Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:46, реферат
Более 20 лет назад американские ученые обнаружили зависимость развития компьютерных систем от способности человека понимать их. Выявленная зависимость продемонстрировала, что возникает отставание подготовки работника от опережающего совершенствования передовых технологий. Проблема ликвидации этого отставания, особенно в области информационных и коммуникационных технологий, актуальна сегодня для всех стран и по существу имеет глобальное измерение.
Введение 3
Глава 1. Международное сотрудничество в области
высшего образования 6
§1. Предпосылки появления и сущность Болонского процесса 6
§2. Европейская интеграция в сфере высшего образования 8
§3. Социально-политические последствия формирования
общеевропейского пространства высшего образования 11
Глава 2. Основные проблемы вхождения России в Болонский процесс 14
§1. Приоритетные направления развития российской системы
образования в связи с вхождением в Болонский процесс 14
§2. Болонский процесс в отечественном образовании 17
Заключение 19
Список использованной литературы 23
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Международное сотрудничество в области
высшего образования 6
§1. Предпосылки появления и сущность Болонского процесса 6
§2. Европейская интеграция в сфере высшего образования 8
§3. Социально-политические последствия формирования
общеевропейского пространства высшего образования 11
Глава 2. Основные проблемы вхождения России в Болонский процесс 14
§1. Приоритетные направления развития российской системы
образования в связи с вхождением в Болонский процесс 14
§2. Болонский процесс в отечественном образовании 17
Заключение 19
Список использованной литературы 23
Введение
Более 20 лет назад американские ученые обнаружили зависимость развития компьютерных систем от способности человека понимать их. Выявленная зависимость продемонстрировала, что возникает отставание подготовки работника от опережающего совершенствования передовых технологий. Проблема ликвидации этого отставания, особенно в области информационных и коммуникационных технологий, актуальна сегодня для всех стран и по существу имеет глобальное измерение. Исследование грамотности населения 30 развитых стран, проведенное в январе 2005 г. по заказу Всемирного банка и ОЭСР, показало, что каждый второй житель функционально неграмотен, то есть не может применить на практике полученные в школе знания и адаптироваться к современным условиям жизни, к новым технологиям.1 По имеющимся оценкам, в развитых странах в 2000 г. не хватало 850 тыс. специалистов в области информационных технологий и сетевых структур.
Необходимость приведения национальных систем высшего образования в соответствие с новыми требованиями к качеству рабочей силы и с изменившимся международным разделением труда стала проблемой номер один в европейских странах. Ныне делается попытка в определенной мере централизовать управление этим процессом, исходя из императива единой стратегии в области высшего образования.
К концу 90-х годов относится инициирование Болонского процесса – масштабного общеевропейского проекта, нацеленного на создание в области высшего образования единого европейского пространства и закрепление за ним ведущего места в мире. Старт этому процессу дала Болонская декларация «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования», подписанная всеми государствами Западной Европы в 1999 г.2
Непосредственная задача проекта – обеспечить международную гармонизацию учебных программ, а также признание зарубежных дипломов о высшем образовании и научных степеней ради содействия трудоустройству граждан и повышения конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Для реализации поставленной цели авторы проекта предлагают установить единую двухступенчатую (бакалавр-специалист и магистр) схему высшего образования, общую систему зачетных единиц (credit system) и единых критериев качества преподавания и обучения. Соответствие новых научных степеней международному бакалавриату позволит выпускникам вузов участвовать в международных магистерских программах. Формирование единой политики в области высшего образования сделает подготовку кадров адекватной требованиям рынка труда и будет способствовать снижению безработицы среди молодежи.
В сентябре 2003 г. к единой европейской зоне высшего образования официально присоединилась Россия, подписав Болонскую декларацию. Этот шаг был вызван необходимостью решать все более актуализирующуюся задачу, порожденную глобализацией, – устранить принципиальные различия в программах и структуре наших вузов с западными. Известно, что дипломы большинства российских вузов пока не котируются за рубежом и их выпускникам приходится проходить там длительную процедуру легализации (дополнительное обучение или сдача экзамена по специальности).
