Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 15:09, курс лекций
Международное право, история становления, его особенности. Соотношение международного права и внутригосударственного права. Соотношение международного публичного права и международного частного права.
МП-особая правовая система, регулир международн отношения его субъектов посредством юридич норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглаш между ними и обеспечиваемых принуждением формы характер и пределы которого определены в международных соглашениях.
3) личный состав движений
4) лица, оказывающие помощь
5) члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся;
6) население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.
Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они:
1) принадлежат к какому-либо
военным образом
2) носят отличительные знаки;
3) открыто носят оружие и
При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.
Разведчики - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.
Иностранные военные советники и инструкторы - это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.
Необходимо разграничивать такие категории, как военный шпион и военный разведчик, доброволец и наемник. Военный шпион (лазутчик) - это согласно ст. 29 приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г. "такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действий одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне". Статья 46 Дополнительного протокола I, уточняя правовой статус военного шпиона, закрепляет норму, согласно которой лицо из состава вооруженных сил, "попадающее под власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом".
Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, и носит при этом "форменную одежду своих вооруженных сил" или "не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам", то такое лицо не считается шпионом, а квалифицируется как военный разведчик. Военный разведчик, таким образом, - это лицо, собирающее сведения в районе действия противника и носящее форму своей армии, т.е. не скрывающее своего подлинного лица. В случае, если это лицо попадет в руки противника, на него должен распространяться режим военного плена.
Доброволец - это лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон. Согласно V Гаагской конвенции 1907 г. отдельные лица могут "переходить границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих". В той же Конвенции устанавливается, что если отдельное лицо добровольно вступает в армию одного из воюющих государств, то оно утрачивает статус лица нейтрального государства.
Наемник - это лицо, добровольно вступающее в воинские формирования, ведущие вооруженную борьбу в защиту противоправных колониальных, расистских и иных подобных режимов, против национально-освободительных движений. Наемник не пользуется покровительством норм права вооруженных конфликтов. Он не имеет права на статус комбатанта, военнопленного.
В соответствии со ст. 47 Дополнительного протокола I наемник - это лицо, которое специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, и фактически принимает непосредственное участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и с такими же функциями из числа личного состава вооруженных сил данной стороны. Наемник не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте. Он не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и не послан государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица из состава его вооруженных сил.
В декабре 1989 г. в рамках ООН была принята Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. В отличие от Дополнительного протокола I, Конвенция 1989 г. к категории наемников относит не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных конфликтах, но и, что существенно важно, лиц, завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности. Согласно Конвенции государства не должны заниматься вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, в том числе в целях, противоречащих праву народов на самоопределение, как оно толкуется международным правом, и обязаны запрещать и предотвращать подобные действия.
Конвенция 1989 г. вводит ряд новых составов преступлений, связанных с наемничеством. Преступными и подлежащими наказанию в соответствии с Конвенцией являются действия не только самих наемников, но и лиц, осуществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также попытки совершения указанных действий и соучастие в их совершении. Каждое государство - участник Конвенции обязано установить его юрисдикцию над любым из приведенных выше преступлений, если обвиняемый в преступлении находится на его территории и оно не выдает его другому государству, обращающемуся с требованием о выдаче преступника.
42. Международно-правовая защита раненых, больных, гражданского населения, невоенных объектов в период вооруженных конфликтов.
Защита жертв войны, согласно праву вооруженных конфликтов, означает защиту таких категорий физических лиц, как раненые, больные, военнопленные и гражданское население, находящиеся на театре военных действий. Права и обязанности этих лиц регламентируются не только на период боевых действий, но и после их окончания.
Раненые и больные военнослужащие и гражданские лица (лица, потерпевшие кораблекрушение, обессиленные, беременные женщины, кормящие матери, новорожденные и др.), которые нуждаются в медицинской помощи, уходе и воздерживаются от любых враждебных действий, пользуются защитой во время войны. Женевские конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (1949), Дополнительные протоколы I и II (1977) обязывают государства соблюдать их положения не только в случае войны, но и в случае всякого вооруженного конфликта между двумя или несколькими сторонами, даже если одна из них не признает состояния войны; они применимы также ко всем случаям оккупации.
Все раненые и больные независимо от цвета кожи, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений пользуются одинаковым покровительством международного права. В отношении всех раненых и больных независимо от того, к какой стороне они принадлежат, запрещаются: медицинские или научные эксперименты, удаление тканей или органов для пересадки; всякие виды убийств, физические увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; взятие их в качестве заложников; посягательство на человеческое достоинство, в том числе оскорбительное и унижающее обращение; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного судом при соблюдении процессуальных гарантий.
