Международный уголовный суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 06:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение сущности, процедурных аспектов и особенностей деятельности международного уголовного суда.
Цель исследования обусловила следующие задачи:
1. Раскрыть исторические аспекты создания международного уголовного суда.
2. Рассмотрение организации деятельности международного уголовного суда.
3. Рассмотрение юрисдикции и процедурных аспектов деятельности международного уголовного суда.
4. Ознакомление с практикой международного уголовного суда.

Содержание

Введение………………….…................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика международного уголовного суда…….........5
История создания международного уголовного суда..………......5
Организация деятельности международного уголовного суда…9
Глава 2. Международно-правовой статус Международного уголовного суда
2.1. Юрисдикция международного уголовного суда ……..………….14
2.2. Процедурные аспекты деятельности суда………………………..17
Заключение……………………………………..…………………………….….22
Список использованных источников…………………….……..…...…….….24

Вложенные файлы: 1 файл

скукота.docx

— 57.69 Кб (Скачать файл)

Председатель вместе с  первым и вторым вице-председателями образуют Президиум. Они избираются абсолютным большинством голосов судей  сроком на три года или до завершения срока их полномочий в качестве судей, в зависимости от того, какой из этих сроков истекает ранее. Они могут  быть переизбраны один раз.

 Первый вице-председатель  заменяет председателя в случае, если председатель отсутствует  или отведен. Второй вице-председатель  заменяет председателя в случае, если председатель и первый  вице-председатель отсутствуют или  отведены. Президиум несет ответственность  за надлежащее управление делами  Суда, за исключением Канцелярии  прокурора; координирует деятельность  с прокурором и заручается  согласием последнего по всем  вопросам, представляющим взаимный  интерес.

В соответствии со ст. 39 Статута  после избрания судей Суд так  скоро, как только это возможно, организует в своем составе следующие  отделения: Апелляционное отделение  состоит из председателя и еще  четырех судей, Судебное отделение - не менее чем из шести судей  и Отделение предварительного производства - не менее чем из шести судей. Назначение судей в состав отделений осуществляется с учетом характера функций, которые возлагаются на каждое отделение, квалификации и опыта избранных судей, с тем чтобы в каждом отделении существовало подходящее сочетание судей, являющихся специалистами в области уголовного права и процесса и в области международного права. Судебное отделение и Отделение предварительного производства состоят преимущественно из судей, обладающих опытом ведения судебного разбирательства по уголовным делам11.

Судебные функции Суда осуществляются в каждом отделении  палатами. Апелляционная палата состоит  из всех судей Апелляционного отделения. Функции Судебной палаты осуществляются тремя судьями, а Палаты предварительного производства - тремя или даже одним судьей12.

Независимым органом в  составе Суда является Канцелярия Прокурора, несущая ответственность за осуществление  уголовного преследования. Значение независимости  подчеркивается тем, что прокурор и  его заместители избираются не Судом, а непосредственно государствами - участниками Статута сроком на девять лет. Переизбранию они не подлежат. Канцелярия Прокурора отвечает за получение передаваемых ситуаций и любой обоснованной информации о преступлениях, подпадающих под юрисдикцию Суда, за их изучение и осуществление расследований и уголовного преследования в Суде.

Канцелярия возглавляется  прокурором. Прокурор обладает всеми  полномочиями по руководству и управлению Канцелярией, включая персонал, помещения  и прочие имеющиеся у нее ресурсы. Прокурору оказывают помощь один или несколько заместителей прокурора.  Ни прокурор, ни заместители прокурора  не занимаются никакой деятельностью, которая могла бы препятствовать осуществлению их прокурорских функций или поставить под сомнение их независимость. Они не занимаются никакими другими видами профессиональной деятельности13.

Секретариат отвечает за несудебные аспекты управления делами и обслуживания Суда. Секретариат возглавляется  секретарем, который является главным  административным должностным лицом  Суда. Секретарь избирается судьями сроком на пять лет.

Секретариат возглавляется  секретарем, который является главным  административным должностным лицом  Суда. Секретарь осуществляет свои функции под руководством председателя Суда.

