Законы РФ,их виды и соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в иерархии форм конституционного права законы занимают главное после Конституции РФ и международных договоров место. Это обусловлено провозглашенным в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ принципом верховенства Конституции РФ и законов. Верховенство закона предполагает, что основополагающие отношения во всех сферах общественной жизни должны регулироваться законами. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам (за исключением Конституции РФ и международных договоров РФ). В юридической литературе законы делят на конституционные и обычные. Так, Ж.И.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Понятие и признаки закона
2. Виды законов и их соотношение
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

kozhemiako_kursovaia_rabota (14).doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Ухтинский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное право

Тема

Законы РФ,их виды и соотношение

Фамилия студента

Кожемяко

Имя студента

Роза

Отчество студента

Александровна

№ контракта

0720012403720001


 

Содержание

 

 

 

  Введение

  Основная часть

  1. Понятие и признаки закона

  2. Виды законов и их соотношение

  Заключение

  Глоссарий

  Список использованных источников

  Приложения

 

Введение

 

Дефиниция «закон» известна еще дореволюционному российскому государству и праву. В дореволюционной юридической литературе под законом понимали «всякую норму права, созданную прямым предписанием государственной власти». «Государственный закон есть совокупность юридических норм, определяющих устройство и деятельность государства. Им определяются, как устройство и деятельность правительственных властей и учреждений, так и права граждан».

В советский период государства и права, на первом этапе был совершен отказ от термина «закон». Конституция СССР 1936 г. закрепила термин «закон» на конституционном уровне. Формально ее положения провозглашали верховенство закона. В этот период «закон» определялся как «нормативный акт высшего органа государственной власти, выражающий волю господствующего класса, изданный в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой».

Действующее законодательство не содержит легального определения закона. В теории права предлагается закрепить такое определение в специальном законе «о законах».

В современной юридической литературе, на основе анализа положений Конституции РФ, регламентов палат Федерального собрания РФ, дается следующее определение закона – «это нормативный акт, которые принимается Парламентом – Федеральным Собранием России на основе особой процессуальной формы их деятельности – посредством законодательного процесса, важнейшие стадии которого регламентированы в Конституции РФ».

В настоящее время в иерархии форм конституционного права законы занимают главное после Конституции РФ и международных договоров место. Это обусловлено провозглашенным в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ принципом верховенства Конституции РФ и законов. Верховенство закона предполагает, что основополагающие отношения во всех сферах общественной жизни должны регулироваться законами. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам (за исключением Конституции РФ и международных договоров РФ). В юридической литературе законы делят на конституционные и обычные. Так, Ж.И.

Овсепян выделяет законы на: федеральные конституционные законы: а) Федеральные конституционные законы о поправках к Конституции; б) Иные федеральные конституционные законы (не связанные с поправками Конституции), а также обычные (федеральные) законы. Обосновывая такую классификацию ученая подчеркивает, что «несовпадения с ФКЗ о поправках к Конституции обнаруживаются в следующем. … по их юридической силе он не равны Конституции и законам о поправках Конституции, стоят на порядок ниже последних в иерархии законодательства».

 

 

Основная часть

1 . Понятие и признаки закона

 

Закон является разновидностью нормативного правового акта, в связи с этим рассмотрим понятие нормативного правового акта, а затем – понятие и признаки закона.

Нормативные правовые акты являются одной из основных форм (источников) права. Нормативный правовой акт – это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Подчеркиваются его исключительная, практически неоспоримая легитимность и защита со стороны государства.

Нормативный правовой акт рассчитан на регулирование неопределенного числа случаев, неперсонифицирован и действует непрерывно. Этими признаками нормативный акт отличается от актов применения права (где речь идет о приложении нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (где речь идет о разъяснении того, как нужно понимать уже имеющуюся норму).

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.В структуру закона входят следующие основные элементы (части): наименование органа, принявшего закон; название закона; преамбула закона; нормативно-правовое содержание закона; последствия несоблюдения закона; отмена законом других нормативно-правовых предписаний; опубликование закона и вступление его в силу; подпись соответствующего должностного лица.

Для того чтобы законы оказывали воздействие на правовое регулирование общественных отношений, они должны находиться в состоянии реального функционирования. Действие закона осуществляется в определенном отрезке времени; на определенной территории; в отношении определенного круга лиц, как правило, всех граждан, организаций, государственных органов, объединений.

Закон, как всякая объективная реальность, действует во времени и пространстве. Это означает, что в любом законе определяется: в каком месте и в какой момент должно осуществляться предписанное поведение.

Действие закона во времени определено вступлением его в силу и утратой силы. Законы вступают в законную силу, то есть, становятся обязательными, с того момента, который устанавливается соответствующим нормативным актом: или по истечении общего заранее предусмотренного срока, если он определятся в тексте закона, или немедленно после официального принятия и опубликования текста закона, или по истечении специально предусмотренного срока для конкретного закона после его опубликования.

Вступление закона в силу означает, что с этого времени им должны руководствоваться, исполнять его и соблюдать все организации, должностные лица и граждане. До этого момента он носит информационный характер. Поскольку до вступления нового закона в силу действует старый закон, то новый закон применять нельзя.

Случаются несовпадения во времени момента принятия закона (придания ему силы) и момента начала его действия. Этот факт объясняется необходимостью предоставления субъектам возможности ознакомления с содержанием нового нормативного акта и определить для себя установки по его реализации.

Различают акты определенно-длительного и неопределенно-длительного действия. К первым относятся акты, в отношении которых специально указан срок их действия или срок подразумевается характером самого акта (например, бюджетные вопросы на текущий год). Ко вторым - акты, в отношении которых не содержится указаний о сроке действия, то есть акт имеет законную силу и действует до тех пор, пока не будет отменен.

Утрата законом силы означает, что с этого момента его нельзя применять. Утрата законом силы может произойти в результате его официальной отмены специальным распоряжением государственного органа. Приостановление действия закона является разновидностью утраты законом силы.

Рассмотрим действие во времени вошедшего в силу закона на примере уголовного закона. В каждый данный момент времени суд имеет перед собой только один закон, регулирующий то или иное отношение. Двух различных законов, которые регулируют одно и то же отношение, квалифицируют и устанавливают наказание для одного и того же преступного деяния, в одно и тоже время быть не может. Суд применяет этот закон к каждому преступному деянию, совершенному на отрезке времени, соответствующем сроку действия данного закона. Это пример обычного действия уголовного закона или его немедленное действие.

Обратной силой закона называется действие закона во времени, при котором он распространяется на случаи, имевшие место до вступления его в законную силу.  Для придания любому закону обратной силы существуют несколько способов: молчаливое придание закону обратной силы и придание обратной силы закону посредством коллизионной нормы.

В первом случае закон не содержит никаких прямых указаний о его действии во времени.  Вывод о желании законодателя придать закону обратную силу делается  лишь путем толкования его существа и содержания. Разъяснительные законы можно отнести к законам, имеющим обратную силу по своему существу.

Во втором случае существование коллизионной нормы в законе обязывает признать обратную силу некоторым законам. Применение закона с обратной силой  происходит очень затруднительно в случаях, относящимся к правам граждан. По-этому это требует особого внимания для поддержания правопорядка в обществе и государстве. 13

Действие закона в пространстве означает, что он действует и имеет силу на определенной территории: территории государства в целом и (или) на территории его субъекта.

По кругу лиц основания действия законов различны: по принадлежности лица к государству (по гражданскому состоянию различают состояние гражданства данного государства, иностранного государства, состояние лица без гражданства); по половому признаку; по возрастному цензу; по профессиональной принадлежности (военнослужащие, специальные служащие и т. п.); иные основания (инвалидность и т.п.).

Если рассматривать закон как нормативный юридический акт - источник права, то необходимо отличать его от иных правовых актов:

- от индивидуальных актов, т.е. актов, которые содержат индивидуальные

предписания по конкретным вопросам, (например, назначение на должность, поручение передать имущество);

- от интерпретирующих актов, актов  толкования, т.е. актов, дающих только разъяснение действующих норм, но не устанавливающих новые нормы (эти акты в своем большинстве называются иначе, например, "постановление", "разъяснение" и др.).

В демократическом государстве первое место среди всех источников права должны занимать законы, они обязаны быть базой всей правовой системы, основой законности и правопорядка.

Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране.

Нормативные указы Президента и Постановления Правительства, принятые по вопросам, которые относятся к законодательной области, в настоящее время имеют соответствующую, близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой ГК РФ закреплено: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Таким образом, закон – это один из источников конституционного права, регулирующий наиболее значительную часть общественных отношений. Закон – это выражение воли субъекта верховной власти, и содержанием закона могут быть, как правоотношения, так и другие отношения, не имеющие юридического характера. Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам.

В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» названы следующие существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт:

- издание его в установленном  порядке управомоченным органом  государственной власти, органом  местного самоуправления или  должностным лицом,

- наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных  для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Важнейшее условие эффективного существования нормативных правовых актов – их иерархичность, системность. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Юридическая сила и сфера действия нормативного акта обусловлены местом издавшего его органа в системе органов государства или в политической системе в целом.

Согласованность, последовательность и четкая иерархичность правовых актов, входящих в российскую правовую систему, способствуют качественному и эффективному проведению в жизнь важнейших конституционных принципов. Поэтому важно определить правовую природу, взаимодействие и соотношение важнейших юридических документов, осуществляющих социальное регулирование ключевых для общества и государства отношений.

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Как основная форма нормативного оформления общественных отношений закон обладает рядом признаков, отражающих природу нормотворческих полномочий тех институтов власти, которые прибегают к данному средству. Можно выделить следующие признаки закона:

1) принимается только органом законодательной  власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания  определяется Конституцией и регламентом парламента (его палат);

3) закон должен выражать волю  и интересы народа;

4) обладает высшей юридической  силой, и все подзаконные акты  должны соответствовать ему и  ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые  общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке

В Российской Федерации законы принимаются представительными и законодательными органами, как самой Федерации и ее субъектов, так и непосредственно всенародным голосованием (референдумом). Это обусловливает верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые не могут противоречить закону. Принятие нового закона обычно влечет за собой необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по урегулированному новым законом вопросу. Сам же закон может быть отменен или изменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла.

Информация о работе Законы РФ,их виды и соотношение