Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 13:58, курсовая работа
Краткое описание
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.
Содержание
Введение………………………………………………………………....………3 I. Сущность, цели, задачи и основные факторы экономической интеграции в Европейском союзе…………………………………...……….…6 1.1. Этапы экономической интеграции…………..……….…………..…….9 1.2 Европейское Экономическое Сообщество…………………………….12 II. Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе………………………………………………………..……..16 2.1 Экономический и валютный союз……………………………..…...…..23 III. Влияние ЕС на экономику отдельных стран………………...…………..25 Заключение……………………………….………………………….................34 Список использованной литературы………..……………………………..39
Европейское Экономическое
Сообщество — международная организация,
существовавшая с 1957 по 1993 год, созданная
для осуществления экономической интеграции
(включая общий рынок) Бельгии, Германии,
Голландии, Италии, Люксембурга и Франции.
Со временем сообщество включило
в себя ещё шесть стран, и с 1967 года его
органы также регулировали Европейское
объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское
сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ)
под общим названием Европейские сообщества.
После создания Европейского союза в 1993
году ЕЭС было переименовано в Европейское
сообщество, став основным сообществом
одной из трёх опор Евросоюза, а институты
сообщества стали институтами Союза. Его
задачей является приспособить каждый
сектор экономики стран участниц к единому
образцу Сообщества. Это затрагивает такие
ключевые моменты, как свободное движение
товаров и рабочей силы, свобода предпринимательства
и свобода в предоставлении услуг, свободное
движение капитала и платежей, политика
в области конкуренции, экономическая
или валютная политика, политика в области
сельского хозяйства, транспорта, экологии,
исследований, технологий и промышленности.
Современная история образования
и развития Европейского союза (ЕС) начинается
с 1951 г. В апреле этого года был подписан
договор о Европейском объединении угля
и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран
— Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды,
Люксембург. Это была своего рода предыстория
западноевропейской интеграции. Реальный
отсчет ее возникновения и развития начинается
с 1957 г., когда те же страны подписали договоры
о создании Европейского экономического
сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества
по атомной энергии (Евратом). В состав
сообществ вошли страны с высоким уровнем
развития, что во многом определило высокие
темпы их экономического роста на протяжении
последующих 15 лет. Развитие западноевропейской
интеграции с конца 50-х гг. до настоящего
времени протекало неравномерно и относительно
противоречиво. Вместе с тем цели и задачи,
поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались
достаточно последовательно и успешно.
Соглашение по Европейскому
Союзу вводит в силу экономическую
и валютную политику, которая направлена
на ввод единой европейской валюты.
Институции Сообществ
Первоначально роль институций
Сообществ заключалась в практическом
применении утвержденного законодательства,
и среди них можно выделить Совет Евросоюза,
Европейскую Комиссию, Европарламент
и два консультативных комитета: Экономический
и по социальным вопросам, и Комитет по
регионам. Только в нескольких узких сферах
(например по углю и стали) таким институциям
даны исполнительные полномочия. За законностью
действий, которые ими предпринимаются,
наблюдает Суд Справедливости при Европейских
Сообществах, а Европейский Суд Аудиторов
наблюдает за величиной и законностью
использования средств. Но деятельность
Европейских институтов жёстко контролируются
странами-участницами. Не раз бывали случаи,
когда какая-либо страна блокировала какой-нибудь
закон даже на стадии разработки. Кроме
этого, главы государств и правительств
и Председатель Европейской Комиссии
проводят регулярные встречи (по меньшей
мере дважды в год) в рамках Европейского
Совета для выработки стратегии развития
Европейского Союза и определения общих
политических принципов.
Европейская Комиссия - исполнительный
орган Европейского Союза. Её двадцать
членов независимы в своей деятельности
от национальных правительств, хотя и
назначаются ими. В Комиссию входят по
два представителя от каждой из 5 крупных
стран-членов - Франции, Германии, Италии,
Великобритании и Испании - и по одному
от каждой из 10 малых стран - Бельгии, Дании,
Греции, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов,
Австрии, Португалии, Финляндии и Швеции.
Состав Комиссии, назначаемой сроком на
пять лет, утверждается Европейским Парламентом.
Каждый член Комиссии отвечает
за определенную сферу политики ЕС и возглавляет
соответствующее подразделение (так называемый
Генеральный Директорат).
Конкретными целями создания
ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего
рынка», были:
постепенное устранение всех
ограничений в торговле между странами-участницами;
установление общего таможенного
тарифа в торговле с третьими странами;
ликвидация ограничений для
свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;
разработка и проведение общей
политики в области транспорта и сельского
хозяйства;
создание валютного союза;
унификация налоговой системы;
сближение законодательства;
разработка принципов согласования
экономической политики.
