Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 12:48, реферат

Краткое описание

Судебно-медицинская экспертиза является разновидностью судебной экспертизы. Согласно статье 62 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» судебно-медицинская экспертиза проводится в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности. Порядок проведения судебно-медицинской экспертизы установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.05.2010 г. № 346н «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации».

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ МОЙ.docx

— 36.70 Кб (Скачать файл)

Далее будут рассмотрены признаки повреждений, характерные для вышеуказанных механизмов повреждения.

Трение о колесо при въезде и перекатывание колеса, а также трение о грунт (дорожное покрытие) сопровождаются образованием широких осаднений, при этом специфичным для действия колеса является отображение рисунка протектора в виде ссадин и внутрикожных кровоизлияний,  а также образование на одежде загрязнений.

Растяжение приводит к разрывам и отслоениям поверхностных слоев мягких тканей: надрывам и отрывам ушных раковин, закрытой отслойки кожи от подкожной жировой клетчатки, рваным и лоскутным ранам, иногда до полного скальпирования черепа или скелетирования конечности7.

Сдавление приводит к деформации уплощения, которая хорошо выражается при перекатывании через голову, грудную клетку и таз. При этом объем повреждений от сдавления находится в прямой зависимости от массы автомобиля. При сдавлении образуются многооскольчатые переломы черепа с наличием по месту приложения силы двух очагов мелкооскольчатых переломов, соединенных несколькими меридиональными трещинами; двусторонние двойные и тройные, прямые (по месту приложения силы) и непрямые переломы бедер, двойные двусторонние вертикальные переломы тазового кольца с разрывами лонного и крестцово-подвздошного сочленений и др. Характерными повреждениями внутренних органов  являются полное или частичное раздавление, размозжение, отрывы сердца у его основания, отрывы кишечника о брыжейки, разрывы ножки почки и селезенки, иногда происходит разделение печени на две неравные части в результате придавливания ее к позвоночнику.

Также стоит отметить, что при перекатывании колес легкового автомобиля, движущегося с небольшой скоростью, через грудную клетку или таз, повреждения внутренних органов и костей может не произойти.

Сдавление может приводить к повреждениям за пределами зоны контакта колеса с телом: при перекатывании колес через голову – к разрывам твердой мозговой оболочки и выдавливанию мозгового вещества через естественные отверстья; через живот – к надрывам поверхностных слоев кожи над остями подвздошных костей; через живот и таз – к разрывам промежности с выпадением внутренних органов наружу или их перемещением в мошонку8.

 

  1. Повреждения от выпадения из движущего автомобиля.

Данный вид автомобильной травмы происходит при резком неожиданном торможении или быстром начале движения и крутых поворотах.

Повреждения от выпадения из движущегося автомобиля возникают в три этапа (фазы), со свойственным, для каждого этапа, механизмом повреждения:

  1. первичный контакт падающего тела с частями автомобиля, механизм повреждения – удар;
  2. падение на грунт, механизм повреждения – удар;
  3. скольжение по грунту, механизм повреждения – трение.

Выпадение пассажира из кузова грузового автомобиля (что бывает наиболее часто) вперед через кабину наблюдается в момент резкого торможения. Тело по инерции продолжает двигаться вперед и наталкивается на заднюю часть кабины. Нижние конечности и область таза (в зависимости от высоты кабины) задерживаются, а туловище продолжает движение вперед. За счет продолжающегося сгибания тела вперед нижние конечности приподнимаются над полом кузова, несколько выпрямляются, а голова и туловище наклоняются вниз. В результате пассажир пролетает над кабиной автомобиля в направлении движения. Человек, достигая покрытия дороги, ударяется головой, тело его опрокидывается, а повреждения возникают на задней, передней или боковых поверхностях туловища и конечностей. Подобные три этапа в образовании повреждений наблюдаются при выпадении пассажира через задний и боковой борт автомобиля с той лишь разницей, что при опрокидывании тела через голову происходит соударение с покрытием дороги передней поверхностью груди и живота.

Характер повреждений у лиц, выпадающих из кузова или кабины автомобиля, существенно определяется не только высотой, но и скоростью движения транспорта9.

