Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:16, реферат
МВП регулирует преимущественно международную деятельность национальной гражданской авиации, которая складывается из международных полетов, выполняемых в суверенном воздушном пространстве и за его пределами, и международных перевозок пассажиров и грузов, перемещаемых из одной страны в другую. Выполнение таких полетов в воздушном пространстве регулируется специальными аэронавигационными правилами, которые образуют режим международных полетов. Главная его цель – обеспечить безопасность регулярных и нерегулярных полетов, т.е. без угрозы для жизни и здоровья людей.
На воздушные суда, находящиеся в воздушном пространстве иностранного государства, распространяются юрисдикция этого государства, таможенный, валютный и карантинный контроль.
При бедствии воздушного судна государство, на территории которого это произошло, принимает меры по оказанию помощи данному воздушному судну. В случае происшествия с воздушным судном на территории иностранного государства последнее назначает расследование обстоятельств такого происшествия (ст. 26 Чикагской конвенции 1944 г.).
Чикагская конвенция подтверждает принцип недискриминации в отношении применения правил о воздушных передвижениях к судам всех государств без исключения (ст. 11).
В мае 1984 года на чрезвычайной сессии ИКАО было принято дополнение к Чикагской конвенции 1944 года в виде ст. 3-бис. Суть статьи в следующем. Участники Чикагской конвенции берут на себя обязательство при перехвате нарушившего границу или уклонившегося от авиатрассы иностранного воздушного судна действовать таким образом, чтобы не ставить под угрозу жизнь находящихся на борту судна пассажиров и сохранять безопасность самого судна. Причем, что «особенно важно, государства-участники обязуются воздерживаться от применения силы в отношении воздушного судна. Идея внесения такой поправки возникла в ИКАО после инцидента с южнокорейским авиалайнером "Боинг-747", который в 1983 году был сбита светском воздушном пространстве. Статья 3-бис явилась важной мерой, направленной на повышение безопасности полетов. Советский Союз ратифицировал ту поправку к Чикагской конвенции в 1990 году.
ПРАВИЛА ПОЛЕТОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, принцип свободы открытого моря наряду с другими свободами содержит и свободу полетов над ним. Это означает, что воздушные суда всех государств, как прибрежных, так и неприбрежных, вправе свободно летать в воздушном пространстве над открытым морем. Однако интересы безопасности воздушного движения требуют, чтобы эти полеты были упорядочены. Среди разработанных ИКАО унифицированных летно-технических норм (Международных стандартов), составляющих приложения к Чикагской конвенции 1944 года, есть Приложение № 2 «Правила полетов», которые должны в обязательном порядке соблюдаться воздушными судами всех стран по время их полетов над открытым морем.
По инициативе ИКАО систематически проводятся региональные аэронавигационные совещания, на которых устанавливаются и периодически пересматриваются основные маршруты воздушных передвижений над открытым морем. В принципе возможны полеты не только по установленным в рамках ИКАО маршрутам. Однако на практике большинство полетов осуществляется именно по установленным маршрутам.
При полете над открытым морем воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия и регистрационный номер не более чем одного государства.
Из почти 300 существующих на земном шаре проливов только небольшая часть важна для международной аэронавигации. Конвенция 1982 года предусматривает, что в проливах, используемых для международного судоходства, воздушные суда (летательные аппараты) пользуются правом транзитного пролета, под которым понимается, как уже отмечалось, осуществление свободы полета с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив (ст. 38, п. 2). При осуществлении полета воздушные суда должны воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежных государств.
Режим воздушного пространства над Антарктикой и право полетов в нем определяются Договором об Антарктике 1959 года. Договор устанавливает свободный полет гражданских воздушных судов всех стран независимо от того, являются они участниками данного Договора или нет (ст. VI). Международные полеты должны осуществляться в строгом соответствии со стандартами ИКАО.
РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ
Вопрос о коммерческих правах в международном воздушном транспорте является главной проблемой международных воздушных сообщений. Как показывает международная практика послевоенных лет, именно вопрос об объеме коммерческой деятельности на территории иностранного государства вызывает значительные противоречия между крупнейшими авиационными державами и их авиакомпаниями.
