Местное управление в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 06:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью совершенствования системы органов местного самоуправления в Российской Федерации. Для проведения данных мероприятий важен опыт зарубежных стран, в частности США. Практика США в этом плане представляет интерес как в целом для развития юридической науки, так и для решения реальных проблем демократизации государственного, общественного устройства, эффективности взаимодействия государственных органов с органами местного самоуправления, дает яркий пример децентрализации управления, использования институтов саморегулирования в руководстве хозяйственными и социальными процессами в федеративном государстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Понятие, концепция и виды местного управления 6
1.2 Устройство системы местного управления 10
1.3 Компетенция и финансовая база органов местного управления 12
1.4 Порядок формирования органов местного управления 14
ГЛАВА 2. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ США. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ 15
2.1 Органы местного управления 16
2.2 Компетенции органов местного управления 23
2.3 Местные финансы 24
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В США 27
3.1 Правовое регулирование 27
3.2 Определение полномочий 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

Вложенные файлы: 1 файл

курс - местное управление в США.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  проблемы исследования обусловлена необходимостью совершенствования системы органов местного самоуправления в Российской Федерации. Для проведения данных мероприятий важен опыт зарубежных стран, в частности США. Практика США в этом плане представляет интерес как в целом для развития юридической науки, так и для решения реальных проблем демократизации государственного, общественного устройства, эффективности взаимодействия государственных органов с органами местного самоуправления, дает яркий пример децентрализации управления, использования институтов саморегулирования в руководстве хозяйственными и социальными процессами в федеративном государстве.

Исторически государственность  Соединенных Штатов Америки формировалась  снизу, и это в конечном итоге, определило высокий уровень децентрализации в государственной системе страны. Данный вывод является фундаментальным при анализе деятельности местных органов власти в США. По замечанию А. де. Токвиля, сумевшего по достоинству оценить фундаментальное значение американских первопоселенцев в организации местной власти - создание тауншипов (самоуправляющихся территориальных общин) предшествовало созданию штатов, а последних - созданию федерации.1 Сегодняшнее положение органов местного самоуправления в государственном механизме США, определено изменениями в правовом регулировании этих органов, происходившими с момента их возникновения. Эти изменения определили уникальную природу органов местного управления, которые, с одной стороны, в соответствии с американской государственно-правовой концепцией, являются креатурами Штатов, осуществляющими делегированные им полномочия, а с другой - служат примером наиболее полной реализации демократических принципов организации управления на местах. Обладая относительной самостоятельностью, местные органы управления в то же время являются важнейшим инструментом проведения внутренней политики федерального правительства, выполняя функции, возложенные на них центральной властью.

Американский опыт и  современная практика наглядно показывают процесс становления местных органов как самоуправляющихся, но государственных структур. Здесь можно видеть многое из того, что сегодня волнует ученных и практиков в России. Речь идет о периоде жестокого контроля штатов над местными органами власти, сопровождавшегося введением специального законодательства, как инструмента грубого вмешательства штата в сферу местного управления; усилия органов местного самоуправления по конституционному запрету такой практики; принятием законодательных актов, закрепивших право местных органов на самоуправление (гомруль). Этот опыт приобретения местными органами права на самоуправление во многом может быть использован в процессе осуществления российских реформ. Этим и обусловлен выбор темы.

Степень научной разработанности проблемы. Для исследования особую значимость имеет концепция А. де Токвиля о влиянии демократии на общественный строй, на власть и тех, кто эту власть представляют.2 В США принцип народовластия - это не какой-нибудь висящий в воздухе принцип, не связанный с привычками и преобладающим образом мыслей. По мнению американцев, благодаря Провидению, которое наделило каждого человека, каким бы он ни был, необходимым разумом, он способен сам вести касающиеся его дела.3

Важнейшим источником исследования стали научные публикации отечественных и зарубежных специалистов по теории государства и права, государствоведов, историков, философов, экономистов, социологов, касающиеся проблем местного управления как особой сферы управления государством, таких его аспектов как формирование структуры, полнота власти, правовые основы, пути их формирования и демократизации в системе государственного управления.4

Объект исследования – правовые основы местного управления США.

Предмет исследования – структуральные свойства правовых основ местного управления и самоуправления США

Цель  исследования – определение правовых основ организации местного управления и самоуправления, изучение основных законов местных органов власти в США.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

- рассмотреть понятие и структуру  местного управления США;

- рассмотреть какую компетенцию  имеют органы местного управления  США;

- проанализировать организацию финансирования местного управления США;

- описать правовые основы местного управления США;

- рассмотреть возможность применения  в Российской Федерации опыта  США при выстраивании системы  местного управления.

Структура работа включает введение, три главы, заключение, список используемой литературы и источников.

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    1. Понятие, концепция и виды местного управления

 

В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления.

Местное управление – это управленческая деятельность в местной административно-территориальной  единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления.5

Понятие местного управления может трактоваться и  иначе - как деятельность местных  органов по управлению территориальным  развитием, что вполне соответствует  концепции комплексного изучения территориальной администрации, разработанной в ООН.6

Как правило, местное  управление осуществляется через назначаемые  вышестоящей властью административные органы.

В научной и  учебной литературе, а также в  законодательстве многих стран наряду с понятием «местное управление» используется понятие «местное самоуправление» (такой подход отражен в названии книги  
Г.В. Барабашева «Местное самоуправление», вышедшей в 1996 г.).7

Концепция местного самоуправления исходит, прежде всего, из того, что местные сообщества населения представляют собой один из основных элементов любого демократического режима, а право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов построения большинства современных государств.

Кроме того, принцип  местного самоуправления исходит из того, что участие граждан в управлении общественными делами самым непосредственным образом может быть реализовано именно на местном уровне.

До 80-х гг. XX в. понятие местного самоуправления было связано, прежде всего, с децентрализованным управлением на местах, сложившимся в странах англосаксонской правовой семьи и в первую очередь в Великобритании и США. Но в конце XX в. во всех развитых западных странах выборные местные органы получили определенную самостоятельность при решении вопросов местного значения. В 1985 г. понятие местного самоуправления было определено в ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления как «право и способность местных властей в рамках закона регулировать и управлять значительной частью публичных дел, действуя под свою собственную ответственность и в интересах местного населения».8

Следует признать, что слово «самоуправление» неточно передает действительную природу и положение муниципалитетов в современном государстве, поскольку они в настоящее время включены, наряду с государственными органами, в единый аппарат публичного управления. В настоящее время понятия «муниципальное управление» и «местное самоуправление» часто используются как синонимы. В ряде стран, муниципальным именуется лишь городское управление, например, в США и Великобритании. Однако, в специальной литературе, термин «муниципальное» нередко применяется и в отношении других видов местного самоуправления.9 Органы местного управления с их аппаратом стали к настоящему времени одним из крупнейших звеньев организации публичной власти развитых стран.

Виды  демократической власти

Обычно в  современных государствах выделяют две семьи демократической власти на местах – европейская (романо-германская) и англо-американская (англосаксонская).

Англосаксонская (англо-американская)10 семья является результатом развития и экспорта английской правовой системы, формировавшейся, прежде всего на базе норм обычного права и судебной процедуры. К этой семье могут быть отнесены правовые системы Великобритании, Ирландии, США и других бывших британских колоний, от Канады до Индии. В рамках англосаксонской системы управления, представительные органы местного управления формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует. Кроме того, для англосаксонской системы характерно отсутствие на местах уполномоченных центрального правительства, которые бы непосредственно опекали представительные органы, избираемые населением административно-территориальных единиц.

Контроль за деятельностью местных органов  в англосаксонских странах осуществляется в основном косвенным путем: через  центральные министерства, а также  с помощью судов. Используемый в законодательстве этих стран термин местное управление для обозначения организации и деятельности местных органов власти обычно указывает лишь на один из критериев их отграничения от всех других государственных органов, на их локальный характер.

Романо-германская (европейская)11 семья сформировалась, прежде всего, на базе римского права и в процессе кодификации права, инициированном Наполеоном; в нее входят правовые системы стран континентальной Европы и большинства бывших колоний этих стран. Основные принципы этой правовой семьи оказывали огромное влияние на российское право на разных этапах его развития. Европейская модель местного управления получила распространение в большинстве стран мира. Она основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления.

В рамках европейской системы представительные органы порой создаются лишь в административно-территориальных единицах, признанных законодателями в качестве территориальных сообществ. В отдельных административных подразделениях, таким образом, местные представительные органы могут вообще отсутствовать.

Между тем местное управление в ряде стран (Австрия, Германия, Япония) имеет сходство как с англосаксонской (англо-американской), так и с романо-германской (европейской) моделями, обладая при этом и некоторыми специфическими чертами.

В германоязычных областях центральной Европы сильные местные традиции союзов суверенных образований: городов-государств, княжеств, королевств и провинций или кантонов оказали свое влияние на формирование местного управления. Эти традиции и были заложены в основу местного управления в Швейцарии, Бельгии, Германии. В ХХ в., Германии, Австрии и Бельгии в этих странах сформировалась самостоятельная макросистема местного управления: основанная на романо-германском праве, испытавшая французское влияние, которая включает в себя также принцип федерализма и глубокие традиции, в том числе институциональные, независимого городского самоуправления.

Несколько особняком  стоит основанная на романо-германских правовых принципах скандинавская макросистема местного управления. Эти страны в процессе формирования системы публичного управления воспроизводит как характеристики французской системы - раннее национально-государственное строительство в условиях квази-империи, - так и черты германоязычных территорий, в частности - экономически обусловленные традиции городского самоуправления в некоторых крупных городах.

Английская система управления, в том числе местного, также как и основные принципы английского права последовательно насаждались как на территории Британии и Ирландии, так и в заморских колониях. При этом на уровне провинций в колониях доминировало прямое государственное управление - через деятельность губернаторов и генерал-губернаторов, - а на местном уровне формировались органы самоуправления, в той или иной мере соответствующие английским представлениям о местном управлении.

Таким образом, применительно к западным демократическим  государствам можно говорить о существовании  пяти макросистем местного управления: британской, романской, американской, германской и скандинавской. Эта типология не является исчерпывающей: специфическими чертами обладает организация местного управления в странах Латинской Америки, Восточной Европы и тем более - в азиатских и африканских государствах. В таблицах находящихся в приложении №№ 1 и 2 приведены основные характеристики систем местного управления.

    1. Устройство системы местного управления

 

Системы местного управления в современных зарубежных государствах строятся на основе административно-территориального деления страны.

Система местного самоуправления в современных государствах может включать в себя по вертикали  от двух до пяти звеньев.

Двухзвенная структура  административно-территориального деления (Дания, Коста-Рика и др.) и трехзвенная (Италия, Индия и др.) являются наиболее распространенными и удобными с точки зрения местного управления. Четырехзвенная и пятизвенная системы административно-территориального деления встречаются значительно реже. При этом, естественно, в различных странах существуют серьезные отличия в характере и роли отдельных видов административно-территориальных единиц.

Информация о работе Местное управление в США