Деятельность международных организаций в области использования международных рек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Спектр водной проблематики, регулируемой различными Конвенциями, чрезвычайно широк: трансграничные проблемы использования водных потоков; ресурсосбережение и эффективность водопользования; системное управление бассейнами рек; защита пресноводных ресурсов; технические вопросы очистки воды или ее опреснения; мониторинг горных истоков и рек (2/3 человечества пользуются водой, поступающей с гор); связь международных финансовых институтов с решением водных проблем на национальном и местном уровнях и т.д. Столь высокая актуальность тематики правового регулирования и использования международных рек предопределена двумя основными факторами.

Содержание

Введение 4
Основная часть 6
1. Понятие международных рек 6
1.1. Понятие международных рек 6
1.2. Судоходство по международным рекам 9
1.3 Несудоходное использование международных рек 11
1.4 Проблемы судоходства на Дунае и их решения 13
2. Международное сотрудничество в области речного транспорта,
международных организаций и использования международных рек 18
2.1 Деятельность международных организаций в области
использования международных рек и водотоков 18
2.2 Соотношение российского законодательства и норм
международного права, регулирующих использование водотоков 20
2.3 Международное сотрудничество 21
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельность международных организаций в области использования международных рек.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Аналогичным образом  решались подобные вопросы в соглашениях  СССР с сопредельными странами, например в соглашении СССР с Польшей о  водном хозяйстве на пограничных  водах 1964 года и в соглашении СССР с Финляндией о пограничных водных системах 1964 года. В первом, в частности, указывалось, что на пограничных водах не будут проводиться без взаимного согласования какие-либо работы одной из сторон, которые могут оказывать влияние на водное хозяйство другой стороны (ст. 9).

Комиссия международного права разрабатывает по поручению Генеральной Ассамблеи ООН проект статей о несудоходном использовании международных рек

 

 

1.4 Проблемы судоходства на Дунае и их решения

 

Как отмечалось выше, ФРГ до 1999 года не являлась участницей Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 года и, несмотря на положение ст.2 Конвенции, устанавливавшее, что конвенционный режим распространяется на судоходную часть реки от Ульма до Черного моря, не была связана договорными обязательствами в отношении предоставления всем государствам мира свободы судоходства по своей части реки. 10Этот вывод основывается на общепризнанном принципе международного права о нераспространении действия международного договора на не участвующие в нем государства. Тем не менее, до 1978 года ФРГ фактически соблюдала положения Дунайской конвенции, предоставляя судам придунайских и других государств право свободы судоходства по своему участку реки и пользуясь этим правом на всем протяжении Дуная на территориях других придунайских государств. 3 апреля 1978 г. правительство ФРГ объявило об установлении разрешительного режима судоходства на участке между городами Регенсбург и Кельхейм, сославшись на проведение дорогостоящих работ по улучшению навигационных условий этого участка. В ответ на протесты придунайских стран правительство ФРГ заявило, что судоходство по германскому участку Дуная не подчиняется международному режиму, а допускается лишь на основе взаимности; что этот порядок и далее будет соблюдаться ФРГ на участке между городами Пассау и Регенсбург; для участка Регенсбург – Кельхейм было подтверждено введение разрешительного режима судоходства, а в отношении участка Кельхейм – Ульм устанавливалось, что торговое судоходство не осуществляется в связи с плохими судоходными условиями.

В нотах правительств Болгарии, Венгрии, Чехословакии и Советского Союза, направленных правительству ФРГ в период 1978-1980 годов, введение разрешительного режима судоходства на участке Дуная Регенсбург – Кельхейм обоснованно квалифицировалось как нарушение обычной нормы международного права о свободе судоходства по Дунаю, которая сложилась на протяжении полутора веков в результате единообразной договорной практики.

В настоящее время для  судов большинства придунайских государств проход по участку Регенсбург – Кельхейм открыт на основании двусторонних договоров о судоходстве по внутренним водным путям, заключенных между каждым из них с ФРГ. Однако рассмотренная ситуация весьма показательна в теоретическом плане, так как еще раз убедительно подтверждает вывод о необходимости установления режима использования конкретной международной реки на основе соглашения с участием всех прибрежных государств.

В начале 90-х годов прошлого века в связи с геополитическими изменениями в дунайском регионе  и распадом Советского Союза на берегах  Дуная появились новые государства – Молдова, Словакия, Украина, Хорватия. В то же время Россия стала единственной участницей Конвенции, не имеющей берега на Дунае.5 К этому же времени Германия заявила о своем намерении стать участницей Дунайской конвенции, которая, однако, не содержала ни условий присоединения к ней новых участников, ни вступления в Дунайскую комиссию новых членов. Встал вопрос и об обновлении Конвенции по существу.

С целью подготовки изменений  и дополнений к Дунайской конвенции  в 1993 году был создан комитет по подготовке дипломатической конференции по ее пересмотру, в которой наряду с участниками Дунайской конвенции 1948 года вошли Германия и новые придунайские страны. Интерес к работе по пересмотру проявили Франция, Нидерланды, Турция, Чехия, ЕС, ЕЭК ООН, представители которых по приглашения подготовительного комитета участвовали в его работе на правах наблюдателей.

Поскольку работа по обновлению Конвенции затянулась, членами подготовительного  комитета было принято решение о  подписании на первом этапе Дополнительного протокола к Дунайской конвенции, который внес в нее поправки, в основном касающиеся круга ее участников. Дополнительный протокол был подписан 26 марта 1998 года. В соответствии с ним Германия присоединилась к Дунайской конвенции в качестве договаривающейся стороны на равных правах с государствами – участниками и их правопреемниками, которыми согласно ст.1 Протокола являются Австрия, Болгария, Венгрия, Хорватия, Молдова, Румыния, Россия, Словакия, Украина и Югославия (тогда СРЮ). Эти же государства, включая Германию, входят в состав Дунайской комиссии. Сфера применения Конвенции распространяются на Дунай от Кельхейма до Черного моря с выходом к морю через Сулинский канал. Установлено также, что изменения к Конвенции принимаются при условии согласия всех ее сторон.

В настоящее время упомянутым комитетом проводится дальнейшая работа по обновлению Конвенции в целях  ее адаптации к новым политическим и экономическим реалиям, гармонизации режима судоходства на Дунае с  режимом на Рейне с учетом соответствующих правил ЕС, расширения компетенции Дунайской комиссии. Рассматривается и возможность присоединения к Конвенции других связанных с Дунаем внутренними водными путями государств, а также ЕС. Особое внимание комитет уделяет уточнению условий участия судов прибрежных и не прибрежных государств в перевозках по Дунаю.

Менее известна недавняя тяжба  за выход к морю между Молдовой и приморской (дунайской) Украиной. Молдова вцепилась в свой единственный, так сказать, выход к морю —  мизерный участок берега (длиной около 500 м) в устье Дуная, у селения Джурджулешты. В конце 1996 г. она приступила к строительству там торгового порта, способного обслуживать ее экспортно-импортные операции. Однако для порта необходимо как минимум еще 4500—5000 м береговой линии на Дунае. Молдова более 6 лет безуспешно просила Украину уступить ей (на приемлемых условиях) такой участок берега. Под разными предлогами Украина отклоняла эти просьбы и лишь в начале нового века согласилась выделить Молдове (небескорыстно, судя по всему) 600 м своей береговой линии на Дунае.

В рамках СЭВ в 1977 г. между  Венгрией и Чехословакией был  заключен договор о строительстве  на Дунае и затем совместной эксплуатации комплекса из двух взаимосвязанных  ГЭС в чехословацком городке  Габчиково (в Словакии) и венгерском — Надьмароше. Однако во второй половине 80-х годов и особенно в начале 90-х годов, сначала при членстве той и другой страны в СЭВ, затем, после самороспуска этой организации, создалась острая конфликтная ситуация. В первую очередь Венгрия, потом и Чехословакия стали выдвигать различные претензии друг к другу: экологического характера, экономические, политические, вплоть до требования изменения пограничной линии (в пользу Чехословакии при... отводе воды из Дуная от Надьмароша). После распада как СЭВ, так и ЧССР Словакия все же перекрыла Дунай и построила частично ГЭС в Габчиков6. Венгрия же по-прежнему конфликтует, превратив двусторонний спор в затяжной международный: еще в 1992 г. она обратилась с жалобами на Словакию в Международный суд в Гааге, в Совет безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ), в Совет Безопасности ООН. Однако решение этого сложного вопроса пока не найдено.

Россия не имеет  больше флота на Дунае: весь Дунайский  флот СССР, первый по числу судов  и тоннажу, будучи приписанным к порту Измаил, присвоен Украиной. Резко уменьшился флот Югославии, второй по величине на реке, а также и других стран. Пострадали порты, энергетическое хозяйство, нефтепереработка; в несколько раз сократилось судоходство по реке — и грузовые, и пассажирские перевозки. Фактически больше нет «сквозного» пути — действуют лишь участки в недавнем прошлом единого дунайского пути. Западногерманский канал Рейн—Майн—Дунай,7 открытый для судоходства в 1992 г., после 70 лет строительства с большими расходами, не может быть теперь реализован с очевидной пользой. Дунайская комиссия существует по-прежнему в Будапеште, но ничего не слышно о ее деятельности. Не ведутся работы по расчистке русла реки, по поддержанию условий для нормального судоходства — одна из главных обязанностей Дунайской комиссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Международное сотрудничество в области речного транспорта, международных организаций и использования международных рек

 

2. 1 Деятельность международных организаций в области использования международных рек и водотоков.

 

Международные организации являются одной из важнейших  форм сотрудничества между государствами. Они создаются в соответствии с международным правом на основе международных договоров для достижения общих целей в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной и иных областях деятельности.

Социальные  изменения, произошедшие в мире после окончания Второй мировой войны, развитие международных связей привели к значительному росту числа и усилению роли международных организаций. Значение международных организаций и их место в системе международно-правового регулирования определяется главным образом тем, что они воздействуют на государства, способствуют согласованию их воль в процессе разработки, принятия и реализации норм международного права. Следует также выделить прогностическую функцию резолюций и решений международных организаций, поскольку, они помогают определять пути дальнейшего развития международного права.

Здесь показана роль в области использования международных водотоков таких универсальных международных организаций и интеграционных образований, как Организация Объединенных Наций, Европейский  Союз и др., а также организаций, специально созданных для осуществления функций, связанных с эксплуатацией конкретных водотоков, в частности, Центральной комиссии судоходства по Рейну, и Дунайской комиссии, Комиссии реки Нигер, Организации по развитию реки Сенегал и др.

Следует отметить, что многие международные организации, созданные для управления использованием конкретного международного водотока, обладают правомочиями по разрешению споров и разногласий, возникающих  между различными субъектами по поводу использования международных водотоков. Они вправе толковать и применять нормы международных договоров о режиме использования международных водотоков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Соотношение российского законодательства и норм международного права, регулирующих использование  водотоков.

 

Решая вопрос о  соотношения международного и внутригосударственного права, юридическая наука и практика исходят из того, что, во-первых, международное  и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы и что, во-вторых, международное и внутригосударственное право находятся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга. При этом, в случае, когда происходит соприкосновение, совмещение или совпадение объекта правового регулирования норм международного и внутригосударственного права, нормы международного права имеют преимущественную силу.

Анализ соотношения  норм права международных водотоков  и норм российского законодательства, регулирующих  вопросы использования пресноводных ресурсов, показывает, что их взаимодействие проявляется в следующих формах: 1. Нормы права международных водотоков непосредственно инкорпорируются в национальное законодательство. 2. Нормы права международных водотоков конкретизируются и детализируются национальным законодательством. При этом содержание международно-правовой нормы не может  быть изменено,  поскольку это ведет к  нарушению международного права. 3. Нормы национального законодательства, регулирующие использование международных водотоков, находят свое закрепление в международных договорах и соглашениях. 4. Нормы национального законодательства воздействуют процесс разработки и принятия норм права международных водотоков через политику и дипломатическую деятельность государства.

 

 

 

2.3 Международное  сотрудничество

 

Международное сотрудничество в области транспорта строится на основе международных конвенций, межправительственных и межминистерских (межведомственных) соглашений. В настоящее время действуют более 300 международных актов. Они аккумулируют богатый опыт сотрудничества в сфере транспорта между Россией и странами Ближнего и Дальнего зарубежья.

С государствами СНГ  и Балтии Россией подписаны двухсторонние  соглашения. В рамках СНГ сотрудничество осуществляется Координационным транспортным совещанием министров транспорта стран - участников СНГ. Партнерами Минтранса Российской Федерации являются международные организации (около 60), среди них и Дунайская международная комиссия.

С участием Минтранса  РФ в рамках Европейской экономической  комиссии (ЕЭК) были подготовлены «Синяя» и «Белая» книги, прогнозирующие развитие речного транспорта. Был также подписан международно-правовой акт по эксплуатации европейской сети водных путей - Европейское соглашение « О важнейших внутренних водных путях международного значения» 1997 года.

Международное сотрудничество в области речного судоходства  с неизбежностью приводит к формированию нормативно-правовой базы этого сотрудничества, которое может быть названо международным  речным правом.

Международное речное право - сложный комплексный правовой массив. Некоторые ученые признают его исключительно публичным (С.А.Гуреев, И.Н.Тарасова ). По нашему мнению, оно действительно представляет собой совокупность, прежде всего публичных правовых норм. Вместе с тем, при определенных обстоятельствах, необходимо применение норм международного частного права (например, при исполнении обязательств из причинения вреда судовладельцам, при регулировании других гражданско-правовых отношений). Следовательно, международное речное право является совокупностью публичных и частных правовых норм, регулирующих использование и охрану водотоков и водоемов естественного и искусственного происхождения, находящихся на территории двух и более государств.

Информация о работе Деятельность международных организаций в области использования международных рек