В зависимости от вариантов падения тела из движущегося автомобиля механизм повреждений может быть различным. При ударе головой возникают повреждения костей черепа и позвоночника, головного мозга и других внутренних органов от общего сотрясения тела. При соударении ногами наиболее типичными являются повреждения костей стоп и переломы костей голени или бедер и черепа. Травмируются головной мозг и

внутренние органы вследствие сотрясения тела. При соударении ягодичной областью формируются переломы костей таза, позвоночника, черепа, повреждаются также головной мозг и внутренние органы.

При ударе туловищем возникают переломы ребер, позвоночника, верхних конечностей, иногда черепа, а также повреждения внутренних органов.

Повреждения мягких тканей проявляются в виде ссадин, кровоподтеков и ран, которые не имеют каких-либо специфических особенностей. Наружные повреждения незначительны, поверхностны и обычно располагаются только на стороне соударения, в то время как повреждения внутренних органов множественные и обширные. Несоответствие между наружными и внутренними повреждениями, а также односторонняя локализация наружных повреждений довольно характерны для удара о грунт при выпадении из движущегося автомобиля.

 

  1. Повреждения в кабине движущегося автомобиля

Повреждения в кабине движущегося автомобиля возникают при столкновении автомобиля с другим транспортным средством или неподвижной преградой, при опрокидывании автомобиля и падения его с высоты.

Характер повреждений определяется конструктивными особенностями интерьера кабины и кузова автомобиля, местоположением пострадавших в салоне автомобиля, наличием в нем посторонних предметов.

Этапы (фазы) повреждения в кабине движущего автомобиля:

  1. первичный контакт тела с частями интерьера автомобиля, механизм повреждения – удар;
  2. прижатие тела сместившимися внутрь частями кузова или кабины, механизм повреждения – сдавление.

При первичном ударе возникают повреждения на лице, передней поверхности грудной клетки, коленных суставов и голеней. У водителя это полукруглые ссадины и кровоподтеки, повторяющие форму рулевого колеса, иногда закрытые поперечные переломы грудины, закрытые переломы плюсневых костей от ударов о педали управления; у пассажиров, находящихся в кабине, - ссадины, кровоподтеки и ушибленные раны лица, закрытые переломы вертлужных впадин, задние вывихи головок бедренной кости10. Помимо вышеперечисленных повреждений при первичном ударе у водителя и пассажира могут возникать разрывы внутренних органов и  повреждения в результате общего сотрясения тела, а при отсутствии фиксации головы – непрямые (хлыстообразные) повреждения вследствие резкого переразгибания шейного отдела позвоночника. Осколками разбитых стекол могут причиняться множественные царапины и поверхностные резаные раны на кистях и лице.

В том случае, если после первичного столкновения автомобиль переворачивает, то находящиеся в нем люди подвергаются дополнительным ударным воздействиям.

При прижатии тела сместившимися внутрь частями кузова или кабины водителя возникают повреждения, обусловленные сдавливанием тела между тупыми твердыми предметами, – разрывы внутренних органов, размозжение мягких тканей, переломы костей и др. Сдавление грудной клетки водителя влечет закрытые двусторонние прямые переломы передних отделов ребер. Концами сломанных ребер могут травмироваться сердце и легкие, а выступившими внутрь кабины части автомобиля могут причинить разнообразные повреждения, в том числе глубокие колотые, резанные, колото-резанные раны.

У пассажиров переднего сиденья возникают множественные повреждения, сходные с таковыми у водителя, с той лишь разницей, что у пассажира отсутствуют повреждения от рулевого колеса, рулевой колонки, педалей. Кроме того, поскольку некоторые элементы салона машины относительно водителя и пассажира расположены с разных сторон, повреждения от них также будут иметь различную локализацию, например от зеркала заднего вида: у водителя – справа, а у пассажира – слева.

Благодаря использованию ремней безопасности тело человека, находящегося в салоне автомобиля, в случаях дорожно-транспортных происшествий смещается незначительно. Поэтому тяжелых повреждений головы, грудной клетки и нижних конечностей «пристегнутые» водители и пассажиры, как правило, не получают. Однако сами ремни безопасности могут причинить повреждения – внутрикожные полосчатые кровоизлияния и ссадины, а при больших скоростях автомобиля – и более серьезные, вплоть до разрывов внутренних органов11. Поскольку ремни безопасности у водителя и пассажира переднего сиденья располагаются по-разному, то и локализация причиняемых ими повреждений также разная: у водителя – в области плечевого пояса и груди слева, в области живота справа; у пассажира – в области плечевого пояса справа, в области живота слева.

