Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 12:48, реферат
Судебно-медицинская экспертиза является разновидностью судебной экспертизы. Согласно статье 62 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» судебно-медицинская экспертиза проводится в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности. Порядок проведения судебно-медицинской экспертизы установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.05.2010 г. № 346н «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации».
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Воронежский филиал
Кафедра психологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине
Судебная медицина
на тему: «Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы»
студентки
6 курса
Жидко Юлии Борисовны
(фамилия, имя, отчество)
ПРОВЕРИЛ:
Лицман Николай Иванович
(фамилия, имя, отчество)
К.м.н.
______________________________
(ученая степень)
Воронеж
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» под судебной экспертизой понимается процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Судебно-медицинская экспертиза является разновидностью судебной экспертизы. Согласно статье 62 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» судебно-медицинская экспертиза проводится в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности. Порядок проведения судебно-медицинской экспертизы установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.05.2010 г. № 346н «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации».
Статья 25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» гласит, что на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК, ч. 2 ст. 64 АПК, п. 3 ч. 2 ст. 74 УПК, ч. 2 ст. 26.2 КоАП заключение эксперта является доказательством по делу. Таким образом, заключение эксперта по результатам проведения судебной экспертизы имеет важное доказательственное значение для конкретного дела, особенно по делам о дорожно-транспортных происшествиях.
Автомобильная травма является наиболее часто встречающейся (около 75%) разновидностью транспортной травмы, под которой в свою очередь понимается комплекс повреждений, причиненных частями движущихся транспортных средств либо возникающих в результате падения из движущегося транспортного средства.
В литературе предлагается несколько определений «автомобильной травмы», например: А. Р. Деньковский и П. П. Щеголев предлагают следующее определение: «Под автомобильной травмой следует понимать телесные повреждения, причиненные наружными или внутренними частями движущейся автомашины, а также повреждения, возникшие при падении из движущейся машины».
Наиболее удачным на наш взгляд является определение, предложенное В.Л. Поповым и Ш.Л. Мусаевым: «автомобильная травма – это совокупность повреждений, возникающих у водителей, пассажиров и пешеходов в результате автотранспортного происшествия»1.
Автомобильная травма – один из немногих видов травматизма, при котором встречается большое количество самых разнообразных повреждений во всех областях тела, и разобраться в их обилии совершенно не возможно без четкой классификации2.
Вместе с тем, стоит отметить, авторы предлагают различные классификации автомобильной травмы, наиболее полная классификация автомобильной травмы по признаку условий ее возникновения предложена совместно А.А. Солохиным, А.А. Матышевым, В.А. Сафроновым и С.И. Христофоровым.
Вышеуказанные авторы выделяют следующие виды автомобильной травмы:
а) травма от столкновения движущегося автомобиля с пешеходом с последующим его переездом колесом;
б) травма при выпадении пассажира или водителя из движущегося автомобиля с последующим переездом их тела колесом;
в) травма водителя или пассажира в кабине автомобиля с последующим выпадением из машины и переездом колесом;
г) травма при выпадении водителя или пассажира из автомобиля с последующим сдавлением их тела частями перевернувшегося автомобиля;
д) прочие случаи3.
А.А. Солохин в монографии «Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы» предлагает следующее деление повреждений, встречающихся при отдельных видах автомобильной травмы:
К специфическим относятся так называемые контактные повреждения, отражающие форму, рисунок, а иногда и размеры определенных деталей и частей автомобиля, соприкасающихся с телом пострадавшего в момент происшествия. Эти повреждения позволяют сопоставлять их с предметом, которым они нанесены, для установления их сходства. Специфичность повреждений состоит в том, что они возникают и имеют место только при данном определенном виде автомобильной травмы и не встречаются при других как автомобильных, так и не автомобильных травмах. К характерным повреждение может быть отнесено только в том случае, если факт автомобильной катастрофы с очевидностью вытекает из обстоятельств дела, когда механизм его образования соответствует механизму данного вида автомобильной травмы и когда оно встречается в совокупности с другими специфическими или характерными повреждениями. К нехарактерным от носятся все остальные повреждения, не подпадающие под, признаки, описанные выше4.
Для автомобильной травмы свойственны 4 механизма образования повреждений:
При отдельных видах автомобильной травмы сочетания механизмов образования повреждений могут быть разными, поэтому имеет смысл рассмотреть виды автомобильных травм более подробно.
Различают три варианта столкновения: с передней (фронтальное), боковой и задней поверхностью автомобиля (встречается достаточно редко).
Возникновение повреждений происходит, как и в других видах автомобильной травмы, в несколько последовательных этапов, также называемых фазами, которые в свою очередь отличаются разным механизмом травматического воздействия (механизмом повреждения):
Следует иметь в виду, что в некоторых случаях вторая фаза (падение на автомобиль) может отсутствовать, что обуславливается конструктивными особенностями и скоростью автомобиля, а также характера столкновения. При данном виде автомобильной травмы повреждения возникают преимущественно от тупого воздействия и локализуются в разных частях тела на разных его поверхностях.
От первичного удара автомобилем образуются самые разнообразные повреждения: ссадины, кровоподтеки, ушибленные и ушиблено-рваные раны, переломы, разрывы и отрыва внутренних органов.
Локализация и объем полученных повреждений зависит от следующих факторов:
При этом повреждения могут отражать форму и размеры поверхности ударяющих частей автомобиля (дугообразные или полукольцевидные кровоподтеки от фар; полосовидные, параллельные ссадины от ребер передней облицовки капота и т.д.). Для повреждений, причиненных передним бампером автомобиля, получил распространение специальный термин «бампер-перелом». Для бампер-перелома характерны поперечные или поперечно-оскольчатые переломы костей бедра или голени, в зависимости от высоты расположения бампера.
Первичный удар относительно плоской и широкой ударяющей поверхностью автомобиля (например, автобуса) сопровождается образованием повреждений одновременно на нескольких частях тела. Локализация и характер таких повреждений во многом будут зависеть от положения тела и рельефа той его поверхности, которая в момент удара обращена к автомашине. Сильный первичный удар может привести к общему сотрясению тела, последствиями которого могут быть кровоизлияния в прикорневую зону легких и парааортальную клетчатку, под эпикард у основания сердца в связочный аппарат печени, в область ворот селезенки и почек, в брыжейку, также полный или частичный отрыв внутренних органов5.
В случае фронтального столкновения с легковым автомобилем после первично удара тело забрасывается на капот, что обычно приводит к образованию повреждений головы и грудной клетки, при этом, данные повреждения менее значительны, чем повреждения от первичного удара. Осколками лобового стекла могут причиняться царапины и поверхностные рваные раны на открытых частях тела (лице, кистях).
При падении тела на грунт (дорожное покрытие) характер повреждений обуславливается, сочетанием двух механизмов травматического воздействия – удара и трения, а также широкой и неровной поверхностью грунта (дорожного покрытия). При этом чаще всего, повреждения локализуются на голове и конечностях. Особенностями повреждений при падении тела на грунт являются большая площадь осаднений, наличие множественных параллельных друг другу царапин или поверхностных ран. Аналогичные повреждения образуются на локтях, коленях, большой и малой возвышенностях ладони.
Переломы конечностей отличаются непрямым характером: переломы лучевой кости в типичном месте, хирургической шейки плечевой и бедренной костей, вывихи головки этих костей и т.д. Переломы костей черепа у пешеходов в основном носят закрытый характер и чаще бывают комбинированными — повреждения свода и основания черепа6.
Переезд как самостоятельный вид автомобильной травмы встречается редко и исключительно в случаях, когда пострадавший перед переездом находится в горизонтальном положении на дороге. Значительно чаще переезды случаются в сочетании с другими видами автомобильной травмы, здесь имеют место быть так называемые комбинированные виды автомобильной травмы. Переезд может быть полным (колесо автомобиля полностью перекатывается через тело жертвы) и неполным (колесо въезжает и останавливается в определенной точке на теле жертвы).
При данном виде автомобильной травмы повреждения располагаются на ограниченном участке тела и образуются посредством сложного механизма возникновения, представляющим собой сочетание сдавления, растяжения, трения и удара. Переезд тела колесом движущегося автомобиля состоит из пяти последовательных этапов (фаз), с различными механизмами повреждения:
Информация о работе Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы