Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы производства и торговли машинами и оборудованием.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:
• дать понятие торговли машинами и оборудованием, его форм
• рассмотреть историю внешней торговли России машинами и оборудованием
• выявить место России на мировом рынке машин и оборудования
• проанализировать динамику внешней торговли машинами и оборудованием, выявить основные проблемы, актуальные для страны на сегодня и предложить пути их решения.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Основные формы международной торговлей машинами и оборудованием………………………………………………………………6
1.1 Ведущие мировые производители машин и оборудования ………....…6
1.2 Мировой экспорт машин, оборудования и транспортных средств …….9
2. Анализ состояния российской торговли машинами и оборудованием и её позиция в мировой торговле………………………………………………15
2.1 Позиция России на мировом рынке машин и оборудования………….15
2.2 Проблемы торговли машинами и оборудованием……………………..36
3. Пути решения проблем российской торговли машинами и оборудованием ………………………………………………………………..41
Заключение ……………………………………………………………………46
Список используемых источников…………………………………………..48
В региональном разрезе крупнейшим экспортером машин и оборудования являются промышленно развитые страны Европы (41,2% мирового экспорта в 2008 г. против 38,8% в 2000 г.); за ними следуют развивающиеся и новые индустриальные страны Восточной Азии (23,0% в 2008 г. против 13,3% в 2000 г.) и Северная Америка (соответственно 12,3% против 20,0%)3.
Заметной
тенденцией текущего десятилетия стало
существенное сокращение удельного
веса стран Северной Америки в мировом
экспорте товаров рассматриваемой группы
(почти на 8 процентных пунктов) при соответствующем
росте доли восточноазиатских стран (почти
на 10 процентных пунктов).
Таблица 1.Мировой экспорт машин, оборудования и транспортных средств (млн. долл.)
2000 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Мир в целом | 2 619 434 | 3 896 373 | 4 463 301 | 5 017 364 | 5 452 561 |
Промышленно развитые страны АТР | 338 262 | 393 819 | 424 484 | 466 111 | 513 298 |
Япония | 329 661 | 381 290 | 411 968 | 451 952 | 497 573 |
Промышленно развитые страны Европы | 1 016 066 | 1613 744 | 1826 845 | 2073 667 | 2248 158 |
Франция | 132 952 | 180 727 | 197 600 | 214 875 | 227 846 |
Германия | 272 345 | 490 994 | 550 862 | 629 551 | 677 257 |
Страны Юго-Восточной Европы | 2 784 | 6 737 | 13 085 | 18 318 | 23766 |
Страны СНГ | 10 603 | 18 721 | 22 416 | 26 186 | 36 063 |
Россия | 6 422 | 6 843 | 11 364 | 13 254 | 15772 |
Промышленно развитые Сев. мерики | 523 665 | 552 096 | 617 698 | 664 508 | 670 759 |
США | 412 200 | 433 666 | 494 453 | 536 840 | 556 906 |
Сев. Африка | 1 754 | 3 944 | 4 690 | 5 446 | 8 384 |
Страны Африки южнее Сахары | 5 328 | 12 564 | 14 360 | 16 565 | 19 771 |
ЮАР | 4 570 | 9 574 | 11 293 | 13 412 | 16 229 |
Лат. Америка | 121 942 | 155 163 | 182 287 | 192 936 | 210 917 |
Бразилия | 15 416 | 30 560 | 33 405 | 36 286 | 41 823 |
Вост. Азия | 347 603 | 773 182 | 936 826 | 1 105 441 | 1 252 632 |
КНР | 82 600 | 352 234 | 456 343 | 577 751 | 677 802 |
Южн. Азия | 4 113 | 12 470 | 15 641 | 19 160 | 22 396 |
Юго-Вост. Азия | 225 570 | 308 117 | 351 013 | 360 176 | 371 998 |
Зап. Азия | 21 582 | 45 550 | 53 676 | 65 618 | 74 144 |
Австралия и Океания | 159 | 267 | 276 | 199 | 242 |
Россия занимает незначительное место в мировой торговле машинотехнической продукцией. Так, в 2004 - 2008 гг. удельный вес РФ в мировом экспорте продукции общего и электротехнического машиностроения не превышал 0,3%. Доля товаров машинотехнической группы в мировом экспорте, имевшая в прошлом десятилетии повышательную тенденцию (с 38,8% в 1995 г. до 40,0% в 2000 г.), с начала 2000-х годов в условиях опережающего роста цен на товары топливно-сырьевой группы начала сокращаться - до 39,7% в 2003 г., 37,9% в 2005 г., 35,5% в 2007 г. и 34,6% в 2008 г.
Наиболее
динамичными сегментами мирового рынка
машин и оборудования в последние годы
были изделия с высокой добавленной стоимостью,
в том числе высокотехнологичные: электронные
и электротехнические товары, оборудование
для возобновляемой энергетики и информационно-
Для
продукции автомобильной
Крупнейшим автомобильным рынком планеты стала КНР, доля которой в мировых продажах в 2010 г. составит около 24%, или вдвое больше, чем в 2007 г. Вместе с тем удельный вес Европы в тот же период сократился с 32 до 25%, а Северной Америки - с 27 до 21%. И эта тенденция, по мнению экспертов, будет только усиливаться.
