Для выполнения многочисленных функций
дипломатического протокола во всех странах
создаются специальные службы. Структура
этих служб может быть различной. Сегодня
в мире сложились две такие системы:
- Децентрализованная или распределенная.
По этой системе протокольные подразделения
присутствуют в разных государственных
институтах на разных уровнях власти и
государственного управления. Это самая
распространенная система (США, Великобритания,
ФРГ, Япония).
- Централизованная система, в соответствии
с которой в стране создается основной
координирующий орган, который проводит
единую государственную политику в протокольном
обеспечении международных контактов
должностных лиц различного уровня. Примерами
этой системы могут служить протокольные
службы Франции и Италии.
Но это деление довольно условно. Часто
в конкретной стране можно наблюдать элементы
и той и другой системы.
В Российской Федерации в качестве единого
государственного протокола выступает
Департамент государственного протокола
Министерства иностранных дел10.
Протокольная деятельность ряда высших
государственных органов осуществляется
через Департамент государственного протокола
МИДа. По вопросам, связанным с деятельностью
Президента РФ, Департамент работает совместно
со службой протокола Президента.
Международная протокольная практика
показывает, что служба дипломатического
протокола хотя и может называться по-разному
и иметь разную подчиненность, однако
обеспечивает исполнение примерно одинакового
объема обязанностей.
Департамент государственного протокола
является структурным функциональным
подразделением МИД РФ.
В соответствии с указом Президента Российской
Федерации Департамент государственного
протокола обеспечивает единую протокольную
практику в России.
В своей деятельности Департамент руководствуется
Конституцией Российской Федерации, законами
России, указами Президента, постановлениями
и распоряжениями Правительства РФ, приказами,
инструкциями и указаниями министра иностранных
дел России.
Департамент состоит из следующих подразделений:
- Отдел по пребыванию дипломатического
корпуса;
- Отдел визитов и делегаций;
- Отдел информационной работы с дипкорпусом, регистрации и правительственных телеграмм.
В задачу Департамента входят:
- Обеспечение единой протокольной практики
в Российской Федерации, контроль за соблюдением Венской конвенции о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории России.
- Защита интересов Российской Федерации
и ее граждан при выполнении службой задач, связанных с пребыванием дипломатического корпуса, осуществление контроля за соблюдением иностранными дипломатами законов и правил Российской Федерации.
- Участие в разработке предложений и осуществлении
мероприятий протокольного и организационного
характера, при визитах за границу Президента,
Председателя Правительства РФ, министра
иностранных дел, а также визитов государственных
и правительственных делегаций, глав государств,
глав правительств зарубежных стран, министров
иностранных дел в Россию.
- Контроль за составлением и направлением телеграмм от имени главы государства в связи с национальными праздниками и другими памятными датами иностранных государств.
- Поддержание постоянных рабочих связей
с дипломатическими представительствами
России за рубежом, оказание им необходимой
помощи в протокольной работе.
- Поддержание деловых контактов с дипломатическими
представительствами иностранных государств
на территории России по вопросам, относящимся
к компетенции Департамента.
- Изучение и обобщение международной
протокольной практики. Исходя из перечисленных
выше основных задач.
Департамент государственного протокола:
- Готовит по согласованию с другими подразделениями
МИД документы по приему в Российской
Федерации зарубежных делегаций на высшем
и высоком уровне, разрабатывает проекты
программ их пребывания и после соответствующего
утверждения организует проведение протокольных
мероприятий (встречи, проводы делегаций,
возложение венков, завтраки, обеды, посещение
театра и др.).
- Организует аккредитацию глав иностранных
дипломатических представительств.
- Занимается вопросами дипломатических
привилегий и иммунитетов иностранных
дипломатических и административно-технических
работников, а также их таможенными привилегиями.
- Готовит верительные и отзывные грамоты
послов Российской Федерации, направляемых за рубеж.
- Осуществляет регистрацию персонала
дипломатического корпуса и выдачу им
соответствующих документов.
- Участвует в рамках своей компетенции
в урегулировании материальных претензий
российских граждан и организаций к дипломатическим
представительствам и их сотрудникам.
- Организует представление дипломатического
корпуса Президенту Российской Федерации,
а также главам государств, прибывшим
в Россию с официальными визитами (по их
желанию).