Секретарь учреждает в  структуре Секретариата Группу по оказанию помощи потерпевшим и свидетелям. Эта Группа обеспечивает, в консультации с Канцелярией прокурора, меры защиты и процедуры безопасности, консультационную и другую соответствующую помощь свидетелям, потерпевшим, которые являются в Суд, и другим лицам, которым  грозит опасность в результате показаний, данных такими свидетелями. В состав Группы входят сотрудники, которые  имеют опыт работы по вопросам, относящимся  к травмам, включая травмы, связанные  с преступлениями сексуального насилия14.

Таким образом, в состав суда входят 18 судей, избираемых на заседании  Ассамблеи государств – участников Статута. Выборы судей проводятся по двум спискам. Согласно ст. 34 Римского Статута в состав Суда входят следующие органы: Президиум, Апелляционное отделение, Судебное отделение, Отделение предварительного производства, Канцелярия Прокурора и Секретариат.

 

 

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА

2.1. Юрисдикция международного уголовного суда

Юрисдикция Суда ограничена наиболее серьезными преступлениями, затрагивающими интересы международного сообщества в целом. Компетенция Международного Суда определена в Части 2 Римского Статута.

 В соответствии со  ст. 5 Статута к преступлениям, подпадающим под юрисдикцию Суда относятся:

- геноцид - любое деяние, совершаемое с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.

- преступления против человечности. При этом подчеркивается, что относящиеся к преступлениям против человечности действия подпадают под юрисдикцию Суда лишь в том случае, если они совершены "в рамках широкомасштабных или систематических нападений на любых гражданских лиц, и если такое нападение совершается сознательно".

- военные преступления. Суд обладает юрисдикцией в отношении военных преступлений, в частности когда они совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений. К юрисдикции Суда отнесены и военные преступления, совершаемые в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера. При этом подчеркивается, что это положение не затрагивает ответственность правительства за поддержание или восстановление права и порядка в государстве или за защиту единства и целостности государства всеми законными средствами (ч. 3 ст. 8)15.

- агрессия. Статут не содержит определения преступления агрессии. Государства оказались не в состоянии согласовать такое определение. Было решено, что Суд сможет осуществлять свою юрисдикцию в отношении такого преступления после того, как государства-участники договорятся о таком определении и в установленном порядке внесут соответствующие положения в Статут16.

Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый конфликт - например, война в Уганде - продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.

Становясь участником Статута, государство тем самым признает его юрисдикцию (ст. 12). Вместе с тем  по настоянию некоторых западных государств, войска которых расположены  на территории других государств, в  Статут было включено "переходное положение" (ст. 124)17. Согласно этому положению государство, становясь участником Статута, может заявить, что в течение семилетнего периода после вступления Статута для него в силу оно не признает юрисдикцию Суда в отношении военных преступлений, совершенных его гражданами или на его территории.

В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный  принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право  государств решать, подвергать или  нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС.

Однако у этого принципа есть два исключения:

- во-первых, Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника. Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре, по которой в Международном уголовном суде было возбуждено пять дел18. Судан не является государством-участником МУС                 - во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута, государство, не являющееся участником Статута, может посредством заявления, представленного Секретарю суда, признать осуществление Судом юрисдикции в отношении конкретного преступления19.

Таким образом, юрисдикция Суда очень тщательно сформулирована в Статуте. Вся идея Суда основывается на принципе дополняемости, который означает, что Суд может осуществлять свою юрисдикцию только в том случае, если национальный суд не способен или не готов сам ее реально осуществить. Первенство всегда отдается национальным судам. Международный уголовный суд не задумывался для замены власти национальных судов. Однако порой государственная судебная система разваливается и прекращает функционировать20.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Процедурные  аспекты деятельности международного  уголовного суда

В Римском Статуте говорится  о том, что дела могут поступать  в МУС тремя различными способами:

     1) Прокурор МУС может инициировать расследование в случае, если совершено одно или более преступлений, основываясь на информации из любого источника, включая показания потерпевшего или его семьи, но только если это преступление и лицо, его совершившее, относятся к юрисдикции МУС;

     2) государства, ратифицировавшие Римский Статут, могут обратиться к Прокурору МУС с просьбой расследовать одно или более преступлений, если они относятся к юрисдикции МУС;

     3) Совет Безопасности ООН может просить Прокурора МУС о расследовании одного или более преступлений, но в отличие от первых двух случаев преступление безусловно должно относиться к юрисдикции МУС, даже если оно было совершено на территории государства, которое не подписывало Римский Статут, или тем лицом, которое является гражданином такого государства.

     Кроме того, государства, не являющиеся участниками Римского Статута, могут обратиться к Суду, если они готовы признать юрисдикцию МУС на разовой основе.

     Однако в каждом из этих случаев именно Прокурор МУС, а не государства или Совет Безопасности ООН, решает вопрос о том, начинать или нет расследование дела, и выносит соответствующее определение, основываясь на результатах предварительного исследования вопроса21. Прокурор отвечает за сохранность, хранение и обеспечение неприкосновенности информации и вещественных доказательств, полученных в ходе расследований, проводимых не только им лично, но и его Канцелярией. Когда Прокурор полагает, что существует серьезная опасность того, что впоследствии получить свидетельское показание не удастся, он может просить Палату предварительного производства принять такие меры, которые могут быть необходимы для обеспечения эффективности и объективности судебных разбирательств, и, в частности, назначить адвоката или судью Палаты предварительного производства для присутствия при получении свидетельских показаний в целях соблюдения прав защиты (Правило 47 Правил процедуры и доказывания МУС).

     Расследование по факту совершения преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС, проводит Прокурор этого Суда. При этом для возбуждения уголовного расследования по собственной инициативе Прокурору необходимо получить разрешение Палаты предварительного производства.

     Статут  предусматривает создание трех палат в рамках Суда, которые соответствуют порядку «движения» дела в Суде:

     1. Палата предварительного производства, которая занимается обеспечением  расследования дела, - дает санкцию прокурору на расследование дела  по собственной инициативе, выдает  ордер на арест и приказ  о явке в суд, принимает решение об утверждении обвинений лицу  и др. После утверждения обвинений дело переходит в Судебную  палату.

Суд может назначить лицу, признанному виновным, следующие  меры наказания:

- лишение свободы на определенный срок, исчисляемый в количестве лет, которое не превышает максимального количества в 30 лет;

- пожизненное лишение свободы в тех случаях, когда это оправдано исключительно тяжким характером преступления и индивидуальными обстоятельствами лица, признанного виновным в его совершении.

Помимо лишения свободы, Суд может назначить:

- штраф;

- конфискацию доходов,  имущества и активов, полученных  прямо или косвенно в результате  преступления.

Кроме того, Суд может  вынести постановление о возмещении осужденным ущерба потерпевшим в  форме реституции, компенсации или  реабилитации22.

     2. Судебная палата на заседании Международного уголовного суда  рассматривает дело по сути и принимает решение. Само по себе решение, согласно Статуту, не должно выходить за рамки фактов и обстоятельств, изложенных в обвинении. Также установлена обязанность Суда обосновывать свое решение исключительно на доказательствах, представленных ему и рассмотренных им в ходе судебного разбирательства. В случае установления вины лица, обвиняемого в совершении преступления, Суд принимает решение о назначении наказания. При этом Судебная палата может провести дополнительное судебное слушание для определения меры наказания.

     3. Римский статут предусматривает создание Апелляционной палаты, что является нетипичным для международных судебных учреждений23. Стороны процесса могут обжаловать  в Апелляционной палате как решения Судебной палаты, так и Палаты предварительного производства. Апелляционная палата при рассмотрении дела обладает теми же полномочиями, что и Судебная палата, однако ее решения являются окончательными и обжалованию не подлежат.

    К настоящему моменту в производстве Суда находится 15 дел, связанных с семью ситуациями.

На сегодняшний день три  государства-участника Римского статута - Уганда, Демократическая Республика Конго и Центрально-Африканская  Республика — передали в Суд ситуации, имеющие или имевшие место  на их территории. Расследование ситуаций в Кении24 и Кот-д'Ивуаре25 было начато Прокурором по собственной инициативе. Наконец, Совет Безопасности ООН передал Суду ситуации в суданском региона Дарфур и в Ливии26.

Информация о работе Международный уголовный суд