Иностранные инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:45, доклад

Краткое описание

В научной литературе существует немало определений инвестиций. В научной литературе общепризнано следующее определение инвестиций – это вложения в любые экономические объекты и процессы: средства производства, запасы, резервы, информационные ресурсы, ценные бумаги, «человеческий капитал1. Юридическая квалификация данного термина в соответствии со статьей 1 Инвестиционного Кодекса РБ – это любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 61.52 Кб (Скачать файл)

В соглашения о налогообложении  включаются положения о том, в  каких случаях и какой вид  налога взымается с дохода, прибыли или сверхприбыли, дивидендов, а также положения о снижении или освобождении от налогов.

Главная цель двухсторонних договоров об инвестициях состоит в том, чтобы обеспечить в условиях социально-экономического и политического кризиса относительную стабильность воспроизводства и свободу движения капитала, обеспечить приток иностранного частного капитала в страну, предоставив ему гарантии от политических или некоммерческих рисков.

В понятие "гарантии от некоммерческих рисков" входит:

1) гарантии от  национализации и экспроприации  предприятий с иностранным капиталом;

2) от неконвертируемости  валют при переводе капиталов  и прибылей28;

3) от ущерба инвестициям  в случае войн, революций, других  социальных потрясений.

Договоры и соглашения об инвестициях в практике США, ФРГ, Японии и др. вытекают из государственной  системы страхования заграничных  частных инвестиций, существующей в  этих государствах. Эта система заключается  в том, что частные инвесторы  страхуют свои капиталы перед тем как вложить их в развивающиеся страны. Страхование возможно лишь при наличии договоров или соглашений с теми государствами, куда инвестор намерен поместить капитал.

Первоначально такая  система страхования возникла в  США в связи с планом Маршалла, в 1952 г. она была дополнена принятием  закона "О взаимной безопасности", а в 60-х - закона "О международном  развитии". В ФРГ государственная  система страхования заграничных  инвестиций была введена в 1959 г. на основе бюджетного закона. Широко используется практика заключения соглашений об инвестициях и в Японии. Но в отличие от практики США наличие такого соглашения не является обязательным условием в Японии и ФРГ для предоставления гарантий экспортеру капитала. В Японии и ФРГ действуют национальные законодательства о гарантиях инвесторам, они предусматривают в качестве условия возврата капитала совершение инвестором всех возможных действий, направленных на возмещение ущерба в рамках национальной системы права принимающего государства.

Что касается соглашений об инвестициях (их еще называют "соглашения о содействии осуществлению и  взаимной защите инвестиций"), то они  заключаются для развития экономического сотрудничества, создания благоприятных  условий для увеличения инвестирования на территориях договаривающихся государств.

Соглашения содержат определения таких понятий как "инвестиции", "инвестор", "территории" и др. Далее оговаривается, что  каждая сторона создает благоприятные  условия для инвестиций другой стороны, предоставляет им защиту и гарантии.

В отношении инвестиций и доходов устанавливается режим  не менее благоприятный, чем для  национальных инвестиций или инвестиций третьих сторон, т.е. режим наибольшего  благоприятствования и национальный режим. Но из режима наибольшего благоприятствования  могут предусматриваться исключения: он не обязательно распространяет на инвестиции другой стороны преимущества, вытекающие из любых международных  договоров и внутренних законов, таможенного союза и т.п. Далее  определяется общий порядок возмещения убытков иностранным инвесторам (в каких случаях и каким  образом). Иностранные инвестиции не подлежат национализации и экспроприации  иначе как в интересах государства, связанных с чрезвычайной потребностью и при обеспечении своевременной  и адекватной компенсации. Далее  соглашение определяет порядок репатриации  инвестиций и доходов.

При возникновении  споров между государством и физическими  или юридическими лицами другого  государства за их разрешением надлежит обращаться в Международный центр  по урегулированию международных споров или арбитраж. Споры же между государствами - сторонами соглашения должны разрешаться  по дипломатическим каналам, либо передаваться на рассмотрение двусторонней комиссии, либо в арбитраж.

Далее устанавливается  принцип суброгации: после возмещения государством экспортера капитала ущерба частному инвестору это государство  приобретает право требовать  сумму компенсации у государства  импортера капитала и у других должников инвестора, т.е. к государству  переходят права частного инвестора, полученные им в связи с инвестированием  капитала.

Кроме того, определяется, что если внутренне законодательство или дополнения к соглашению содержат более благоприятные условия  для инвестиций другой стороны, чем  предусмотрено в соглашении, то они  имеют преимущественную силу. Положения  соглашения применяются к правам и обязанностям сторон в отношении  инвестиций, осуществленных после вступления в силу соглашения. Иногда положения  соглашения распространяются и на инвестиции, осуществленные до его подписания (особенно часто это используется в договорах США с развивающимися странами). Соглашения действуют обычно в течение 10 лет и автоматически до уведомления одной из сторон за 12 месяцев о прекращении соглашения.

При прекращении, положения  соглашения действительны в течение 10 лет по отношению к инвестициям  сторон со дня прекращения.

