Международные миграционные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 00:22, статья

Краткое описание

К сожалению, в настоящий момент многие исследователи и юристы-международники не уделяют международному миграционному праву особого внимания, равно как и анализу его источников. Исходя из этого целью данной статьи является выделение источников международного миграционного права на основе источников международного публичного права и их исследование в систематизированном виде.
Применительно к международному миграционному праву источниками будут считаться те формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных миграционных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

миграционное право.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Ценность резолюций, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, заключается в их признании значительным числом государств: даже не имея обязательной силы, они обладают неоспоримым моральным воздействием и служат практическим руководством для государств при осуществлении ими своей политики. 

5.Доктрина международного миграционного права

Теория всегда играла существенную роль в юриспруденции. В XIX в. труды выдающихся ученых в области международного права часто рассматривались в качестве источников международного права. Тем не менее, исторически доктрины международного права всегда страдали национализмом, и только в последнее время усиливается процесс интернационализации международно-правовой теории.

В области исследования доктрины международного миграционного права, несомненно, следует отметить таких выдающихся ученых, как Т. Алеийникофф, Р. Апплеярд, В. Четейл, К. Бретель, Г. Гудвин-Гилл, Р. Перрушу, Р. Человински, которые разработали основные понятия международного миграционного права.

В настоящее время нельзя исключать значение доктрины международного миграционного права, так как в необходимых случаях она способствует уяснению отдельных международно-правовых положений. Однако стоит отметить, что доктрины (даже наиболее квалифицированных специалистов в области права) могут служить лишь вспомогательными средствами для определения точного содержания позиций субъектов международного права при применении и толковании международно-правовых норм.

Как было отмечено, происходит постепенная трансформация международного миграционного права в самостоятельную отрасль права. Эту тенденцию признают многие юристы-международники (О. И. Пискун [7, с. 38], Н. Н. Тоцкий [11, с. 9]). Следовательно, можно говорить о том, что международное миграционное право имеет свою четко обозначенную систему источников. По нашему мнению, исходя из источников международного публичного права, в систему источников международного миграционного права можно включить международный договор, международный обычай, решения международных судебных органов (Международного суда ООН и Европейского суда по правам человека), акты международных организаций, доктрину международного миграционного права. Совокупность норм международного миграционного права следует рассматривать именно в организованной целостной системе с целью наиболее эффективного их применения. Все это потребует более глубокого анализа источников международного миграционного права и их дальнейшей систематизации.

 

 

Миграционной деятельности присущи следующие признаки, свидетельствующие и позволяющие сделать вывод о справедливости её претензии на индивидуализацию в качестве самостоятельного органа и направления деятельности государства, то есть, его функции:

а) миграционная деятельность государства как направление обусловлена объективно необходимыми и социально желаемыми целями;

б) данная деятельность носит социально-преобразующий характер;

в) содержанием миграционной деятельности является фактическая деятельность государства по контролю за социальными потоками граждан, и лиц без гражданства в обществе, и гармонизации социальной жизни;

г) миграционная деятельность государства является нормативно-регламентированной и институциональной (государственный орган);

д) миграционная деятельность организационно обеспечена, в процесс ее осуществления вовлечен значительный механизм государства;

е) миграционная деятельность осуществляется особо сформированным органом государства;

з) данная деятельность предметно обособлена и осуществляется в рамках определённого политического и правового процесса;

и) осуществляется на основе самостоятельных начал организационного характера.

Как и все функции государства, миграционная функция имеет свою собственную структуру. При этом эту функцию не следует рассматривать в качестве самостоятельного и относительно обособленного образования. Дело в том, что миграционная функция в соотношении с иными функциями государства также составляет систему и является её элементом[5] «1».

Объектами миграционной функции являются процессы и явления, наблюдение за которыми необходимо для обеспечения конституционного строя, реализации прав и свобод граждан, а также для обеспечения безопасности жизнедеятельности общества. Не менее важным здесь является своевременное и эффективное реагирование в случае выявления отклонений, угрожающих или мешающих нормальному социальному развитию. Не редко такое реагирование сопряжено с применением государственного принуждения.

