Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:18, контрольная работа
Международное право — это самостоятельная, специфическая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм по регулированию сотрудничества между государствами и международными организациями как субъектами международного права. (Международным частным правом регулируются отношения с участием физических и юридических лиц.)
Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом:
по способу образования норм. Нормы внутригосударственного права создаются национальными органами государств. Нормы же международного права создаются самими его субъектами, и прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воли государств или других субъектов международного права;
Соблюдение принципов международного
права является строго обязательным.
Принципы международного права формируются
обычным и договорным путем.
Они выполняют одновременно три функции:
1) способствуют стабилизации международных
отношений, ограничивая их определенными
нормативными рамками;
2) закрепляют все новое, что появляется
в практике международных отношений;
3) способствуют развитию международных
отношений. Характерной особенностью
принципов международ. ного права является
их универсальность,т. е. все субъекты международного
права обязаны строго соблюдать принципы,
поскольку любое их нарушение будет с
неизбежностью затрагивать законные интересы
других участников международных отношений,
поэтому принципы международного права
являются критерием законности всей системы
международно-правовых норм. Действие
принципов распространяется даже на те
области отношений субъектов, которые
по каким-либо причинам не урегулированы
конкретными нормами. Принципы являются
фундаментом международного правопорядка.
Поддержание международного
правопорядка может быть обеспечено лишь
при полном уважении юридического равенства
участников. Это означает, что каждое государство
обязано уважать суверенитет других участников
системы, т. е. их право в пределах собственной
территории осуществлять законодательную,
исполнительную, административную и судебную
власть без какого-либо вмешательства
со стороны других государств, а также
самостоятельно проводить свою внешнюю
политику. Суверенное равенство государств
составляет основу современных международных
отношений, что в обобщенном виде отражено
в ст. 2 Устава ООН – «Организация основана
на принципе суверенного равенства всех
ее членов».
Данный принцип закреплен в уставах международных
организаций системы ООН, в уставах подавляющего
большинства региональных международных
организаций, многосторонних и двусторонних
соглашениях государств и международных
организаций, в правовых актах международных
организаций. С наибольшей полнотой принцип
отражен в Декларации о принципах международного
права, касающихся дружественных отношений
и сотрудничества между государствами
в соответствии с Уставом ООН. Позднее
этот принцип был развит в Декларации
принципов Заключительного акта Совещания
по безопасности и сотрудничеству в Европе,
Итоговом документе Венской встречи представителей
государств – участников Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе
1989 г., Парижской хартии для Новой Европы
1990 г.
Социальное назначение принципа состоит
в обеспечении юридически равного участия
в международных отношениях всех государств
независимо от различий экономического,
социального, политического или иного
характера. Поскольку государства являются
равноправными участниками международного
общения, все они обладают принципиально
одинаковыми правами и обязанностями.
В Декларации принципов Заключительного
акта СБСЕ государства обязались не только
соблюдать принцип суверенного равенства,
но и уважать права, присущие суверенитету,
т. е. в своих взаимных отношениях государства
должны уважать различия в историческом
и социально-политическом развитии, разнообразие
позиций и взглядов, внутренние законы
и административные правила, право определять
и осуществлять по своему усмотрению и
согласно международному праву отношения
с другими государствами. К числу элементов
принципа суверенного равенства относится
право государств принадлежать к международным
организациям, быть или не быть участниками
двусторонних и многосторонних договоров,
включая союзные договоры, а также право
на нейтралитет.
В настоящее время государства все чаще
передают часть своих полномочий, которые
ранее считались неотъемлемыми атрибутами
государственного суверенитета, в пользу
создаваемых ими международных организаций.
Происходит это по разным причинам, в том
числе в связи с возрастанием числа глобальных
проблем, расширением сфер международного
сотрудничества и увеличением количества
объектов международно-правового регулирования.
Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех её Членов».
Основное назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.
Современное понимание данного принципа в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 года, Заключительном акте СБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.
Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию.
В частности, каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства и ни одно государство не должно организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.
Исключением из этого общего правила
является применение принудительных мер
на основании главы VII Устава ООН, то есть
действий, которые могут быть предприняты
в случаях угрозы миру, нарушения мира
или акта агрессии. В настоящее время многими
специалистами в области международного
права также признается, что глава VII Устава
ООН может также использоваться для санкционирования Советом
безопасности ООН гуманитарной
интервенции в случае геноцида или гуманитарн
В 56 странах-членах ОБСЕ согласно
документу Московского
совещания вопросы прав
человека, основных
свобод, демократии и верховенс
Принцип невмешательствав качестве общего принципа
межгосударственных отношений формировался
в процессе борьбы наций за свою государственность.
Современное понимание принципа невмешательства
в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2
Устава ООН и конкретизировано в авторитетных
международных документах: Декларации
о принципах международного права 1970 г.,
Заключительном акте СБСЕ, Декларации
ООН о недопустимости вмешательства во
внутренние дела государств, об ограждении
их независимости и суверенитета 1965 г.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация
не имеет права «на вмешательство в дела,
по существу входящие во внутреннюю компетенцию
любого государства». Указанное запрещение
распространяется на действия любых других
участников международного общения, а
не только на действия Организации Объединенных
Наций.
Международное право не регулирует вопросы
внутриполитического положения государств,
поэтому вмешательством считаются любые
меры государств или международных организаций,
с помощью которых последние пытаются
препятствовать субъекту международного
права решать дела, по существу входящие
в его внутреннюю компетенцию.
Из общего правила есть исключение, касающееся
применения принудительных мер на основании
гл. VII Устава ООН.
Принудительные меры–
это действия, которые могут быть предприняты
в случаях угрозы миру, наруше-. ния мира
или акта агрессии. Поэтому понятие «дела,
по существу входящие во внутреннюю компетенцию
любого государства» не относится только
к территориальным проблемам, это означает,
что какие-то события, хотя они и происходят
в пределах территории государства, могут
рассматриваться как не относящиеся исключительно
к внутренней компетенции последнего.
Если Совет Безопасности ООН констатирует,
что события, происходящие в пределах
территории какого-либо государства, угрожают
международному миру и безопасности, такие
события перестают быть внутренним делом
данного государства и действия Объединенных
Наций в отношении этих событий не будут
вмешательством во внутренние дела государств.
Однако определенные общественные отношения
за пределами государственной территории
(например, отношения, возникающие из действующего
международного договора) продолжают
оставаться внутренним делом государств
– участников таких отношений.
Решение проблемы о делах, относящихся
к внутренней компетенции государств,
на практике часто вызывает споры. С развитием
международного сотрудничества увеличивается
число вопросов, которые государства на
добровольной основе подвергают международному
регулированию, но это не означает автоматического
изъятия всех таких вопросов из сферы
внутренней компетенции государств.
Концепция невмешательства не означает,
что государства могут произвольно относить
к своей внутренней компетенции любые
вопросы. Международные обязательства
государств, в том числе и обязательства
по Уставу ООН, являются критерием, который
позволяет правильно приходить к решению
этого вопроса.
Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"