Такие соглашения обычно вступают в силу после их подписания и не требуют ратификации высшими  законодательными органами. от имени государства документ часто подписывает посол. Соглашения об инвестициях сегодня весьма широко используются сторонами для поощрения своих инвесторов делать вложения в те или иные страны, а также для привлечения иностранного частного капитала в экономику сторон, нуждающихся в нем.

Многостороннее  регулирование отношений, связанных  иностранным частным инвестированием  получило свое начало в 20-х годах  нашего века. В 1929 г. в Париже по инициативе Лиги Наций была созвана конференция  с целью заключения многосторонней Международной Конвенции по обращению  с иностранцами и их собственностью. Однако участники конференции к  согласию не пришли.

В 1944 г. были созданы  МВФ и МБРР, который начал свои операции 25 июня 1946 г. как международный  инвестиционный институт предоставлением  целевых займов для реконструкции  производства и развития производственных объектов. Кроме того, МБРР играет ведущую  роль в разработке и внедрении  многосторонних международных конвенций  по регулированию иностранных инвестиций.

После второй Мировой  войны многие государства выступали  с предложениями о создании международной  организации по торговле и в 1946 г. были разработаны примерный Устав  международной торговой организации  и приложение к нему "Международное  инвестирование и экономическое  развитие". Но Устав не был ратифицирован  необходимым количеством государств.

Затем были предприняты  новые попытки создания многосторонней конвенции и системы защиты частного капитала за рубежом. Так, на экономической  конференции в Боготе было подписано  соглашение, содержащее положения по регулированию частных инвестиций, его ратифицировали 3 латиноамериканских государства.

А в 1957 г. состоялась экономическая конференция членов Организации американских государств в Буэнос Айресе.

С конца 50-х особую роль в вопросах иностранного инвестирования стала играть ООН. В ООН обсуждаются  все важные вопросы отношений  между государствами и особенно вопросы ускорения экономического развития стран Азии, Африки и Латинской  Америки. ООН сама непосредственно  влияет на экономическое развитие этих стран, предоставляя им экономическую  помощь, которой руководит аппарат  Программы развития ООН через  отдел технического сотрудничества ООН на регулирование иностранных инвестиций в развивающихся странах оказывают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и Социального Совета ООН, конференции ООН по торговле и развитию.

Одна из наиболее важных резолюций ООН "О постоянном суверенитете над национальными  природными богатствами" была принята  в 1962 г. Документ закрепил право на свободное  распоряжение своими ресурсами в  национальных интересах. Зафиксирован принцип отказа от политических условий  при предоставлении экономической  помощи. Национализация иностранной  собственности должна основываться лишь на соображениях общественной пользы, национальной безопасности и национальных интересах, стоящих выше интересов  частных иностранных граждан.

Деятельность предприятий  с иностранным капиталом должна осуществляться с разрешения принимающих  государств, а также на основе норм национального и международного права.

В рамках другой резолюции  было проведено исследование вопроса  о поощрении международного движения частного капитала. В результате был  выработан документ в виде свода  правовых норм, поощряющих инвестиции в развивающиеся страны обеспечить гарантии иностранному частному капиталу при помощи ООН.

В соответствии с  резолюцией "О финансировании экономического развития", посвященной инвестированию капитала в развивающиеся страны и принятию и совершенствованию  их инвестиционных законодательств, были выработаны документы "Иностранные  инвестиции в развивающихся странах", "Роль частного предпринимательства  в инвестировании и обеспечении  экспорта из развивающихся стран", "Договора о налогообложении между  развитыми и развивающимися странами".

Они рекомендовали  методы обеспечения в национальных законодательствах стран благоприятных  условий для иностранного капитала.

Немаловажен также  заключительный документ ЮНКТАД-1 A-IV-12. В первом разделе даются рекомендации правительствам развитых стран: они  не должны препятствовать и ограничивать приток частного капитала в развивающиеся  страны, а наоборот предпринимать  меры для поощрения инвестиций в  эти страны, т.е. предоставлять гарантии частным инвесторам, снижать или  освобождать их от налогообложения. Далее содержаться рекомендации развивающимся странам по принятию и совершенствованию национального  законодательства, регулирующего иностранные  инвестиции, созданию информационных и консультативных инвестиционных бюро, банков развития, укреплению финансово-кредитной  системы. Третий раздел содержит рекомендации по созданию информационных центров  на рынках капиталов развивающимися странами совместно с ООН. Следующий  раздел относится к иностранным  частным инвесторам. Им предписывается уважать суверенитет принимающих  стран, сотрудничать с местными властями, ориентированные на местные ресурсы, способствовать насыщению внутренних рынков, расширять экспорт, проводить  производственное обучение местных  граждан и передавать им управленческий опыт. В пятом разделе содержались  рекомендации международным организациям по ускорению решения вопроса о многостороннем международном регулировании иностранных частных инвестиций.

12 декабря 1974 г.  была принята Хартия экономических  прав и обязанностей государств. В соответствии с ней каждое  государство вправе свободно  распоряжаться своими ресурсами,  контролировать и регулировать  иностранные инвестиции в своих  интересах, национализировать или  реквизировать частную собственность  иностранцев, выплатив соответствующую  компенсацию и др. Никакая иностранная  компания или ТНК не вправе  вмешиваться во внутренние дела  государства. Документ также определяет  принципы разрешения споров о  национализации.


Информация о работе Иностранные инвестиции