- Организует приглашение глав дипломатических
представительств на мероприятия и церемонии
государственного характера, а также на
проводимые в России международные мероприятия
(фестивали, выставки, ярмарки и т.п.).
- Издает сборник «Дипломатический корпус в Москве».
2.3 Дипломатический
этикет и его реализация в современной
практике.
Основоположники дипломатического
протокола и этикета разработали правила
поведения дипломатов и политиков во время
проведения переговоров. Длительное время
руководители государств и дипломатические
службы четко придерживались этих правил,
но в последнее время политики стали упрощать
протокольные требования.
Инициаторами такого вольного
толкования протокола специалисты называют
американцев. Титул самого эксцентричного
из них по праву принадлежит Дж. Бушу11. К примеру, бывший президент
США Джордж Буш на переговорах, не считал
нужным ограничивать себя какими-либо
условностями, сидя в кресле, широко расставлял
ноги, стоя рядом с собеседником, снисходительно
похлопывал его по плечу и пр. Психологи
трактуют такое поведение как символ властно-покровительственно-небрежного
отношения к коммуникациям. Можно добавить
к такой оценке лишь догадки об истинном
отношении Дж. Буша к стране, которую представляет
в этот момент его собеседник.
Виктор Ющенко, бывший президент
Украины, скорее всего, подражая в поведении
своим американским и европейским коллегам,
имеел привычку во время беседы закидывать
ногу на ногу. Такая манера сидеть не приветствуется
европейским протоколом; что же касается
дипломатов восточных стран, к примеру,
может привести к дипломатическим недоразумениям.
В арабских странах такая поза расценивается
как демонстрация полного неуважения
к собеседнику. Более того, она может быть
воспринята как оскорбление собеседнику
и может привести к прекращению переговорного
процесса. Психологи характеризуют использование
подобной позы, как желание оградить себя
от собеседника, как стремление защититься
или как недовольство тем, что происходит
в данный момент.
Поведение бывшего президента
Франции Николя Саркози на официальных
встречах или переговорах характеризовалось
специалистами протокола, как достаточно
вольное, поскольку манера Саркози, усевшись
в кресло, закидывать ногу на ногу, считается
недопустимой, так же, как и черный костюм,
черный галстук и белая рубашка, которые,
зачастую, используются лишь в траурных
мероприятиях. Психологи трактуют позу
«заложить ногу на ногу с образованием
угла» как демонстрацию наличия соперничества
и противоречий.
Генеральный канцлер Германии
Ангела Меркель не позволяет себе грубых
ошибок, хотя ее манера, сидеть во время
переговоров, закинув ногу на ногу, является
также грубым нарушением протокола. Если
прежде сидеть в кресле, закинув ногу на
ногу, было абсолютно неприемлемо в дипломатических
и политических переговорах, сегодня уже
имеются попытки анализировать и даже
оправдывать подобное поведение, объясняя
его европейской ментальностью.
Визит в Россию 27 октября 2008
года президента Вьетнама Нгуен Минь Чуета
был очень плодотворным. Между правительствами
наших стран было заключено множество
договоров, по результатам визита было
подписано большое соглашение о дальнейшем
развитии сотрудничества России и Вьетнама
в области экономики. Испортила впечатление
от встречи лишь мелочь: Нгуен Минь Чует,
входя в зал переговоров, был полностью
дезориентирован и не мог понять, куда
ему первоначально направиться. В результате,
он, абсолютно растерявшись, протягивал
кому-то руку в знак приветствия, не видя
президента России. После некоторого замешательства,
ему помогли, наконец-то, повернуться лицом
к Д. Медведеву. Рукопожатие президентов
состоялось, но некоторое напряжение и
неловкость ощущались в поведении президента
Вьетнама. Такая ошибка — не вина президента.
Она непростительна, в первую очередь,
для протокольной службы президента Вьетнама,
поскольку именно эта служба или чиновники,
ее представляющие, обязаны были уведомить
своего президента о последовательности
каждого его шага в официальной обстановке.
28 октября 2008 года в Москву
прибыл премьер-министр Государственного
Совета Китая Вэнь Цзябао. Его встречал
В.В. Путин. Встреча прошла без эксцессов,
и было видно, что встретились дружески
настроенные партнеры, искренне радующиеся
предстоящему общению друг с другом.
Президент России Владимир
Владимирович Путин, выглядит, на мой взгляд,
достойно в процессе встреч и переговоров.