Повреждения у пассажиров заднего сиденья легковых автомобилей возникают в результате удара о находящиеся впереди них сиденья водителя и пассажира, а также о боковые части салона.

Одной из задач судебно-медицинской экспертизы в случаях травмы в салоне автомобиля является установление места положения при аварии каждого из пострадавших. Особое значение имеет определение, кто управлял автомобилем. Данная задача обычно решается в рамках комплексной судебно-медицинской и автотехнической экспертизы на основании анализа повреждений на теле потерпевших, особенностей повреждений их одежды, транспортных средств и других материалов. 
 

  1. Повреждения от сдавления тела между автомобилем и другими преградами.

При этом виде автомобильной травмы повреждения образуются в результате придавливания человека кузовом автомобиля к неподвижным предметам, между частями двух автомобилей, между частями автомобиля и грунтом при опрокидывании или переворачивании автомобиля. Механизм повреждения при данном виде автомобильной травмы – сдавливание. Возникающие при этом повреждения довольно разнообразны и во многом зависят от площади контакта и массы автомобиля, характера грунта и неподвижного предмета, скорости и степени сдавления, положения пострадавшего.

Сильное сдавление приводит к уплощению сдавливаемой части тела, образованию множественных закрытых двусторонних переломов грудной клетки и таза, разрывам, размятию, размозжению, а иногда и отрывам внутренних органов12.

 

  1. Судебно-медицинская оценка повреждений при автомобильной травме, вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой.

Для правильной судебно-медицинской оценки повреждений при автомобильной травме эксперту необходимо обладать исходными данными, которые включают в себя предварительные сведения об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, а также данные осмотра автомобиля, результаты судебно-медицинского исследования пострадавшего и его одежды.

Следует отметить, что приказ Минсоцразвития РФ от 12.05.2010 г. № 346н «Об утверждении порядка и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» (далее – Приказ № 346н) предусматривает особый порядок организации и проведения экспертизы трупа при автомобильной травме. В соответствии со статьей 33.3 Приказа № 346н при автомобильной травме при осмотре трупа с повреждениями различного происхождения на месте его обнаружения (происшествия) эксперт отмечает:

    • положение трупа по отношению к частям дороги, окружающим предметам, автомобилю или его следам, расстояния между ними, позу трупа;
    • состояние одежды и обуви (механические повреждения, их локализация; наличие осколков стекла, частиц металла, краски, покрытия дороги, загрязнение грунтом, горюче-смазочными материалами, другими загрязнениями в виде рисунка протектора шин, следы скольжения на подошвах обуви), состояние предметов, находящихся в карманах;
    • наличие деформации отдельных частей тела, повреждений на трупе (их локализацию, высоту расположения), внедрившихся инородных частиц (краски, стекла, металла и др.), следов волочения;
    • на участке дороги - наличие вещества биологического происхождения, отдельных предметов одежды или обуви, их фрагментов; носильных вещей, портфеля, сумки, зонта и др., их расположение по отношению к предметам окружающей обстановки и трупу;
    • наличие на автомобиле следов крови, частиц органов и тканей, волос, лоскутов и нитей тканей одежды, их отпечатков, стертость пылегрязевого слоя, повреждения кузова, их высоту от дорожного покрытия.

 

Методика судебно-медицинской оценки повреждений при автомобильной травме включает следующее обязательные этапы:

  • выявление всех повреждений, имеющихся на теле пострадавшего;
  • установление по отношению к каждому выявленному повреждению свойств причинившего его травмирующего предмета;
  • установление по отношению к каждому выявленному повреждению механизма его возникновения (места приложения силы, направления травматического воздействия и др.);
  • определение последовательности возникновений повреждений;
  • группировка повреждений, однотипных по свойствам образовавших их травмирующих предметов, механизму и последовательности возникновения;
  • формулировка суждения о возможной последовательности возникновения выявленных групп повреждений и соответствии их определенным фазам автомобильной травмы;
  • формулировка суждения о возможном виде автомобильной травмы;
  • формулировка суждения о возможности причинения повреждений конкретным автомобилем;
  • формулировка суждения о возможности возникновения всех обнаруженных повреждений при условиях, установленных следствием независимо от судебно-медицинской экспертизы.

Информация о работе Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы