Конституция Королевства
Норвегия от 17 мая 1814 г.
Вводная статья
Норвегия расположена
на западе и севере Скандинавского
полуострова Европы. Ее территория
вместе с архипелагом Шпицберген
и островом Ян-Майен равна 386,3 тыс.
кв.км. Население составляет 4,3 млн. человек
(по данным 1996 г.). Из них норвежцы - примерно
96%, а на севере страны в основном проживают
саами (лапландцы).
Население Норвегии
расположено неравномерно: оно сосредоточено
в основном в южной части
страны, причем более 45% его составляют
городские жители, причем в последние
годы отмечен рост численности
работающих в Норвегии иммигрантов.
Официальным языком является
норвежский, но государство поощряет изучение
в школах, где обучаются иммигранты, их
языка, культуры и традиций.
Хотя в Норвегии
провозглашена свобода совести,
официальной религией страны
признается евангелическо-лютеранская.
Ее исповедует основная часть
населения и в ней обязаны
исповедоваться Король и члены
королевской семьи, а также
члены Правительства, отвечающие
за вопросы церкви.
В административно-территориальном
отношении Норвегия разделена на 18 фюльке,
которые, в свою очередь, разделены на
городские и сельские коммуны.
История Норвегии
тесным образом переплетена с
историей других Скандинавских
стран. Так, в XIII в. в подчинении
Норвегии находились Исландия и Гренландия.
Но возникшие впоследствии экономические
и иные трудности привели к тому, что к
концу XIV в. страна потеряла свою независимость.
В 1397 г. на основе Кальмарской унии, заключенной
между Данией, Норвегией и Швецией, последние
две попали под власть Дании. А через полтора
столетия Норвегия лишилась последней
доли самостоятельности, превратившись
в датскую провинцию во главе с датским
наместником.
Но в конце
XVIII - начале XIX в. в стране стали усиливать
свои позиции местная промышленная и торговая
буржуазия, чиновничество, укрепился свой
торговый флот. Это привело к росту национального
самосознания и стремления к независимости.
Однако на
положение Норвегии решающее
влияние оказала международная
обстановка. В начале XIX в. в борьбе Франции
со странами антинаполеоновской коалиции
Дания, в отличие от Швеции, поддерживала
наполеоновскую Францию, поражение которой
отразилось и на ее союзнице - Дании. Державы-победительницы
щедро расплатились со Швецией. По Кольскому
мирному договору от 14 января 1814 г. Дания
отказалась от своих прав на Норвегию,
согласившись передать ее Швеции. При
этом норвежские владения - Исландия, Гренландия
и Фарерские острова остались за Данией.
Но договор,
заключенный без ведома норвежского
народа, норвежцы признать не захотели.
По требованию буржуазии, дворянства и
местного чиновничества датский наместник
Кристиан-Фредерик созвал Учредительное
собрание в г. Эйдсволле, которое 17 мая
1814 г. приняло Конституцию Норвегии, действующую
до сих пор. По месту ее принятия ее часто
называют Эйдсвольской. Оно же избрало
норвежским королем датского принца Кристиана-Фредерика.
Швеция не
признала независимость Норвегии.
Опираясь на поддержку держав-победительниц,
она развязала войну с Норвегией,
завершившуюся подписанием 14 августа
1814 г. Мосской конвенции, на основе которой
Норвегия должна была находиться в унии
со Швецией во главе со шведским королем.
Уния просуществовала до 1905 г., в связи
с чем в Конституцию были внесены соответствующие
изменения.
Эта Конституция
является старейшей в Европе.
Однако она не осталась неизменной
со времени ее принятия. В ходе
исторического развития в нее
были внесены многочисленные
изменения и дополнения. Кроме
того, государственный строй страны
подвергался существенным изменениям
и в процессе приспособления
конституционной практики к новым
потребностям общественного развития
без включения соответствующих
поправок в текст Основного
закона страны. В результате этого
действующая Конституция значительно
отличается от ее первоначального
текста.
Условно конституционную
историю Норвегии можно разделить
на три крупных периода. В
первом периоде (1814-1905 гг.) после
того, как Норвегия в результате
Мосской конвенции попала в зависимость
от Швеции, конституционные поправки отразили
передачу исполнительной власти в руки
шведского короля, который для руководства
Норвегией назначал в нее своего наместника.
По форме правления Норвегия определялась
как дуалистическая монархия со слабо
развитыми демократическими институтами.
Второй период
берет свое начало от провозглашения
независимости Норвегии в 1905 г.
