Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:14, реферат
Жизнь человека, развитие общества с древнейших времен были связаны с морем. Первоначально эти связи ограничивались добычей в прибрежных водах продуктов питания. С развитием науки, техники человеческая деятельность все дальше и дальше удалялась от берега и достигала все большей глубины. Развитие средств передвижения вело к тому, что на смену древнему изречению "моря разъединяют народы", пришло новое — "моря соединяют народы".
1. Понятие и кодификация международного морского права
1.1 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
1.2 Классификация морских пространств
2. Внутренние (морские) воды.
2.1 Территориальное море и прилежащая зона.
2.2 Право мирного прохода
3. Международные проливы.
3.1 Режим Черноморских проливов
3.2 Балтийские проливы
3.3 Гибралтар
3.4 Правовой режим международных канаолов
4. Исключительная экономическая зона
4.1 Континентальный шельф и его правовой режим
5. Открытое море
5.1 Свободы открытого моря
6. Международный район морского дна.
7. Международные морские организации
Конвенция 1982 года к этим изъятиям добавила случаи, когда судно не имеет национальности или занимается несанкционированным радиовещанием, а также по просьбе государства в отношении его судна, которое подозревается в незаконной торговле наркотическими средствами или психотропными веществами. Судну должны быть возмещены причиненные вред и убытки, если подозрения окажутся необоснованными.
К исключениям из юрисдикции государства флага судна относится так называемое преследование по горячим следам. Это право может осуществляться только военными кораблями (военными летательными аппаратами) или иными судами и аппаратами, состоящими на правительственной службе и специально на то уполномоченными. Преследование должно начаться, когда иностранное судно находится во внутренних морских водах, территориальном море или прилегающей зоне прибрежного государства и у властей прибрежного государства имеются достаточные основания полагать, что иностранное судно нарушило законы или правила данного государства. Если судно находится в прилежащей зоне, то преследование может начаться только за нарушение тех правил прибрежного государства, для защиты которых и установлена такая зона. Преследование должно быть непрерывным и, если преследуемое судно не будет задержано в открытом море, прекращается при заходе преследуемого судна в территориальное море своего или третьего государства. Конвенция 1982 года вводит новое положение, согласно которому преследование по горячим следам применяется к нарушениям в исключительной экономической зоне или континентальном шельфе законов и правил прибрежного государства в отношении этих пространств.
К обязанностям государства флага в открытом море относится принятие всех необходимых мер, обеспечивающих безопасность в море, в частности, в отношении: а) конструкции, оборудования и годности к плаванию; б) комплектования, условий труда и обучения экипажа; в) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения.
5.1 Свободы открытого моря
Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря, выдвинутый и обоснованный великим голландским ученым Гуго Гроцием.
Принцип свободы открытого моря, возникший и сложившийся как обычно-правовой, в наше время закреплен в Конвенциях 1958 и 1982 годов.
Конвенция 1958 года предусматривает следующие свободы - судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов, рыболовства. Конвенция 1982 года, кроме того, предусматривает свободу возводить искусственные острова и другие установки и свободу научных исследований. Все эти свободы принадлежат как прибрежным, так и неприбрежным государствам. Пользование указанными свободами одним государством не должно создавать препятствий для пользования ими другими государствами.
Каждое государство обладает правом на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Условия предоставления права плавать под флагом определенного государства так же, как и порядок регистрации и предоставление своей национальности судну, определяет само государство. Конвенции же требуют, чтобы между судном и государством существовала реальная связь, в частности, государство должно эффективно осуществлять юрисдикцию и контроль в административных, технических и социальных вопроса. Суда должны плавать только под флагом одного государства и не могут его менять во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев перехода права собственности или изменения регистрации. Требование реальной связи "направлено на ограничение практики так называемых удобных флагов, той же цели служит и Конвенция об условиях регистрации морских судов 1986 года.
6. Международный район морского дна
Новацией Конвенции 1982 года является введение специального правового режима в отношении международного района морского дна и его недр за пределами национальной юрисдикции. Район и его ресурсы объявлены общим наследием человечества, что применительно к Конвенции означает, в частности, недопустимость для любого государства претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении Района или его ресурсов, запрещение их присвоения и непризнание всяких притязании и присвоении, а также то, что все права и ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Под ресурсами понимаются все минеральные ресурсы, находящиеся на морском дне или в его недрах, извлеченные из Района ресурсы рассматриваются как полезные ископаемые. Ресурсы не подлежат отчуждению; полезные ископаемые могут быть отчуждены только в соответствии с положениями Конвенции (ч. XI) и нормами и правилами, установленными Органом.
Поведение государств в Районе должно быть пронизано стремлением к поддержанию мира и безопасности и содействию международному сотрудничеству и взаимопониманию. Район открыт для использования всеми государствами исключительно в мирных целях. Деятельность, под которой понимаются все виды деятельности по разведке и разработке его ресурсов, осуществляется на благо всего человечества, но с учетом при этом интересов развивающихся государств. Особый режим Района не затрагивает правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ним.
Положения ч. XI Конвенции в значительной мере учитывают интересы и нужды развивающихся стран, препятствуют монополизации деятельности в Районе, предусматривают меры защиты интересов стран-экспортеров, добывающих на своей территории такие же полезные ископаемые, какие извлекаются из Района.
7. Международные морские организации
Сотрудничество в целях исследования и освоения Мирового океана осуществляется как непосредственно между государствами, так и в рамках международных организаций. Наибольший вклад в развитие такого сотрудничества вносит Международная морская организация — ИМО, являющаяся специализированным учреждением ООН.
Основные цели ИМО сводятся к следующему: содействовать сотрудничеству государств в технических вопросах торгового судоходства, обеспечению безопасности на море, эффективности судоходства, предотвращению загрязнения моря с судов и рассмотрению связанных с этим административных и правовых вопросов. Целями Организации являются также поощрение мер, ведущих к созданию нормальных экономических и коммерческих условий эксплуатации торгового флота, развитие связей с международными организациями и государствами.
ИМО принимает самое активное участие в разработке международных договоров и других документов, которые в той или иной мере касаются вопросов, входящих в круг деятельности Организации. Вот несколько примеров такой деятельности последних лет: Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года, Протокол 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года, Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 года.
Организационная структура ИМО является традиционной для подобного рода международных организаций.
Ассамблея — орган полного состава, порядок работы сессионный, очередные сессии проходят один раз в два года.
Совет — выборный орган, члены Совета избираются Ассамблеей на два года. Государства представлены в Совете по трем категориям, за каждой категорией закреплено определенное число мест и выборы проходят отдельно по категориям. Решением 18-й сессии Ассамблеи в 1993 году число членов Совета увеличено до 40.
В организационную структуру ИМО входит также Секретариат во главе с Генеральным секретарем, численность персонала невелика — около 300 служащих.
ИМО имеет комитеты: юридический, по безопасности на море, по защите морской среды и по техническому сотрудничеству.
Помимо ИМО, действуют такие международные морские организации, как, например, Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Межправительственная океанографическая комиссия (МОК).