В 1988 г. Совет принял директиву
о создании свободного рынка капиталов
в рамках всего Сообщества к 1992 г. Директива
предусматривала полную либерализацию
движения капитала между государствами-членами.
Движение капитала между странами ЕС должно
было стать предметом постепенной либерализации.
Были запрещены все ограничения на движение
капитала между государствами-членами
и третьими странами. Запрещены все ограничения
на платежи между государствами-членами
и третьими странами. Свободное движение
капитала дает возможность физическим
и юридическим лицам беспрепятственно
открывать счета в любой из стран Евросоюза,
а также переводить неограниченные средства
из одной страны в другую. Это также
означает неограниченные инвестиционные
и финансовые возможности по всей Европе.
Также можно сказать, что свободное движение
капитала неизбежно ведет к более тесной
экономической и финансовой интеграции.
Между тем Договор сохранил
элементы национального государственного
регулирования в сфере движения капиталов.
Но, несмотря на наличие оговорок, следует
признать, что к настоящему времени подавляющее
большинство препятствий на пути свободного
движения капиталов в пределах ЕВР устранены.
В области законодательства
о компаниях Совет обязал все компании,
зарегистрированные в странах ЕС, публиковать
ежегодные отчёты, соответствующие определённым
спецификациям
Свободное движение
физических лиц
Данная свобода имеет огромное
практическое, социальное и гуманитарное
значение для стран ЕС. Без такой свободы
осталось бы пустым звуком понятие единого
гражданства ЕС.
Граждане государств-членов
ЕС получили право искать и устраиваться
на работу по найму в любом другом государстве-члене
ЕС и пользоваться теми же правами в области
оплаты труда, условий работы и профсоюзных
прав, что и граждане принимающего государства.
Лица свободных профессий получили
право свободно обосновываться в любом
другом государстве-члене ЕС. Документы
об образовании и профессиональной квалификации,
полученные в одной стране ЕС, должны были
автоматически признаваться в любой другой
стране ЕС.
Социальная интеграция заключается
в праве работника пользоваться всеми
социальными благами, возможными в данной
стране. Другими словами, работники из
других стран Сообщества должны иметь
те же права и привилегии, что и местные
жители, как в плане условий жизни, так
и в плане социальной защиты. Правилами
Сообщества гарантируется социальная
защита как для работников, так и для их
семей.
Тем не менее, несмотря на принятые
ЕС меры по полной либерализации движения
физических лиц между государствами-членами
не дали ощутимых результатов: экономические
стимулы миграции оказались недостаточно
сильными, а культурные и языковые барьер
слишком значительными. Трудно ожидать,
что рядовой гражданин ЕС стремился уехать
на работу в другую страну ЕС, преодолевая
все связанные с этим неудобства, когда
уровень заработной платы и возможности
получения работы везде приблизительно
одинаковы.
2.1 Экономический
и валютный союз
До создания Экономического
и валютного союза (ЭВС) взаимовлияние
на экономическую политику стран-членов
осуществлялось в основном с помощью инструментов
торговой и структурной политики (общеевропейские
транспортные проекты, экология, содействие
науке и исследованиям и т. д.) или микроэкономического
регулирования (регулирование отдельных
аспектов деятельности предприятий, например
- в области охраны труда). В 1990-х по решению
Маастрихтского договора впервые был
задействован весь комплекс средств, включая
инструментарий макроэкономического
регулирования.
Маастрихтским договором 1992 были установлены
жесткие критерии конвергенции, необходимые
для введения единой валюты - евро, регулирующие
предельные уровни:
- инфляции, темпы которой не должны превышать
более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах
с наименьшим ростом цен;
- процентных ставок по долгосрочным
кредитам, величины которых не должны
превышать более чем на 2 процентных пункта
соответствующий средний показатель для
трех стран с наименьшим ростом цен;
- дефицит госбюджета не должен быть
более 3% ВВП;
- государственный долг не должен
быть более 60% ВВП;
- в течение двух лет валюта не должна
девальвироваться и ее обменный курс не
должен выходить за пределы колебаний,
установленных Европейской валютной системой.
Пакт стабильности
и роста 1997, заключенный по настоянию правительства
ФРГ, обеспечил гарантии исполнения маастрихтских
критериев, введя обязательство для стран-членов
в случае превышения государственного
дефицита предельных 3 % исправлять положение
в течение года или предусматривал финансовые
наказания в виде штрафа до 0,5 % ВВП.
Формирование ЭВС происходило в три этапа
и завершилось введением единой европейской
валюты, которая постепенно заменила национальные
денежные знаки.
Внутри
ЭВС экономический и валютный элементы
интеграции органически связаны и не могут
существовать отдельно. Так, общая экономическая
политика нужна, чтобы сформировать на
территории всех стран-членов единое экономическое
пространство, а валютный союз, обслуживая
это пространство, не может функционировать
при существенно различающихся национальных
темпах инфляции, процентных ставках,
уровнях государственной задолженности
и т.п.
III. Влияние ЕС на экономику
отдельных стран
ЕС - крупнейшая мировая торговая
держава; на него приходится почти четверть
мировой торговли. Это также крупнейший
импортер сельскохозяйственных продуктов
и сырья. На ЕС приходится и основная часть
помощи развивающимся странам.
В соответствии с Ломейской
конвенцией, ЕС имеет соглашения о сотрудничестве
с 69 странами Африки, Карибского моря и
Тихоокеанского бассейна, к числу которых
относится и большинство беднейших стран
мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил
двусторонние договоры различного типа.1
В целом ЕС поддерживает дипломатические
отношения более чем со 130 странами мира.
Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус
наблюдателя в ООН. Он принимает участие
в ежегодных встречах на высшем уровне
семи ведущих государств Запада - в лице
четырех своих крупнейших членов - Франции,
Германии, Великобритании и Италии, а также
президента Комиссии ЕС, непосредственно
представляющего Союз. ЕС с самого начала
является активным участником процесса
СБСЕ (ныне ОБСЕ).
Уровень «открытости» экономики
ЕС, измеряемой экспортной и импортной
квотами, значительно выше, чем в других
центрах мирового хозяйства. Однако страны
ЕС в целом зависят от внешнего мира, за
счет которого им приходится удовлетворять
45% своих энергетических потребностей
и самых необходимых сырьевых ресурсов.
Экспортная квота в среднем составляет
около 25%. Для отдельных, прежде всего малых,
западноевропейских стран зависимость
от внешнего рынка еще более существенная.
Большая часть (до 2/3) торговли
стран ЕС приходится на взаимную торговлю
(у всех стран ЕС этот показатель превышает
50%, а у малых стран — 70%), около 10% — на торговлю
с другими европейскими странами — членами
ОЭСР, около 7% — на торговлю с США, около
4% — на торговлю с Японией, около 12% — на
торговлю с развивающимися странами. 2
Кроме того, другие страны являются
для Союза важными рынками сбыта продукции,
поскольку ЕС — крупнейший экспортер
сельскохозяйственной продукции. Европейские
пищевые и текстильные компании — мировые
лидеры в своей отрасли. Традиционно сильные
позиции занимает европейская химическая
промышленность. Она поставляет на мировые
рынки около 2/3 всего экспорта промышленных
товаров по сравнению с 15% США и 5% Японии.
ЕС является крупнейшим экспортером продукции
машиностроения, даже без учета внутрирегионального
оборота на западноевропейские страны
приходится почти 30% ее мирового экспорта
(Япония — 18%, США — 13%). Весьма прочные
позиции занимает ЕС в области телекоммуникационного
и аэрокосмического оборудования, оптоэлектроники.
На западноевропейскую авиационную промышленность,
которая экспортирует почти, 1/3 своего
выпуска, приходится около 1/4 мирового
рынка гражданского авиастроения.3 С другой стороны, сохраняется
отрицательное сальдо баланса ЕС в торговле
высокотехнологичным информационным
оборудованием, бытовой электроникой.
Промышленно развитые страны
остаются главными торговыми партнерами
ЕС среди третьих стран, из которых можно
выделить США и Японию. Основным торговым
партнёром из стран ЕС является Германия.
На долю промышленных товаров
приходится около 80% общего импорта стран
ЕС из США. Производственное и транспортное
оборудование — наиболее важная группа
товаров, импортируемых из США, на нее
в 1993 г. пришлось около 1/2 совокупного импорта
стран ЕС из США. Импорт сырья (СМТК 0-4)
составляет 13,5% общего импорта стран ЕС
из США.4
Импорт трех наиболее важных
групп СМТК, импортируемых из США, к которым
относятся офисное оборудование и компьютеры,
прочие промышленные товары и электрооборудование,
составляет около 30% общего импорта стран
ЕС из США. Импорт офисного оборудования
и компьютеров из США составляет 37% общего
импорта стран ЕС этого товара. К товарам,
потребность в импорте которых удовлетворяется
в большой степени за счет импорта из США,
относятся масленичные (49% всего импорта
этого товара в страны ЕС обеспечивается
за счет импорта из США), измерительные
инструменты (48,4%), химические материалы
и продукты, n.e.s. (ранее нигде не классифицированные)
(44,4%), электрогенераторы (43,9%) и прочее
транспортное оборудование (43%).5
Экспорт промышленных товаров
составляет около 86% от общего экспорта
из стран ЕС в США, а экспорт производственного
и транспортного оборудования —около
45%, сырья — около 10%.
Основная продукция, экспортируемая
в США из стран ЕС, — транспортные средства
(около 10% от общего экспорта из стран ЕС
в США). Около 20% совокупного экспорта транспортных
средств из стран ЕС приходится на США.
Следующей важной группой товаров, экспортируемых
в США, являются электрогенераторы и специальное
оборудование. Эти три группы товаров
составили 23% от общего экспорта из стран
ЕС в США в 1993 г. Товарами, которые экспортируются
главным образом в США, являются электрогенераторы,
офисное оборудование, а также компьютеры
и напитки.6
Страны ЕС из Японии импортируют
4 группы товаров (транспортные средства,
офисное оборудование, электрооборудование),
n.e.s. и аудио- и телеаппаратура, которые
составляют более 60% всего импорта стран
ЕС из Японии. Импорт транспортных средств
составляет около 25% всего импорта стран
ЕС из Японии и более 50% общего импорта
транспортных средств.7
Экспорт стран ЕС в Японию менее
однороден, чем импорт, и перечень экспортируемых
товаров более широк. Так же как и в импорте,
наиболее крупной группой товаров, экспортируемых
в Японию из стран ЕС, являются транспортные
средства. На них приходится около 1/6 общего
экспорта из стран ЕС в Японию и 1/12 общего
экспорта транспортных средств из стран
ЕС. Кроме транспортных средств, наиболее
крупными товарными группами в экспорте
являются медицинское оборудование, фармацевтическая
продукция и прочие промышленные товары.
ЕС имеет хорошо налаженные
двусторонние торговые отношения со Швейцарией,
основанные на существующем свободно-торговом
соглашении 1972. С 1994 ЕС и Швейцария организовали
переговоры, охватывающие широкий диапазон
определенных секторов. Семь новых соглашений
в областях свободного движения людей,
воздушного и земельного транспорта, научно-технологического
сотрудничества, сельского хозяйства
вступили в силу летом 2002. С июня 2001 - переговоры
в различных областях статистики, окружающей
среды, торговли сельскохозяйственной
продукцией и сотрудничестве против мошенничества,
в то время как переговоры относительно
налогообложения только начинались. В
апреле 2002 Еврокомиссия предложила начать
переговоры со Швейцарией в четырех новых
областях, включая основание FTA в области
услуг.
Торговые отношения с Азией
продолжают быть важным приоритетом. Экономические
отношения заседаний Азии-Европы
(ASEM), установленные в 1996, связывает
ЕС и 15 Государств - членов с Японией, Китаем,
Кореей, Таиландом, Малайзией, Филиппинами,
Сингапуром, Индонезией, Вьетнамом, и Брунеем
в процессе диалога, нацеленном на облегчении
торговли и улучшения инвестиций между
всеми партнерами. Самый недавний Торговый
План Действия Помощи определяет множество
целей, намеревается уменьшить и устранять
барьеры, чтобы организовать торговлю
в областях стандартов, таможни, IPR, СВЕРХЗВУКОВОЙ,
и электронной торговли. В торговых условиях,
азиатские партнеры ASEM обеспечивают приблизительно
26 % мирового экспорта в 2000 с ЕС, являющимся
их наибольшим партнером, и ЕС имеет второго
по значимости регоина-импортёра.
Долгосрочность и преемственность российско-европейского сотрудничества
уже сегодня обеспечены прочной международно-правовой
и международно-политической договорной
базой. Хотя, как и во всяком крупном и
сложном международном процессе, возможны
разновариантные альтернативы, все же
основная перспектива экономических отношений
между Россией и Европой вырисовывается
достаточно четко. Это стабильное партнерство
на годы и десятилетия вперед, которое
обеспечит постепенное развитие единого
экономического пространства, включающего
Россию в зону ЕС.
Ясны и основные сферы приложения усилий
как каждой из сторон, так и двусторонних
на достаточно длительный срок. В их числе
выработка новых совместных программ
энергетического сотрудничества, включающего
поставки в Европу российского газа (треть
общеевропейской потребности), нефти,
электричества; новые проекты космического
сотрудничества; система взаимных мер
в области ядерной безопасности; иные
научно-технические проекты, которые охватываются
рамочным Соглашением о научно-техническом
сотрудничестве между ЕС и Россией, подписанным
в 2000 году.
Конечно, экономические связи между ЕС
и Россией, как и подобные же отношения
между другими государствами и интеграционными
образованиями, далеки от идиллии. Конкретные
хозяйственные (да и политические) интересы
постоянно сталкиваются и порождают коллизии.
Страны ЕС предъявляют к России претензии,
в том числе и вполне справедливые, говоря
об излишней закрытости российского рынка
и чрезмерном протекционизме, о несовершенстве
законов, коррупции и воровстве, препятствующих
цивилизованной политике инвестиций.
Россия осуждает ЕС за дискриминацию по
отношению к российскому экспорту товаров
и капиталов, излишнюю строгость антидемпинговых
мер и иные внешнеторговые ограничения,
оставшиеся со времен "холодной войны"
в отношении стран с, как это тогда называлось,
централизованной экономикой.