Второй период
конституционного развития Норвегии
начался с принятия нескольких
резолюций Стортинга, закрепивших
в Конституции новый статус
государства. В соответствии с
новой редакцией ее 1 Норвегия
провозглашалась "свободным, независимым,
неделимым и неотчуждаемым государством".
Отменен был 14, определяющий в качестве
наместника шведского короля в Норвегии
кронпринца Швеции, а также 15, в котором
признавалась уния со Швецией.
Хотя в Норвегии
не было своей правящей династии, дворянско-буржуазные
круги страны пошли на сохранение монархии.
18 ноября 1905 г. парламент избрал датского
принца Карла норвежским королем (Хокон
VII). 6 закрепил агностический порядок
наследования престола - по прямой мужской
линии, при этом ближайшей линии отдавалось
предпочтение перед отдаленной и старшей
- перед младшей. При отсутствии наследника
престола вопрос окончательно решался
Стортингом.
Перед тем
как приступить к исполнению
своих функций, король должен
был принести присягу, в которой
обязывался "править Норвежским
Королевством в соответствии
с Конституцией страны и ее
законами".
Формально изменения
Конституции не изменили формы
правления и не затронули привилегий
королевской власти. В соответствии
с ее буквальным текстом в
государстве сохранился дуализм
власти. Король самостоятельно формировал
правительство, которое было ответственно
перед ним. Он мог уволить
в отставку как отдельных министров,
так и все правительство в целом. Однако
Конституция устанавливала определенные
требования, предъявляемые к министрам:
их минимальный возраст составлял 30 лет,
не менее половины членов правительства
должны были исповедовать официальную
евангелическо-лютеранскую религию, указывалось
также минимальное число его членов.
Король самостоятельно
назначал высших должностных
лиц государства, основная часть
которых становилась несменяемыми,
назначал судей, губернаторов
на местах. Король являлся главнокомандующим
страны, имел право объявлять
войну и заключать мир, направлять
внешнюю политику страны, заключать
международные договоры, назначать
дипломатических и консульских
представителей Норвегии за границей.
Но шаг за
шагом все больше набирали
силу конституционные изменения
и конституционная практика, направленные
на ограничение королевских прав,
на передачу их частью Стортингу,
а частью правительству, на
усиление парламентского контроля
за исполнительной властью.
Согласно 79
в ред. Закона 1913 г. король вместо права
абсолютного вето в отношении принятых
Стортингом законов получил лишь право
относительного вето. Однако чтобы его
сломить, требовалась сложная процедура:
соответствующий закон в одной и той же
редакции должен был быть принят в трех
следующих друг за другом стортингах на
трех очередных сессиях. Что же касалось
конституционных изменений, то при сохранении
сложной процедуры их принятия Стортингом
король по отношению к таким законам право
вето потерял. Они подписывались председателем
и секретарем Стортинга и должны были
опубликовываться королем.
Во втором
периоде конституционного развития
стали вводиться определенные
формы парламентского контроля за
правительством. Так, для осуществления
текущего контроля за внешней политикой
короля и правительства в Стортинге был
создан конституционный и внешнеполитический
комитет. В 1905 г. был образован протокольный
комитет Одельстинга, получивший право
требовать от правительства все документы,
характеризующие его деятельность. Начала
складываться практика, в соответствии
с которой король стал формировать правительство
с учетом соотношения партийных сил в
парламенте, что является одним из важнейших
принципов парламентаризма.
Постепенно
большинство прав короля в
сфере исполнительной власти
перешло к правительству. Так,
решения монарха в Государственном
совете в соответствии с конституционными
изменениями 1911 г. требовали контрасигнования
премьер-министра и соответствующего
министра. Министры, не согласные с решением
короля, должны были высказать свои соображения
и занести свои возражения в протокол.
Ответственность за принятые решения
несли те министры, которые не высказали
своих возражений. Если все правительство
было не согласно с королевским решением,
то король либо сам от него отказывался,
либо правительство уходило в отставку.
Король стал назначать на государственные
посты по рекомендации правительства.
Однако вплоть
до окончания Второй мировой войны
монарх сохранял еще реальные права в
сфере внешней политики и обороны. Так,
в годы Второй мировой войны сын короля
Хокона VII кронпринц Улоф принимал активное
участие в ведении переговоров со странами
антигитлеровской коалиции.
