Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:45, доклад
В научной литературе существует немало определений инвестиций. В научной литературе общепризнано следующее определение инвестиций – это вложения в любые экономические объекты и процессы: средства производства, запасы, резервы, информационные ресурсы, ценные бумаги, «человеческий капитал1. Юридическая квалификация данного термина в соответствии со статьей 1 Инвестиционного Кодекса РБ – это любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.
В соглашения о налогообложении включаются положения о том, в каких случаях и какой вид налога взымается с дохода, прибыли или сверхприбыли, дивидендов, а также положения о снижении или освобождении от налогов.
Главная цель двухсторонних договоров об инвестициях состоит в том, чтобы обеспечить в условиях социально-экономического и политического кризиса относительную стабильность воспроизводства и свободу движения капитала, обеспечить приток иностранного частного капитала в страну, предоставив ему гарантии от политических или некоммерческих рисков.
В понятие "гарантии от некоммерческих рисков" входит:
1) гарантии от
национализации и
2) от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибылей28;
3) от ущерба инвестициям в случае войн, революций, других социальных потрясений.
Договоры и соглашения
об инвестициях в практике США, ФРГ,
Японии и др. вытекают из государственной
системы страхования
Первоначально такая
система страхования возникла в
США в связи с планом Маршалла,
в 1952 г. она была дополнена принятием
закона "О взаимной безопасности",
а в 60-х - закона "О международном
развитии". В ФРГ государственная
система страхования
Что касается соглашений об инвестициях (их еще называют "соглашения о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций"), то они заключаются для развития экономического сотрудничества, создания благоприятных условий для увеличения инвестирования на территориях договаривающихся государств.
Соглашения содержат определения таких понятий как "инвестиции", "инвестор", "территории" и др. Далее оговаривается, что каждая сторона создает благоприятные условия для инвестиций другой стороны, предоставляет им защиту и гарантии.
В отношении инвестиций
и доходов устанавливается
При возникновении споров между государством и физическими или юридическими лицами другого государства за их разрешением надлежит обращаться в Международный центр по урегулированию международных споров или арбитраж. Споры же между государствами - сторонами соглашения должны разрешаться по дипломатическим каналам, либо передаваться на рассмотрение двусторонней комиссии, либо в арбитраж.
Далее устанавливается
принцип суброгации: после возмещения
государством экспортера капитала ущерба
частному инвестору это государство
приобретает право требовать
сумму компенсации у
Кроме того, определяется, что если внутренне законодательство или дополнения к соглашению содержат более благоприятные условия для инвестиций другой стороны, чем предусмотрено в соглашении, то они имеют преимущественную силу. Положения соглашения применяются к правам и обязанностям сторон в отношении инвестиций, осуществленных после вступления в силу соглашения. Иногда положения соглашения распространяются и на инвестиции, осуществленные до его подписания (особенно часто это используется в договорах США с развивающимися странами). Соглашения действуют обычно в течение 10 лет и автоматически до уведомления одной из сторон за 12 месяцев о прекращении соглашения.
При прекращении, положения соглашения действительны в течение 10 лет по отношению к инвестициям сторон со дня прекращения.
Такие соглашения обычно вступают в силу после их подписания и не требуют ратификации высшими законодательными органами. от имени государства документ часто подписывает посол. Соглашения об инвестициях сегодня весьма широко используются сторонами для поощрения своих инвесторов делать вложения в те или иные страны, а также для привлечения иностранного частного капитала в экономику сторон, нуждающихся в нем.
Многостороннее
регулирование отношений, связанных
иностранным частным
В 1944 г. были созданы
МВФ и МБРР, который начал свои
операции 25 июня 1946 г. как международный
инвестиционный институт предоставлением
целевых займов для реконструкции
производства и развития производственных
объектов. Кроме того, МБРР играет ведущую
роль в разработке и внедрении
многосторонних международных конвенций
по регулированию иностранных
После второй Мировой
войны многие государства выступали
с предложениями о создании международной
организации по торговле и в 1946 г.
были разработаны примерный Устав
международной торговой организации
и приложение к нему "Международное
инвестирование и экономическое
развитие". Но Устав не был ратифицирован
необходимым количеством
Затем были предприняты
новые попытки создания многосторонней
конвенции и системы защиты частного
капитала за рубежом. Так, на экономической
конференции в Боготе было подписано
соглашение, содержащее положения по
регулированию частных
А в 1957 г. состоялась
экономическая конференция
С конца 50-х особую
роль в вопросах иностранного инвестирования
стала играть ООН. В ООН обсуждаются
все важные вопросы отношений
между государствами и особенно
вопросы ускорения
Одна из наиболее важных резолюций ООН "О постоянном суверенитете над национальными природными богатствами" была принята в 1962 г. Документ закрепил право на свободное распоряжение своими ресурсами в национальных интересах. Зафиксирован принцип отказа от политических условий при предоставлении экономической помощи. Национализация иностранной собственности должна основываться лишь на соображениях общественной пользы, национальной безопасности и национальных интересах, стоящих выше интересов частных иностранных граждан.
Деятельность предприятий с иностранным капиталом должна осуществляться с разрешения принимающих государств, а также на основе норм национального и международного права.
В рамках другой резолюции было проведено исследование вопроса о поощрении международного движения частного капитала. В результате был выработан документ в виде свода правовых норм, поощряющих инвестиции в развивающиеся страны обеспечить гарантии иностранному частному капиталу при помощи ООН.
В соответствии с резолюцией "О финансировании экономического развития", посвященной инвестированию капитала в развивающиеся страны и принятию и совершенствованию их инвестиционных законодательств, были выработаны документы "Иностранные инвестиции в развивающихся странах", "Роль частного предпринимательства в инвестировании и обеспечении экспорта из развивающихся стран", "Договора о налогообложении между развитыми и развивающимися странами".
Они рекомендовали
методы обеспечения в национальных
законодательствах стран
Немаловажен также
заключительный документ ЮНКТАД-1 A-IV-12.
В первом разделе даются рекомендации
правительствам развитых стран: они
не должны препятствовать и ограничивать
приток частного капитала в развивающиеся
страны, а наоборот предпринимать
меры для поощрения инвестиций в
эти страны, т.е. предоставлять гарантии
частным инвесторам, снижать или
освобождать их от налогообложения.
Далее содержаться рекомендации
развивающимся странам по принятию
и совершенствованию
12 декабря 1974 г.
была принята Хартия