Избирательное право и избирательная система зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 10:21, реферат

Краткое описание

Выборы занимают особое место в политической жизни государства. Их исход во многом предопределяет дальнейший вектор развития страны.
Для успешного решения столь ответственных задач существенное значение имеет качество избирательного законодательства, демократическая практика проведения выборов, в том числе их соответствия международным избирательным стандартам.

Содержание

Понятие принципов избирательного права в конституционном праве зарубежных стран
Избирательное право и избирательная система Великобритании
Избирательное право и избирательная система КНР
Избирательное право и избирательная система Испании
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательное право и избирательная система зарубежных стран.rtf

— 173.75 Кб (Скачать файл)

Принципами, на которых действует избирательная система КНР, являются:

1. Принцип всеобщности закреплен в статье 34 Конституции КНР - все граждане КНР, достигшие 18 лет, независимо от национальной, расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и оседлости имеют право избирать и быть избранными.

Однако законодательство КНР предусматривает серьезные изъятия из принципа всеобщности избирательного права, поскольку закрепляет возможность лишения избирательных права, как части политических прав в следующих случаях: 1) по приговору суда (ст. 50 УК КНР); 2) в качестве дополнительной меры наказания для контрреволюционных элементов - лиц, совершивших деяния с целью свержения диктатуры пролетариата, подрыва социальной системы или нанесения вреда Китайской Народной республике (ст. 52 УК КНР); 3) избирательных прав лишаются приговоренные к смертной казни, а также к пожизненному лишению свободы; 4) душевнобольные, которые не в состоянии осуществить избирательные права.

2. Принцип равного избирательного права - каждый избиратель имеет один голос.

Однако в КНР этот принцип тоже имеет свою специфику - устанавливается преимущество для национальных меньшинств и особое представительство Народно-освободительной армии Китая при формировании СНП всех уровней, имеет место неравное представительство городского и сельского населения.

Постоянный Комитет ВСНП распределяет нормы представительства в ВСНП в крупных административно-территориальных единицах с учетом численности национальных меньшинств, их расселения, уровня развития и других обстоятельств, устанавливая при этом льготы. Каждая малочисленная национальность должна быть представлена по крайней мере хотя бы одним представителем.

При формировании СНП автономных округов, уездов, автономных уездов нормы представительства от городского и сельского населения соотносятся как 1:4 в пользу городского населения. Нормы представительства в СНП провинций, автономных районов и городов центрального подчинения различаются соответственно в пять раз (1:5). При формировании ВСНП один депутат от сельской местности представляет в восемь раз больше избирателей, чем депутат от городского населения (1:8).

Вопросы представительства вооруженных сил в СНП регулируются отдельным специальным нормативным актом - Постановлением о порядке проведения выборов депутатов от Народно-освободительной армии Китая в ВСНП и местные СНП различных ступеней. Связано это особое представительство с большой ролью армии в политической истории Китая и современном механизме власти.

В соответствии с Постановлением, достигшие 18-летнего возврата военнослужащие, штатные и внештатные рабочие и служащие в армии, члены смей военнослужащих независимо от национальной, расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и времени проживания в данной местности имеют право избирать и быть избранными от армии. Исключение составляют лица, лишенные политических прав в соответствии с законом, и душевнобольные.

3. Принцип тайного голосования тоже не везде действует. Иногда встречаются проведения голосований путем поднятия руки в местностях, в которых уровень малограмотного населения очень высок.

4. Принцип личного голосования. Однако если избиратель неграмотен или по причине физического недостатка не может заполнить избирательный бюллетень сам, то он может уполномочить другое лицо заполнить бюллетень и проголосовать вместо него. В случае отсутствия избирателя в день выборов он может с согласия избирательной комиссии уполномочить в письменной форме другого избирателя проголосовать вместо него, однако одно лицо может иметь поручения не более чем от трех избирателей.

Порядок организации избирательного процесса регулируется Законом о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней и Постановлением о порядке проведения выборов депутатов от Народно-освободительной армии Китая в ВСНП и местные СНП различных ступеней. Стадии избирательного процесса на выборах от НОАК в ВСНП и местные СНП различных ступеней в основном совпадают, поэтому раскроем общее.

Проведением выборов во ВСНП руководит Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. Проведение выборов депутатов провинции, автономного района, города центрального подчинения, города с районным делением, автономного округа руководит Постоянный комитет собрания народных представителей соответствующей ступени. Для руководства проведением выборов депутатов в собрания народных представителей городов без районного деления, городских районов, уездов, автономных уездов, волостей, национальных волостей и поселков образуются избирательные комиссии (ст.7 закона).

Выборы проводятся по многомандатным избирательным округам, которые могут быть образованы как по месту жительства, так и по производственному принципу (ст. 22 закона).

Дата проведения выборов устанавливается избирательными комиссиями различных ступеней в соответствии с конкретными требованиями Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, а также местных избирательных комиссий или постоянных комитетов местных собраний народных представителей различных ступеней (ст. 6 постановления).

Право выдвижения кандидатов имеют политические партии (как раздельно, так и совместно), а также группы избирателей (более 10 человек) (ст. 26 закона). При выдвижении кандидата необходимо предоставлять сведения о нем в избирательную комиссию либо в президиум собрания. При этом число кандидатов в депутаты должно превышать число подлежащих избранию при прямых выборах - от 1/3 до ½, а при многостепенных выборах - от 1/5 до ½ (ст.27 закона).

При избрании путем прямого голосования избирательные комиссии после составления общих списков всех выдвинутых кандидатов в депутаты опубликовывают их за 20 дней до выборов. После повторного обсуждения и согласования с учетом мнения относительного большинства избирателей составляются окончательные списки кандидатов в депутаты, которые опубликовываются за 5 дней до выборов.

При избрании уездными и вышестоящими местными собраниями народных представителей различных ступеней депутатов в собрания народных представителей вышестоящих ступеней президиум собрания народных представителей данной ступени передает список кандидатов в депутаты, выдвинутых различными политическим партиями, народными организациями и депутатами, на повторное обсуждение и согласование всеми депутатами, а затем с учетом мнения большинства депутатов составляется окончательный список кандидатов в депутаты (ст. 28 закона).

Согласно ст. 30 закона предвыборная агитация заключается в информировании избирателей или депутатов сведениями о кандидатах в депутаты избирательными комиссиями, президиумом собрания народных представителей. Выдвинувшие кандидатов в депутаты политические партии, народные организации, а также избиратели и депутаты в группах могут сообщать сведения о выдвинутых кандидатах в депутаты в группах избирателей или на собраниях групп депутатов. Ознакомление со сведениями о кандидатах в депутаты начинается с выдвижения кандидата в депутаты и прекращается за день до проведения выборов.

При проведении выборов путем прямого голосования в каждом избирательном округе под руководством избирательных комиссий образуются избирательные участки или проводятся выборные собрания.

При проведении выборов многостепенным путем руководство выборами осуществляется президиумом собрания народных представителей данной ступени (ст. 32, 33 закона).

По окончании голосования контролеры и счетчики, избранные избирателями либо депутатами, вместе с членами избирательной комиссии или членами президиума СНП сверяют число избирателей, участвовавших в голосовании, с числом подданных бюллетеней и составляют протокол, который подписывается контролерами.

Выборы считаются действительными, если число поданных бюллетеней не превышает общего числа участвовавших в голосовании. При этом, если в бюллетень внесено больше установленного числа подлежащих избранию депутатов, то он считается недействительным.

Кандидат считается победившим, если он набрал более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При избрании депутатов уездного и вышестоящих звеньев СНП избранным считается депутат, получивший более половины голосов общего числа всех депутатов соответствующих нижестоящих СНП. Избранный кандидат наделяется императивным мандатом, специальными полномочиями и ответственностью.

Избирательная комиссия или президиум собрания народных представителей определяет правильность выборов и оглашает их результаты.