Под коммерческими правами в международном воздушном транспорте понимают разрешение авиапредприятиям осуществлять воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты за вознаграждение
Общее право на осуществление коммерческой деятельности делится на соответствующие категории, именуемые "свободы воздуха" -- термин, впервые употребленный в Чикагском соглашении о международном воздушном транспорте 1944 года.
Первоначально максимальный объем коммерческой деятельности, за который велась конкурентная борьба между крупнейшими авиационными державами, состоял из пяти "свобод воздуха" 1) право транзитного беспосадочного пролета (первая "свобода воздуха"); 2) право транзитного пролета с посадкой в некоммерческих целях, т.е. без принятия на борт или высадки пассажиров, погрузки и разгрузки багажа (вторая "свобода воздуха"); 3) право высаживать на иностранной территории пассажиров и выгружать грузы и почту, взятые на борт воздушного судна на территории государства, чью национальность судно имеет (третья "свобода воздуха"); 4) право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию государства, чью национальность имеет воздушное судно, а также адресуемые туда же грузы и почту (четвертая "свобода воздуха"); 5) право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию любого третьего государства, а также адресуемые туда же груз и почту и право высаживать пассажиров и выгружать груз и почту, следующие с любой такой территории, в стране - партнере по соглашению (пятая "свобода воздуха").
Для авиапредприятий важно получить разрешение на коммерческую деятельность в объеме пяти "свобод воздуха", так как именно этот объем способствует увеличению нагрузки самолетов и обеспечивает более высокий уровень прибылей, получаемых авиатранспортными компаниями.
В международной практике, однако, пятая "свобода воздуха " в ее полном объеме -- перевозки в любые третьи страны -- не предоставляется, ибо это уменьшает возможности национальных авиапредприятий самим осуществлять перевозки пассажиров, грузов и почты
Развитие международных воздушных сообщений привело к тому, что произошло дробление коммерческих прав, в частности, пятой "свободы воздуха" И в настоящее время объем коммерческий деятельности дополнен шестой, седьмой, восьмой и девятой "свободами воздуха".
Шестая "свобода воздуха" - право осуществлять перевозки пассажиров, груза и почты между третьими странами через свою территорию.
Седьмая "свобода воздуха"» - право осуществлять перевозки пассажиров, груза и почты между третьими странами, минуя территорию государства, чью национальность имеет воздушное судно.
Восьмая "свобода" воздуха" - каботаж, т. е. авиаперевозки между пунктами, расположенными на территории одного и того же государства.
Девятая "свобода воздуха" - внутренняя перевозка, выполняемая по маршруту, проходящему исключительно по территории государства, предоставляющего это право.
Правовое регулирование воздушных сообщений осуществляется посредством двусторонних межправительственных соглашений о воздушных сообщениях, в которых большое внимание уделяется регулированию объемов-перевозок. К определяющим факторам объемов перевозок относятся частота движения воздушных судов по договорным линиям, типы эксплуатируемых самолетов, их вместимость.
Значительное число двусторонних межправительственных соглашений о воздушных сообщениях сделало актуальным вопрос о регулировании таких сообщений на базе единого (типового) многостороннего соглашения. Обсуждение этого вопроса проходило на Всемирной авиатранспортной конференции ИКАО (в ноябре--декабре 1994 г.). Однако однозначного решения в пользу принятия многостороннего регулирования воздушных сообщений принято не было.
Правовое регулирование воздушных сообщений осуществляется посредством двусторонних соглашений о воздушном транспорте. Соглашения заключаются по образцу, содержащемуся в двух типовых проектах: Чикагском и Страсбургском, разработанных соответственно в 1944 и 1959 годах.
Соглашения "чикагского типа" составляют большинство действующих двусторонних соглашений. Значительное влияние на договорную практику государств оказывают и соглашения "бермудского типа" (ныне Бермуды-2), например, те положения соглашений, которые касаются установления тарифов и распределения объемов перевозок между участниками конкретного соглашения, которых нет ни в Чикагском, ни в Страсбургском типовом проекте.
Из многосторонних конвенций, действующих в сфере воздушных сообщений, необходимо отметить Варшавскую конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 года.