Для того, чтобы обладатели дипломов отечественных и зарубежных европейских университетов были уравнены в правах, Россия должна привести свою высшую школу в согласие с европейскими стандартами: ввести двухуровневую схему обучения (бакалавр – магистр), порядок зачетных единиц вместо зачета учебных часов и создать внутривузовскую систему контроля качества и аттестации.3
Вопрос о международном сотрудничестве по вопросам высшего образования вызывает массу дискуссий у всего мирового сообщества, имеется огромное количество различных точек зрения на болонскую реформу. Таким образом, тема реферата «Международное сотрудничество по вопросам высшего образования (Болонский процесс)» на сегодняшний день является очень актуальной.
Многие отечественные эксперты не одобряют присоединение России к Болонскому процессу, считая его преждевременным, поскольку, по их мнению, конвертируемость российских дипломов на Западе будет провоцировать отъезд молодежи из страны. Высказываются также опасения относительно «дефундаментализации образования», снижения его уровня.
Среди членов западного академического сообщества также нет единого мнения по данному вопросу. Некоторые из них воспринимают болонскую структурную реформу как понижение квалификационных требований к выпускникам национальных вузов и отрицают саму идею гармонизации. Последствия такой гармонизации пока не вполне ясны ни самим авторам проекта, ни общественности стран Европы.
Цель реферата – изучить роль Болонского процесса в международном сотрудничестве в сфере высшего образования.
В связи с этим поставим перед собой следующие задачи:
1) дать определение Болонского процесса;
2) обозначить основные проблемы вхождения России в Болонский процесс;
3) определить значимость международного сотрудничества в области высшего образования.
Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1
Международное сотрудничество в области высшего образования
§ 1. Предпосылки появления и сущность Болонского процесса
Болонский процесс – наиболее существенное и яркое проявление политикообразующей функции образования. Однако удивительно, что при этом даже он в полной мере так и не стал предметом внимательного изучения специалистов в области международных отношений. Отчасти это объясняется тем, что для исследователей, занимающихся европейской интеграцией, Болонский процесс, явно выходящий за рамки Европейского союза, оказывается «чужим» исследовательским полем, поэтому он в лучшем случае рассматривается с точки зрения исторического хода событий, хронологии принятия документов, а также характера предпринимаемых реформ, технологии включения России в общеевропейскую реформу высшего образования и наиболее бурно обсуждаемых плюсов и минусов Болонского процесса. Кроме того, можно назвать еще две причины. Во-первых, результаты социально-политических изменений, обусловленных реформой образования, станут очевидными не сразу, во-вторых, они будут «накладываться» на другие процессы, поэтому вычленить воздействие собственно интеграционных процессов в области образования, сложно. В итоге международно-политические аспекты развития Болонского процесса, а также социально-политические последствия, которые порождает и к которым может привести создание общеевропейского пространства высшего образования, в целом остаются вне фокуса исследовательского внимания.
Болонский процесс инициирован и развивается как определенный политический выбор. В этом смысле реформирование высшего образования в Европе пошло «сверху». В конце 80-х – первой половине 90-х годов прошлого столетия европейцы обнаружили научно-техническое отставание, которое стало ощущаться на повседневном уровне и тормозить все сферы социально-экономического развития. Речь шла, прежде всего, о широком внедрении пластиковых карт, Интернета, сотовой связи и т.п. инноваций, основанных на информационных и коммуникативных технологиях.
Второй важный момент, на который обратили внимание в Европе, – то, что Европа стала терять передовые позиции в мире в области предоставления образовательных услуг. Прежде всего, США, а также Австралия начали интенсивно предоставлять образовательные услуги, и это явилось значимой статьей их экспорта. По данным ЮНЕСКО, в 2002/2003 учебном году в США обучалось 582 996 иностранных студентов, что составило 4% всех американских студентов, а в Австралии – 179 619 (18% от общего числа студентов).4 С начала 90-х годов число европейских студентов, которые обучались в США, превысило число американских студентов, обучающихся в Европе. Факт отставания европейского образования имел не только экономическое значение. Европа, с ее культурными историческими традициями, неотъемлемой частью которых было университетское образование, стала уступать свои позиции именно в этой области.
Все это и заставило европейцев в конце 90-х годов серьезно заняться реформой в области высшего образования с тем, чтобы повысить качество образования и усилить связи, с одной стороны, с практикой, с другой – с наукой. Это должно, по замыслам создателей реформы, сделать более привлекательным европейское образование для потенциальных студентов, а также усилить востребованность выпускников европейских университетов на рынке труда.
В 1998 г. в Париже состоялась встреча министров образования Великобритании, Германии, Италии и Франции. Она закончилась принятием Сорбонской декларации, предполагающей реформу европейского высшего образования. Через год на встрече в Болонье представители 29 стран подписали Болонскую декларацию, которая дала название самому процессу европейской интеграции в области образования. Суть этой декларации сводится к следующему:
– кредитная система, представляющая собой единую систему учета процесса обучения во всех государствах (какие курсы и в каком объеме прослушаны студентом);
– независимый контроль качества образования, в основу которого положено не количество часов, потраченных на обучение, а уровень знаний и умений;
– мобильность студентов и преподавателей, позволяющая сравнивать и использовать опыт различных университетов;
– применимость знаний выпускников университетов в Европе. Специальности, по которым готовятся кадры, должны быть востребованы в Европе, а подготовленные специалисты – трудоустроены;
– привлекательность европейского образования, что подразумевает заинтересованность европейцев, а также граждан других регионов в получении образования в Европе.5
В целом идея европейской
реформы образования
§ 2. Европейская интеграция в сфере высшего образования
Европейская интеграция в области высшего образования стала развиваться очень быстро. В 2003 г. состоялась встреча в Берлине, где число государств, присоединившихся к Болонской декларации, достигло 40. Среди новых участников стала и Россия. На последней встрече в Бергене в 2005 г. в Болонский процесс включились еще пять стран.6 Таким образом, темпы интеграции европейского образовательного пространства намного опережают те, с которых начиналась экономическая интеграция Европы после Второй мировой войны. И это несмотря на то, что интеграция высшего образования затруднена такими обстоятельствами, как языковой барьер, а также наличие национальных особенностей в области образования, которые складывались столетия.
Высокие темпы на начальном этапе создания общеевропейского пространства высшего образования оказались возможными, поскольку реформа проводилась «сверху» – со стороны министерств и касалась «технологической» стороны образования. Содержание оставалось незатронутым. Это было сделано сознательно и позволило каждому государству и даже университету сохранить свою специфику.
В то же время акцент на технологической стороне на первых этапах развития реформы открыл путь к своего рода «имитационной деятельности», то есть возможности лишь формально разделить обучение на бакалаврский и магистерский уровень, провести оценку курсов в образовательных кредитах (зачетных единицах) и т.п., ничего не меняя по существу. Одновременно реформирование «сверху» способствовало бюрократизации образовательной сферы.7
В результате европейское
академическое сообщество, а также
более широкие слои населения государств – участников
Болонского процесса разделились на два
лагеря, которые условно можно обозначить
как «болонья-оптимисты» и «болонья-пессимисты».8 Между тем в странах ЕС, активную роль
в Болонском процессе играют неправительственные
организации, поэтому здесь говорить о
реформе «сверху» можно лишь условно,
хотя включенность в эти вопросы профессионального
сообщества (профессорско-
Важно, что изначально роль профессионального сообщества предполагалась иной. За основу Болонской декларации, как и предшествующей ей Сорбонской, положившей начало процессу интеграции высшего образования в Европе, была взята Университетская хартия, принятая в 1988 г. в Болонье в связи с празднованием 900-летия старейшего европейского университета. В ней подчеркивались:
Информация о работе Международное сотрудничество в области высшего образования