Покровительство конвенций распространяется также на всех лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав: на военных корреспондентов, личный состав рабочих команд и служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил; на членов экипажей торгового флота; на население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгшимися войсками противника, и если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными, и к ним должен применяться режим военного плена. После каждого боя воюющие обязаны принимать меры к розыску раненых и умерших, к ограждению их от мародерства и надругательств. Предание погибших земле или кремирование должно проводиться после медицинского освидетельствования. Воинские захоронения должны быть оборудованы так, чтобы их можно было найти в любое время.
Санитарные формирования и учреждения пользуются уважением, защитой и не могут быть объектом нападения. Однако они ни при каких обстоятельствах не должны быть использованы для прикрытия военных объектов и совершения действий, наносящих ущерб противнику, чтобы не потерять право на международно-правовую защиту.
Личный состав, предназначенный специально для подбирания, перевозки раненых и больных и принадлежащий исключительно администрации санитарных формирований и учреждений, а также военное духовенство должны пользоваться уважением и покровительством при всех обстоятельствах. К личному составу санитарных формирований и учреждений приравнивается и личный состав добровольческих обществ помощи, включая национальные общества Красного Креста, выполняющие аналогичные функции. Подвижные санитарные формирования, если они попадают во власть противника, сохраняют свою материальную часть и сопровождающий их личный состав. Однако противник может использовать все ресурсы этих формирований для ухода за ранеными и больными своей армии.
Режим военного плена регулируется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными (1949), согласно которой военнопленными являются попавшие во власть неприятеля: личный состав вооруженных сил воюющей стороны, партизаны, ополченцы и другие комбатанты, а также и некомбатанты, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.
Военнопленные находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен (ст. 12), с ними всегда следует обращаться гуманно, ни один из них не может быть подвергнут физическому калечению, научному или медицинскому опыту (ст. 13). Запрещается дискриминация по признакам расы, религии, социального происхождения.
Военнопленные подлежат размещению в лагерях в условиях не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуется армия противника, расположенная в этой же местности (ст. 25). Лагерь военнопленных находится под ответственностью офицера вооруженных сил воюющей стороны.
Конвенция подробно регламентирует вопросы, связанные с работой военнопленных, которые (за исключением офицеров) могут привлекаться к работе, не связанной с военными действиями: в сельском и домашнем хозяйстве, торговой деятельности, погрузочно-разгрузочных работах на транспорте.
Военнопленных нельзя лишать права переписки с семьей (ст. 71); они имеют право получать посылки с продуктами питания, одеждой (ст. 72). Военнопленные могут представлять просьбы военному командованию, под властью которого находятся, посылать жалобы представителям державы-покровительницы, в качестве каковой выступает обычно нейтральное государство. Военнопленные выбирают из своей среды доверенных лиц, которые представляют их перед военными властями пленившего их государства, перед представителями державы-покровительницы и Общества Красного Креста.
Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах государства, держащего их в плену. За совершенные преступления военнопленные подлежат военному суду (ст. 84); воспрещаются коллективные наказания за индивидуальные проступки (ст. 87). Если военнопленный предпринял неудавшуюся попытку к побегу, то он наказывается только в дисциплинарном порядке (ст. 92); военнопленные, способствующие побегу, также несут ответственность (ст. 93). Военнопленный, совершивший побег и вновь попавший в плен, подлежит дисциплинарному наказанию. К нему могут быть применены более строгие меры охраны.
Военнопленные освобождаются и репатриируются по прекращении военных действий (ст. 118). Однако это положение не распространяется на военнопленных, против которых возбуждено уголовное преследование, а также на тех военнопленных, которые осуждены по законам государства, держащего их в плену, за военные преступления или преступления против человечности, совершенные ими до взятия в плен.
Для сбора сведений о военнопленных предусматривается создание справочных бюро и обществ помощи. Центральное справочное бюро учреждается в нейтральной стране.
Мировое сообщество неоднократно обсуждало вопрос о статусе военнопленных и подтверждало необходимость соблюдения всех положений Женевской конвенции о режиме военнопленных. Однако реальностью войн остаются массовые нарушения норм международного права, определяющие режим военнопленных, раненых и больных из состава вооруженных сил другой воюющей стороны. Эти нарушения были характерны как для Первой,[253] так и для Второй мировой войны. В гитлеровской Германии разработали и осуществили целую систему массового уничтожения военнопленных. Международный военный трибунал в своем приговоре главным немецким военным преступникам указал, что гитлеровские власти, нарушив международные конвенции, узаконили убийство всех военнопленных, которые были или могли быть опасными для национал-социализма.[254]
Российское государство строго придерживается международно-правовых норм о защите жертв войны и устанавливает повышенную ответственность за жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортацию гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором, а также за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором ст. 356 УК РФ.
В любых войнах больше всего страдает гражданское население – лица, не принадлежащие ни к одной категории вооруженных сил. Так, если среди убитых в Первую мировую войну гражданские лица составляли 5 процентов, во Вторую мировую войну – 48 процентов от общего числа погибших.