Лекции по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 01:19, курс лекций

Краткое описание

Реформирование внешнеэкономической деятельности, углубление миграционных процессов вызвали необходимость включения в государственные стандарты подготовки специалистов-юристов в качестве обязательной дисциплины курса международного частного права. Это одна из самых молодых и самых сложных отраслей современного правоведения. Сложность данной учебной дисциплины состоит в том что, во-первых, при изучении ее приходится обращаться к понятиям общей теории права, международного права и, безусловно, к институтам гражданского, семейного, трудового и гражданского процессуального права. Во-вторых, международное частное право обладает просто колоссальной нормативной базой.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции мчп.doc

— 715.00 Кб (Скачать файл)

Оформление выезда усыновленного  ребенка за пределы Республики Беларусь производится в установленном законодательством порядке с обязательной выдачей ему паспорта гражданина Республики Беларусь, если усыновленный ребенок является гражданином Республики Беларусь.

При усыновлении на территории Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося иностранным гражданином и проживающего на территории Республики Беларусь, необходимо также получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, и, если это требуется в соответствии с законодательством иностранного государства, - согласие ребенка на усыновление.

Усыновление на территории Республики Беларусь иностранными гражданами или  лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Республики Беларусь, детей, являющихся гражданами Республики Беларусь и проживающих на территории Республики Беларусь, производится по заявлению этих граждан по месту проживания ребенка областным или Минским городским судом с соблюдением порядка, установленного гл.13 КоБС, при условии предоставления разрешения на усыновление компетентного органа страны проживания кандидата в усыновители, если иное не предусмотрено международным договором Республики Беларусь. Заявление подается через Национальный центр усыновления, который обязан в 15-дневный срок с момента поступления заявления направить его в установленном порядке в соответствующий суд.

Усыновление ребенка, являющегося  гражданином Республики Беларусь и  проживающего за пределами Республики Беларусь, а также ребенка, находящегося за пределами Республики Беларусь в связи с лечением или другими экстремальными жизненными ситуациями, проживающего у родственников, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители или на территории которого постоянно проживают кандидаты в усыновители - лица без гражданства или граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории иностранного государства, признается действительным в Республике Беларусь при условии получения предварительного разрешения на усыновление Министерства образования, основанного на компетентном мнении органов опеки и попечительства по последнему месту жительства на территории Республики Беларусь.

В анализируемом Положении нашли  отражение принципы Конвенции 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, в которой участвует и Республика Беларусь. 

 

4. Опека и попечительство  

 

Опека и попечительство устанавливаются  для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или по другим причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей.

Опека, попечительство над несовершеннолетними  гражданами Республики Беларусь, проживающими вне пределов Республики Беларусь, устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь, т.е. гл.14 и ст.234, 235 КоБС, международными договорами Республики Беларусь и с учетом требований <Положения о порядке усыновления (удочерения) детей и установления опеки, попечительства над ними иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства> от 28.10.1999 г. ©1679.

В соответствии с ч.2 ст.234 КоБС опека и попечительство, установленные над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признаются действительными в Республике Беларусь, если против установления опеки, попечительства или против их признания нет возражений консульского учреждения Республики Беларусь, которое обязано получить согласие Министерства образования, основанное на мнении органа опеки и попечительства по последнему месту проживания ребенка на территории Республики Беларусь.

Опека, попечительство, установленные  над несовершеннолетними иностранными гражданами вне пределов Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признаются действительными в Республике Беларусь (ч.4 ст.234 КоБС).

Закон допускает установление иностранными гражданами и лицами без гражданства  опеки и попечительства над несовершеннолетними  гражданами Республики Беларусь, проживающими на территории Республики Беларусь, в  соответствии с гл.14 КоБС и требованиями называвшегося Положения от 28.10.1999 г. ©1679, при условии получения в каждом отдельном случае разрешения Министерства образования Республики Беларусь и компетентного органа государства, гражданами которого являются опекун, попечитель (ст.235 КоБС).  

 

 

  

 

 

 

Рекомендуемая литература  

 

  1. 1.         Дюжева О. Проблемы законодательства о международном усыновлении // Государство и право. - 1995. - ©6.
  2. 2.         Звеков В., Марышева Н. Развитие законодательства о международном частном праве (Развитие законодательства в сфере коллизионного семейного права) // Журнал российского права. - 1997. - ©1.
  3. 3.         Лазарев Л., Марышева Н., Пантелеева И. Иностранные граждане (правовое положение). - М., 1992.
  4. 4.         Рыжкова Е. Смешанные браки немусульман с мусульманами // Московский журнал международного права. - 1999. - ©4.
  5. 5.         Хазова О. Брак и развод в буржуазном семейном праве. Сравнительно-правовой анализ. - М., 1988.
  6. 6.         Швыдак Н. Международная унификация коллизионных норм семейного права // Право и экономика. - 1995. - ©15-16.
  7. 7.         Шебанова Н.А. Семейные отношения в международном частном праве. - М.: ИГП, 1995.
  8. 8.         Шелютто М. Развитие семейного законодательства в странах Балтии // Адвокат. - 1999. - ©8. - С.90.

 

 

Лекция 15. Наследственные отношения в международном частном праве 

 

1. Коллизионные вопросы  наследственных отношений 

 

По своему разнообразию и сложности регулирования наследственные отношения в международном частном  праве не уступают брачно-семейным отношениям.

Коллизии в наследственном праве возникают по следующим вопросам:

  • ·           определение круга законных наследников и порядка их призвания к наследству;
  • ·           определение завещательной дееспособности граждан;
  • ·           регламентация признания завещания действительным по форме и по содержанию;
  • ·           регулирование внутренним законодательством наследования движимого и недвижимого имущества.

Вопрос о круге наследников  в законодательстве различных государств решается исходя из принципа гражданства наследодателя или принципа домицилия.

Законодательство Республики Беларусь подчиняет отношения по наследованию праву страны, где наследодатель  имел последнее постоянное место  жительства (ст.1133 ГК Республики Беларусь).

В соответствии со ст.1057 ГК Республики Беларусь наследниками по закону первой очереди являются дети, супруг и  родители умершего. Всего ГК предусматривает 8 очередей наследников, причем наследники по закону каждой последующей очереди  получают право на наследование в случае отсутствия наследников предыдущей очереди, устранения их от наследства, непринятия ими наследства либо отказа от него.

Завещание - это волеизъявление гражданина по распоряжению принадлежащим ему  имуществом на случай смерти.

Как и при наследовании по закону, наследование по завещанию подчиняется в Республике Беларусь закону последнего места жительства наследодателя. Но в соответствии со ст.1133 ГК Республики Беларусь наследодателем в завещании может быть избрано право страны, гражданином которой он является.

Завещание является односторонней  сделкой, требующей совершения ее гражданином, обладающим дееспособностью в полном объеме на момент составления завещания.

Отнесение завещаний к сделкам, предполагает, что оно должно быть совершено в предписанной законом форме, поэтому в наследственных отношениях по завещанию может появиться принцип закона места совершения акта. Однако в законодательстве другого государства при этом должна быть предусмотрена материально-правовая норма, которая признает действительным завещание, составленное по законодательству другого государства. Так, ст.1135 ГК Республики Беларусь устанавливает, что завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права места составления акта или требованиям права Республики Беларусь.

Существование двух видов имущества, движимого и недвижимого, определило наличие специальной коллизионной привязки для недвижимого имущества. Согласно ст.1134 ГК Республики Беларусь наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а имущества, которое зарегистрировано в Республике Беларусь, - по праву Республики Беларусь. 

 

2. Международные соглашения  по вопросам наследования 

 

Республика Беларусь не участвует ни в одной из немногочисленных конвенций по наследственным правоотношениям.

Вопросы наследственного  права определены для нашей страны Конвенцией СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г. и двусторонними договорами о правовой помощи. Эти договоры регулируют все существенные вопросы наследственных отношений (на примере Конвенции СНГ от 22.01.1993 г.):

  • ·           устанавливают принцип уравнивания в правах наследников на территориях договаривающихся государств. Граждане каждой из Договаривающихся Сторон могут наследовать на территориях других Договаривающихся Сторон имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, как и граждане данной Договаривающейся Стороны (ст.44);
  • ·           определяют право государства, которым регулируется порядок наследования движимого и недвижимого имущества. Право наследования имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Право наследования недвижимого имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество (ст.45);
  • ·           указывают законодательство, которому подчиняется форма завещания. Способность лица к составлению и отмене завещания, а также форма завещания и его отмены определяются по праву той страны, где завещатель имел место жительства в момент составления акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права места его составления (ст.47);
  • ·           регулируют порядок производства по делам о наследовании. Производство по делам о наследовании движимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой имел место жительства наследодатель в момент своей смерти. Производство по делам о наследовании недвижимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой находится имущество (ст.48);
  • ·           предусматривает нормы о принятии мер по охране наследуемого имущества.

В сфере охраны наследственных прав граждан в других государствах большая  роль принадлежит дипломатическим представительствам и консульским учреждениям. Мировая практика по делам о наследстве состоит в том, что если в каком-то государстве открылось иностранное наследство, то об этом извещается консул этого государства. Консул сообщает все необходимые сведения о наследстве и наследниках в Министерство иностранных дел того государства, гражданством которого обладает наследодатель. Дипломатические учреждения компетентны без специальной доверенности представлять граждан своего государства по наследственным делам в других странах, если они отсутствуют или не назначили представителя. 

 

3. Наследственные права  иностранцев в Республике Беларусь  

 

В соответствии с Законом  Республики Беларусь <О правовом положении  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Республике Беларусь> иностранные граждане и лица без гражданства пользуются теми же правами и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь, если иное не следует из Конституции Республики Беларусь и других актов законодательства республики.

Иностранные граждане и  лица без гражданства могут иметь  в Республике Беларусь на праве частной  собственности жилые дома, квартиры, транспортные средства и иное имущество  потребительского и производственного  назначения. Они имеют право наследовать и завещать свое имущество.

Мировой практикой установлено, что наследование недвижимого имущества  регулируется законодательством государства, на территории которого находится недвижимое имущество, а наследование движимого  имущества - законодательством государства, гражданином которого был наследодатель на день смерти или на территории которого наследодатель имел последнее постоянное место жительства.

Данная норма признана многими государствами в качестве международного обычая и закрепляется в двусторонних договорах о правовой помощи, в т.ч. содержится и в договорах, заключенных Республикой Беларусь с другими государствами.

Иностранное государство  может оказаться наследником  по завещанию или наследником  выморочного имущества.

В правовом регулировании  выморочного имущества имеются различия в законодательстве различных государств. По законодательству стран романо-германской правовой системы, если наследодатель не имеет наследников по закону, не оставил завещания, то его имущество переходит к государству как наследнику. А по законодательству стран англо-американской правовой системы при этих же обстоятельствах наследственное имущество переходит к государству по праву <оккупации> - установления права собственности на бесхозное имущество. Поэтому по праву наследования имущество перейдет в собственность государства, гражданином которого был наследодатель, а по праву <оккупации> - государства, на территории которого это имущество находится. На практике может сложиться следующая ситуация. После смерти белорусского гражданина на территории Австрии его наследственное имущество при отсутствии наследников переходит в собственность Австрии, по белорусскому праву - в собственность Республики Беларусь.

Информация о работе Лекции по "Международному частному праву"