Специалисты протокола называют недостатком
посадки российского президента, слишком
широко расставленные ноги. Они признают,
что сидеть, облокотившись на спинку стула,
со сложенными вместе ногами достаточно
сложно, но и настолько расставлять их
недопустимо.
Другие протокольные нормы
и правила Владимир Владимирович соблюдает
очень точно: у него расстегнут пиджак,
что является обязательным правилом протокола
при посадке; держится свободно и с достоинством,
опершись на спинку стула, смотрит на собеседника.
Объяснением пренебрежения
современных политиков к нормам дипломатического
этикета является их желание показать
обществу, что они такие же люди, как и
все остальные, и им свойственны все те
эмоции, которые присущи простым людям.
В любом случае, надо признать, что использование
в официальных выступлениях жаргонизмов
и неологизмов делает речь политиков более
эмоциональной и запоминающейся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время дипломатический
протокол и этикет стали как бы синонимом
строгого соблюдения всех норм и правил,
не только межгосударственного, но и повседневного
общения. Неукоснительное соблюдение
норм этикета подчеркивает уважение к
другой стране. За многие годы в дипломатической
практике сложился своего рода «язык»
дипломатического этикета со своими терминами
и понятиями. Поэтому недопустимо игнорировать
эти правила. «Пропущенные» жесты вежливости
или комплименты равнозначны умышленному
проявлению неуважения к другому государству.
Дипломатический этикет - многочисленные
переговоры и встречи на государственном
уровне, контакты, деловые форумы, внешнеэкономическая
активность, которая является реальностью
нынешнего времени. Относительно недавно
бывшие уделом совсем немногих, международные
контакты и поездки происходят сегодня
на уровне повседневной реальности многих
миллионов сограждан. Дипломатический
этикет - постоянно усиливает механизм
интернационализации между государствами
экономических связей и предполагает
под собой признание критериев деловой
политики всеми субъектами деловых международных
отношений, этики экономического международного
сотрудничества.
Изучение этических основ, т.е.
набор знаний, сведений, представлений
о формах, методах и правилах предпринимательской
деятельности, а также принципах делового
общения с коллегами - чрезвычайно важный
аспект для эффективного получения высокой
результативности в любой форме международной
торговой, экономической и политической
деятельности. Все это можно обобщить
под понятием дипломатического этикета.
Дипломатический этикет экономического
международного сотрудничества считается
с опытом многих поколений предпринимателей
на всей планете. Именно такой бесценный
опыт способствует укреплению и установлению
отношений взаимного доверия между партнерами
и сотрудничества. Успешная деятельность
участников деловых, международных связей
зависит в большинстве от их знания и умения
искусства общения.
В настоящее время процесс взаимодействия,
общения между различными народами стал
довольно тесным. Обычаи, традиции, правила
поведения народов смешались. Принимая
во внимание эти обстоятельства можно
говорить о международных правилах хорошего
тона, т.е. о международном этикете, который
включает в себя нравственные и поведенческие
установки различных социальных групп
и национальностей и обобщает их. Знание
и соблюдение этих элементарных правил
хорошего тона облегчает жизнь и помогает
чувствовать себя комфортно и уверенно
в любых ситуациях повседневного, делового,
а также и международного общения.
В СССР данной проблеме уделялось
недостаточно внимания (в сравнении с
западными странами). За рубежом на эту
тему издано очень много литературы, детям
в курсе школьной программы вводят определённые
занятия, на которых преподают правила
хорошего тона, также практикуются ролевые
игры в детских учреждениях и транслируются
телевизионные передачи на эту тему. И
только за последние 10-15 лет в современной
России этике делового и международного
сотрудничества стало уделяться больше
внимания. Это связано с тем, что Россия
перестала быть закрытым государством,
в широком смысле этого слова, т. е. международные
отношения не ограничиваются государственными
контрактами, а всё большую роль в экономическом
портрете страны играют частные лица и
негосударственные компании разной величины,
заключающие контракты с зарубежными
партнёрами. Для успешной и продуктивной
деятельности им необходимо придерживаться
определённых правил, установленных протоколом
делового общения. Хотя, по-моему мнению,
каждый человек должен знать правила хорошего
тона и обязательно применять их, потому
что степень культуры целого общества
зависит от каждого отдельного человека.