Миграционная функция государства состоит из следующих пяти подфункций:

1. Подфункция  государственного контроля в  сфере миграционных прав и  свобод. Взаимоотношения личности  и государства, гарантирование государством  прав и свобод человека, чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне, реальная возможность передвижения и выбора места жительства - эти и другие отношения характеризуют современное правовое государство, формируют представление о его сущности, политическом режиме и безопасности. В этой связи права и свободы человека выступают особым объектом миграционной функции российского государства. Для российской государственно-правовой действительности признание прав и свобод человека в качестве приоритетных стало важным этапом на пути формирования эффективного социального государства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство не только провозгласило высшей ценностью человека и его права, но и возложило на себя обязанность их обеспечивать.

2. Подфункция  трудовой миграции и экономического развития входят в содержание миграционной функции - самой многочисленной группы. Этот вид миграции является самостоятельным объектом миграционной деятельности государства. Являясь важным фактором в возникновении и развитии государства, экономические отношения были и остаются объектом постоянного наблюдения, воздействия с его стороны. Кроме того, провозгласив себя социальным государством, российское государство тем самым продекларировало заинтересованность в добросовестных трудовых ресурсах на основе права свободного труда. Самостоятельные иммигранты разделяются на тех, кто будет искать работу по найму, и тех, кто планирует начать свое собственное дело. Одним словом, трудовая миграция представляет собой разновидность социальной миграции, способствующей развитию экономической и научно-технической сфер общества.

Экономическая (трудовая) миграция должна исходить из законодательно закрепленного приоритета поощрения иммиграции высококвалифицированных специалистов, способных оказать благоприятное влияние на рост экономики страны. Наряду с этим будет происходить практически полный отказ от иммиграции неквалифицированных специалистов, в том числе временных и сезонных работников.

3. Подфункция  государственного учёта миграции  и легальности пребывания на территории государства или так называемая подфункция миграционного контроля в сфере законности. Осуществление государственного контроля в миграционной сфере обусловлено необходимостью обеспечения режима законности в государственном управлении. В этой связи законность предстает перед нами в качестве особого объекта миграционной функции. Одним из ведущих субъектов, осуществляющим данную подфункцию, является Федеральная миграционная служба России. Необходимо обратить внимание на то, что подфункция миграционного контроля за законностью в структуре миграционной функции выполняет роль «несущего», «цементирующего» элемента. Обусловлено это, прежде всего, универсальным и пронизывающим характером категории и принципа законности. Эта категория одинаково проявляется при осуществлении всех подфункций, прежде всего в форме руководящих и основополагающих начал, будь то законность при соблюдении легальности пребывания, либо законность в социальной деятельности.

4. Подфункция  государственного контроля в  социальной сфере. Социальная сфера общественных отношений является своего рода индикатором эффективности политики государства. Сегодня основными задачами социальной деятельности государства являются гарантирование конституционных прав граждан в области социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем и др. Объектами, обусловливающими подфункцию контроля и надзора в социальной сфере, являются такие отношения как социальная поддержка населения, сфера образования, здравоохранение, культура и другие.

В качестве элемента социальной подфункции можно назвать воссоединения семей, которая является приоритетным направлением и объектом миграционной политики с точки зрения демографического развития общества. В частности, это подразумевает поддержку программ воссоединения семей и поощрение роста иммиграции лиц, имеющих высокую профессиональную квалификацию. Ежегодная убыль российского населения превышает один миллион человек, что должно быть восполнено органическим, естественным образом, чему способствует данный вид миграции. Воссоединение семей представляет собой особую заботу государства, так как её основной целью является создание полноценных семей, поддержка материнства, отцовства и детства, демографический рост, а также формирование здоровой социальной атмосферы в государстве.

5. Подфункция  контроля в сфере глобальных  проблем современности. Глобальными  проблемами и одновременно объектами  миграционной функции современного  государства являются проблемы  в жизни цивилизации, влияющие  на политические, демографические, социально-экономические процессы общества. Особенностью глобальных проблем современности, как объекта миграционной функции государства, является их территориальный или геополитический масштаб. Проблемы экологии, СПИД, проблема распространения инфекционных заболеваний, проблемы голода и нищеты, клонирования человека распространяются в мире, не считаясь с государственно-территориальными пределами, и потому не должны быть предметом государственно-властного воздействия со стороны одного государства или географического региона[6] «1».

Таким образом каждая подфункция, как элемент структуры миграционной функции, выполняет определенную нагрузку. Так, например, контроль, осуществляемый на ведомственном уровне (контроль руководителя за работой подчиненных), хотя и имеет тесное отношение и связь с миграционной функцией, тем не менее, не входит в ее структуру, являясь скорее дополнением к ней.

 

2.Основные  проблемы миграционного права

2.1 Нелегальная  миграция как угроза национальной  безопасности Российской Федерации

В современном мире в эпоху глобализации вопросы регулирования иммиграционных процессов приобретают важнейшее значение, поскольку позитивные и негативные стороны этого явления оказывают весомое воздействие на развитие любого государства мира. Умение наладить управление этими процессами является сегодня одним из основных показателей эффективности деятельности органов государственной власти.

Каждое государство так или иначе испытывает на себе действие упомянутых процессов, рассматривая их в качестве одного из важнейших аспектов национальной безопасности.

При этом очевидно, что оценка миграционной ситуации, выработка способов ее решения могут быть различны, поскольку они обусловливаются такими исторически определенными факторами, как состояние экономики, правовое обеспечение миграции, социальной сферы, демографическая ситуация, а также политическими установками государства. В зависимости от этого государство вырабатывает соответствующую программу по регулированию миграционных процессов[15] «1».

В связи с этим проблема обеспечения миграционной безопасности как составного структурного элемента национальной безопасности государства представляется сегодня весьма актуальной.

Миграционная безопасность - это состояние юридической защищенности интересов личности, общества и государства, которые могут быть подвержены угрозам в результате въезда в Российскую Федерацию, выезда из нее, пребывания и проживания на территории страны как иностранных граждан и лиц без гражданства, так и граждан Российской Федерации, институционально предполагающее систему правовых норм, обеспечивающих доминанту национальных интересов в сфере регулирования миграционных процессов.

Несомненно, что незаконная (нелегальная) миграция определяется как основная угроза в сфере миграционной безопасности, достигающая в российском варианте высоких показателей опасности.

Незаконность - это юридическая форма миграционного процесса, которая может предполагать очень широкое и разнообразное содержание. Иначе говоря, многие общественные явления и процессы могут протекать в форме незаконной миграции, значительно отличаясь друг от друга. Это объясняет разноплановость воздействия незаконной миграции на общество и государство.

Незаконная миграция как явление затрагивает многие сферы жизнедеятельности общества. В политической сфере она выступает непосредственной угрозой безопасности страны, ее геополитическим интересам и международному имиджу; в экономической - способствует расширению масштабов теневой экономики, развивающейся вне налогового и другого экономического законодательства, изъятию из финансового оборота значительной доли денежных средств, в том числе путем вывоза их за рубеж, обострению ситуации на рынке труда и вытеснению с него российских фирм и работников; в социальной - приводит к усилению социальной напряженности и ксенофобии, в значительной степени осложняет криминальную ситуацию[16] «1».

Полагаем возможным согласиться с мнением ряда исследователей, которые считают, что незаконная миграция - это въезд в определенную страну, пребывание на ее территории и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан; произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на ее территории, а также выезд с территории страны ее граждан с нарушением законодательства, регулирующего порядок их выезда[17] «1».

Информация о работе Международные миграционные отношения