Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:14, реферат
Жизнь человека, развитие общества с древнейших времен были связаны с морем. Первоначально эти связи ограничивались добычей в прибрежных водах продуктов питания. С развитием науки, техники человеческая деятельность все дальше и дальше удалялась от берега и достигала все большей глубины. Развитие средств передвижения вело к тому, что на смену древнему изречению "моря разъединяют народы", пришло новое — "моря соединяют народы".
1. Понятие и кодификация международного морского права
1.1 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
1.2 Классификация морских пространств
2. Внутренние (морские) воды.
2.1 Территориальное море и прилежащая зона.
2.2 Право мирного прохода
3. Международные проливы.
3.1 Режим Черноморских проливов
3.2 Балтийские проливы
3.3 Гибралтар
3.4 Правовой режим международных канаолов
4. Исключительная экономическая зона
4.1 Континентальный шельф и его правовой режим
5. Открытое море
5.1 Свободы открытого моря
6. Международный район морского дна.
7. Международные морские организации
Конвенция 1958 года определяет прилежащую зону как часть открытого моря, прилежащую к территориальному морю, в которой прибрежное государство может осуществлять определенный контроль.
Конвенция 1958 года устанавливает 12-мильный предел ширины прилежащей зоны, а отсчет производится от тех же исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Конвенция 1982 года увеличивает допустимый предел прилежащей зоны до 24 морских миль, и это находит обоснование в том, что в ней был установлен 12-мильный предел ширины территориального моря.
Прилежащие зоны устанавливаются для контроля прибрежным государством за тем, чтобы не допускать нарушения его таможенного, санитарного, иммиграционного или фискального законодательства в пределах его территории или территориального моря, а также для наказания за нарушение этого законодательства иностранными судами или членами их экипажей в тех же пределах. В первом случае речь идет о превентивных мерах в отношении судов, которые еще не вошли в территориальное море государства; во втором случае — о применении юрисдикции к судну, уже побывавшему в территориальном море или внутренних морских водах и нарушившему правила прибрежного государства.
Установление прилежащей зоны является правом прибрежного государства, и оно может ввести все четыре вида прилежащей зоны (таможенную, фискальную, иммиграционную, санитарную) или некоторые из них. Конвенции дают исчерпывающей перечень видов прилежащей зоны. Установление некоторыми государствами других видов прилежащей зоны (например, зоны безопасности) не имеет обоснования в нормах современного международного права. Более того, Комиссия международного права в комментарии к проекту статьи о прилежащей зоне не признала прав прибрежного государства на безопасность в прилежащей зоне, справедливо посчитав, что неопределенность термина "безопасность" привела бы на практике к произволу.
2.2 Право мирного прохода
Под право мирного прохода понимается плавание судов всех государств через территориальное море с тем, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым, однако остановки или стоянки на якоре допустимы, когда они являются обычными по условиям плавания в этом районе или стали результатом непреодолимой силы или бедствия или когда требуется оказание помощи терпящим бедствие или находящимся в опасности. Подводные лодки в территориальном море должны следовать в надводном положении.
Мирным называется проход, которым не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Конвенция 1982 года перечисляет такие виды деятельности иностранного судна, которые, будучи совершены в территориальном море, нарушают мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. К ним относятся угроза силой или ее применение против прибрежного государства, маневры или учения с применением оружия, сбор информации в ущерб безопасности прибрежного государства, пропаганда, посягающая на его безопасность, подъем, посадка, принятие летательных аппаратов или военных устройств, нарушение таможенных, санитарных, иммиграционных, фискальных законов и правил прибрежного государства, рыболовство, серьезное загрязнение, проведение исследований, создание помех в работе средств связи прибрежного государства.
3. Международные проливы
Многие проливы являются единственными или наиболее удобными проходами из одной части открытого моря в другую или служат входом в территориальное море из открытого моря. Такое расположение определяет их значение для международного судоходства. Правовой режим некоторых из проливов (Черноморские, Балтийские) был урегулирован международными договорами, для большинства же других сложилась и действует норма обычного международного права, которая была подтверждена в решении Международного Суда ООН по инциденту в проливе Корфу в 1949 году. Суд уточнил и критерии отнесения пролива к международным, назвав таковым и географическое положение пролива и его значение для международного судоходства.
