Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 12:52, курсовая работа
В настоящее время в иерархии форм конституционного права законы занимают главное после Конституции РФ и международных договоров место. Это обусловлено провозглашенным в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ принципом верховенства Конституции РФ и законов. Верховенство закона предполагает, что основополагающие отношения во всех сферах общественной жизни должны регулироваться законами. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам (за исключением Конституции РФ и международных договоров РФ). В юридической литературе законы делят на конституционные и обычные. Так, Ж.И.
Введение
Основная часть
1. Понятие и признаки закона
2. Виды законов и их соотношение
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Как и любой другой закон, закон о поправке к Конституции подписывается Президентом России в 7-дневный срок и подлежит официальному опубликованию. Как и в отношении любого другого закона, принятого в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, Президент не имеет права вето на закон о поправке к Конституции.
Как следует из текста Федерального закона от 04.03.1998, принятые поправки инкорпорируются, т.е. включаются в основной текст Конституции с указанием даты вступления в силу. Номера исключенных из текста статей сохраняются, общая нумерация статей и глав не меняется.
В соответствии с вышеизложенными процедурами в декабре 2008 года были приняты первые законы о поправках к Конституции Российской Федерации (№ 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ). Так, в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»[8] срок полномочий Президента Российской Федерации продлен до шести лет (ранее – четыре года), Государственная Дума избирается сроком на пять лет (ранее – также четыре года). Данные изменения должны применяться в отношении Президента и Государственной Думы, которые избраны после вступления Закона № 6-ФКЗ в силу.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации»[9] предусматривает поправки в виде дополнений о заслушивании Государственной Думой ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
Еще одной разновидностью федеральных законов являются законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации. Какие из международных договоров подлежат обязательной ратификации и специальный порядок принятия федеральных законов о ратификации и денонсации предусмотрен Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[10]. Ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона (ст. 14).
Ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации:
а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;
б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;
в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;
д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.
Также подлежат ратификации международные договоры Российской Федерации, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.
Наиболее распространенным видом федеральных законов являются законы, получившие в доктрине права наименование обычного федерального закона (в отличие от конституционного). Обязательное принятие некоторых из них предусмотрено в самой Конституции («назывные законы»). Это, например, Федеральные законы о гражданстве Российской Федерации, об альтернативной военной службе, о Прокуратуре РФ.
Для принятия обычного федерального закона не требуется квалифицированного большинства в парламенте. На них может быть наложено вето Президента РФ.
Обыкновенные законы, в свою очередь, подразделяются на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся в первую очередь Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы.
Основы – это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права и сфер общественной жизни. Основы законодательства могут быть изданы только по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Основы – это базовые акты, открывающие дорогу более конкретным законам и другим нормативным правовым актам как Российской Федерации, так и ее субъектов. В Российской Федерации приняты, например, Основы законодательства об охране здоровья граждан, о нотариате.
Кодекс – это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов все или основная масса норм, достаточно детально регулирующих определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях). Но есть кодексы и межотраслевого характера (например, Лесной, Воздушный, Таможенный, Градостроительный).
В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Четкое выявление двух пластов законодательного регулирования – федерального и регионального – обусловлено новыми подходами в решении проблем федеративного устройства России и распределения компетенции между Федерацией и ее субъектами. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76).
Есть и иные классификации законов, например:
- по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
-
по предмету правового
- по сроку действия (постоянные законы и временные);
- по характеру (текущие и чрезвычайные);
- по объему регулирования (общие и специальные).
Вопрос соотношения законов решен в ст. 76 Конституции РФ. Так, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 6). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 6).
В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ, изданным по вопросам ведения субъектов РФ, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации
В условиях современного государственно-правового развития в стране стремительно формируется новая правовая система, набирает темпы законотворчество субъектов Российской Федерации. С увеличением общего массива источников права возрастает роль закона как нормативного правового акта, регулирующего наиболее важные общественные отношения, а также обостряется вопрос соотношения актов между собой и их применения.
Нормативные правовые акты являются одной из основных форм (источников) права. Нормативный правовой акт – это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Подчеркиваются его исключительная, практически неоспоримая легитимность и защита со стороны государства. Нормативный правовой акт рассчитан на регулирование неопределенного числа случаев, неперсонифицирован и действует непрерывно. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Таким образом, нормативный акт рассматривается как внешняя форма права, официальный документ, носитель юридически значимой информации.
В юридическом смысле закон – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
К признакам закона относят:
-
принимается только органом
-
порядок его подготовки и
- закон должен выражать волю и интересы народа;
- обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
- регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Наиболее распространена классификация законов по их юридической силе. В частности, выделяют следующие виды законов:
1)
Конституция (закон законов) – основополагающий
учредительный политико-
2)
федеральные конституционные
3) федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества. Разновидностью федеральных законов также являются законы о ратификации и денонсации международных договоров.
В данную классификацию можно также включать и законы субъектов Федерации, которые издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию. Законы субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения (и если предусмотрено федеральным законом – по предметам ведения РФ) должны соответствовать федеральным законам.
В качестве отдельной разновидности законов выделяют законы о поправках к Конституции Российской Федерации. Законы о поправках к Конституции Российской Федерации принимаются в особом порядке, несколько отличном от порядка принятия федеральных конституционных законов. Вопрос об их юридической силе урегулирован следующим образом: текст данных законов включается в Конституцию РФ, следовательно является ее неотъемлемой частью.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Закон |
нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или на референдуме, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения |
2 |
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации |
форма нормативного правового акта, которым в Конституцию Российской Федерации вносятся поправки, т.е. любое изменение текста глав 3 - 8 Конституции Российской Федерации (исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ |
3 |
Исключительность правового регулирования |
качество закона, которое выражается в том, что высшие представительные органы власти не только обладают правом на законотворческую деятельность, но и несут обязанности по урегулированию: существуют области, подвластные исключительно закону, в которых первичная регламентация общественных отношений в обязательном порядке осуществляется путем закона, а нормативные акты исполнительных органов власти могут носить лишь производный, вторичный, строго правоприменительный характер |
4 |
Кодекс |
закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов все или основная масса норм, достаточно детально регулирующих определенную область общественных отношений |
5 |
Конституция |
основной политико-правовой акт государства, отличающийся от иных правовых актов особым субъектом, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается; учредительным, первичным характером конституционных установлений; всеохватывающим характером конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет; особыми юридическими свойствами (верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны) |
6 |
Нормативный правовой акт |
письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений |
7 |
Основы законодательства |
это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права и сфер общественной жизни |
8 |
Признаки закона |
Свойства закона, проявляющиеся в том, что он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения, принимается только органом законодательной власти или референдумом; порядок его подготовки и издания определяется Конституцией и регламентом парламента (его палат); выражает волю и интересы народа; обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить |
9 |
Референдум Российской Федерации |
всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения |
10 |
Федеральные конституционные законы |
предусмотренные Конституцией РФ законы, регулирующие наиболее важные общественные отношения, касающиеся ключевых конституционных институтов народовластия, федерализма, государственного устройства |
1 |
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 1993. 25 дек.; Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445. |
2 |
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 1. |
3 |
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 2. |
4 |
Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2757. |
5 |
Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1146. |
6 |
Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. |
7 |
Распоряжение Президента РФ от 10.01.2009 № 7-рп «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 2. Ст. 193. |
8 |
Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 29. Ст. 3117. |
9 |
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 16. Ст. 1909 |
10 |
Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 25. Ст. 2728. |
11 |
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 45. Ст. 4408. |
12 |
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 1 |