Постепенно
Стортинг стал принимать к
своему рассмотрению все большее
число вопросов, которые он считал
важными. Он стал избираться
раз в четыре года, а не в
три, как это было раньше, и
по-прежнему не мог распускаться
досрочно. Число его членов было
увеличено до 150. По Закону 1907 г.
парламент собирался на свои
очередные сессии в строго
установленный Конституцией срок,
а его сессии длились столько,
сколько он находил нужным, таким
образом, в этом отношении он
был независим от исполнительной
власти. Но по рекомендации правительства
король мог созвать Стортинг
на внеочередные сессии. Конституция
установила несовместимость депутатского
мандата с членством в Государственном
совете.
В этот период
конституционного развития в
Норвегии укрепляется многопартийная
система, усиливают свои позиции
различные политические партии,
представляющие интересы всех
социальных слоев общества. Большое
влияние на политическую жизнь приобретает
партия социал-демократической направленности
- Норвежская рабочая партия, которая вместе
с Либеральной и центристской Крестьянской
партиями ведет борьбу за демократизацию
политической жизни страны.
Эта борьба
давала свои плоды. Прежде всего демократизировались
избирательное право и избирательная
система, что не могло не сказаться на
составе Стортинга и характере принимаемых
им законов. Прежде всего отменялись различные
ограничения избирательного права. Был
ликвидирован имущественный ценз. По конституционным
законам 1913 и 1920 г. право голоса получили
граждане - мужчины и женщины, которым
исполнилось 23 года. Но в то же время сохранился
пятилетний ценз оседлости. От участия
в выборах отстранялись лица, привлеченные
к уголовной ответственности, осужденные
по суду, лица, уличенные в грубом нарушении
избирательного законодательства (покупка
и продажа голосов, голосование более
чем в одном участке), а также недееспособные.
Избирательное право по-прежнему оставалось
неравным, т.к. 57 Конституции установил,
что соотношение от сельских и городских
избирательных округов должно составлять
2:1. Для обеспечения всеобщности избирательного
права поправка к Конституции 1929 г. давала
возможность избирателю, который не мог
явиться на выборы по уважительной причине,
передавать свой бюллетень по доверенности.
На основании
новой редакции 59 Конституции, принятой
в 1919 г., в Норвегии вместо мажоритарной
избирательной системы введена пропорциональная
система.
Но сохранились
и негативные черты в избирательном
праве. Так, для получения пассивного
избирательного права устанавливался
возрастной ценз в 30 лет, требовался
10-летний срок проживания не
только в стране, но и в том
избирательном округе, от которого
баллотируется кандидат в депутаты.
Кроме того, принятая в то время
пропорциональная избирательная
система содержала в себе такие
методы определения числа мест,
получаемых той или иной партией,
которые не обеспечивали подлинной
пропорциональности между числом
поданных за партию голосов
и числом полученных ею мандатов.
В результате такой системы
наибольшие преимущества приобретали
самые крупные политические партии.
В рассматриваемый
период конституционного развития
под давлением демократических
сил Стортинг принял целый
ряд законов, регулирующих некоторые
вопросы в области трудового
законодательства, социального страхования,
направленных на отмену некоторых
форм дискриминации женщин в
различных сферах жизни и др.
Однако ни одного права из
социально-экономической области
не нашло отражения в Конституции.
Указанные процессы проходили
параллельно Основному закону
страны. Что же касается политических
и личных прав и свобод, то
в Конституции сохранились прежние
формулировки, характерные для времени
ее принятия.
Третий период
конституционного развития берет
свое начало со времени окончания
Второй мировой войны, когда в Норвегии
полностью восторжествовали все принципы
парламентаризма, когда по форме правления
Норвегия стала парламентарной монархией,
когда ее можно причислить к государствам
с широко развитыми демократическими
правами и свободами граждан, с созданной
системой гарантий этих прав и свобод.
Хотя в этот
период в Конституцию не вносились
какие-либо изменения, направленные
на ограничение королевских привилегий,
на практике почти все полномочия
в сфере исполнительной власти
перешли к Правительству. Те
же, которые остались за ним,
монарх осуществляет по рекомендации
Правительства или премьер-министра.
Король уже давно не использует
право вето в отношении принятых
Стортингом законов, он только
формально их подписывает. Он
не прибегает к изданию временных
постановлений в экономической
области в период между сессиями
парламента. В случае необходимости Правительство
предпочитает созыв внеочередной сессии
парламента. Король выступает с тронной
речью на открытии сессии Стортинга, однако
излагает он в ней, по существу, программу
правительственной деятельности на соответствующий
период. У Короля реально сохранились
главным образом представительские функции.
Тем не менее,
за ним осталась важная сфера
деятельности, связанная с формированием
Правительства. Хотя оно образуется
с учетом соотношения партийных
сил в Стортинге, но на практике
ни одна из политических партий
не получает большинства мест
в парламенте, Король принимает
активное участие в переговорах,
проводимых лидерами партийных
фракций, по вопросу о том,
кому из них он должен поручить
формирование Правительства. Все
же следует учитывать, что закрепленные
за монархом полномочия на
основе Конституции могут рассматриваться
как резервное оружие, которое
он в состоянии использовать
в критических ситуациях.
К числу конституционных
изменений, касающихся королевской
власти, относится реформа порядка
престолонаследия. В 1990 г. в Норвегии
(по примеру Швеции) установлено
наследование престола и по
женской, и по мужской линии
в порядке первородства. Но пока
вместо умершего в 1991 г. Улофа
V престол унаследовал его сын
Харальд V.
На современном
этапе первое место в системе
государственных органов Норвегии
занимает Стортинг, который рассматривает
все важные вопросы в жизни
страны. Он принимает законы по самым
различным вопросам и вследствие этого
может быть отнесен к парламентам с абсолютно
неограниченными законодательными полномочиями.
Конституция не предусматривает возможности
делегирования законодательных прав парламента
исполнительной власти.
Конституция
довольно детально регулирует
круг финансовых полномочий Стортинга,
которые включают введение государственных
повинностей (налогов, пошлин, сборов,
акцизов и др.), предоставление
займов из государственной казны,
определение цивильного листа
Короля и членов королевской
семьи, ставок пенсий и должностных
окладов, принятие государственного
бюджета. Стортинг на практике
эффективно контролирует финансовую
деятельность Правительства. Так,
специальные ревизоры Стортинга
проверяют отчеты Правительства
о выполнении государственного
бюджета, могут знакомиться с
его текущей финансовой деятельностью.
Специальный комитет Одельстинга
при проверке различных сторон
правительственной деятельности
контролирует и расходование
государственных средств. Стортинг
определяет и целесообразность
дополнительных ассигнований, если
об этом просит Правительство.
Поскольку в
Норвегии не признается приоритет
норм международных договоров
перед национальным правом, то
все международные договоры, требующие
законодательного регулирования
или расходования государственных
средств, направляются Королем
на ратификацию парламента. В
1962 г. был заново сформулирован
93 Конституции. На его основании решением
Стортинга, за которое проголосовало не
менее 2/3 депутатов, некоторые права государственных
органов в ограниченной области могут
быть переданы международному объединению
"в целях обеспечения международного
мира и безопасности или содействия международному
правопорядку и сотрудничеству"*(3).
В отличие от других стран Стортинг решает
вопросы приема в норвежское гражданство.
Значительные
права имеет Стортинг в сфере
обороны. Он определяет численность
сухопутных и морских вооруженных
сил, устанавливает расходы на
оборону. Без его санкции страна
не может вступать в военные
союзы, не могут вводиться в
страну иностранные вооруженные
силы и использоваться национальные
вооруженные силы за ее пределами.
В целом Стортинг
формируется на основе демократических
принципов избирательного права:
всеобщего и прямого при тайном
голосовании. Активное и пассивное
избирательное право имеют граждане,
достигшие 18 лет. Однако выборы,
в отличие от других Скандинавских
государств, не являются вполне
равными. В самой Конституции
определяется число мест в
парламенте, предоставляемое каждому
избирательному округу. Но изменения,
вносимые в Конституцию, не
успевают за миграцией населения.
Сохранились как ценз оседлости
для пассивного избирательного
права, так и определенный круг
лиц, которые не могут участвовать
в выборах.