3.1 Режим Черноморских проливов (Босфора и Дарданелл).
Правовой режим этих проливов регулируется ныне Конвенцией, заключенной в 1936 году в Монтрё (Швейцария). Конвенция устанавливает различный режим плавания в проливах для торговых судов и военных кораблей. Кроме того, на определение режима влияют состояние мира или войны и отношение к воине Турции.
Торговые суда всех государств в мирное время имеют право свободного прохода через проливы и плавания в них в любое время суток. Такое же правило действует и на время войны, если Турция не является воюющей стороной. Если же Турция участвует в войне, то свобода прохода и плавания в проливах в дневное время остается у государств, которые не находятся в состоянии войны с Турцией. С каждого проходящего через проливы судна взимаются санитарные и маячные сборы.
Конвенция предусмотрела различные правила прохода через проливы для военных кораблей черноморских и нечерноморских держав, установив для вторых определенные ограничения. Эти ограничения касаются типа кораблей (легкие надводные корабли, вспомогательные суда), общего тоннажа военных кораблей нечерноморских держав в Черном море и срока их пребывания в Черном море.
Черноморские державы имеют право проводить через проливы любые военные корабли; при этом линейные корабли (и приравненные к ним) проходят пролив в одиночку и сопровождаются не более чем двумя эсминцами. Только черноморские державы вправе проводить через проливы подводные лодки, когда те следуют на свои базы после постройки их вне бассейна Черного моря или для ремонта на верфях, расположенных вне Черного моря. Проход возможен днем и в надводном состоянии.
Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, проливы закрыты для военных кораблей воюющих государств. Конвенция учитывает интересы морского судоходства и безопасность Турции. Поэтому принятые Турцией в 1994 году национальные правовые акты, усложняющие режим прохода через проливы, могут и должны рассматриваться как ее попытка в одностороннем порядке пересмотреть некоторые положения Конвенции 1936 года.
3.2 Правовой режим Балтийских проливов.
Под этим названием имеют ввиду три пролива, обеспечивающих выход из Балтийского в Северное море и Атлантический океан. Это Малый Бельт наиболее протяженый (125 км), Большой Бельт - самый глубокий и широкий (115 км) и Зунд - самый короткий (102 км). Воды Бельтов перекрыты территориальными водами Дании, воды Зунда - территориальными водами Дании и Швеции.
Их правовой режим регулируется Копенгагенским трактатом 1857 года, который не утратил своей силы до настоящего времени. Этот договор закрепил отмену так называемых зундских пошлин (сбора, взимаемого Данией за проход судов через проливы) и установил свободу прохода. Получив взамен от участников соглашения (их было 16, в т.ч. Россия) компенсацию в размере 30 476 325 риксдалеров.
3.3 Гибралтар
Пролив, которые соединяют одну часть открытого моря или исключительной экономической зоны с другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны.
В нем устанавливается транзитный проход (пролет) для всех судов (летательных аппаратов). Транзитный проход понимается как осуществление свободы судоходства (и свободы полетов) в соответствии с правилами, установленными в ч. III Конвенции 1982 года.
Государство, граничащее с проливом, не должно чинить препятствия транзитному проходу, недопустимо приостановление транзитного прохода.
Основное отличие транзитного прохода от мирного состоит в том, что при транзитном проходе совершенно исключена юрисдикция припроливного государства в отношении судов, осуществляющих транзитный проход. Мирный проход не предусматривает пролет летательных аппаратов, транзитный же предусматривает. Подводные лодки при мирном проходе должны следовать в надводном положении, при транзитном — возможен проход как в надводном, так и в подводном положении.
3.4 Правовой режим международных каналов
Каналы - искусственные водные пути, соединяющие одно открытое море с другим. Они приобретают статус международных если используются в интересах интенсивного торгового судоходства.
Наибольшее значение для международного судоходства имеют Суэцкий, Панамский и Кильский каналы.
Суэцкий канал открылся для судоходства в 1869 году, а в 1888 году была принята Константинопольская конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу, которая действует до настоящего времени.
Основные положения Конвенции сводятся к следующему. Канал свободен и открыт для торговых судов и военных кораблей всех стран в мирное и военное время, блокада канала недопустима, военные корабли воюющих стран обязаны проходить канал без остановки и в самый короткий срок, в канале и во входных портах, а также в районе трех миль вокруг этих портов запрещается вести военные действия.
Панамский канал был официально открыт в 1920 году. Его правовой режим был разработан до его строительства. В 1903 году был заключен договор между США и Панамой о строительстве канала между океанами, для чего США предоставлялась на территории Панамы на вечные времена полоса шириной в 10 миль. Канал объявлялся нейтральным и свободным для прохода через него судов всех стран в соответствии с Договором 1901 года. Догвор "О постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала" провозглашал, что канал будет открытым для мирного транзита судов всех стран на условиях полного равенства и недискриминации.
Кильский канал был открыт для судоходства в 1896 году. Канал был сооружен Германией и на ее территории, и потому она установила режим плавания в нем. После первой мировой войны был определен международно-правовой режим канала, в соответствии с которым он был открыт для торговых судов и военных кораблей всех стран. В настоящее время проход по каналу регулируется внутренними нормами ФРГ — Правилами плавания в Кильском канале, которыми предусмотрены свобода плавания торговых судов всех стран и уведомительный порядок прохода военных кораблей.
4. Исключительная экономическая зона
Исключительная экономическая зона — район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. В этом районе действует особый правовой режим, установленный Конвенцией, в соответствии с которым права и юрисдикция прибрежного государства и права и свободы других государств регулируются соответствующими положениями Конвенции.
Государства вправе устанавливать исключительную экономическую зону в пределах 200 морских миль, причем отсчет ведется от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Следовательно, если государство имеет ширину территориального моря в 12 миль и устанавливает исключительную экономическую зону с внешней границей в 200 миль, то режим исключительной экономической зоны будет действовать на прилегающей к территориальному морю 188-мильной полосе. Таким образом, внешняя граница территориального моря является внутренней границей исключительной экономической зоны.
В соответствии со ст. 56 Конвенции прибрежное государство имеет суверенные права на разведку, разработку и сохранение живых и неживых природных ресурсов в водах, на морском дне и в его недрах, а также на управление ими. В этой зоне прибрежные государства также имеют право на создание и использование искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды. Права прибрежного государства на исключительную экономическую зону носят особый характер, поскольку вытекают не из суверенитета государства, а из самого международного права.
4.1 Континентальный шельф
Конвенция о континентальном шельфе 1958 года является первым международно-правовым признанием определенных прав прибрежного государства за пределами его государственной территории.
Под континентальным шельфом понимаются поверхность и недра морского дна районов, простирающихся за пределами территориального моря прибрежного государства.
Внешняя граница континентального шельфа, согласно Конвенции 1982 года, проходит по внешней границе подводной окраины материка или на расстоянии 200 морских миль от исходных линий.
Прибрежное государство осуществляет суверенные права над континентальным шельфом в целях его разведки и разработки его природных ресурсов. Под природными ресурсами понимаются минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также "сидячие виды" живых организмов. Права прибрежного государства в отношении разведки и разработки континентального шельфа являются исключительными, а это означает, что без согласия прибрежного государства ни одно другое государство не может проводить разведку на нем и разработку его природных ресурсов.
Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. При этом прокладка подводных кабелей и трубопроводов, возведение искусственных островов, установок и сооружений могут осуществляться всеми государствами с учетом прав прибрежного государства.
5. Открытое море
При определении понятия "открытое море" используют два признака, а именно пространственный и юридический. Конвенция об открытом море 1958 года дает основание определить его как пространство, расположенное за внешней границей территориального моря, открытое для общего и равноправного пользования всеми нациями без права распространения на него суверенитета какого-либо государства.
Конвенции 1958 и 1982 годов закрепляют принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море.
Исключения из юрисдикции государства флага в открытом море предусмотрены в международном праве и сводятся к следующему.
Прежде всего, это право военного корабля останавливать и осматривать суда других государств, которое закреплено в некоторых международных договорах. Конвенция предусматривает, что военные корабли государств-участников могут останавливать торговые суда других участников Конвенции, заподозренных в повреждении кабеля.
Военные корабли вправе останавливать и проводить осмотр судна в открытом море в случаях, когда есть основания подозревать такие суда в занятии пиратством, работорговлей или для проверки флага, когда судно хотя и идет под иностранным флагом или отказывается его поднять, но в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль.