Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:31, курсовая работа
Угроза разрушения целостности государства, которая возникла в России в период приобретения независимости республиками, входящими в состав Союза ССР, заставила задуматься о существовании Российского государства как целостного образования и самостоятельного субъекта на международной арене в условиях глобализующегося мира.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3-6
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7-13
Конституционные гарантии политической целостности России. . . . . . 7-10
1.2 Конституционные гарантии социально – экономической целостности России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10-13
ГЛАВА 2. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ . . . . . . . . . . . 14-23
2.1 Внутренние факторы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14-19
2.2 Внешние факторы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19-23
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. . . . . . . 24-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
НОУ ВПО «Институт управления»
Ярославский филиал
Контрольная (курсовая) работа (проект) |
(нужное подчеркнуть) |
По дисциплине: |
Международное право |
Тема: |
Конституционные гарантии целостности России |
Преподаватель: |
Ярославцев В. Ю. | |||||
(фамилия, инициалы) | ||||||
Выполнил студент: |
||||||
4 |
курса, |
44 ЮЗВГ |
группы |
Частова Е.В. | ||
(фамилия, инициалы) | ||||||
№ зачетной книжки |
|
Номер регистрации |
Ярославль
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3-6
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7-13
1.2 Конституционные гарантии социально – экономической целостности России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10-13
ГЛАВА 2. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ . . . . . . . . . . . 14-23
2.1 Внутренние факторы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14-19
2.2 Внешние факторы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19-23
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. . . . . . . 24-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30-32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33-36
ВВЕДЕНИЕ
Угроза разрушения целостности государства, которая возникла в России в период приобретения независимости республиками, входящими в состав Союза ССР, заставила задуматься о существовании Российского государства как целостного образования и самостоятельного субъекта на международной арене в условиях глобализующегося мира.
Несмотря на то, что народы и регионы, которые поколениями и даже веками жили вместе в составе одного государства, были интегрированы в единое экономическое, финансовое, социокультурное пространство, возникла огромная опасность распада России на самостоятельные государства-регионы.
При этом следует отметить, что за последнее время сделано немало в направлении восстановления единства страны, укрепления государственной власти и правового пространства Российской Федерации.
Однако проблематика государственной целостности до сих пор является одной из приоритетных задач, стоящих перед нынешним руководством страны, что обусловлено ее важностью для самого существования государства, его стабильности и процветания.
Конституция Российской Федерации 1993 года предусмотрела определенные гарантии и механизмы обеспечения целостности государства, заложила фундамент территориальной, политической, экономической, социальной и правовой целостности России.
Конституция РФ неоднократно упоминает термины "территория" (ч. 1, 2, 3 ст. 4, ч.1 ст. 68, п. "б" ст. 71), "целостность Российской Федерации" (ч. 5 ст. 13), "территория Российской Федерации" (ч.1 ст. 67, ч.1 ст. 74) и "территории ее субъектов" (ч.1 ст. 67), "целостность и неприкосновенность... территории" (ч. 3 ст. 4), "территориальные органы" (ч. 1 ст. 78), "государственная целостность" (ч. 2 ст. 80), "целостность государства" (ч. 1 ст. 82), "границы территорий" (ч. 2 ст. 131) 1и т. д.
Кроме того актуальность темы работы определяется еще и тем, что категория государственной целостности, как системная характеристика государственности и одновременно правовая категория, пользуется вниманием ученых сравнительно недавно. Разработка проблемы целостности государства во всем многообразии ее аспектов имеет важное теоретическое и практическое значение, обусловленное тем, что наукой конституционного права до настоящего времени окончательно не выработана теория государственной целостности России. Но эта проблема содержит в себе целый комплекс вопросов, на которые требуются основательные ответы.
Речь идет об обеспечении безопасности и территориальной целостности страны; соотношении суверенитета государства и его федералистских начал; соблюдении и обеспечении субъектами Федерации общефедерального стандарта прав человека и гражданина; принятии на федеральном уровне комплекса законодательных актов, формулирующих механизм целостности государства; роли институтов публичной власти в реализации интегративных свойств государства и общенационального единства; эффективности современных конституционных гарантий обеспечения государственной целостности; становлении, развитии и функционировании институтов гражданского общества в Российской Федерации как необходимом условии цивилизационного процесса; рационализации самой организации публичной власти и отношений между Федерацией и ее субъектами; взаимной конституционной ответственности центра и регионов; стабильности международно-правовых институтов и межгосударственных отношений России как субъекта международного права.2
Основой обеспечения целостности государства должно стать конституционное законодательство. В своем послании Федеральному Собранию РФ Медведев Д.А. подчеркивал, что «заявленные Конституцией цели, ценности и механизмы доказали свою состоятельность. Помогли нашему обществу преодолеть трудности и выйти на путь устойчивого развития. И мы будем дальше максимально использовать потенциал Основного закона»3
Государственная целостность - неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из Российской Федерации. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.4
Целью нашей работы является рассмотрение категории государственной целостности и того, каким образом эта целостность гарантируется Конституцией России.
Данную цель мы конкретизируем в следующих задачах:
- рассмотреть политическую и экономическую целостность РФ;
- определить
конституционные гарантии
- проанализировать
каким образом
Итак, объектом нашего изучения является конституционная целостность России.
Предметом нашего изучения является действующее законодательство, учебная литература, монографические издания, периодическая литература правового характера.
В разработке проблемы мы будем опираться на труды Баглая М.В., Эбзеева Б.С., Каткова Д.Б., Карчиго Е.В., Кутафина О.Е., Левакина И.В. и других экспертов юридической науки.
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
1.1
Конституционные гарантии
Целостность политической системы государственной власти выражается, прежде всего, в единстве системы органов государственной власти. Рассмотрим, каким образом политическая целостность гарантируется Конституцией РФ и Федеральными законами, к которым нас отправляют определенные статьи Конституции.
В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. 5 В рамках единой системы органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85 Конституции РФ)6.
В ч.4 ст.78 Конституции Российской Федерации определяется, что «Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации»7.
Президент Российской Федерации как глава государства, гарант Конституции, прав и свобод граждан в рамках своих конституционных полномочий обязан принимать все необходимые меры, связанные с обеспечением конституционного порядка, охраной суверенитета, осуществлением федеральными органами государственной власти своих полномочий на всей территории России, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.
К важнейшим основам конституционного строя относятся суверенитет РФ, ее независимость и государственная целостность. На главу государства возлагается принятие мер по охране этих основ жизнедеятельности государства. Признание этих свойств государства являются основополагающими для Президента в осуществлении его полномочий в сфере международных отношений, равно как и в аспектах внутренних ситуаций, могущих представлять угрозу для суверенитета и целостности государства. Президент, в частности, уполномочен вводить военное или чрезвычайное положение.8 Данные положения конкретизируются в ч.2 ст.80 (Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности) и ч.1 ст.82 Конституции РФ (Президент, при вступлении в должность, приносит присягу, где есть слова «Клянусь…защищать…целостность государства…»)9.
Система органов судебной власти в Российской Федерации в большей своей части является централизованной, что так же обеспечивает целостность одной из ветвей политической власти. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»10 к федеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 этого же закона «Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
-установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
-применения всеми судами Конституции Российской Федерации…;
-признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
-законодательного закрепления единства статуса судей;
-финансирования
федеральных судов и мировых
судей из федерального бюджета»
Согласно ст. 13 Конституции определено, что в Российской Федерации принимаются политическое многообразие и многопартийность. Также Конституцией определено, что никакая идеология не должна быть установлена в качестве государственной или обязательной. Запрещаются действия, которые связаны с созданием и деятельностью общественных объединений, если цели или действия их направлены на принудительное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрывом безопасности государства, созданием вооружённых формирований, разжиганием социальной, национальной, расовой и религиозной розни.
Свобода общественных объединений в цивилизованном обществе не абсолютна и имеет пределы. Конституция определяет основания, по которым запрещается создание и деятельность общественных объединений.
Деятельность общественного объединения может быть прекращена согласно Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. Экстремистской признается деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности России; захват и присвоение властных полномочий 12и т.д.
1.2. Конституционные гарантии социально – экономической целостности России
Конституции всех без исключения государств в той или иной степени обращаются к вопросам экономики. Экономическая целостность России так же гарантируется Конституцией РФ.
В Конституции РФ уделяется внимание вопросам обеспечения единого социально-экономического пространства. Конституционные нормы обеспечивают свободу передвижения товаров, равенство прав и свобод человека и гражданина, неприкосновенность собственности граждан.
Российская Конституция включает весь комплекс идей и принципов, которые были развиты демократической традицией последних двух столетий. По сути, в ней предпринята попытка обеспечить единство принципов «естественного права» (либеральный принцип) и социальной традиции новейшего времени. Это находит отражение в весьма сжатом изложении экономических проблем в гл. 1 и 2 Конституции — т.е. в тех главах, которые содержат фундаментальные принципы общественного и государственного строя и не могут быть изменены иначе как с изменением всей Конституции. Именно здесь речь идет о приоритете прав личности перед государством, что проявляется в таких положениях, как свобода предпринимательства, неприкосновенность частной собственности, поддержка конкуренции, единство экономического пространства. Вместе с тем, провозгласив Россию социальным государством, Конституция гарантирует социальную защиту всего населения. Данные принципы конкретизируются в правах и свободах личности, которые закреплены в гл. 2 Конституции.
Информация о работе Конституционные гарантии целостности России