Контрольная работа по "Праву Европейского союза"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 07:58, контрольная работа

Краткое описание

Главная цель, которую мы постараемся достигнуть в данной работе – это отражение важной роли, которую играют Суд Европейского Союза и Европейского суда по правам человека в системе органов власти .В соответствии с целью следует выделить следующие задачи:
- отразить вопросы, касающиеся Состава, структуры и порядка формирования Суда Европейского Союза и Европейского суда по правам человека
- установить вопросы, связанные с юрисдикцией данного органа;
- указать процессуальные правила рассмотрения и разрешения дел в Суде Европейского Союза и Европейском суде по правам человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Состав, структура и порядок формирования Суда Европейского Союза и Европейского суда по правам человека…………………………………………....5
2. Юрисдикция Суда Европейского Союза и Европейского Суда по правам человека……………………………………………………………………………..11
3. Процессуальные правила рассмотрения и разрешения дел в суде Европейского Союза и Европейском Суде по правам человека…………..........20
Заключение……………………………………………………………………...…..27
Список использованной литературы…………………………………….…...…...

Вложенные файлы: 1 файл

моя основная контрольная работа.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

     Порядок формирования Европейского суда по правам человека. Суд состоит из судей, представляющих каждое из государств членов Совета Европы, то есть количество судей определяется количеством стран членов Совета Европы. Иногда в течение непродолжительного времени количество судей и стран участников может не совпадать, что связано с процедурой выбора судей, а также процедурой ратификации государством Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

     В настоящий момент Европейский Суд по правам человека состоит из 47 судей. Следует отметить, что судьи не являются представителями государства, от которого они избраны, и не отстаивают интересы государства. Все судьи представлены в «личном качестве», и должны отвечать (и отвечают) требованиям, предъявляемым к судьям: высокие моральные качества, профессионализм в сфере юриспруденции своей страны, а также знание как минимум одного из официальных языков Совета Европы. Как правило, судьями становятся либо судьи высших судебных инстанций, либо научные работники, либо сотрудники международных организаций.

     Судьи Европейского Суда избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из числа трех кандидатур, предложенных государством. Срок

полномочий  судьи в настоящее время составляет 6 лет. С вступлением в силу Протокола 14 этот срок будет увеличен до 9 лет. Судьи могут быть переизбраны. Пребывание в должности судьи ограничено лишь возрастным цензом, предельный возраст пребывания в должности судьи составляет 70 лет.

     Гарантиями независимости судей Европейского Суда является то, что они избираются в личном качестве, не могут быть отозваны государством в течение срока, на который они избраны, а также значительный размер материального вознаграждения, которое они получают, существует еще ряд гарантий судейской неприкосновенности7.

     Полномочия судьи могут быть прекращены по его собственному желанию или в связи с отстранением от должности. Последнее правило является новшеством, поэтому пока нет практики его применения (и возможно не будет) 8.

 

2. Юрисдикция Суда Европейского Союза и Европейского суда по правам человекам

      Огромное значение в практике функционирования судебной системы ЕС имеет вопрос о границах рассматриваемых судами дел. Вопросы юрисдикции в более конкретной форме определены лишь для Суда ЕС ст.ст. 225-245 ДЕС. Юрисдикция Суда первой инстанции, согласно ст. 225(2) ДЕС, по просьбе Суда ЕС и после консультации с Европарламентом и Комиссией, определяется решением Совета. Таков же порядок определения юрисдикции специализированных судов 9.

     Юрисдикция Суда по своему содержанию включает три основных группы полномочий.

- прямая  юрисдикция (разрешать споры из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС), (по своей сути, дела искового производства);

- преюдициальная (косвенная) юрисдикция (рассматривать запросы судебных органов государств-членов, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права ЕС);

- разбирать дела в порядке предварительного  контроля.

 

     1. Прямая юрисдикция. Разрешает споры из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС:

дела  о неисполнении государствами-членами  их обязательств.

истец: Европейская комиссия, государство-член.

дела  об аннулировании полностью или в части актов институтов ЕС (проверка законности).

истец: государство-член, институты ЕС (Парламент, Совет, Комиссия)

 физические и юридические лица, которым эти решения адресованы или напрямую касаются.

дела  о бездействии институтов ЕС

истец: государство-член, институты ЕС (Парламент, Совет, Комиссия),

физические  и юридические лица

дела  о возмещении убытков, причиненных  институтами ЕС и их служащими

истец: круг истцов не ограничен, рассмотрение апелляций на решения Суда первой инстанции

     Иски к государствам-членам. Государство-член привлекается к Суду в случае нарушения им обязанностей, вытекающих из Договора о ЕС, т.е. невыполнения (ненадлежащего выполнения) им на своей территории любой нормы или индивидуального предписания сообщества.

Иски к государствам-членам — одна из главных категорий дел, рассматриваемых Судом Европейских сообществ.

Комиссия  — единственный институт Сообщества и Союза, который может привлекать государства-члены к ответственности  перед Судом. При этом иски в Суд  она подает не сразу, а после завершения административного расследования, если государство добровольно не исполнит ее требования.

 Наряду  с делами «Комиссия против  государства-члена» Суд рассматривает  иски к государствам со стороны  других субъектов, а именно:

 — иски государств-членов («государство-член против государства-члена»). Основание для подачи таких исков аналогично искам Комиссии, т.е. речь идет об уклонении одного из государств от надлежащего выполнения своих обязанностей из Договора о ЕС, за что его в данном случае привлекает к Суду другое государство (ст. 227).

     Иски к органам Европейского Союза и их 'должностным лицам. Неправомерные действия (бездействие) могут совершать не только национальные, но и наднациональные власти в лице органов Европейского Союза. В зависимости от характера нарушения Договор о ЕС выделяет два основных вида исков:

1) иски об аннулировании (ст. 230). Такого рода иски подаются с целью отмены регламентов, директив и иных правовых актов органов ЕС (кроме рекомендаций и заключений, не имеющих обязательной юридической силы).

2) иски из бездействия (ст. 232 ДЕС). В данном случае нарушение со стороны органа ЕС выражается том, что он не принимает решения, хотя должен был это сделать в соответствии с учредительным договором.

 Если факт такого противоправного бездействия установлен Судом, то соответствующий институт, как и в случае иска об аннулировании, обязан принять все необходимые меры для исполнения судебного решения (ст. 233 ДЕС). В данном случае эта обязанность выражается в позитивных действиях, т.е. в издании регламента, директивы и т. д 10.

3) иски о договорной ответственности Сообщества (ст. 238 Договора о ЕС) - это иски, которые предъявляются в случае нарушения со стороны ЕС обязательств по контрактам, заключенным им с юридическими и физическими лицами (например, договор о выполнении ремонтных или иных подрядных работ в офисах институтов или договор поставки им компьютерной техники).

4)иски о возмещении вреда («внедоговорная ответственность» Сообщества); они предъявляются любыми лицами с целью «компенсации ущерба, причиненного его институтами или служащими при исполнении своих обязанностей. Срок давности в данном случае составляет 5 лет.

     Физические и юридические лица независимо от их гражданства и/или местонахождения могут предъявлять в суды Союза иски только к его институтам и органам. Возможные нарушения права Европейского Союза со стороны государств-членов или других лиц подведомственны национальным судам, которые в случае необходимости обращаются с преюдициальным запросом к Суду Европейских сообществ.

Физические и юридические  лица могут подавать в суды Европейского Союза иски об аннулировании и  из бездействия  о договорной или  внедоговорной ответственности  Сообщества. Кроме них учредительный договор и законодательство ЕС предусматривают еще несколько категорий дел, в которых истцами, как правило, выступают физические или юридические лица:

- иски об  оспаривании санкций (штрафов), налагаемых Европейской комиссией или Европейским центральным банком на предприятия (ст. 229 Договора о ЕС).

- трудовые (служебные)  споры - споры, возникающие в связи с прохождением гражданской службы Европейских сообществ (например, иск гражданина в связи с не допуском его к конкурсу на замещение вакантной должности в аппарате Комиссии). Подобные споры по первой инстанции в настоящее время рассматривает специализированный трибунал Европейского Союза - Трибунал по делам публичной службы .

- споры в  сфере интеллектуальной собственности, а именно жалобы на решения агентств Союза, занимающихся регистрацией отдельных прав в этой области, - Ведомства по гармонизации в рамках внутреннего рынка (товарные знаки, промышленные образцы) и Ведомства Сообщества по растительным сортам (селекционные достижения)11.

     2. Косвенная юрисдикция.  Осуществляет деятельность преюдициального характера, выступая гарантом законности при применении национальными судами норм права ЕС: На практике встречаются три основных вида преюдициальных запросов:

     - запросы о толковании, цель которых - получить от Суда Европейских сообществ разъяснение смысла тех или иных положений учредительного договора или законодательства ЕС (например, испанский суд, разрешающий дело на основании регламента Сообщества, не знает, как трактовать отдельные его статьи);

     - запросы о действительности правовых актов ЕС, подаваемые в тех случаях, когда национальный суд приходит к выводу о возможном противоречии правового акта ЕС его учредительному договору.

     - запросы о соответствии внутригосударственных актов праву Сообщества. Подобные запросы подаются, когда при рассмотрении дел в национальных судах обнаруживается возможное противоречие между правовым регулированием на внутригосударственном уровне и на уровне ЕС12.

     3. Разбирать дела в порядке предварительного контроля. В делах предварительного контроля Суд рассматривает правомерность юридических актов на этапе подготовки проекта решения. Сюда относятся, в первую очередь, запросы о соответствии учредительному договору подписанных, но еще не вступивших в силу соглашений ЕС с третьими лицами и международными организациями – предварительный контроль международных договоров, аналогичный существующему во Франции.

       К сфере предварительного контроля  Суда ЕС можно также отнести  следующие категории дел:

Дела о снятии иммунитета с судей и генеральных  адвокатов. Соответствующее решение Суд может вынести как по собственной инициативе, так и на основании обращения заинтересованных государств – членов ЕС в случае совершения членом Суда правонарушения;

Дела  о снятии иммунитета с имущества  ЕС. Здания и помещения ЕС являются неприкосновенными. Государства – члены ЕС, на территории которых расположено имущество Союза, в.т.ч. денежные активы, могут применять к этому имуществу меры принудительного характера (реквизиция, конфискация и т.д.) лишь с разрешения Суда ЕС, полученного заблаговременно;

Проверка  законности процедуры привлечения  государств – членов ЕС к ответственности  за нарушение общих принципов  права ЕС.

     Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что Суд Европейского Союза наделен достаточно широким кругом полномочий: он осуществляет функции, характерные для конституционного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Кроме того, Суд ЕС выступает также и как консультативный орган, заключению которого придается особая юридическая сила.

     Таким образом, справедливо утверждение о том, что Суд ЕС – это высшее судебное сообщество 13.

     Юрисдикция Европейского суда по  правам человекам. Европейский суд по правам человека (Страсбург) учрежден Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и функционирует в рамках другой интеграционной организации - Совета Европы. Он рассматривает дела по жалобам на нарушения упомянутой Конвенции со стороны ее государств-участников (включая Россию).

     Европейский Суд по правам человека наделен полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц. Любое государство – участник Конвенции может направить в Суд жалобу о том, что другая сторона нарушает положения Конвенции 14.

     Обращаться в Европейский Суд по правам человека вправе любые частные лица: граждане одного из государств Совета Европы, иностранцы, лица с двойным гражданством и лица без гражданства. Право на обращение в Европейский Суд не ограничивается критерием гражданской дееспособности, то есть заявителем может быть любое физическое лицо, включая душевнобольных и несовершеннолетних. Конечно, как правило, в интересах несовершеннолетних и душевнобольных заявителей в Европейском Суде действуют их представители, но, тем не менее, именно эти лица будут признаны заявителями.

     В Европейский Суд по правам человека могут обращаться не только физические лица, но и группы граждан, и юридические лица - коммерческие и некоммерческие, включая религиозные объединения. Практически все жалобы от юридических лиц затрагивают нарушения права на справедливое судебное разбирательство. Коммерческие фирмы, как правило, обращаются по поводу нарушения прав собственности и права на справедливое судебное разбирательство. Редакции СМИ вправе обращаться с жалобами на нарушение прав в области свободы слова. Для религиозных организаций характерны обращения относительно свободы вероисповедания, свободы слова и свободы ассоциаций. Общественные организации также обращаются за защитой свободы ассоциаций и свободы мирных собраний 15. Прежде чем принять жалобу к рассмотрению по существу, Суд должен удостовериться, что исчерпаны все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и не истек 6-месячный срок после принятия решения на национальном уровне. С точки зрения технологии подготовки жалобы в Европейский Суд по правам человека начинать следует с определения нарушенного права и проверки критериев приемлемости. Большинство из правил приемлемости предусмотрено в ст. 34 и 35 Европейской Конвенции, но некоторые из них следуют из Конвенции в целом 16.

Информация о работе Контрольная работа по "Праву Европейского союза"