения судебно-медицинской экспертизы установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.05.2010 г. № 346н «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации».

Статья 25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» гласит, что на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК, ч. 2 ст. 64 АПК, п. 3 ч. 2 ст. 74 УПК, ч. 2 ст. 26.2 КоАП заключение эксперта является доказательством по делу. Таким образом, заключение эксперта по результатам проведения судебной экспертизы имеет важное доказательственное значение для конкретного дела, особенно по делам о дорожно-транспортных происшествиях.

 

      1. Автомобильная травма понятие и виды

 

Автомобильная травма является наиболее часто встречающейся (около 75%) разновидностью транспортной травмы, под которой в свою очередь понимается комплекс повреждений, причиненных частями движущихся транспортных средств либо возникающих в результате падения из движущегося транспортного средства.

В литературе предлагается несколько определений «автомобильной травмы», например: А. Р. Деньковский и П. П. Щеголев предлагают следующее определение: «Под автомобильной травмой следует понимать телесные повреждения, причиненные наружными или внутренними частями движущейся автомашины, а также повреждения, возникшие при падении из движущейся машины».

Наиболее удачным на наш взгляд является определение, предложенное В.Л. Поповым и Ш.Л. Мусаевым: «автомобильная травма – это совокупность повреждений, возникающих у водителей, пассажиров и пешеходов в результате автотранспортного происшествия»1.

Автомобильная травма – один из немногих видов травматизма, при котором встречается большое количество самых разнообразных повреждений во всех областях тела, и разобраться в их обилии совершенно не возможно без четкой классификации2.

Вместе с тем, стоит отметить, авторы предлагают различные классификации автомобильной травмы, наиболее полная классификация автомобильной травмы по признаку условий ее возникновения предложена совместно А.А. Солохиным, А.А. Матышевым, В.А. Сафроновым и С.И. Христофоровым.

Вышеуказанные авторы выделяют следующие виды автомобильной травмы:

  1. Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (пешеходом, велосипедистом, мотоциклистом);
  2. Травма при выпадении из движущегося автомобиля (пассажира, водителя);
  3. Травма от переезда тела колесами автомобиля (пешехода);
  4. Травма в кабине автомобиля (пассажира, водителя);
  5. Травма в результате сдавления тела между частями автомобиля и другими предметами или преградами (пешехода, пассажира, водителя);
  6. Комбинированные виды автомобильной травмы:

а) травма от столкновения движущегося автомобиля с пешеходом с последующим его переездом колесом;

б) травма при выпадении пассажира или водителя из движущегося автомобиля с последующим переездом их тела колесом;

в) травма водителя или пассажира в кабине автомобиля с последующим выпадением из машины и переездом колесом;

г) травма при выпадении водителя или пассажира из автомобиля с последующим сдавлением их тела частями перевернувшегося автомобиля;

д) прочие случаи3.

А.А. Солохин в монографии «Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы» предлагает следующее деление повреждений, встречающихся при отдельных видах автомобильной травмы:

  1. повреждения, специфические для конкретного вида автомобильной травмы;
  2. повреждения, характерные для автомобильной травмы;
  3. повреждения, не характерные для автомобильной травмы.

К специфическим относятся так называемые контактные повреждения, отражающие форму, рисунок, а иногда и размеры определенных деталей и частей автомобиля, соприкасающихся с телом пострадавшего в момент происшествия. Эти повреждения позволяют сопоставлять их с предметом, которым они нанесены, для установления их сходства. Специфичность повреждений состоит в том, что они возникают и имеют место только при данном определенном виде автомобильной травмы и не встречаются при других как автомобильных, так и не автомобильных травмах. К характерным повреждение может быть отнесено только в том случае, если факт автомобильной катастрофы с очевидностью вытекает из обстоятельств дела, когда механизм его образования соответствует механизму данного вида автомобильной травмы и когда оно встречается в совокупности с другими специфическими или характерными повреждениями. К нехарактерным от носятся все остальные повреждения, не подпадающие под, признаки, описанные выше4.

Для автомобильной травмы свойственны 4 механизма образования повреждений:

  1. повреждения в результате удара частями автомобиля, о части автомобиля, о грунт или покрытие дороги;
  2. повреждения вследствие общего сотрясения тела вызванного одним из перечисленных ударов;
  3. повреждения от сдавления тела между колесом автомобиля и покрытием дороги, между частями автомобиля и другими неподвижными предметами или между частями автомобиля и другими транспортными средствами;
  4. повреждения в результате трения тела об автомобиль, о покрытие дороги при его волочении частями автомобиля или при скольжении тела по грунту.

При отдельных видах автомобильной травмы сочетания механизмов образования повреждений могут быть разными, поэтому имеет смысл рассмотреть виды автомобильных травм более подробно.

 

  1. Повреждения от столкновения человека с движущимся автомобилем.

