Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 07:42, дипломная работа
Исследование деятельности государств и международных организаций, направленной на регулирование отношений, связанных с функционированием оффшорных финансовых центров, в части соответствия международным стандартам в области банковской, страховой деятельности, трастов, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, обмена информацией.
Цель настоящего исследования состоит в выявлении международно-правовых проблем функционирования оффшорных финансовых центров и их научной характеристики.
Введение
Глава 1. Общие вопросы международного финансового права
Понятие, предмет и функции международного финансового права
Субъекты и объекты международного финансового права
1.3. Источники международного финансового права
Глава 2. Международные финансовые отношения и нормы международного финансового права
2.1. Международные финансовые правоотношения
2.2. Правовые принципы международных финансовых отношений
2.3. Юридическая природа норм международного финансового права
Заключение
Список использованной литературы
Материалы диссертационного
исследования использованы при подготовке
программы спецкурса «Междунаро
Структура диссертации соответствует целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов, заключения, библиографии.
Глава 1. Общие вопросы международного финансового права.
1.1. Понятие и функции международного финансового права.
Развитие экономического
сотрудничества между государствами
привело к разветвлению различных по своему
содержанию видов хозяйственных связей.
В частности, за последние годы значительно
расширились межгосударственные финансовые,
кредитные и валютные отношения. Являясь
одной из форм экономического, научно-технического
и культурного сотрудничества между государствами,
эти отношения вместе с тем имеют специфические
особенности. Учет этих особенностей позволяет
объединить указанные отношения в одну
группу международных финансовых отношений
и выявить специфику их международно-правового
регулирования.[1]
В XX в., в особенности после второй мировой
войны, в связи с развитием международного
обмена, а также расширением и дифференциацией
форм сотрудничества разных стран в политической,
экономической и культурной областях
возникла необходимость дальнейшего расширения
международных финансовых отношений.
Появились многочисленные международные
организации, члены которых – суверенные
государства – принимают на себя определенные
финансовые обязательства. Были созданы
специализированные международные финансовые
организации (Международный валютный
фонд, Международный банк реконструкции
и развития и др.). Такие организации получают
и предоставляют международные займы.
Основными видами международных финансовых
отношений являются:[2]
Предметом международного
финансового права являются международные
финансовые отношения. Вместе с тем
многообразие международных финансовых отношений- это «многообразие
в единстве».[3] Возникающие в международной
жизни финансовые отношения характеризуются
целым рядом признаков, присущих всем
видам этих отношений. Такими родовыми
признаками следует признать: а) денежный
характер этих отношений; б) обязательное
участие в них суверенных государств (или
создаваемых государствами международных
организаций); в) возникновение этих отношений
во внешней деятельности государств.[4]
Объектом всех видов финансовых отношений
служат деньги или денежные обязательства.
Но международный характер они приобретают
лишь тогда, когда складываются в процессе
внешней деятельности государства, выполнения
его внешних функций и задач. В связи с
этим финансовые отношения характеризуются
тем, что они основываются на принципах
международного права и, прежде всего,
на принципе уважения государственного
суверенитета. Международные финансовые
отношения характеризуются также и тем,
что они являются межгосударственными. Межгосударственный характер
проявляется не только в том, что их установление
происходит на основе международных договоров
и соглашений, но и в том, что их реализация
отнесена к компетенции внутригосударственных
органов, связанных с финансовой деятельностью
государства, с его финансовыми и кредитными
институтами. Финансовые обязательства,
вытекающие из межгосударственных финансовых
отношений, отражаются в национальных
государственных бюджетах, платежных
балансах государств и в других государственных
финансовых актах.[5]
Специфические особенности международных
финансовых отношений, предопределенные,
прежде всего, характером объекта этих
отношений и целями их возникновения,
требуют специальных норм их правового
регулирования, существенно отличающихся
от норм, регулирующих иные виды международных
отношений. Во всех исследованиях, в которых
прямо или косвенно затрагиваются проблемы
финансовых отношений между государствами,
авторы указывают на особенности норм
правового регулирования этих отношений.
Так Г. Липперт, впервые предпринявший,
попытку систематизировать международные
финансово-правовые нормы, называет международное
финансовое право «новой областью международного
права», «своеобразной областью права»,
тесно связанной как с национальным финансовым
законодательством, так и с международно-правовыми
нормами.[6]
Международные финансовые правоотношения
связаны с выполнением определенных государственных
обязательств, принятых государствами
на основе соглашения и в результате согласования
их воль, что получает свое выражение в
международно-правовой норме. В ряде случаев
соглашениями предусматривается форма
рекомендаций или решений, в том числе
и по вопросам, касающихся финансов. В
форме рекомендаций выражаются согласованные
действия по широкому кругу финансовых
мероприятий. Однако юридическую силу
эти рекомендации приобретают лишь после
того, как заинтересованные государства
в лице компетентных органов принимают
по ним в соответствии со своим законодательством
надлежащие решения об их приемлемости.[7]
Для международных финансовых отношений
характерно и то, что их регулирование
осуществляется на основе специальных
соглашений: кредитных, валютных и т.п.
В этих актах содержатся согласованные
нормы, регулирующие определенные виды
межгосударственных отношений.
Несомненный интерес представляет вопрос
о взаимосвязи норм международного и национального
финансового права. В области международного
финансового права такая взаимосвязь
проявляется, прежде всего, в том, что «внутригосударственные
финансово-правовые нормы призваны определить
способы приведения в действие норм международного
финансового права внутри данного государства».[8] При этом, под «способом приведения
в действие норм международного финансового
права» следует понимать способы исполнения
государством взятого на себя международного
финансового обязательства, а не способ
«придания нормам международного права
силы внутригосударственного правового,
акта», форму превращения международной
нормы, обязательной «для государства
в целом», в норму национального закона,
«обязательного для всех граждан и организаций
соответствующего государства».[9]
Развитие международных финансовых отношений
обусловило развитие международного финансового
права, что не могло не привлечь внимания
науки международного финансового права.
В настоящее время необходимо описать
и систематизировать международные финансовые
отношения, подвергнуть их анализу, с целью
обобщить практику и установить общие
принципы, на которые опираются эти отношения.
Проблематика международного финансового
права заинтересовала представителей
как науки международного права, так и
науки финансового права.
Наука международного финансового права
исследует одноименную отрасль права,
историю возникновения и развития данной
отрасли права, вопросы, связанные с возникновением
и прекращением международных финансовых
отношений, анализирует их содержание,
изучает предпосылки того или иного их
формирования, а также их политические,
социальные и экономические последствия
в зависимости от формирования содержания
рассматриваемых отношений.[10]
В науке международного финансового права
можно выделить следующие направления:
Международно-правовое
регулирование государственного долга- это институт
международного финансового права, регулирующий
отношения по урегулированию задолженности
между суверенными субъектами.
Выделение новой отрасли науки права-
науки международного финансового права–вызвало
споры по вопросу ее принадлежности.
Предметом обсуждения является вопрос
о том, следует ли рассматривать международное
финансовое право как отрасль международного
публичного права или оно представляет
собой комплексную отрасль, включающую
нормы международного публичного права
и нормы международного частного права.
Robert S. Rendell (Роберт С. Рендел) рассматривает
международное финансовое право как совокупность
частноправовых и публично-правовых отношений
по поводу международного движения капитала,
существенную роль в которых играют международные
валютно-финансовые и кредитные организации
и институты.[11] Данная точка зрения представляется
неверной, так как существует право международных
организаций, которое как раз и рассматривает
вопросы учреждения и деятельности межгосударственных
органов и организаций, а также их статус
и функции.[12] Но главным недостатком позиции
Роберта Рендела является указание на
то, что международное финансовое право
это совокупность публично-правовых и
частноправовых отношений, так как к сфере
международного финансового права, на
наш взгляд, можно относить только публичные
отношения.
В.И. Лисовский отмечает, что международные
финансовые отношения–разновидность
международных экономических отношений.
Однако они обладают четко выраженными
характерными особенностями. Одну из главных
особенностей международного финансового
права – особенность, которая вытекает
из специфики международных финансовых
отношений, составляет его тесная связь
как с международным публичным правом,
так и с международным частным правом.
Международное финансовое право есть
совокупность исторически изменяющихся
правил поведения (норм конвенционных
и обычных), регулирующих межгосударственные
финансовые отношения. Основными элементами
системы науки международного финансового
права могут служить следующие: понятие
международного финансового права, его
история, вопросы организации кредитных
(банковских) институтов, международные
валютные отношения, международные соглашения
о платежах, финансовые вопросы в договорах
о репарациях и о помощи развивающимся
странам, международные отношения по вопросам
кредита, международные соглашения о векселях
и чеках, финансовые вопросы в договорах
и соглашениях социалистических стран
с буржуазными странами, финансовые вопросы
в договорах и соглашениях социалистических
стран.[13] По нашему мнению, данная позиция
также не может быть признана правильной.
Г.В. Петрова отмечает, что тенденцией
международного правотворчества является
превращение международного финансового
права в самоорганизующуюся совокупность
деловых обычаев и управленческих функций
(функций международного управления),
применяемых в национальных правовых
системах часто без прямой трансформации
в национальное финансовое законодательство.[14]
В.М. Шумилов говорит о том, что совокупность
международно-правовых норм, регулирующих
отношения в международной финансовой
системе, и есть международное финансовое
право (как отрасль международного экономического
права). Иногда эта сфера отношений именуется
международным валютным правом. Предметом
правоотношений в международной финансовой
системе являются национальные правовые
режимы в финансовой сфере, формы международных
расчетов, состояние платежного баланса,
правовые режимы международных валютных
рынков, условия обратимости валют, кредиты,
долговые обязательства, финансовая помощь
и т.п.[15] Данную точку зрения также
следует признать ошибочной, так как международное
финансовое право не является отраслью
международного экономического права,
которое по своему характеру является
больше частным, чем публичным правом.
В некоторых учебниках по международному
публичному праву мы встречаем следующее
определение международного финансового
права- это совокупность международно-правовых
принципов и норм, регулирующих межгосударственные
валютно-финансовые отношения. Из-за преобладания
в системе данных отношений валютных иногда
эту подотрасль международного экономического
права именуют международным валютным
правом.[16] Данная точка зрения ошибочна,
так как международное финансовое право
не следует отождествлять с международным
валютным правом.
Наиболее приемлемым, по мнению автора,
подходом к изучению международного финансового
права является позиция Е.А. Ровинского
о том, что международные финансовые отношения-
это межгосударственные отношения[17] (международные валютно- кредитные
и финансовые организации в сфере международного
финансового права выступают посредниками
в отношениях государств).
Международное финансовое право является
«производной» от международного публичного
права. По нашему мнению, международное
финансовое право является частью (отраслью,
подотраслью) международного публичного
права.
Формирование международного финансового
права как части (отрасль, подотрасль)
международного публичного права опирается
на принципы международного права, а также
на общие положения национального финансового
права. Развивать международное финансовое
право исключительно в недрах международного
права бесперспективно, научный анализ
норм международного финансового права
требует знания инструментария как международного,
так и финансового права.
Исследование проблем международного
финансового права может дать положительные
результаты для практики лишь в том случае,
если оно будет опираться на основы международного
права и их проявление в межгосударственных
финансовых отношениях, а также на основы
национального финансового права.
[1] Ровинский Е.А. Международные
финансовые отношения и их правовое регулирование
// Советское государство и право. 1965. №2.
С.60.
[2] Назаренко А.Т. О нормах правового
регулирования международных финансовых
отношений // Труды ВЮЗИ. 1971. Т. XIX. С.156.
[3] Ровинский Е.А. К вопросу о предмете
международного финансового права // Труды
ВЮЗИ. 1967. Т.IX. С.22.
[4] Ровинский Е.А. Международные
финансовые отношения и их правовое регулирование
// Советское государство и право. 1965. №2.
С.62.
[5]Ровинский Е.А. Международные
финансовые отношения и их правовое регулирование
// Советское государство и право. 1965. №2.
С.62.
[6]Цит. по: Назаренко А.Т. Указ.соч.
С.160.
[7]Ровинский Е.А. Международные
финансовые отношения и их правовое регулирование
// Советское государство и право. 1965. №2.
С.65.
[8] Ровинский Е.А. К вопросу о предмете
международного финансового права // Труды
ВЮЗИ. 1967. Т.IX. С.23.
[9] Назаренко А.Т. Указ.соч. С.160.
[10] Веральский М. Указ.соч. С.64.
[11] Rendell Robert S. International financial law. L.
Euromoney.1980. P.5.
[12] Лукашук И.И. Международное
право. Особенная часть. М.: Бек, 2001. С.14.
[13] См.: Лисовский В.И. Международное
торговое и финансовое право. М.: Высш.
шк., 1974. С.134-137; Лисовский В.И. Сущность
и система международного финансового
права // Советский ежегодник международного
права, 1964-1965. М.: Наука, 1966. С.370.
[14] Петрова Г.В. Взаимодействие
норм российского финансового законодательства
с международно-правовыми финансовыми
нормами // Финансовый бизнес. 1999. №10. С.52;
Петрова Г.В. О приведении российского
финансового законодательства в соответствие
с международно-правовыми нормами // Журнал
российского права. 2000. №12. С.86.
[15] Шумилов В.М. Международное
экономическое право в эпоху глобализации.
М.: Международные отношения, 2003. С.150; Шумилов
В.М. Некоторые вопросы теории и практики
(международное экономическое право) //
Московский журнал международного права.
2000. №3. С.137.
[16] Международное публичное право.
Под. ред. К.А. Бекяшева. М.: Проспект, 2003.
С.393; Международное право. Под. ред. В.И.
Кузнецова. М.: Юрист, 2001. С.613.
[17] Ровинский Е.А. Международные
финансовые отношения и их правовое регулирование
// Советское государство и право. 1965. №2.
С.60.
1.2. Субъекты и объекты международного финансового права.
Субъекты международных финансов и их характеристика
Система международных финансовых отношений составляется между разными субъектами. Субъектами международных финансов есть:
государство; международные организации; юридические лица, среди которых особое место занимают: транснациональные корпорации; транснациональные банки; финансово-кредитные организации; биржи; физический лица.
Субъекты системы международных финансов из позиций конкретного государства делятся на резидентов и нерезидентов.
Систему международных финансов формирует
множество денежных отношений, которые
возникают между субъектами по поводу
платежей: за товары и услуги; предоставление
и погашение кредитных
Характеристика субъектов международных
финансов.
Государство — это основной субъект, который действует в сфере Международных финансов и в лице государственных органов (Кабинет Министров, Министерство финансов, Министерство иностранных дел и др.) и через официальных должностных лица (президент, премьер-министр) имеет право осуществлять такие виды деятельности: принимать участие в международных экономических и финансовых конференциях, в деятельности международных организаций, заключать межгосударственные договоры относительно экспорта-импорта товаров и услуг, а также клирингу, платежное и валютное соглашения, межгосударственные соглашения аренды подвижного и недвижимого имущества, ипотеки, кредитование, займов, инвестирование, финансирование; осуществлять операции с золотом и драгоценными металлами, эмитировать государственные казначейские обязательства, ценные бумаги; обеспечивать финансовыми и другими гарантиями операции разных юридических и других лиц; предоставлять бесплатную финансовую помощь. Основными критериями характеристики суверенного государства, которое действует в сфере международных финансов, есть: правосубъектность, т. е. способность вступать в отношения с другими субъектами; иммунитет, который выходит из принципа суверенного равенства (т. е. равный над равными власти не имеет); наследственность, которая состоит в переходе прав и обязанностей вследствие изменения одной формы государственной власти другой.
Центральные
банки — Это органы государственного
регулирования экономики, которым предоставлено
право монопольного выпуска банкнот, регулирование
денежного обращения, кредита и валютного
курса, хранение золотовалютных резервов.
Центральный банк является агентом правительства
при обслуживании государственного бюджета.
С точки зрения собственности на капитал
центральные банки можно поделить на государственные
(например, Немецкий федеральный банк
(Дойче Бундесбанк), капитал которых принадлежит
государству, акционерные (например, ФРС
США) и смешанные (например, Банк Японии
— только 55 % уставного капитала принадлежит
государству).
Основной задачам центрального банка
являются сохранения стабильной покупательной
способности национальной денежной единицы
и обеспечение бесперебойности денежных
платежей и расчетов в стране. Практически
во всех странах есть законодательные
акты, которые определяют полномочие центрального
банка и регламентируют его деятельность.
Центральный банк, как правило, подчиняется
парламента.