Закон устанавливает административные взыскания и уголовное наказание за следующие незаконные действия:

препятствование проведению выборов либо свободному осуществлению избирателями и депутатами права избирать и быть избранными посредством насилия. Угроз, обмана, подкупа и других незаконных действий.

подделка избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов или другие незаконные действия

оказание давления или совершение актов мести по отношению к лицу, обратившемуся с жалобой на незаконные действия либо осуществляющему проверку проведения выборов или выдвигающему требование об отзыве депутата.

Таким образом, в КНР провозглашена власть народа, осуществляемая через представительные органы ВСНП и СНП различных уровней. Конституция устанавливает, что выборы в эти учреждения осуществляются демократическим путем. Однако в избирательной системе КНР существует много особенностей - многоступенчатый порядок проведения выборов, ограничение принципа всеобщности выборов, принципа тайного голосования. Причинами этого могут служить: 1) отсутствие демократический традиций в обществе; 2) низкий уровень политической культуры населения в целом; 3) неразвитость инфраструктуры, что приводит к сложностям в обеспечении связей и контактов между различными частями страны. А многостепенные выборы не всегда выражают волю народа. Необходимость усовершенствования избирательной системы очевидна. Примером осознания этого может служить проведение в июне 2003 г. семинара «Защита частного имущества и исправление Конституции», организованного известным китайский экономистом и политологом Цао Сыюнем, на котором было предложено внести в конституцию поправок - введения прямых выборов с превышением числа кандидатов над числом оспариваемых мест и всеобщность.

 

 

  1. Избирательное право и избирательная система Испании

избирательный право политический власть

Ныне действующая Конституция Испании (исп. Constitución española) была принята на референдуме, состоявшемся 6 декабря 1978 года. Конституция 1978 года была положительно принята большинством населения Испании и во многом аналогична конституциям других западных стран. Она провозглашает основные права человека, общественные свободы, принцип разделения властей, народного суверенитета и объявляет Испанию социальным, демократическим, правовым государством, с политическим строем в форме парламентской монархии. Конституция 1978 предоставила широкие права автономным областям.

Возраст пассивного избирательного права составляет 18 лет при отсутствии ценза оседлости. В связи с подписанием Испанией Маастрихских соглашений от 7 февраля 1992 г. в конституцию (п. 2 ст. 13) была внесена поправка о предоставлении на основе взаимности пассивного избирательного права иностранцам - гражданам государств-членов Европейского союза на выборах в муниципальные советы. Депутаты Генеральных кортесов должны отвечать некоторым условиям избираемости и совместимости должностей. Так, они не могут быть одновременно членами Конституционного суда, установленными законом высшими должностными лицами государства, за исключением членов правительства; они не могут быть Народным защитником, профессиональными военнослужащими, служащими полиции и корпуса безопасности, магистратами, судьями, прокурорами, членами избирательных комиссий. Член одной из палат не может обладать мандатом другой. В Испании отсутствует какая-либо процедура отзыва парламентариев; если они хотят уйти в отставку, то должны направить письменное заявление председателю своей палаты.

Активное избирательное право на выборах в представительные учреждения предоставляется обладающим политическими правами гражданам Испании с 18-летнего возраста.

Парламент - Генеральные кортесы - включает две палаты: Конгресс депутатов и Сенат, который является палатой территориального представительства.

Статья 68 Конституции Испании закрепляет всеобщее, равное, прямое и тайное голосование при избрании депутатов Конгресса. 

Испанские Кортесы по Конституции 1978 г. формируются всеобщими, прямыми и равными выборами при тайном голосовании, причем нижняя палата - Конгресс депутатов - избирается по пропорциональной системе, а Сенат - палата территориального представительства - по такой же системе, но верхняя палата является представителем не автономных сообществ, а провинций; каждая из них представлена четырьмя сенаторами, а некоторые острова имеют иное представительство.

Информация о работе Избирательное право и избирательная система зарубежных стран