Помимо Конвенции 1929 года, были приняты Гаагский протокол об изменении этой Конвенции в части увеличения размера ответственности перевозчика 1955 года, а также Гвадалахарская конвенция 1961 года для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору.
Указанные документы образуют так называемую "Варшавскую систему" ответственности авиаперевозчика. В последующие годы система стала подвергаться критике. В связи с этим в мае 1999 г. в Монреале проходила международная Конференция, которая рассмотрела вопрос о модернизации "Варшавской системы", приняв новую Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. Монреальская конвенция вступит в силу на 60-й день после ратификации ее 30 государствами.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИКАО)
ИКАО - сокращенное название Организации на английском языке. Организация была создана в 1944 году на Чикагской конференции по вопросам гражданской авиации. Часть вторую принятой на Конференции Конвенции о международной гражданской авиации составляет Устав ИКАО. В 1946 году Организация приобретает статус специализированного учреждения. ИКАО явилась преемником функций двух международных органов, действовавших в период между первой и второй мировыми войнами: Международной комиссии по воздушной навигации (СИ НА) и Международного комитета юристов -- экспертов по вопросам воздушного права (СИТЕЖА).
В настоящее время ИКАО - крупнейшая международная организация в области гражданской авиации, насчитывающая в своем составе 183 государства. Главная (общая) цель ИКАО, согласно Чикагской конвенции 1944 года, заключается в обеспечении безопасности и упорядоченного развития международной гражданской авиации (ст. 44).
Структура Организации традиционна для специализированных учреждений. Ассамблея - высший орган, в котором представлены все государства-члены, имеющие по одному голосу; собирается раз в три года. Совет - исполнительный орган, состоящий из 33 государств - членов Организации, избираемых Ассамблеей, согласно специальным, предусмотренным Конвенцией 1944 года правилам. Так, в составе Совета обязательно должны быть государства, играющие ведущую роль в воздушном транспорте (ст. 50, п. "Ь", Конвенции). Совет собирается три раза в год и наделен широкими полномочиями. Аэронавигационная комиссия состоит из 15 членов, которыми являются физические лица, наиболее компетентные в области аэронавигации. Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначенным Советом. В Юридический комитет входят все государства - члены ИКАО, которые назначают юридических экспертов, представляющих государства в Комитете.
Наряду с этими основными органами в рамках ИКАО функционирует еще целый ряд комитетов по специальным вопросам, например, Комитет по незаконному вмешательству в дела гражданской авиации.
Место нахождения ИКАО - г. Монреаль (Канада).
Говоря о направлениях деятельности ИКАО, необходимо отметить, что она принадлежит к международным организациям с развитой нормотворческой функцией, которая проявляется в следующих формах. В Юридическом комитете ИКАО разрабатываются проекты многосторонних конвенций по отдельным вопросам международного воздушного права, которые затем принимаются на международных конференциях, созываемых под эгидой ИКАО. Примером могут служить Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года и Монреальская конвенция о борьбе о незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года.
Интересы международных воздушных сообщений, в первую очередь их безопасность и эффективность, требуют унификации и стандартизации национальных норм и правил. Таким видом нормотворчества ИКАО занимается с самого начала своей деятельности. Разработанные Советом унифицированные правила, именуемые международными стандартами и рекомендациями, составляют приложения к Чикагской конвенции. В настоящее время их 18. Тексты международных стандартов рассылаются государствам - членам ИКАО. Если государство-член в течение трех месяцев (ст. 90 Чикагской конвенции) не заявит о своем непринятии этих правил, они становятся обязательными для данного государства.
Одно из направлений деятельности ИКАО - оказание помощи развивающимся странам. Ежегодно помощь по линии ИКАО получают около 100 стран. Помощь осуществляется в трех основных формах: командирование экспертов, предоставление стипендий для подготовки специалистов в области гражданской авиации, поставка оборудования для аэропортов.
Помимо ИКАО, являющейся универсальной организацией, имеется ряд региональных международных организаций и органов, действующих в сфере гражданской авиации, с которыми ИКАО осуществляет сотрудничество.