В целях реализации этих установок
была создана комплексная управленческая
структура – Совет министров ЕЭС, Комиссия
европейских сообществ, Европейский совет,
Европейский суд, Европейский парламент.
Преимущества ЕС:
Увеличение размеров рынка
- эффект от масштабов производства (для
стран с малой емкостью национального
рынка), на этой основе необходимость определения
оптимального размера предприятия.
Возрастает конкуренция между странами.
Обеспечение лучших условий торговли.
Расширение торговли параллельно
с улучшением инфраструктуры.
Распространение передовой технологии.
Отрицательные последствия:
Для более отсталых стран это
приводит к оттоку ресурсов (факторов
производства), идет перераспределение
в пользу более сильных партнеров.
Олигопольный сговор между
ТНК стран-участниц, что приводит к повышению
цен.
Эффект потерь от увеличения
масштабов производства при очень сильной
концентрации.
II. Экономический и
валютный союз, единый внутренний рынок
в Европейском союзе
Единый внутренний рынок (ЕВР)
– это основа основ европейской интеграции.
Без ЕВР европейская интеграция утратила
бы всякий смысл. Это итог последовательного
восхождения Западной Европы по ступеням
интеграции. Он представляет собой физическое
и экономическое пространство, внутри
которого не существует экономических
границ и действуют «четыре свободы».
ЕВР – это объективно существующая реальность,
в которой живут и действуют все граждане
Союза. Это экономическая, юридическая,
социальная и политическая конструкция,
которая поддерживается всей мощью общего
законодательства, общих институтов и
общей политики ЕС.
Свобода движения
товаров
И с экономической, и с социальной
точки зрения страна выигрывает, если
ставит во главу угла интересы потребителя,
а не производителя. С этой точки зрения
протекционизм контрпродуктивен. Конкретно
открытие национального рынка даёт ряд
преимуществ в замене дорогого отечественного
производства более дешёвым импортом,
созданию посредством конкуренции мощного
стимула для улучшения качества товаров,
либерализации международной торговли.
Первоначально государства-члены
ЕС пытались реализовать эти преимущества
путём создания таможенного союза, т. е.
отмены таможенных тарифов и количественных
ограничений во взаимной торговле и установления
общего тарифа в отношении третьих стран.
Создание таможенного союза оказалось
более чем эффективным. Торговля между
странами ЕС за период 1930-1990 года увеличилась
более чем в 2 раза. Однако в реальной действительности
общий рынок формировался более 20 лет.
Это объяснялось тем, что несмотря на успехи
таможенного союза, государства-члены
не могли отказаться от барьеров, ограждавших
их экономику от внешнего мира.
Если рассматривать свободное,
беспрепятственное движение продуктов
и факторов производства как идеал, как
конечную цель интеграции, то средством
её достижения является, очевидно, полное
устранение всех барьеров и препятствий,
мешающих свободе движения товаров, услуг,
капиталов и физических лиц.
В течение 60-х годов государства-члены
ЕС отменили:
Импортные пошлины и сборы,
имеющие эквивалентный эффект (административные
сборы, плата за хранение и проведение
контрольных проверок и т. д.), как это и
было предусмотрено Римским договором.
Количественные ограничения
(потолок, устанавливаемый импорт в страну
определённого вида товаров в течение
определённого периода) и меры, имеющие
эквивалентный эффект.
Значительное число нетарифных
ограничений. Эта часть либерализации
взаимной торговли была осуществлена
не в порядке выполнения основополагающих
договоров, а в результате инициатив Еврокомиссии
и решений суда ЕС. Именно так были, в частности,
ликвидированы государственные монополии
на продажу табачных изделий, соли, спичек,
газетной бумаги и т. д.
«Проект 92» устранил таможенные
барьеры. Теперь единственным препятствием
на пути движения товаров осталось необходимость
заполнения таможенных документов. Но
с 1 января 1993 года отменена и эта процедура.
После этого не осталось никаких препятствий,
которые заставили бы делать остановки
на границах между государствами.
Этим же документом были устранены
и технические барьеры. Существование
различных стандартов было одним из главных
препятствий на пути движения товаров
и услуг. Для решения этой проблемы был
введён знак «СЕ», наличие которого на
товарах означало, что они отвечают основным
стандартам и могут свободно продвигаться
на всей территории ЕС.
Особые сложности в торговых
отношениях между странами ЕС вызывали
различия в таких областях регулирования,
как:
Уровень и структура косвенного
налогообложения;
Технические стандарты, установленные
для защиты трудящихся, потребителей и
общества в целом;
Международно-правовые обязательства
вновь присоединившихся государств;
Административные правила.
Но на пути к полной свободе
движения товаров, одного таможенного
союза было уже мало – необходимо было
устранить и нетарифные барьеры. Более
того, чем меньше оставалось таких барьеров,
тем более очевидной становилось необходимость
далеко идущей «позитивной интеграции».
Непосредственное отношение
к первой из четырёх свобод имеют: общая
торговая политика, общая сельскохозяйственная
политика, политика в области конкуренции,
транспортная политика, валютная политика.
Свобода движения
услуг
Услуга, в отличие от товара,
не может складироваться и храниться –
услуга потребляется в момент производства.
Услуга, в отличие от товара, с трудом поддаётся
пограничному таможенному контролю, и
такое стандартное средство регулирования,
как тариф является неприемлемым.
Услуга непосредственно связана
с личностью производителя, и её судьба
на рынке зависит от юридического статуса,
социального и экономического положения,
культуры и местонахождения лица, оказывающего
услугу. Интеграция рынков услуг осложняется
ещё и тем, что они много чаще, чем товары,
являются предметом регулирования со
стороны государства.
Торговля услугами в региональном
масштабе затруднялось целым рядом барьеров
и препятствий:
Прямыми запретами на предоставление
отдельных видов услуг иностранцами.
Дискриминационным налогообложением.
Резервированием определённой
части национального рынка за национальным
производителем.
Валютными ограничениями на
перевод за границу дохода от услуги.
Техническими требованиями,
предъявляемыми к оборудованию, используемому
при предоставлению услуг.
Проблемами таможенной очистки
товаров, ввозимых из-за границы и используемых
для предоставления услуг.
Римский договор предоставил
право компании из страны, входящей в ЕС,
не открывая своего отделения в этой стране.
Прорывом в сфере торговли услугами
стал «Проект-92». В результате удалось
создать более или мене однородный рынок
товаров и услуг. Тем не менее, осталось
ещё много нерешённых проблем. Еврокомиссия
в настоящий момент продолжает работу
по её либерализации.
Уничтожение барьеров и препятствий
в торговле услугами в рамках ЕВР осуществлялось
при помощи 3 взаимосвязанных инструментов
«негативной» и «позитивной» интеграции
Либерализации торговли услугами
в рамках ЕВР как посредством свободного
перемещения услуг через границы, так
и свободного создания отделений для предоставления
услуг в других государствах-членах ЕС.
Взаимного признания качества
национального контроля.
Гармонизации существующих
национальных и создания минимального
набора средств интеграционного регулирования.
Лицо, предоставляющее услуги
имеет право ездить к заказчику, пересекая
при этом самостоятельно границу для того,
чтобы предоставить свои услуги в другой
стране Сообщества. Это типичный случай
применения данной свободы.
Судом Справедливости
также установлено, что лицо, желающее
получить какие-либо услуги также
может пользоваться данной свободой.
Под эту категорию попадают
как лица, желающие воспользоваться
медицинскими услугами в другой
стране, или туристы, так и люди,
выезжающие в другую страну
получать образование или вести
свой бизнес.
Данная свобода также
применима к тем случаям, если
заказчик и лицо, предоставляющее
услуги, находятся каждый в своей
стране, и только предоставляемая
услуга пересекает границу. Типичным
примером могут служить телевидение
и радиовещание.
Свобода движения
капитала
Регулирование движение капитала
занимает важное место в арсенале средств
государственного вмешательства в экономику.
Капитал представляет собой самый мобильный
фактор производства, причём в краткосрочном
плане его движение часто носит спекулятивный
характер. Неограниченные приток и отток
денежного капитала могут приводить к
экономически необоснованным и в конечном
счёте к разрушительным колебаниям процентных
ставок и обменных курсов, вынужденным
девальвациям и валютным кризисам. Поэтому,
в зависимости от экономической конъюнктуры
правительства принимают меры либо для
ограничения вывоза капитала из страны,
либо для ограничения его ввоза.
Но к середине 80-х годов правительства
западноевропейских стран пришли к выводу
о необходимости отмены контроля над движением
капитала и либерализации рынков. Этому
способствовали ряд обстоятельств: устойчивое
улучшение платёжных балансов государств-членов
ЕС, быстрая интернационализация производства,
ошеломляющий рост денежных рынков, высокое
достижение информационных и банковских
технологий сделали менее острой необходимость
над движением капитала.