Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2014 в 18:43, контрольная работа
Международное право — это система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.1
Система международного права, понимается как объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов. Основным элементом системы международного права является правовая норма, т. е юридически обязательное правило поведения. Правовой характер норм международного права рассматривается как исходная системообразующая связь, лежащая в основе нормативной базы, образующей международное право.2
Международное право как самостоятельная система юридических принципов и норм, обязательных для участников международных отношений…………………………………………………………………… 3
Особенности данной правовой системы по предмету (объекту) регулирования, её субъективному составу, характеру нормообразовательного процесса и способам обеспечения реализации норм…………….............................................................................................. 9
Кодификация норм международного права на примере дипломатического и космического права………………………………………………………. 14
Решение задачи……………………………………………………………… 18
Список используемой литературы……………………………………........ 19
Отсюда следует, что предмет регулирования международных отношений тесно связан с особенностями субъектного состава.
Субъектами международного права являются акторы, которые в силу юридических норм могут выступать носителями субъективных юридических прав и обязанностей.8
Субъектами международного права являются:
Основными признаками субъекта международного права являются наличие определенных свойств (таких как внешняя обособленность, персонификация, способность к вырабатыванию и выражению автономной воли, участие в принятии норм международного права) и приобретение свойств субъекта в силу норм международного права. Любой субъект международного права обладает свойствами правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.
Что касается характера нормообразовательного процесса и способам обеспечения реализации норм международного права, было бы справедливо отметить мнение Г.И. Тункина, что его нормы создаются самими субъектами этой правовой системы.9
Отсюда можно говорить о специфических способах создания норм международного права: международном договоре и международном обычае.
Основным способом создания норм международного права считается международный договор. Международные договоры пронизывают всю систему современного международного права, выступая как мощное средство изменения не только обычных, но и прежних договорных и особенно создания важнейших новых норм международного права почти во всех его отраслях. Поэтому изменения, которые происходят в праве международных договоров, неизбежно затрагивают остальные отрасли международного права.10
Согласно статье 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, договор это международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регистрируемое международным правом независимо от того содержится ли такое соглашение в одном документе, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
В учебной литературе приводится классификация международных договоров М. Ляхса. Он выделяет:
Важной функцией договоров является систематизация конвенционных и обычных норм. Международный договор может применяться до его ратификации (на временной основе). Международные договоры заключаются исключительно субъектами международного права.
В отличие от договорных норм международно-правовой обычай не является результатом согласования воль субъектов международного права.
В Статуте Международного Суда ООН указано, что международный обычай это доказательство всеобщей практики государств, признанной в качестве правовой нормы.12
Формирование международно-правового обычая проходит длинный путь от всеобщей практики, появления обыкновения, не несущего никакой нагрузки в виде правовых обязательств до согласования воль государств относительно признания его в качестве правовой нормы.
Договорное нормотворчество в отличие от обычного характеризуется целенаправленностью, программируемостью. Договорные нормы обладают большими возможностями для перестройки существующих и установления новых отношений. По мере того как перед международным сообществом будут возникать все более сложные проблемы, нуждающиеся в радикальном решении, будет возрастать и роль договоров.13
Помимо международных договоров и международно-правовых обычаев большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН и ее специализированных учреждений. В этих актах нередко фиксируются уже сложившиеся обычно-правовые нормы, а также поощряются определенные действия субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев.14
Обеспечение реализации норм международного права, т.е воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписании. В литературе, а в значительной мере и в практике для обозначения реализации норм международного права широко используется термин «имплементация».
Юристы подчеркивают, что имплементация является конечной целью любого права. Так, нигерийский юрист Т. Элайес пишет: «Любое право, будь то внутреннее или международное, достигает своей цели только после имплементации».15
Обращаясь к Венской конвенции о праве международных договоров, которая в значительной мере посвящена осуществлению норм международного права можно выделить следующие формы реализации, такие как соблюдение и выполнение, где реализуются нормы-запреты, а также нормы, для осуществления которых, требуется совершение каких-либо действий. 16 При этом термины «соблюдение» и «выполнение» использованы как равнозначные означают реализацию норм. В разделе «Применение договоров» термин «применение» употреблен для обозначения лишь некоторых правил применения.17
Говоря о нормах международного права, нельзя не учитывать, что их осуществление в целом носит властный характер и происходит при взаимодействии власти суверенных государств. Внутреннее право возлагает осуществление международного права на высшие органы государства, наделенные властными полномочиями. Обязанность государств обеспечить реализацию норм международного права всеми своими органами является необходимым условием функционирования этого права и издавна подчеркивается в международной практике. Организация и деятельность органов государства по применению норм международного права регламентируются внутренним правом.
Вместе с тем немалые потенциальные возможности в усилении регулирующего воздействия таятся в самом международном праве. Очевидна потребность постоянного развития и совершенствования механизма реализации (имплементации) норм международного права, специфических правовых и организационно-правовых средств обеспечения их выполнения.
Кодификация норм международного права – это усовершенствование и прогрессивное развитие действующих принципов и норм международного права, путем приведения их в определенный порядок. В результате кодификации уточняются и изменяются действующие нормы международного права, а также разрабатываются новые.18
Процесс кодификации представляет собой совершенствование существующих норм международного права, которое осуществляется следующими способами:
Дипломатическое право длительное время основывалась на обычаях. В 20 веке оно подверглось кодификации. В настоящий момент основными источниками а, следовательно, и результатами кодификации дипломатического права являются следующие документы:
Сегодня можно с полным основанием утверждать, что дипломатическое право в основе своей уже кодифицировано, однако существуют области отношений, которые остались не урегулированными договорными нормами, и регулируются до сих пор обычными нормами международного права, как, например вопросы дипломатического протокола и церемониала.19
Космическое право является одной из отраслей права, формирование которой началось почти одновременно с проникновением человечества в космос. Таким образом, можно сделать вывод, что кодификация международного космического права началась в результате научно-технического прогресса и появления актуальных потребностей международных отношений. Процесс кодификации продолжается по настоящий момент.
Признание того, что в процессе космической деятельности могут возникать международные правоотношения, содержалось уже в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1348 (XIII) от 13 декабря 1958 г., в которой отмечалась необходимость обсуждения в рамках ООН характера правовых проблем, которые могут предстать при проведении программ исследования космического пространства.
Основными документами, регламентирующими деятельность по использованию и исследованию космического пространства являются:
Договор по космосу 1967 года. Он устанавливает режим космического пространства (ст. I и II) и в то же пора определяет права и обязанности государств в процессе деятельности не только собственно в космосе, но и во всех других средах, если их дело там связана с исследованием и использованием космоса.
Соглашение о спасании космонавтов 1968 года. Соглашение стало одним из первых договоров, которые впоследствии стали фундаментом международного космического права. Государства согласились оказывать помощь приземлившимся иностранным космонавтам, содействовать их возвращению на родину. В настоящее время в соглашении участвуют более 190 государств.
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года. Конвенция в значительной степени детализировала принципы Договора по космосу. Ее принятие способствовало прогрессивному развитию и кодификации международного космического права, так как были чётко установлены виды ответственности в зависимости от причинения вреда, а также в зависимости от того, осуществляются запуски государством самостоятельно или совместно с другими странами (унитарная или солидарная ответственность).
Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года. Заключённое в рамках ООН, соглашение распространяет международное право на Луну и все другие небесные тела, кроме Земли, включая орбиты вокруг этих тел. Провозглашает принцип исключительно мирного использования Луны и других небесных тел, принцип равных прав всех государств на исследования небесных тел, принцип недопустимости претензии со стороны любого государства на распространение своего суверенитета на какое-либо небесное тело.20
Конституция Испании 1978 г. Устанавливает, что законно заключенные и официально опубликованные в этой стране международные договоры «составляют часть ее внутреннего законодательства». В Конституции, однако, не упоминается международный обычай как одна из категорий источников международного права. В то же время в ходе одного из судебных процессов, состоявшихся в этот период в Испании, одна из спорящих сторон указала, что испанский закон, применяемый в данном случае, противоречит международному обычаю.
Вопрос: Как соотносятся упомянутые положения испанского законодательства с п.1-в ст. 38 Статута Международного Суда ООН?
Решение задачи.
Международное право, будь то договорное или обычное, может по-разному отражаться во внутреннем праве в зависимости от правовой системы страны. Тем не менее, несмотря на то, что обычное право играет разную роль в различных национальных правовых системах, на международном уровне оно, по определению, носит обязывающий характер по отношению ко всем странам.
Обязывающий характер норм обычного права соответствует смыслу параграфа 1(b) статьи 38 Статута Международного Суда ООН. Положения, не имеющие обязательной силы, проистекающей из международного договора, могут обязывать государства на основе обычая, так как составляют кодификацию обычного права, в том числе, так как приобрели силу обычая через общую практику, принятую в качестве нормы права.
В статье 96 Конституции Испании говорится, что международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями, становятся, после их публикации в Испании, составной частью внутреннего законодательства. Их положения могут быть отменены, изменены или приостановлены только в порядке, установленном в самих договорах или в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Принимая во внимание, что международный обычай включён в перечень источников международного права Статутом Международного Суда ООН, который в свою очередь является составной частью Устава ООН, а Испания является государством - членом ООН, международный обычай следует считать составной частью испанской правовой системы.
В случае если возникнет потребность в доказывании наличия нормы международного обычного права, следует установить наличие чётко выявляемой государственной практики и одновременно подтвердить, что государства признают эту практику обязывающей, т.е. имеющей обязательную силу.
БИБЛИОГРАФИЯ