Международное финансовое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 07:42, дипломная работа

Краткое описание

Исследование деятельности государств и международных организаций, направленной на регулирование отношений, связанных с функционированием оффшорных финансовых центров, в части соответствия международным стандартам в области банковской, страховой деятельности, трастов, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, обмена информацией.
Цель настоящего исследования состоит в выявлении международно-правовых проблем функционирования оффшорных финансовых центров и их научной характеристики.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие вопросы международного финансового права

Понятие, предмет и функции международного финансового права
Субъекты и объекты международного финансового права
1.3. Источники международного финансового права


Глава 2. Международные финансовые отношения и нормы международного финансового права
2.1. Международные финансовые правоотношения
2.2. Правовые принципы международных финансовых отношений
2.3. Юридическая природа норм международного финансового права
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Международное финансовое право.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

 

Международное финансовое право

 

 

Введение

Глава 1. Общие  вопросы международного финансового  права

 

    1. Понятие, предмет и функции международного финансового права
    2. Субъекты и объекты международного финансового права

1.3. Источники международного  финансового права

 

 

Глава 2. Международные  финансовые отношения и нормы  международного финансового права 

2.1. Международные финансовые  правоотношения 

2.2. Правовые принципы  международных финансовых отношений 

2.3. Юридическая природа  норм международного финансового  права

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Введение.

 

 

Актуальность  темы исследования. В настоящее время востребовано исследование деятельности государств и международных организаций, направленной на регулирование отношений, связанных с функционированием оффшорных финансовых центров, в части соответствия международным стандартам в области банковской, страховой деятельности, трастов, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, обмена информацией. И если зарубежными юристами-международниками данная проблематика затрагивалась в той или иной степени в ряде монографий и статей1, то в российской науке международного права существует определенный пробел в этой области. Существуют работы, в которых рассматриваются экономические аспекты деятельности оффшорных финансовых центров, однако фундаментальных международно-правовых исследований этой проблемы пока не существует. Этот научный пробел обусловливает неоднозначное отношение государств к самой реальности существования оффшорных финансовых центров. Кроме тех из них, которые представляют одно из звеньев в трансграничной преступной деятельности, существует и достаточно большое число оффшорных финансовых центров, которые придерживаются высоких стандартов при осуществлении своей деятельности, дорожат своей репутацией, и, соответственно, представляют интерес для законопослушных представителей бизнеса. Есть работы, посвященные оффшорному законодательству тех или иных государств, в которых рассматриваются, в основном, особенности регистрации оффшорных компаний-нерезидентов; система льготного налогообложения таких компаний и физических лиц, которые пользуются преимуществами оффшорных финансовых центров; льготная процедура предоставления финансовой отчетности; правила повышенной конфиденциальности; советы при выборе той или иной оффшорной юрисдикции; специализация оффшорных финансовых центров на определенных видах деятельности (банковская, страховая, инвестиционная, трастовая, деятельность по предоставлению «удобного флага» для регистрации морских и воздушных судов) и т.д2. В ряде работ затрагивается вопрос о деятельности международных организаций, однако, как правило, это ограничивается лишь упоминанием о так называемых «черных списках», составленных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Форумом финансовой стабильности (ФФС) и Специальной финансовой комиссией по проблемам отмывания денег (ФАТФ). С общих позиций науки международного права данная проблема, разрастающаяся по мере усиления глобальной экономической конкуренции государств, представляется недостаточно изученной и разработанной. Отчасти это можно объяснить тем, что лишь в последние годы международное сообщество оценивает масштаб проблем, которые могут порождать оффшорные финансовые центры, предпринимает новые скоординированные шаги, направленные на регулирование деятельности таких центров. Соответственно, Российской Федерации предстоит сформулировать свою правовую позицию в этом вопросе.

Актуальность исследования современных  проблем международно-правового регулирования  деятельности оффшорных финансовых центров обусловлена и другими факторами. По разным подсчетам через такие финансовые центры проходит до 30 % всех мировых финансовых потоков. Причем специфика оффшорного бизнеса и присущая ему конфиденциальность позволяют предполагать, что реальный объем финансовых средств, находящихся на счетах в оффшорных банках или проходящих через оффшорные финансовые центры, значительно выше. Преимуществами, предоставляемыми оффшорными финансовыми центрами, нередко пользуется и незаконопослушная часть мирового бизнеса, в том числе те, которые аккумулируют финансовые средства на анонимных счетах или на счетах притворных собственников компаний.

