Влияние ЕС на экономику отдельных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

Содержание

Введение………………………………………………………………....………3
I. Сущность, цели, задачи и основные факторы экономической интеграции в Европейском союзе…………………………………...……….…6
1.1. Этапы экономической интеграции…………..……….…………..…….9
1.2 Европейское Экономическое Сообщество…………………………….12
II. Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе………………………………………………………..……..16
2.1 Экономический и валютный союз……………………………..…...…..23
III. Влияние ЕС на экономику отдельных стран………………...…………..25
Заключение……………………………….………………………….................34
Список использованной литературы………..……………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonom integraciya v ES.docx

— 76.10 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2 Европейское Экономическое Сообщество

Европейское Экономическое Сообщество — международная организация, существовавшая с 1957 по 1993 год, созданная для осуществления экономической интеграции (включая общий рынок) Бельгии, Германии, Голландии, Италии, Люксембурга и Франции.

Со временем сообщество включило в себя ещё шесть стран, и с 1967 года его органы также регулировали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) под общим названием Европейские сообщества. После создания Европейского союза в 1993 году ЕЭС было переименовано в Европейское сообщество, став основным сообществом одной из трёх опор Евросоюза, а институты сообщества стали институтами Союза. Его задачей является приспособить каждый сектор экономики стран участниц к единому образцу Сообщества. Это затрагивает такие ключевые моменты, как свободное движение товаров и рабочей силы, свобода предпринимательства и свобода в предоставлении услуг, свободное движение капитала и платежей, политика в области конкуренции, экономическая или валютная политика, политика в области сельского хозяйства, транспорта, экологии, исследований, технологий и промышленности.

Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС) начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х гг. до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно последовательно и успешно.

Соглашение по Европейскому Союзу  вводит в силу экономическую и валютную политику, которая направлена на  ввод единой европейской валюты.

Институции Сообществ

Первоначально роль институций Сообществ заключалась в практическом применении утвержденного законодательства, и среди них можно выделить Совет Евросоюза, Европейскую Комиссию, Европарламент и два консультативных комитета: Экономический и по социальным вопросам, и Комитет по регионам. Только в нескольких узких сферах (например по углю и стали) таким институциям даны исполнительные полномочия. За законностью действий, которые ими предпринимаются, наблюдает Суд Справедливости при Европейских Сообществах, а Европейский Суд Аудиторов наблюдает за  величиной и законностью использования средств. Но деятельность Европейских институтов жёстко контролируются странами-участницами. Не раз бывали случаи, когда какая-либо страна блокировала какой-нибудь закон даже на стадии разработки. Кроме этого, главы государств и правительств и Председатель Европейской Комиссии проводят регулярные встречи (по меньшей мере дважды в год) в рамках Европейского Совета для выработки стратегии развития Европейского Союза и определения общих политических принципов.

Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского Союза. Её двадцать членов независимы в своей деятельности от национальных правительств, хотя и назначаются ими. В Комиссию входят по два представителя от каждой из 5 крупных стран-членов - Франции, Германии, Италии, Великобритании и Испании - и по одному от каждой из 10 малых стран - Бельгии, Дании, Греции, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Австрии, Португалии, Финляндии и Швеции. Состав Комиссии, назначаемой сроком на пять лет, утверждается Европейским Парламентом.

Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).

Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего рынка», были:

  • постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
  • установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
  • ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;
  • разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
  • создание валютного союза;
  • унификация налоговой системы;
  • сближение законодательства;
  • разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая структура – Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.

Преимущества ЕС:

  • Увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия.
  • Возрастает конкуренция между странами.
  • Обеспечение лучших условий торговли.
  • Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.
  • Распространение передовой технологии.

Отрицательные последствия:

  • Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.
  • Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.
  • Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

 

II. Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе

Единый внутренний рынок (ЕВР) – это основа основ европейской интеграции. Без ЕВР европейская интеграция утратила бы всякий смысл. Это итог последовательного восхождения Западной Европы по ступеням интеграции. Он представляет собой физическое и экономическое пространство, внутри которого не существует экономических границ и действуют «четыре свободы». ЕВР – это объективно существующая реальность, в которой живут и действуют все граждане Союза. Это экономическая, юридическая, социальная и политическая конструкция, которая поддерживается всей мощью общего законодательства, общих институтов и общей политики ЕС.

Свобода движения товаров

И с экономической, и с социальной точки зрения страна выигрывает, если ставит во главу угла интересы потребителя, а не производителя. С этой точки зрения протекционизм контрпродуктивен. Конкретно открытие национального рынка даёт ряд преимуществ в замене дорогого отечественного производства более дешёвым импортом, созданию посредством конкуренции мощного стимула для улучшения качества товаров, либерализации международной торговли.

Первоначально государства-члены ЕС пытались реализовать эти преимущества путём создания таможенного союза, т. е. отмены таможенных тарифов и количественных ограничений во взаимной торговле и установления общего тарифа в отношении третьих стран. Создание таможенного союза оказалось более чем эффективным. Торговля между странами ЕС за период 1930-1990 года увеличилась более чем в 2 раза. Однако в реальной действительности общий рынок формировался более 20 лет. Это объяснялось тем, что несмотря на успехи таможенного союза, государства-члены не могли отказаться от барьеров, ограждавших их экономику от внешнего мира.

Если рассматривать свободное, беспрепятственное движение продуктов и факторов производства как идеал, как конечную цель интеграции, то средством её достижения является, очевидно, полное устранение всех барьеров и препятствий, мешающих свободе движения товаров, услуг, капиталов и физических лиц.

