Лекции по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 15:09, курс лекций

Краткое описание

Международное право, история становления, его особенности. Соотношение международного права и внутригосударственного права. Соотношение международного публичного права и международного частного права.

МП-особая правовая система, регулир международн отношения его субъектов посредством юридич норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглаш между ними и обеспечиваемых принуждением формы характер и пределы которого определены в международных соглашениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Mezhdunarodnoe_prav1.doc

— 892.00 Кб (Скачать файл)

Свободы воздуха

Международные воздушные сообщения осуществляются для перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты за определенную плату = носят коммерческий характер.

В современной практике международных авиационных перевозок используются в основном следующие коммерческие права (или свободы воздуха),которые различаются между собой в зависимости от объема разрешаемой авиакомпаниям коммерческой деятельности.

Первая свобода воздуха – право авиапредприятия осуществлять транзитный полет над территорией государства, предоставившего это право, без посадки т.е. право на беспосадочный транзитный полет над территорией данной страны

 Вторая свобода воздуха – право авиапредприятия выполнять транзитный полет через иностранную территорию с посадкой в некоммерческих целях (то есть посадкой с целью иной, чем принятия на борт или выгрузку пассажиров, груза или почты). Как правило используется для заправки топливом – в настоящее время используется это право редко.

 Третья и четвертая  свободы воздуха обеспечивают выполнение авиаперевозок пассажиров, грузов и почты между странами-партнерами по соглашению о воздушном сообщении (из государства регистрации ВС на территорию иностранного государства и, соответственно, в обратном направлении).

 Пятая свобода воздуха означает право авиапредприятия принимать на территории страны-партнера по соглашению о воздушном сообщении пассажиров, направляющихся на территорию третьего государства, а также адресуемые туда же груз и почту и право авиапредприятия высаживать пассажиров и выгружать груз и почту, следующие с территории такого третьего государства, в стране-партнере по соглашению.

 Шестая свобода воздуха – право авиапредприятия осуществлять авиаперевозки пассажиров, груза и почты между страной-партнером по соглашению и третьей страной в обоих направлениях через свою территорию.

 Седьмая свобода воздуха – право авиапредприятия осуществлять авиаперевозку пассажиров, груза и почты между страной-партнером по соглашению и третьей страной в обоих направлениях, используя для этого воздушную линию, не проходящую над территорией своей собственной страны.

35. Международное космическое  право: понятие, принципы, источники, ответственность  по МКП. Международные организации  в области космической деятельности.

МКП – совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирующих отношения между субъектами МП в связи с их деятельностью по исследованию и использованию космического пространства.

Субъекты – государства и международные межправительственные организации.

Объекты- космическое пространство, планеты солнечной системы, луна, искусственные космические объекты и их составные части, космические экипажи, деятельность по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел, результаты космической деятельности (материалы, доставленные из космоса на Землю, космическая связь, данные дистанционного зондирования Земли из космоса)

Принципы международного космического права. На международное космическое право распространяются общие принципы международного права. Принцип равноправия государств применительно к космической деятельности означает равенство прав всех государств как в осуществлении космической деятельности, так и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением. Исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов независимо от степени их экономического или научного развития. Космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.

Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в международном космическом праве означает, что космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе международный мир и безопасность, а все споры по всем касающимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.

Специализированные принципы международного космического права: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел. Эти принципы сформировались на основе практики космической деятельности и в результате всеобщего признания со стороны международного сообщества.

Процесс нормообразования в международном космическом праве имеет две особенности. Первой особенностью является то, что он протекает в основном в рамках ООН. Вторая характерная особенность заключается в том, что в большинстве случаев принятие норм либо предшествует практике, либо происходит одновременно с ней, а не следует за практикой, как это имеет место в других отраслях международного права.

      Источники  МКП.

  1. Многосторонние и двусторонние международные соглашения
  2. Учредительные акты международных организаций, созданные государствами в целях прикладного использования космического права.

Основная роль в процессе образования норм международного космического права принадлежит международному договору. В Договоре по космосу 1967 г. нашли свое закрепление лишь главные, основные принципы и нормы международного космического права. По мере развития космической науки и дальнейшего проникновения в космос отдельные положения космического права конкретизировались в специальных соглашениях, в частности, в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство и Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, и в др. Также к договорным источникам международного космического права относятся различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти соглашения специального характера основываются на общих для международного космического права принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных соглашениях общего характера.

Ответственность в международном космическом праве

 Понятие ответственности в  МКП включает 1) международную ответственность  государств за нарушение норм  и принципов МП и 2) материальную ответственность за ущерб, причиненный в результате осуществления космической деятельности.

 В МКП выработка норм об  ответственности началась в области  публично-правовых взаимоотношений. Проблемы частноправовой ответственности за космическую деятельность пока не рассматриваются, что объясняется тем, что вся космическая деятельность осуществляется государствами либо же они несут ответственность за деятельность частных кампаний.

 Законодательно ответственность  государств за космическую деятельность установлена в Договоре 1967 года по космосу, где сказано, что "государства-участники договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами. Кроме того, предусматривается, что, если космическая деятельность осуществляется международной организацией, ответственность за выполнение положений договора несут наряду с "международной организацией также и участвующие в ней государства-участники договора.

 Согласно Договора по космосу  международную ответственность  за ущерб, причиненный космическими  объектами или их составными  частями на земле, в воздухе или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, несет то государство, которое осуществляет или организует запуск, а также государство, с территории или установок которого производится запуск.

 Ответственность возникает, когда  ущерб причинен другому государству, его физическим или юридическим лицам.

 Виды ущерба. Это может быть: падение любых космических объектов  или их частей может привести  к гибели людей, причинению им  увечья, уничтожению или повреждению  имущества, принадлежащего государству или его физическим и юридическим лицам как на сухопутной территории, так и в открытом море и в воздухе. Ущерб может быть причинен во время вывода космического объекта на орбиту, если траектория полета ракеты-носителя проходит через воздушное пространстве, в котором находятся воздушные суда. Ущерб может быть причинен и в космическом пространстве -космический объект одного государства может причинить ущерб находящемуся на орбите объекту другого государства. Когда на небесных телах будут созданы научные станции, дозаправочные станции и стартовые площадки для полетов в дальний космос, ущерб может быть причинен и этим объектам. Ущерб может выразиться и в других формах: создание помех космической радиосвязи, телевидению через космические ретрансляторы.

 Если ущерб причинен в  результате законных действий, без  наличия прямого умысла и без  преднамеренного нарушения юридических  норм речь может идти только  о материальном возмещении ущерба. Но когда приходится сталкиваться  с преднамеренным нарушением  норм МП, речь идет о уже политической ответственности одного государства перед другим или перед всем международным сообществом. В таких случаях ответственность может быть одновременно и политической, и материальной.

 В 1971 году был принят текст  проекта Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Вот его основные положения. Понятие ущерба по нему включает в себя лишение жизни человека, телесное повреждение или иное повреждение здоровья, уничтожение или повреждение имущества государства, его физических и юридических лиц или международных межправительственных организаций.

 Государства несут абсолютную  ответственность за ущерб, причиненный  космическим объектом на поверхности  земли или воздушному судну  в полете. При ущербе, причиненном одним космическим объектом другому, ответственность государства наступает лишь при наличии вины. Предусматривается освобождение от ответственности в случае грубой небрежности или умысла потерпевшего.

 Устанавливается годичный срок  претензионной давности. Сумма компенсации исчисляется с тем, чтобы обеспечить восстановление положения вещей, которое существовало бы , если бы ущерб не был причинен.

 Спорные претензии регулируются  создаваемыми ad hoc комиссиями по  рассмотрению претензий, образуемыми из трех членов - представителей: I) государства-истца, 2) запускающего государства, 3) избираемого ими председателя. Решение комиссии является обязательным, если об этом была достигнута договоренность между сторонами, а иначе оно носит рекомендательный характер.

Основные международные космические организации

  1. Интелсат – меж. орг. спутниковой связи
  2. Инмарсат – меж. орг. морской спутниковой связи
  3. Интерспутник – космической связи
  4. ЕКА – европейское космическое агентство
  5. ЕВТЕЛСАТ – европейское агентство спутниковой связи
  6. АРАКСАТ – арабская организация спутниковой связи
  7. ЭЛДО – европейская организация по созданию ракет -носителей
  8. ЭСРО – европейская организация космических исследований

36. Правовой режим космического  пространства, небесных тел, космических  объектов.

   Общими элементами правового режима космического пространства и небесных тел являются следующие.

   Они открыты для исследования  и использования всеми гос-вами  без какой бы то ни было  дискриминации на основе равенства  и в соответствии с МП, при  свободном доступе во все районы небесных тел; они свободны для научных исследований. Это означает признание космоса территорией общего пользования.

   Космос и небесные тела  не подлежат национальному присвоению  ни путем провозглашения на  них суверенитета, ни путем оккупации ни любыми другими средствами.

   Космос является частично  демилитаризированной зоной в  силу того, что гос-ва обязались  не выводить на орбиту вокруг  Земли любые объекты с ядерным  оружием или любыми другими  видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. В космосе запрещено производить любые испытательные взрывы ядерного оружия.

   Деятельность неправительственных  юр.лиц в космосе может осуществляться только с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего гос-ва. Разрешается деятельность в космосе м/у организаций.

   Правовой режим Луны и  других небесных тел в дополнение  к общим элементам правового  режима космоса включает их полную нейтрализацию – они могут использоваться исключительно в мирных целях. Это означает, что небесные тела не могут использоваться для военных действий даже в неагрессивных военных целях (самооборона).

   Еще одним специфическим  элементом правового режима является провозглашение Луны и др.небесных тел, включая природные ресурсы, «общим наследием человечества». Такой м/у режим включает упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов, их рациональное регулирование, расширение возможностей в деле их использования и справедливое распределение благ, получаемых от этих ресурсов, «с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны».

Конвенция о регистрации 1975 г. требует от государства регистрации:

1)   внесения его в национальный  регистр и далее - в Реестр Генерального  секретаря ООН;

2)   нанесения маркировки, по  которой в дальнейшем могла  бы быть проведена идентификация  объекта или его частей в  случае обнаружения их за пределами государства регистрации или на международной территории в целях последующего возвращения собственнику

Договором по космосу 1967 г. и Соглашением о спасании космонавтов 1968 г., в последние годы пополнился обычно-правовыми нормами о статусе интернациональных экипажей и космических туристов. На одной только орбитальной станции «Мир» побывал 61 иностранец.

Информация о работе Лекции по "Международное право"