Коллизионные вопросы в области трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение трудовых коллизий в международном частном праве, трудовых отношений в международном частном праве, коллизионных норм трудового права в российском законодательстве.
Исходя из намеченной цели, задачами курсовой работы являются:
- коллизии как предмет регулирования в международном частном праве;
- коллизии трудовых отношений;
- трудовая миграция российских граждан за рубеж
- российская практика трудоустройства граждан России за рубежом;
- трудоустройство иностранных граждан в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТРУДОВЫЕ КОЛЛИЗИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ……………………………………………………………………………5
1.1.Коллизии как предмет регулирования в международном частном праве.5
1.2. Коллизии трудовых отношений…………………………………………….7
ГЛАВА 2. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ……………………………………………………………………………10
2.1. Трудовая миграция российских граждан за рубеж…………………….....10
2.2. Российская практика трудоустройства граждан России за рубежом…....13
2.3. Трудоустройство иностранных граждан в России………………………..15
ГЛАВА 3. КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ……………………………………..23
3.1. Перспективы развития трудового законодательства в РФ……………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВО МЧП.docx

— 106.71 Кб (Скачать файл)

В настоящее время на территории России действительны две формы  трудовых книжек: образца 1974 г. и 2004 г. Если гражданин Казахстана или Таджикистана предоставляет трудовую книжку образца 1974 г., заводить новую нет необходимости. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести  на работника новую трудовую книжку.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном   пенсионном   страховании  в  Российской Федерации»13 застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства. Следовательно, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования предъявляют только иностранцы, постоянно или временно проживающие на территории России. Если такой иностранец впервые заключает трудовой договор на территории России, то свидетельство ему оформляет работодатель (ст. 65 ТК РФ).

Если иностранец поступает  на работу, требующую специальных  знаний или специальной подготовки, и представляет документ об образовании, о квалификации или наличии специальных  знаний, выданный в иностранном государстве, необходимо учесть, что этот документ в установленном порядке должен быть признан на территории РФ. Соглашением  о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов  от 15.04.1994, сторонами которого являются, в том числе, Россия, Республика Таджикистан  и Республика Казахстан, установлено, что каждая из сторон признает (без  легализации) дипломы, свидетельства  об образовании, соответствующие документы  о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления  трудовой деятельности документы и  заверенный в установленном на территории стороны выезда порядке их перевод  на государственный язык стороны  трудоустройства или русский  язык.

Документы воинского учета  иностранными гражданами при приеме на работу не представляются, поскольку  по законодательству РФ они не являются военнообязанными лицами (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ).

В соответствии с пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ работодатель, заключивший  с иностранным работником новый  трудовой договор, обязан уведомить  налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании  иностранных работников в течение  десяти дней со дня заключения нового трудового договора. Рекомендованная форма такого уведомления приведена в письме ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676.14

Пример. Постановлением судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 19 декабря 2012 года ООО "Евролайн" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.15 ч. 3 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 700000 рублей.15

Вина юридического лица установлена  в том, что находясь в Санкт-Петербурге совершило в нарушение п. 9 ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, - отдел УФМС России по Санкт-Петербургу и ЛО в Колпинском районе (г. Колпино, ул. Павловская, д. 1) - по месту фактического нахождения ООО "Евролайн" и отдел по вопросам трудовой миграции УФМС России по Санкт-Петербургу и ЛО (Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10) о привлечении данным ООО к трудовой деятельности иностранного работника - гражданина Республики О Х.О. при отсутствии такого уведомления осуществлял трудовую деятельность в ООО "Евролайн" в качестве подсобного рабочего до 06.09.2012 г. до момента выявления его сотрудниками УФМС РФ по Санкт-Петербургу и ЛО в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении "Евролайн".

Согласно п. 2 Приложения N 6 к Приказу ФМС N 147 от 28.06.2010 г. "О  формах и порядке уведомления  Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации"16 работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Таким образом, время совершения правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, определяется временем истечения срока, в течение которого должно быть представлено соответствующее  уведомление, а данный срок - 3 рабочих  дня - исчисляется с даты заключения или расторжения договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ  ТРУДОВОГО ПРАВА В РОССИЙСКОМ  
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

Современной тенденцией развития международного частного права является усложнение классической структуры  коллизионных норм посредством дифференциации объемов, множественности привязок, появления новых видов гибких коллизионных норм. Причины данного  явления очевидны: нормы международного частного права не должны быть «слепыми», но содержать возможность учета  конкретных фактических обстоятельств. Поскольку основным назначением  коллизионных норм является выбор эффективного и справедливого решения, они  не могут быть незыблемыми. Коллизионное право не должно стоять на месте, оно  призвано чутко реагировать на изменения, происходящие в общественных отношениях, в коммерческом обороте, под воздействием влияния научно-технического прогресса. В этой связи выявление актуальных мировых тенденций развития типологии  коллизионных норм в целях усовершенствования отечественного международного частного права представляется весьма актуальной задачей17.