 Достаточно широкое распространение  получила практика предоставления оффшорными финансовыми центрами «удобного флага» при регистрации морских (и воздушных) судов. При этом зачастую нет реальной связи между государством флага – оффшорным финансовым центром и плавающими под его флагом морскими судами. Кроме того, под такими «удобными флагами» плавает значительное количество морских торговых судов, в том числе и тех, которые сменили российскую регистрацию на оффшорную. Это обстоятельство затрагивает экономические интересы Российской Федерации, которая в последние годы осуществила определенные шаги к изменению сложившейся ситуации, с целью вернуть под флаг России ушедшие под регистрацию в оффшорных финансовых центрах морские суда, а также не допустить в будущем расширения подобной практики.

Степень научной  разработанности проблемы. Вопросы международного экономического права, включая его финансовые аспекты, в частности, рассматривали в своих работах такие российские правоведы, как А.Б. Альтшуллер, В.В. Вахания, Г.М. Вельяминов, Л.И. Волова, Л.Н. Галенская, Я.А. Гейвандов, Н.Ю. Ерпылева, Э.А. Иванов, В.И. Лисовский, А.А. Моисеев, Т.Н. Нешатаева, Г.В. Петрова, Е.А. Ровинский и другие.

В работе над диссертацией учтены также монографии и публикации таких  зарубежных специалистов по международному экономическому праву, как Т. Дойл, П. Жюйар, Б. Загарис, А. Зиглер, А. Зороме, Д. Кавальер, Д. Карро, А. Куреши, Г. Моррис, П. Нобель, М. Орлов, Б. Хартман, А. Хишикава, Р. Хэй и других.

 Цели и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в выявлении международно-правовых проблем функционирования оффшорных финансовых центров и их научной характеристики.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

- анализ оффшорных  финансовых центров как нового  объекта развивающегося международного  экономического права;

-    выявление  различных определений термина  «оффшорный финансовый центр», выработка определения, в максимальной мере отражающего характерные признаки оффшорного финансового центра;

- выявление роли международных  организаций в формировании международно-правовых основ деятельности оффшорных финансовых центров, а также в процессе мониторинга изменений в национальном законодательстве государств, являющихся оффшорными финансовыми центрами, в части соблюдения международных стандартов;

- исследование международно-правовых вопросов использования оффшорных финансовых центров в морской деятельности, в частности, исследование проблемы «удобного флага» и принципа «реальной связи» между государством флага и морскими судами, плавающими под их флагом, а также анализ правовых мер, принятых Российской Федерацией в последнее время и направленных на возврат под флаг России морских судов, ушедших под регистрацию в оффшорных финансовых центрах.

Предмет исследования. Предметом настоящего диссертационного исследования является международно-правовое регулирование деятельности оффшорных финансовых центров, а также меры, принимаемые государствами и международными организациями, направленные на соблюдение оффшорными финансовыми центрами установленных международных стандартов.

Методы диссертационного исследования. При написании настоящей работы применялись формально-логический, диалектический, исторический, сравнительно-правовой методы исследования.

Международно-правовую базу исследования составляют, прежде всего, такие международные документы, как Венская конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г.; Конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма 1999г.; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000г.; Конвенция Совета Европы №141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» 1990г.; Конвенция ООН об условиях регистрации судов 1986г.; Резолюции Совета Безопасности ООН: 1373 (2001) «О борьбе с международным терроризмом», 1368 (2001) «В связи с террористическими актами в США»; Сорок рекомендаций ФАТФ, Девять специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма; материалы и документы таких международных организаций, как Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития, Форум финансовой стабильности и др.

 Теоретическую основу исследования, помимо упомянутых работ по  международному экономическому  праву, составили труды отечественных  юристов-международников, прежде  всего Ф.И. Кожевникова, И.И. Лукашука, Г.И. Тункина, Г.М. Вельяминова, А.Н. Вылегжанина, Г.В. Игнатенко, А.Я. Капустина, А.А. Ковалева, А.Л. Колодкина, Ю.М. Колосова, Ю.Н. Малеева, Л.Н. Шестакова, В.М. Шумилова, С.В. Черниченко.

 Научная  новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной науке международного права в рамках диссертационного исследования проводится комплексный правовой анализ деятельности оффшорных финансовых центров, а также инициатив различных международных организаций, направленных на изменение национального законодательства государств, являющихся оффшорными финансовыми центрами, в сторону соответствия международным стандартам. В частности, впервые в отечественной науке международного права подробному рассмотрению была подвергнута деятельность Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, ФАТФ, Форума финансовой стабильности и других организаций, имеющая целью приведение в соответствие национального законодательства государств и территорий, являющихся оффшорными финансовыми центрами,   международным стандартам в области банковской деятельности, оборота ценных бумаг, борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В диссертации  разработаны и выносятся на защиту следующие основные положения:

1. В контексте усложнения и  диверсификации глобальной экономической  конкуренции между государствами,  в том числе конкуренции между  налоговыми системами государств, роста объема использования мировым  бизнесом оффшорных финансовых центров, усиливается международно-правовое регулирование оффшорной деятельности. Оно становится все более предметным, нацеленным, в том числе, на обеспечение большей прозрачности оффшорных финансовых центров, то есть их открытости для контролирующих государственных органов на основе международно-правовых договоренностей, в том числе достигнутых в рамках международных организаций.

2. Особенностью международно-правового регулирования деятельности оффшорных финансовых центров является то, что при отсутствии в настоящий момент многосторонних международных договоров, имеющих предметом регулирования отношения, складывающиеся при функционировании оффшорных финансовых центров, такое регулирование осуществляется в соответствии с международно-правовыми документами, не имеющими уровня универсального международного договора, принятыми различными международными организациями, в том числе в области международной банковской деятельности, страхования, оборота ценных бумаг, регистрации морских и воздушных судов, а также в рамках правового противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

3. Интересам Российской Федерации соответствует уточнение и совершенствование международно-правового регулирования оффшорной деятельности, а также интенсификация международных усилий по приведению национального законодательства стран, являющихся оффшорными финансовыми центрами, в соответствие с международными стандартами. Приоритетными направлениями являются предупреждение использования оффшорных финансовых центров для легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма; улучшение международной и национальной системы контроля за трансграничным потоком денежных средств и ценных бумаг, расширение международного сотрудничества в этой области. В деятельности Росфинмониторинга следует учитывать работу Международного валютного фонда по оценке регулирования деятельности оффшорных финансовых центров и оказанию технической помощи оффшорным финансовым центрам в рамках программы этого специализированного учреждения ООН.

4. В сфере морской деятельности современная практика использования преимуществ оффшорных финансовых центров при регистрации морских судов под «удобными флагами» затрагивает международно-правовую проблему принципа реальной связи (genuine link) между государством и судном, имеющем регистрацию в таком государстве и право плавать под его флагом. Вступление в силу Конвенции ООН об условиях регистрации судов, принятой в 1986 г., ратификация ее государствами, являющимися оффшорными финансовыми центрами могли бы существенным образом укрепить международно-правовой принцип реальной связи между судном и государством его флага, наполнить этот принцип конкретным содержанием, и тем самым способствовать положительным изменениям в нынешней неоднозначной практике использования судовладельческими компаниями  оффшорных финансовых центров.

5. На современном этапе происходит формирование комплекса международно-правовых норм, регулирующих деятельность оффшорных финансовых центров, и этот комплекс норм следует квалифицировать как новый формирующийся институт международного финансового права, являющегося, в свою очередь, подотраслью международного права в рамках такой его отрасли как международное экономическое право.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержащиеся в настоящем диссертационном исследовании выводы, положения и практические рекомендации могут быть использованы в теоретической и практической деятельности специалистами в области международного права. Результаты научного анализа проблематики, затронутой в настоящей работе, могут быть использованы, в том числе при работе над созданием и развитием на территории Российской Федерации особых экономических зон, зон с льготным налогообложением, оффшорных финансовых центров, а также в работе по гармонизации деятельности Росфинмониторинга с регламентирующей деятельностью МВФ в рассматриваемой области. Материалы настоящего диссертационного исследования могут быть также использованы в ходе учебного процесса в высших учебных заведениях, в частности, при подготовке спецкурса по международному экономическому праву.

Апробация результатов  диссертационного исследования. Положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, их обоснованность и научная применимость подтверждаются апробацией в рамках научно-исследовательской работы по теме «Правовые оценки последствий для морской деятельности России ее присоединения к Соглашению о ВТО и рекомендации по заблаговременной адаптации экономического блока морского законодательства России»3 (п. 1.2.2. «Валютные, оффшорные, льготно-налоговые компоненты в российской внешнеэкономической правовой базе и морская деятельность»).

Информация о работе Международное финансовое право