Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:51, контрольная работа
Президент РФ в соответствии с Конституцией России и федеральным законодательством определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ, как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ, в частности: осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей в другие государства и международные организации; присваивает высшие дипломатические ранги.
Задание 1. Дать общую характеристику внутригосударственных органов внешних сношений РФ.
Задание 2. В чем отличие преступлений международного характера от международных преступлений?
Задание 3.Дать определение терминам: система науки международного права, признание ad hoc, дуалистическая теория соотношения международного и национального права, международно-правовой обычай, международно-правовой институт.
Задание 4. Опишите состав (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона) международных преступлений и преступлений международного характера согласно международным соглашениям: агрессия, геноцид, апартеид, пытка, терроризм, захват заложников, угон воздушного судна, незаконный оборот наркотических и психотропных веществ, рабство.
а) убийство членов такой группы;
б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное уничтожение ее;
г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Лица, совершающие геноцид, подлежат наказанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.
Охарактеризуем теперь несколько разновидностей преступлений международного характера.
Посягательства на лиц, пользующихся международной защитой. Согласно ст. I Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Принята в г. Нью-Йорке 14.12.1973 Резолюцией 3166 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право.- Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997.- С. 18 - 23., в том числе дипломатических агентов, к данной категории отнесены: глава государства, включая каждого члена коллегиального органа, выполняющего функции главы государства в соответствии с конституцией; глава правительства во время его нахождения в иностранном государстве; министр иностранных дел в аналогичной ситуации; сопровождающие названных должностных лиц члены их семьи; представитель государства или иное должностное лицо, имеющее право на специальную защиту; должностное лицо или иной агент межправительственной международной организации, имеющие право на специальную защиту; проживающие с такими лицами члены семьи.
Конвенция квалифицирует как
а) убийство, похищение или другое нападение против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой;
б) насильственное нападение на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства такого лица, угрожающее его личности и свободе;
в) угроза любого такого нападения;
г) попытка любого такого нападения;
д) соучастие в таком нападении.
В отличие от нормы российского уголовного законодательства здесь предусмотрен более широкий перечень деяний и не принимается во внимание мотив действий. Конвенция презюмирует «серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений», порождаемую любым подобным деянием.
К этому акту как бы примыкает принятая в конце 1994 г. Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала (Принята в г. Нью-Йорке 09.12.1994 Резолюцией 49/59 на 84-ом пленарном заседании 49-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997.- С. 51 - 60. (имеются в виду и участники миротворческих операций ООН, исключая ситуации привлечения лиц в качестве комбатантов в случаях осуществления принудительных действий по гл. VII Устава ООН Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Международное публичное право. Сборник документов.- Т. 1.- М.: БЕК, 1996.- С. 1 - 2, 227 - 237, 401 - 404. (Извлечения), и сотрудники неправительственных организаций при оказании гуманитарной помощи). Посягательства на представителей такого персонала должны быть признаны преступлениями по национальному уголовному законодательству.
От международных преступлений
в указанном значении следует
отграничить преступления международного
характера, к которым относятся
деяния, посягающие на интересы нескольких
государств и вследствие этого также
представляющие международную общественную
опасность, но совершаемые лицами (группами
лиц) вне связи с политикой
какого-либо государства, ради достижения
собственных противоправных целей.
По отношению к таким деяниям
принят и иной термин - транснациональные
преступления. Кибальник, Алексей Григорьевич.
Современное международное
В числе такого рода деяний: захват заложников; посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; захват и (или) использование ядерного материала в противоправных целях; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; незаконные акты, направленные против безопасности гражданской авиации и морского судоходства; пиратство на море и др.
Терроризм - особо опасная форма политической преступности. Как государственное преступление, терроризм, перешагнув границы государств, превратился в преступление международного характера. Он подрывает нормальные отношения между государствами, наносит ущерб самим основам мирного сосуществования, международному миру и безопасности народов. Это смесь радикальных проявлений политической ненависти, изощренной подлости и трусости, отрицание всего человеческого для удовлетворения амбиций (как правило, корыстных) любыми методами (политический шантаж, захваты заложников, взрывы). Он представляет собой грубое пренебрежение целями и принципами ООН и угрожает международному миру и безопасности, основам дружественных отношений между государствами, препятствует международному сотрудничеству и ведет к уничтожению прав человека, основных свобод и демократических основ общества. Преступные акты, направленные или рассчитанные на создание обстановки террора среди широкой общественности, группы лиц или отдельных лиц в политических целях, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, какими бы ни были соображения политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера, которые могут приводиться в их оправдание См.: Док. ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма..
Международный терроризм, в отличие от терроризма внутри одного государства, характеризуется следующими особенностями:
а) подготовка преступления ведется на территории одного или нескольких государств, а осуществляется оно на территории других государств;
б) совершив преступление на территории одного государства, террорист, как правило, скрывается на территории другого государства;
в) террористические акты совершаются против лиц, пользующихся международной защитой;
г) международный терроризм имеет
мощнейшую социальную и экономическую
базу, самое современное вооружение,
оснащение, информационно-психологическое
и организационное обеспечение3
Одним из актов, направленных против терроризма, стала Конвенция ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973) Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Принята в г. Нью-Йорке 14.12.1973 Резолюцией 3166 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН) // Борьба с терроризмом касается каждого. Библиотечка "Российской газеты".- Вып. 13.- М., 2003.- С. 150 - 155.. К защищаемым в Конвенции лицам относятся главы государств, представители международных организаций, дипломатические агенты. Опасность террористических актов заключается в том, что они создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, которые необходимы для сотрудничества между государствами.
Международно-правовые нормы о борьбе с терроризмом Адельханян Р. Признаки террористического преступления по международному праву // Российская юстиция .- 2002 .- N 8. содержатся в следующих основных документах: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971) и Протокол к ней (1988); Европейская конвенция о пресечении терроризма (1977); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979); Конвенция о физической защите ядерного материала (1980); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988); Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (1988); Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991); Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997); Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999), Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (2005) и другие акты.
Террористические акты захлестнули мир на рубеже третьего тысячелетия. Антитеррористическая коалиция, созданная под эгидой ООН, заставила наиболее развитые страны мира вновь, как в период Второй мировой войны, стать союзниками для совместной борьбы с новыми угрозами террористов. Цель антитеррористической коалиции - совместными усилиями выработать меры тактического и стратегического характера по пресечению атак террористов. Тактические меры - это научиться точно и адресно наносить упреждающие удары по террористам и пресекать их замыслы. Стратегические - ликвидировать источники, от которых питаются и взращиваются акты террора. В арсенале контр - террористических сил должна быть не только возможность проведения бескомпромиссных и жестких силовых акций, но и принципиально новая международно-правовая концепция стратегической безопасности. Глобальная безопасность должна строиться не на противопоставлении интересов «малых» и «больших» стран, а на законности международных отношений, реальном взаимоуважении и гармоническом сопряжении национальных интересов всех членов мирового сообщества См.: Международный терроризм: Истоки и противодействие / Под ред. Е.С.Строева, Н.П.Патрушева. СПб., 2001..
Наряду с универсальными международными соглашениями имеются и некоторые региональные соглашения по борьбе с терроризмом. Так, в 1970 г. Организация американских государств приняла резолюцию, осуждающую терроризм, от которого страдают представители иностранных государств; в 1977 г. Европейский совет принял Конвенцию о борьбе с терроризмом. См.: Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Принята в г. Нью-Йорке 15.12.1997 Резолюцией 52/164 на 72-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ.- 2001.- N 35.- Ст. 3513. Обстоятельный обзор основных тенденций развития терроризма в мире, а также отдельных случаев использования террористами мощных взрывчатых средств содержится в ряде итоговых документов «Большой восьмерки», которые определили, что терроризму не может быть никаких оправданий и необходимо противостоять условиям, способствующим развитию терроризма.
Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, заключенная Казахстаном, Китаем, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном (2001), определяет, что актом терроризма является:
а) преступление, признаваемое терроризмом в любом из вышеназванных международных договоров;
б) любое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения;
в) деяние, преследуемое в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством сторон.
В Шанхайской конвенции определены преступления, сопутствующие терроризму.
Сепаратизм - деяние, направленное на
нарушение территориальной
Экстремизм - деяние, направленное на
насильственный захват власти или насильственное
удержание власти, изменение конституционного
строя государства, а равно насильственное
посягательство на общественную безопасность,
в том числе организация
Криминогенная обстановка вынуждает государства предпринимать дополнительные меры, в том числе и программного характера. Этому посвящены многочисленные соглашения в рамках СНГ. Рост преступности, особенно ее организованных форм, вызывает растущее недовольство населения и представляет реальную угрозу национальной безопасности и процессу реформ, проводимых в суверенных государствах, а также используется определенными политическими силами для нагнетания страха и недоверия к законным органам власти и правопорядка. Терроризм стал существенным фактором усиления социальной напряженности, он препятствует оздоровлению финансово-экономического положения, упорядочению потребительского рынка, способствует деформации новых форм экономических отношений, а также нравственно-психологической деградации отдельных слоев населения. Набирают силу опасные процессы сращивания терроризма и экономической преступности, главарей террористических групп с коррумпированными должностными лицами органов власти.
По существу на территории бывшего Союза ССР сохранилось так называемое единое криминогенное пространство. Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) // Бюллетень международных договоров.- 1995.- N 2.- С. 3 - 28., а также другие соглашения служат правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел и сил национальной безопасности государств СНГ в борьбе с терроризмом и другими формами преступности.
Подделка денежных знаков и их распространение наносят ущерб экономике и финансам отдельных стран. Борьба с этим преступлением - внутреннее дело каждого государства, однако требует усилий многих государств. Конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков (1929) Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (Заключена в г. Женеве 20.04.1929) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами.- Вып. VII.- М., 1933.- С. 40 - 53. предусматривает сотрудничество государств в деле наказания лиц, которые занимаются изготовлением, распространением фальшивых денег, и содержит положение о выдаче преступников заинтересованному государству.
Информация о работе Контрольная работа по «Международному праву»