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В России не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.

В Трудовом кодексе РФ говорится  о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры РФ в  соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы  России.

Если международным договором  РФ установлены другие правила, чем  предусмотренные законами и иными  нормативными правовыми актами, содержащими  нормы трудового права, применяются  правила международного договора (ст. 10 Кодекса).

Российским законодательством  установлены ограничения для  иностранцев в отношении возможности  заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В  частности, иностранные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа  гражданского воздушного судна или  экспериментальной авиации, морских  судовых экипажей; заниматься промысловой  добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти  ограничения установлены Федеральным  законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации», КТМ РФ18, Воздушным кодексом РФ19.

В частности, Закон о правовом положении иностранных граждан  в РФ 2002 г. устанавливает, что иностранные  граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13).

Действие Закона о правовом положении иностранных граждан  в РФ распространяется как на иностранцев, осуществляющих свою трудовую деятельность в России на основании трудового  договора, так и на иностранцев, заключающих  гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). И в том  и в другом случае для осуществления  трудовой деятельности требуется получение  разрешения на работу. В п. 4 ст. 13 Закона установлено, что работодатель и  заказчик работ (услуг) имеют право  привлекать и использовать иностранных  работников только при наличии разрешения на привлечение и использование  иностранных работников.

Разрешения не требуется  для постоянно или временно проживающих  в России иностранных граждан, а  также для некоторых категорий  иностранцев, в частности журналистов, аккредитованных в нашей стране, преподавателей, приглашенных для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением преподавателей духовных образовательных учреждений; обучающихся  в России в общеобразовательных  учреждениях профессионального  образования иностранных студентов, работающих в период каникул.

Разрешения не требуется  и работникам иностранных юридических  лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное  обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования.

В отношении заключения трудового  договора с иностранцами и его  содержания, как уже отмечалось, применяются положения Трудового  кодекса РФ, а также правила, установленные  Законом о правовом положении  иностранных граждан 2002 г. и другими актами. Работодатель должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформить приглашение, которое является основанием для выдачи иностранцу визы либо для безвизового въезда (ст. 2, ч. 2 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин  не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное  проживание.

В то же время это ограничение  не распространяется на временно проживающих  в России иностранцев, для которых, как уже отмечалось, установлен разрешительный порядок поступления на работу.

Иностранцы, постоянно проживающие  в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в  порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением  из национального режима в отношении  таких иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными  профессиями могут заниматься или  определенные должности занимать только граждане России.

Иностранцы, которые временно пребывают на территории России с  целью осуществления трудовой деятельности и наем которых на работу производится в общем разрешительном порядке, находятся в ином положении. Общим  для всех временно пребывающих в  России иностранцев является то, что  они могут заниматься трудовой деятельностью  в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого  общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение соответствующего федерального органа исполнительной власти, ведающего  миграционной службой (ФМС МВД России), на привлечение иностранной рабочей  силы, а сам иностранец - подтверждение  на право работы в России.

Установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений не применяется к иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, получившим убежище на территории РФ, признанным беженцами и ожидающим предоставления статуса беженца, однако получившим разрешение на временное проживание.20

Не применяется этот порядок  также к иностранным гражданам, работающим в России в соответствии с межгосударственными соглашениями, к работникам дипломатических и  консульских учреждений, к религиозным  деятелям официальных религиозных  организаций и обществ, к членам экипажей российских морских и речных судов, к студентам-практикантам, приезжающим  в рамках программ российских учебных  заведений, к аккредитованным корреспондентам  и журналистам, к приглашенным лекторам и инструкторам для работы в академиях  и образовательных учреждениях  высшего профессионального образования, к лицам, для которых установлен иной порядок трудоустройства межгосударственными  и межправительственными соглашениями.

Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный характер. Договоры с иностранцами, на которых распространяется разрешительный порядок, заключаются на срок, не превышающий  срока действия упомянутого выше разрешения.

Трудовые права иностранцев, признанных в установленном порядке  беженцами, и иностранных лиц, которым  в России предоставлено политическое убежище, аналогичны правам постоянно  проживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданам РФ, если иное специально не предусмотрено законодательством  РФ (в частности, указанные выше ограничения  для иностранцев относительно определенных профессий и должностей). Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства.

Общий разрешительный порядок  и, следовательно, требование о соответствии условий трудового договора российскому  законодательству (включая оплату труда, социальное обеспечение и страхование  иностранных работников) распространяются также на договоры между работниками-иностранцами и иностранными фирмами, привлекающими  их для выполнения контрактов на территории России. Это означает, что хотя в  законодательстве РФ применительно  к трудовым отношениям не сформулирован  общий коллизионный принцип, оно  исходит из принципа применения права  страны места выполнения работы (lex loci laboris), даже если договор заключается  между иностранными субъектами за рубежом. Каких-либо исключений из этого принципа не делается.

Информация о работе Коллизионные вопросы в области трудовых отношений