 

Различают три варианта столкновения: с передней (фронтальное), боковой и задней поверхностью автомобиля (встречается достаточно редко).

Возникновение повреждений происходит, как и в других видах автомобильной травмы, в несколько последовательных этапов, также называемых фазами, которые в свою очередь отличаются разным механизмом травматического воздействия (механизмом повреждения):

  1. первичный контакт с автомобилем, механизм повреждения – удар;
  2. падение (забрасывание) тела на автомобиль, механизм повреждения – удар;
  3. падение тела на грунт, механизм повреждения – удар;
  4. скольжение тела по грунту, механизм повреждения – трение.

Следует иметь в виду, что в некоторых случаях вторая фаза (падение на автомобиль) может отсутствовать, что обуславливается конструктивными особенностями и скоростью автомобиля, а также характера столкновения. При данном виде автомобильной травмы повреждения возникают преимущественно от тупого воздействия и локализуются в разных частях тела на разных его поверхностях.

От первичного удара автомобилем образуются самые разнообразные повреждения: ссадины, кровоподтеки, ушибленные и ушиблено-рваные раны, переломы, разрывы и отрыва внутренних органов.

Локализация и объем полученных повреждений зависит от следующих факторов:

  1. От массы и скорости автомобиля зависит объем повреждений;
  2. От высоты расположения ударяющих частей автомобиля зависит локализация повреждений.

При этом повреждения могут отражать форму и размеры поверхности ударяющих частей автомобиля (дугообразные или полукольцевидные кровоподтеки от фар; полосовидные, параллельные ссадины от ребер передней облицовки капота  и т.д.). Для повреждений, причиненных передним бампером автомобиля, получил распространение специальный термин «бампер-перелом». Для бампер-перелома характерны поперечные или поперечно-оскольчатые переломы костей бедра или голени, в зависимости от высоты расположения бампера.

Первичный удар относительно плоской и широкой ударяющей поверхностью автомобиля (например, автобуса) сопровождается образованием повреждений одновременно на нескольких частях тела. Локализация и характер таких повреждений во многом будут зависеть от положения тела и рельефа той его поверхности, которая в момент удара обращена к автомашине. Сильный первичный удар может привести к общему сотрясению тела, последствиями которого могут быть кровоизлияния в прикорневую зону легких  и парааортальную клетчатку, под эпикард у основания сердца в связочный аппарат печени, в область ворот селезенки и почек, в брыжейку, также полный или частичный отрыв внутренних органов5. 

В случае фронтального столкновения с легковым автомобилем после первично удара тело забрасывается на капот, что обычно приводит к образованию повреждений головы и грудной клетки, при этом, данные повреждения менее значительны, чем повреждения от первичного удара. Осколками лобового стекла могут причиняться царапины и поверхностные рваные раны на открытых частях тела (лице, кистях).

При падении тела на грунт (дорожное покрытие) характер повреждений обуславливается, сочетанием двух механизмов травматического воздействия – удара и трения, а также широкой и неровной поверхностью грунта (дорожного покрытия). При этом чаще всего, повреждения локализуются на голове и конечностях. Особенностями повреждений при падении тела на грунт являются большая площадь осаднений, наличие множественных параллельных друг другу царапин или поверхностных ран. Аналогичные повреждения образуются на локтях, коленях, большой и малой возвышенностях ладони.

Переломы конечностей отличаются непрямым характером: переломы лучевой кости в типичном месте, хирургической шейки плечевой и бедренной костей, вывихи головки этих костей и т.д. Переломы костей черепа у пешеходов в основном носят закрытый характер и чаще бывают комбинированными — повреждения свода и основания черепа6.

 

  1. Повреждения от переезда колесом движущегося автомобиля.

Переезд как самостоятельный вид автомобильной травмы встречается редко и исключительно в случаях, когда пострадавший перед переездом находится в горизонтальном положении на дороге. Значительно чаще переезды случаются в сочетании с другими видами автомобильной травмы, здесь имеют место быть так называемые комбинированные виды автомобильной травмы. Переезд может быть полным (колесо автомобиля полностью перекатывается через тело жертвы) и неполным (колесо въезжает и останавливается в определенной точке на теле жертвы).

При данном виде автомобильной травмы повреждения располагаются на ограниченном участке тела и образуются посредством сложного механизма возникновения, представляющим собой сочетание сдавления, растяжения, трения и удара. Переезд тела колесом движущегося автомобиля состоит из пяти последовательных этапов (фаз), с различными механизмами повреждения:

  1. Первичный контакт с колесом, механизм повреждения – удар;
  2. Поступательное смещение тела в направлении движения автомобиля, механизм повреждения – трение;
  3. Въезд колеса на тело, механизм повреждения – трение и растяжение;
  4. Перекатывание колеса через тело, механизм повреждения -  сдавление и растяжение;
  5. Волочение  тела, механизм повреждения – трение.

Информация о работе Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы