Курс лекций по "Конституционному праву зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 16:32, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право ЗС.doc

— 947.00 Кб (Скачать файл)

В зарубежной юридической  литературе встречаются утверждения, что источниками конституционного права являются мнения и высказывания выдающихся ученых-государствоведов. Эта концепция особенно широкое  распространение получила в Великобритании, где в качестве доктринальных источников права иногда рассматриваются труды Блэкстона, Беджгота, Мэя, Лоу и некоторых других канонизированных авторов. Данная концепция отчасти находит свое подтверждение, когда мнения ведущих конституционалистов цитируются в судебных и иных документах, выпускаемых в процессе толкования конституционных норм и принципов.

 

4. Конституционно-правовые  отношения и их виды

 

Предметом правового регулирования  конституционного права зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти. Будучи урегулированными нормами права, эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми.

Следует, однако, иметь в виду, что государственная  власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений и правоотношения, возникающие при этом, далеко не всегда являются конституционно-правовыми. Более того, в процессе осуществления государственной власти иногда возникают такие общественные отношения, которые, как правило, вообще не регулируются нормами конституционного права. Так, правящие политические силы осуществляют государственную власть с помощью политических партий и общественных организаций, но возникающие при этом общественные отношения не всегда являются правоотношениями, т.к. они не всегда регулируются нормами права.

Государственная власть в широких масштабах осуществляется в форме правосудия, но возникающие  при этом общественные отношения  не являются конституционно-правовыми, они регулируются нормами уголовного и гражданского права, как материального, так и процессуального. В процессе налоговой и финансовой деятельности государства складываются общественные отношения, регулируемые нормами финансового и административного права.

В современных  условиях государство активно вмешивается  в экономическую жизнь страны. Экономическое регулирование находит  свое выражение в управлении государственным  сектором, в составлении и осуществлении  экономических планов, программ и т.д. Если в процессе национализации или денационализации, при разработке и принятии государственного бюджета экономических планов в экономике возникают государственно-правовые отношения, то в ходе управления государственными предприятиями и при осуществлении экономических планов складываются общественные отношения, регулируемые прежде всего нормами административного, финансового и гражданского права.

Государственная власть осуществляется в области  внешней политики, в процессе руководства  системой народного образования, в процессе осуществления социальных функций, в области управления вооруженными силами, полицией, разведкой, жандармерией и т.д. Во всех этих случаях разнообразные общественные отношения не носят государственно-правового характера и, как правило, нормами государственного права не регулируются.

Наряду с  этим можно выделить такие формы  осуществления государственной  власти, в ходе применения которых  возникают именно конституционно-правовые отношения. К числу таких форм относятся выборы, референдум, законодательная деятельность, а также в своей основе деятельность правительства, надзор (контроль) за местными органами управления и т.д.

Итак, не все  общественные отношения, возникающие  в процессе осуществления государственной  власти, регулируются нормами конституционного права. Исходя из этих соображений, можно дать следующее определение конституционно-правовых отношений, существующих в обществе.

Конституционно-правовые отношения представляют собой совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами конституционного права.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются органы законодательной и исполнительной власти, органы конституционного контроля, субъекты федерации, органы местного управления и самоуправления, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные, иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения и некоторые другие институты гражданского общества.

Конституционно-правовые отношения складываются между различными субъектами. Прежде всего следует выделить те конституционно-правовые отношения, которые возникают между органами государственной власти, например между главой государства и парламентом в процессе осуществления первым права вето, права роспуска парламента и перерыва сессий и т.п. Сюда же относятся отношения между парламентом и правительством при осуществлении делегированного законодательства и парламентского контроля за деятельностью правительства, отношения между главой государства и правительством - при формировании последнего, в случае контрасигнатуры премьером и министрами актов монарха или президента. Между главой государства, парламентом и правительством, с одной стороны, и органом конституционного надзора - с другой, конституционно-правовые отношения складываются в процессе опротестования последним нормативных актов, принятых центральными органами власти2.

 

 

Обширная группа конституционно-правовых отношений  возникает в федеративных государствах между союзом в лице его органов государственной власти и отдельными субъектами федерации.

Конституционно-правовые отношения между гражданами или  подданными и органами государственной  власти возникают во время всеобщих выборов, при проведении референдума  и плебисцита, при осуществлении народной инициативы, при реализации конституционных прав и свобод, несении основных обязанностей.

Между органами государственной власти и муниципалитетами конституционно-правовые отношения  складываются при осуществлении  административной опеки, при роспуске муниципалитетов, при отстранении от должности мэров и т.д. Между гражданами и муниципалитетами конституционно-правовые отношения возникают при выборах органов местного управления, при осуществлении отзыва членов муниципальных советов.

В обществе, таким  образом, существует множество видов  конституционно-правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все  эти правоотношения имеют много  общих, совпадающих черт, т.к. они  возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

Однако это  вовсе не означает, что они полностью  однородны. Различные виды государственно-правовых отношений имеют свои специфические  особенности: прежде всего следует  отметить, что элемент принуждения  проявляется в них в разных формах и объеме. Например, для государственно-правовых отношений, складывающихся в процессе проведения выборов, референдума, плебисцита, характерно использование идеологических форм и приемов воздействия. Государственно-правовые отношения между правительством и муниципалитетами основываются в основном на административном соподчинении и финансовой зависимости. Наконец, существует целый ряд таких норм конституционного права, которые осуществляются только с помощью средств прямого насилия. Это законы о запрещении демонстраций, забастовок, законы против мятежа и целый ряд других.

Формы принуждения  и его объем при осуществлении  норм конституционного права зависят  как от существующего политического  режима, так и от характера самих  конституционных норм. Чем реакционнее  политический режим и нормы конституционного права, тем острее формы насилия и больше его объем.

 

Лекция 2: «Основные теории конституции»

 

Вопросы:

1. Понятие и сущность конституции

2. Основные черты и особенности конституций

3. Классификация конституций и  их внутренняя структура

4. Порядок принятия и изменения  конституций

 

1. Понятие  и сущность конституции

 

Термин «конституция»3 был известен еще в Древнем Риме: так называли акты императора, имевшие высшую юридическую силу; использовался он и в период феодализма в Европе, но уже для названия различных актов. Современное значение термин «конституция» приобрел в ходе буржуазных революций. В конституционных нормах буржуазия видела определенную гарантию стабильности государственного и общественного строя, гарантию своего участия в осуществлении государственной власти.

Важно отметить, что существует различие термина «конституция» в современных русском и английском языках, чтобы избежать недоразумений. В современном английском языке термин «конституция» имеет много значений: 1) основной закон государства; 2) учредительный акт или действие; 3) установленное право и обычаи; 4) учредительные документы коммерческой или некоммерческой организации; 5) основные принципы отдельно взятой социальной группы; 6) акт назначения на должность; 7) состояние, форма, структура и соединение частей целого, характеризующие объект; 8) телосложение и т.д.4.

Современный русский  язык заметно сужает содержание термина «конституция», придавая ему только два значения5:

1) основной закон  государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан; 2) строение, структура организма.

Итак, вполне очевидно, что термин «конституция» в русском языке имеет гораздо меньше смысловых значений, чем в английском, так как в работах западных ученых слова «конституция» и «конституционный» употребляются не только в смысле основного закона страны, но и в других значениях - как принципы поведения общественных организаций, семьи и т.д.6.

Представления о конституции как о государственном документе, фиксирующем в той или иной мере вопросы организации власти, были известны еще в Древнем мире (Рим, Греция), в Средние века (Западная Европа).

Представления о конституции как о государственном  документе, фиксирующем в той или иной мере вопросы организации власти, были известны еще в Древнем мире (Рим, Греция), в Средние века (Западная Европа). Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были американская 1787 г. и французская 1791 г. Украинские историки утверждают, что первой конституцией нужно считать конституцию Пилипа Орлика, написанная в апреле 1710 г. Она действительно претендует на пальму первенства, ибо появилась на 90 лет раньше польской и на 70 лет раньше американской Конституции. Конституция Пилипа Орлика 1710 г. была составлена на территории Украины, воссоединенной с Россией в 1654 г. Новый гетман П. Орлик в день своих выборов заключил особый договор между гетманом (П. Орликом) и старшиной, официально именовавшийся «Соглашение и основание прав вольностей, относящихся к Войску Запорожскому». Этот исторический документ интересен прежде всего тем, что помогает составить ясное представление об уровне политического и правового сознания украинской казацкой «элиты» начала XVIII в.

Существуют  разные подходы к принятию Конституции, к самому документу7. Но, на наш взгляд, это прежде всего исторический документ, характеризующий устройство и порядок жизни казачества. Конституция описывала Гетманскую державу и одновременно механизмы усовершенствования ее сущности. Главной идеей была полная независимость от Польши и России и закрепление границ, при этом в статьях излагается природное право украинцев на самоопределение и ведение самостоятельной политики во всех ее отношениях. Власть гетмана должна была быть ограниченной, предлагалось создать своеобразный казацкий парламент, в который бы входили генеральный старшина, полковники, представители запорожских полков. Гетман обязался помогать запорожскому войску; государственные деньги должны были быть отделены от гетманских, потому как на содержание гетмана выделялись строго определенные деньги и земли8. Принимать данный документ в качестве Конституции по крайней мере не корректно, так как такого самостоятельного государства как Украина в то время не существовало. Однако нельзя игнорировать тот факт, что определенные конституционные положения в нем нашли свое отражение.

В эту же эпоху  возникает концепция конституционализма, под которым понималось правление, ограниченное конституцией. Эта концепция, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодальной тирании. Теоретики того времени исходили из идеи, что конституция устанавливает не только пределы государственной власти, но и процедуры осуществления властных функций. Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника. Одновременно регламентировалось то, что американская Конституция назвала «надлежащей правовой процедурой». Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господства права) были исторически прогрессивными, как и само буржуазное государство и буржуазная демократия.

Нередко наука конституционного права и другие социальные науки  ограничиваются чисто формальным определением конституции. Они уходят от главного, коренного вопроса - вопроса о сущности конституции. В трудах многих ученых прошлого и нашего времени на разные лады истолковываются две основные идеи. Во-первых, они утверждают, что конституция есть выражение общей воли народа, создающего свою государственность для достижения общей цели. Таким образом, конституция считается не актом государства, а актом народа, создающего государство. Так, один из наиболее демократических мыслителей XVIII столетия, американец английского происхождения Томас Пейн утверждал, что конституция предшествует государству, а государство является детищем конституции. «Конституция некоей страны есть акт не государства, а народа»9. Во-вторых, из первой идеалистической посылки делается не менее идеалистический вывод о том, что конституция есть продукт общего согласия всех классов и групп, составляющих общество.

Информация о работе Курс лекций по "Конституционному праву зарубежных стран"