В течение 60-х годов государства-члены ЕС отменили:

  • Импортные пошлины и сборы, имеющие эквивалентный эффект (административные сборы, плата за хранение и проведение контрольных проверок и т. д.), как это и было предусмотрено Римским договором.
  • Количественные ограничения (потолок, устанавливаемый импорт в страну определённого вида товаров в течение определённого периода) и меры, имеющие эквивалентный эффект.
  • Значительное число нетарифных ограничений. Эта часть либерализации взаимной торговли была осуществлена не в порядке выполнения основополагающих договоров, а в результате инициатив Еврокомиссии и решений суда ЕС. Именно так были, в частности, ликвидированы государственные монополии на продажу табачных изделий, соли, спичек, газетной бумаги и т. д.

«Проект 92» устранил таможенные барьеры. Теперь единственным препятствием на пути движения товаров осталось необходимость заполнения таможенных документов. Но с 1 января 1993 года отменена и эта процедура. После этого не осталось никаких препятствий, которые заставили бы делать остановки на границах между государствами.

Этим же документом были устранены и технические барьеры. Существование различных стандартов было одним из главных препятствий на пути движения товаров и услуг. Для решения этой проблемы был введён знак «СЕ», наличие которого на товарах означало, что они отвечают основным стандартам и могут свободно продвигаться на всей территории ЕС.

Особые сложности в торговых отношениях между странами ЕС вызывали различия в таких областях регулирования, как:

  • Уровень и структура косвенного налогообложения;
  • Технические стандарты, установленные для защиты трудящихся, потребителей и общества в целом;
  • Международно-правовые обязательства вновь присоединившихся государств;
  • Административные правила.

Но на пути к полной свободе движения товаров, одного таможенного союза было уже мало – необходимо было устранить и нетарифные барьеры. Более того, чем меньше оставалось таких барьеров, тем более очевидной становилось необходимость далеко идущей «позитивной интеграции».

Непосредственное отношение к первой из четырёх свобод имеют: общая торговая политика, общая сельскохозяйственная политика, политика в области конкуренции, транспортная политика, валютная политика.

Свобода движения услуг

Услуга, в отличие от товара, не может складироваться и храниться – услуга потребляется в момент производства. Услуга, в отличие от товара, с трудом поддаётся пограничному таможенному контролю, и такое стандартное средство регулирования, как тариф является неприемлемым.

Услуга непосредственно связана с личностью производителя, и её судьба на рынке зависит от юридического статуса, социального и экономического положения, культуры и местонахождения лица, оказывающего услугу. Интеграция рынков услуг осложняется ещё и тем, что они много чаще, чем товары, являются предметом регулирования со стороны государства.

Торговля услугами в региональном масштабе затруднялось целым рядом барьеров и препятствий:

  • Прямыми запретами на предоставление отдельных видов услуг иностранцами.
  • Дискриминационным налогообложением.
  • Резервированием определённой части национального рынка за национальным производителем.
  • Субсидиями, предоставляемыми национальным компаниям.
  • Валютными ограничениями на перевод за границу дохода от услуги.
  • Техническими требованиями, предъявляемыми к оборудованию, используемому при предоставлению услуг.
  • Проблемами таможенной очистки товаров, ввозимых из-за границы и используемых для предоставления услуг.

Римский договор предоставил право компании из страны, входящей в ЕС, не открывая своего отделения в этой стране.

Прорывом в сфере торговли услугами стал «Проект-92». В результате удалось создать более или мене однородный рынок товаров и услуг. Тем не менее, осталось ещё много нерешённых проблем. Еврокомиссия в настоящий момент продолжает работу по её либерализации.

Уничтожение барьеров и препятствий в торговле услугами в рамках ЕВР осуществлялось при помощи 3 взаимосвязанных инструментов «негативной» и «позитивной» интеграции

  • Либерализации торговли услугами в рамках ЕВР как посредством свободного перемещения услуг через границы, так и свободного создания отделений для предоставления услуг в других государствах-членах ЕС.
  • Взаимного признания качества национального контроля.
  • Гармонизации существующих национальных и создания минимального набора средств интеграционного регулирования.

Лицо, предоставляющее услуги имеет право ездить к заказчику, пересекая при этом самостоятельно границу для того, чтобы предоставить свои услуги в другой стране Сообщества. Это типичный случай применения данной свободы.

 Судом Справедливости  также установлено, что лицо, желающее  получить какие-либо услуги также  может пользоваться данной свободой. Под эту категорию попадают  как лица, желающие воспользоваться  медицинскими услугами в другой  стране, или туристы, так и люди, выезжающие в другую страну  получать образование  или вести  свой бизнес.

 Данная свобода также  применима к тем случаям, если  заказчик и лицо, предоставляющее  услуги, находятся каждый в своей  стране, и только предоставляемая  услуга пересекает границу. Типичным  примером могут служить телевидение  и радиовещание.

Свобода движения капитала

Регулирование движение капитала занимает важное место в арсенале средств государственного вмешательства в экономику. Капитал представляет собой самый мобильный фактор производства, причём в краткосрочном плане его движение часто носит спекулятивный характер. Неограниченные приток и отток денежного капитала могут приводить к экономически необоснованным и в конечном счёте к разрушительным колебаниям процентных ставок и обменных курсов, вынужденным девальвациям и валютным кризисам. Поэтому, в зависимости от экономической конъюнктуры правительства принимают меры либо для ограничения вывоза капитала из страны, либо для ограничения его ввоза.

Но к середине 80-х годов правительства западноевропейских стран пришли к выводу о необходимости отмены контроля над движением капитала и либерализации рынков. Этому способствовали ряд обстоятельств: устойчивое улучшение платёжных балансов государств-членов ЕС, быстрая интернационализация производства, ошеломляющий рост денежных рынков, высокое достижение информационных и банковских технологий сделали менее острой необходимость над движением капитала.

Информация о работе Влияние ЕС на экономику отдельных стран