Изменения Конституции закрепили
разрыв унии со Швецией, преобразование
Норвегии в самостоятельное государство.
С этого времени и до конца
Второй мировой войны последующие изменения
Конституции и конституционная практика
направлены были на переход от дуалистической
монархии к парламентарной монархии, поэтапное
введение принципов парламентаризма,
постепенное признание различных демократических
институтов.
Третий, современный
период конституционного развития в результате
проведенных изменений Конституции и
действующей конституционной практики
дает основание определить Норвегию как
парламентарную монархию, как государство
с развитыми демократическими институтами,
государство, признающее себя частью мировой
экономической и политической системы,
допускающее в целях международного мира
и сотрудничества передачу части прав
норвежских государственных органов различным
международным объединениям.
Эйдсвольская
Конституция, определив Норвегию как дуалистическую
монархию, имела целью обеспечить преобладание
парламента над королевской властью. В
ней явно прослеживались более сильные
позиции парламента - Стортинга по сравнению
со шведским Риксдагом по Конституции
1809 г. Норвежская буржуазия, дворянство
и чиновничество видели в Стортинге орган,
представляющий их интересы, опасаясь
усиления влияния шведских правящих кругов
через шведского короля.
Норвежская
Конституция, в отличие от шведской,
не ограничивала законодательные права
Стортинга. Он с самого начала признавался
единственным законодательным органом
страны. В Основном законе нет положений
о принадлежности законодательной власти
парламенту и главе государства совместно.
Монарх рассматривался лишь как глава
исполнительной власти. Принимаемые королем
в соответствии с 17 Конституции постановления
по вопросам торговли, таможни, ремесел,
промышленности и полиции не должны были
противоречить Конституции и законам,
носили временный характер и нуждались
в последующем утверждении Стортинга.
Стортинг был
наделен также и значительными
финансовыми правами: вводить
налоги, другие повинности, определять
кредиты на государственные нужды,
цивильный лист короля и членов
королевской семьи, устанавливать
оклады государственных служащих,
заключать займы, контролировать
расходы государственных средств.
Стортинг мог
привлекать к юридической ответственности
министров, государственных служащих,
судей Верховного суда и принимать
участие в их осуждении, поскольку
Государственный суд, который
был уполномочен их судить, включал
как членов Верховного суда, так и Лагтинга
- верхней части Стортинга.
В целях определенной
независимости парламента в Конституцию
был включен 85, который гласил: "Тот,
кто повинуется приказу, ведущему к нарушению
свободы и безопасности Стортинга, признается
виновным в государственной измене".
В Конституции закреплялся и депутатский
иммунитет.
Стортинг, в
отличие от существовавших в
то время двухпалатных парламентов,
имел своеобразную структуру.
Он избирался гражданами целиком,
а затем 1/4 часть депутатов
избиралась в его верхнюю часть
Лагтинг. Остальные депутаты составляли
нижнюю часть - Одельстинг. Отдельно
в каждой части рассматривались
только законопроекты, все остальные
вопросы решались на объединенном
Стортинге. Однако такая структура
имела некоторое сходство с двухпалатной,
т.к. члены Лагтинга должны были отвечать
более высоким возвратным и имущественным
требованиям по сравнению с Одельстингом.
В силу этого Лагтинг выступал как более
консервативная часть парламента по сравнению
с Одельстингом. Но и весь Стортинг избирался
на основе недемократического избирательного
права. Оно не было ни всеобщим, ни равным.
Депутаты должны были отвечать определенным
имущественным цензам, цензу оседлости,
высок был избирательный возрастной ценз.
Не соблюдался принцип равной численности
избирателей для выборов одного депутата.
Не имели избирательных прав женщины.
Дуалистическая
монархия как форма правления
нашла свое выражение в независимости
исполнительной власти во главе
со шведским королем перед
Стортингом. Правительство формировалось
королем независимо от соотношения
сил в парламенте, было неответственно
перед ним, свободно от парламентского
контроля за его деятельностью, если не
считать финансовый контроль. Король довольно
активно использовал право вето на принятые
Стортингом законы. Наиболее важные вопросы,
касающиеся исполнительной власти, решались
Государственным советом, который состоял
из наместника короля и членов правительства.
Стортинг был
полностью отстранен от решения
внешнеполитических и внешнеэкономических
вопросов, решения вопросов войны
и мира. Но в то же время Король не
мог досрочно распустить Стортинг.
Конституция
включает главу, касающуюся судебной
власти. Однако в ней имеются
лишь нормы, посвященные порядку
образования и компетенции Государственного
и Верховного судов.
Специальной
главы, закрепляющей демократические
права и свободы, Основной закон
не содержит. Только в главе
"Общие постановления" содержались
нормы о том, в каких случаях
допускаются ограничения неприкосновенности
личности и жилища, свободы собраний
и печати ( 104 закреплял неприкосновенность
частной собственности, а 105 допускал
возможность ее национализации для общественной
надобности за полное возмещение).
Поскольку Конституция
принималась в начале XIX в., то в ней
имелись и до сих пор сохранились некоторые
архаичные формулировки. Так, провозглашая
свободу собраний, 99 устанавливает, что
против нее может быть применена военная
сила, если "собрание угрожает общественному
спокойствию и не расходится немедленно
после того, как гражданской властью будут
трижды громко прочитаны статьи закона
о мятеже".
Следует отметить,
что навязанная стране уния
понималась в Швеции и Норвегии
по-разному. Шведская королевская
власть считала Норвегию своей
собственностью, а норвежцы заявляли,
что "независимая Норвегия
свободно соединилась со Швецией,
следовательно, имела право решать
сама и так, как ей заблагорассудится,
свои внутренние дела и должна
занимать в унии, безусловно, равное
со Швецией место".
В течение
целого столетия борьба за
предоставление независимости Норвегии
шла главным образом под флагом
усиления прав Стортинга, поскольку
именно его норвежцы рассматривали
как основного представителя
своих национальных интересов.
Эта борьба чаще всего приводила
к уступкам со стороны королевской
власти.
Хотя законодательная
власть по Конституции принадлежала
Стортингу, он не мог ее активно
использовать из-за трех причин.
Во-первых, его сессии проходили
раз в три года, в то время
как развитие страны требовало
широких преобразований прежде всего
в экономической сфере. Во-вторых, законодательная
деятельность затруднялась вследствие
сложного порядка принятия законопроектов
в обеих частях Стортинга. Поскольку Лагтинг
представлял в то время консервативную
часть парламента в силу более высоких
цензов, установленных для его депутатов,
разногласия между частями Стортинга
возникали довольно часто, что нередко
приводило к отложению законопроектов
на целых три года - до следующей сессии
парламента. В-третьих, шведский король,
как уже отмечалось, довольно активно
пользовался правом вето, которое в то
время было абсолютным. Это давало возможность
шведским правящим кругам затягивать
решение неугодных им вопросов на десятки
лет.
Первая трудность
была преодолена принятием Закона
1869 г., который ввел проведение
ежегодных сессий Стортинга. Второе
затруднение было устранено путем
изменения порядка формирования
Лагтинга. В соответствии с Законом
1869 г. он стал избираться на
пропорциональной основе - с учетом
соотношения сил в Стортинге,
упразднены были специальные
цензы для депутатов Лагтинга
по сравнению с депутатами
Одельстинга. Это свело к минимуму
частые разногласия между ними,
имевшие место ранее.
Стортинг добивался
предоставления ему права контроля
за деятельностью королевского правительства
и его администрации. Так, с 1880 г. в парламенте
появились посты финансовых ревизоров,
осуществляющих проверку государственных
расходов и отчетов Правительства об исполнении
государственного бюджета. В результате
длившегося 12 лет конфликта между законодательной
и исполнительной властью (1872-1884 гг.), получившего
название "вето-разногласия", король
вынужден был согласиться на введение
в парламентскую практику принципа ответственности
правительства перед Стортингом, хотя
в Конституции этот принцип до сих пор
не закреплен.
В силу унии
со Швецией Стортинг был лишен
каких-либо прав в области внешней
политики и обороны. Любые попытки
устранения этих недостатков,
например, введения поста министра
обороны, создания собственных,
отдельных от Швеции, посольств
и консульств, наталкивались на
королевское вето*(1). Предоставление
Норвегии прав в указанных
областях произошло уже после
разрыва унии и получения Норвегией
в 1905 г. полной независимости.
Борьба за
независимость Норвегии активизировалась
в конце XIX столетия после формирования
трех крупных политических партий*(2),
которые в то время выступали
единым фронтом. В начале XX столетия
для Норвегии сложилась благоприятная
международная обстановка. Воспользовавшись
усилением революционного движения
в Европе, а также революцией
в России, Стортинг 7 июня 1905 г. объявил
о разрыве унии со Швецией.
На этот раз ни Англия, ни
Россия не поддержали Швецию,
да и рабочий класс в Швеции выступил
против насильственных действий в отношении
Норвегии. Проведенный затем в Норвегии
референдум дал подавляющее число голосов
в поддержку соответствующего решения
Стортинга.