При этом в Европе продажи в 2010 г., сократились на 7 - 8%. В 2009 году там было продано менее 13 млн. машин, тогда как в период между 2000 и 2007 гг. этот показатель колебался в пределах 15 - 15,5 млн. шт.
В принципе, согласно "PwC", с 2012 г. производство автомобилей в развивающихся странах станет выше, чем в западных в основном за счет Азии, и в первую очередь КНР. В период между 2009 г. и 2016 г. азиатский континент обеспечит свыше половины совокупного автомобильного прироста производства, в том числе КНР - 28%.
По существующим прогнозам, в 2016 г. производство автомобилей в этой стране может составить около 21 млн. шт. (превысив нынешний уровень вдвое), в то время как в Индии - порядка 5,9 млн. (при более чем двойном приросте), а в Таиланде - 2,7 млн. шт.4.
Все это, согласно заявлению одного из представителей "PwC", неизжбежно должно сопровождаться усилением межфирменной конкуренции, в результате которой удельный вес десятки ведущих китайских и иностранных групп в производстве автомобильной промышленности КНР снизится с 77% в 2009 г. до 71% в 2015 г., тем более учитывая стремление к присутствию в автомобильном секторе этой страны все новых зарубежных продуцентов.
Одной
из наиболее актуальных проблем в
Китае стало и повышение
Несмотря на последствия мирового финансового кризиса, зарубежные эксперты выделяют целый ряд видов машин и оборудования, продажи которых на мировом рынке будут расти достаточно высокими темпами. Так, согласно прогнозу исследовательской компании “The Freedonia Group”, в период до 2013 г. мировой спрос на подшипники будет развиваться со среднегодовым темпом 6,4%, на жидкостные насосы - на 4,4%, газовые турбины - 4,9% (в КНР - более чем на 8%), на строительное оборудование - на 5,3%, на фильтры - на 5,1%, на горнодобывающее оборудование - на 4,9% (с 45,4 млрд. долл. в 2008 г. до 58,0 млрд.)6.
Для рынка осветительного оборудования будет характерен среднегодовой прирост в размере 7,4% - с 28 млрд. долл. в 2007 г. до 40,1 млрд. в 2012 г.; наиболее быстро будут расти продажи в странах БРИК; их доля в совокупном приросте спроса за период 2008 - 2012 гг. достигнет 40%. К концу рассматриваемого периода КНР превзойдет США по продажам осветительного оборудования и станет его крупнейшим рынком в мире7.
Мировые
продажи сельскохозяйственных машин
будут расширяться в среднем
на 3,8% ежегодно, в основном благодаря
растущей механизации
Глобальный спрос на дизельные двигатели в период до 2012 гг. будет расширяться в среднем на 3,5% ежегодно - со 129 млрд. долл. в 2007 г. до 153 млрд. в 2012 г.
Спрос
на бытовую технику будет расти
в среднем на 3,1% ежегодно; наиболее
быстрыми темпами будет расширяться рынок
Индии, характеризующийся низкой степенью
насыщения и постепенным ростом уровня
жизни населения8.
На сегодня Россия является одним из ведущих мировых экспортеров топлива, черных и цветных металлов, ряда сырьевых товаров. Особенно велика ее доля в мировом экспорте природного газа, алюминия, никеля, меди, цинка. Но при этом удельный вес машин и оборудования в российском экспорте, в среднем составляет 5% (для сравнения: доля машинотехнической продукции в экспорте Японии в середине 90-х годов составляла 96%, Швейцарии - 93%, Тайваня - 93%, Южной Кореи - 92%). И, к сожалению, это свидетельствует не столько емкости внутреннего рынка, способного поглощать подавляющую часть отечественной машинотехнической продукции, сколько слабой ее конкурентоспособности на мировом рынке (исключение - производство вооружения и некоторых других высокотехнологических производств). Неудивительно, что в структуре российского импорта, напротив, преобладает продукция машиностроения (в основном легковые автомобили, бытовая техника, различные виды машин и оборудование для хозяйственных отраслей9.
Объемы экспорта машин и оборудования несомненно связаны с производством этой группы товаров в стране. Россия утратила статус одного из самых крупных в мире производителей машинно-технических изделий, которым она обладала в составе СССР. В СССР на Россию приходилось не менее 60% продукции этой отрасли. При этом львиная доля машиностроительной продукции в СССР была связана с гонкой вооружений, 80% активной военной промышленности СССР находилось в России. По оценке американских исследователей, в разгар гонки вооружений на военную технику приходилось 50% промышленной продукции России. В 20 областях России оборонные предприятия давали 60% продукции народного хозяйства, а в двух – до 80%. Вследствие перепроизводства военной техники в СССР выпуск машиностроительной продукции начал сокращаться после 1975г. К 1990г. выпуск снизился примерно на 1/5 по сравнению с 1975 г. Это было связано не только с сокращением государственного заказа на отечественную технику, особенно военную, но и с низкой конкурентоспособностью изделий гражданского назначения.
К началу XXI века конкурентоспособность России в области машин и оборудования, пользующейся наибольшим спросом на мировом рынке, снизилась. Уменьшение доли машин и оборудования в российском экспорте было связано также с увеличением доли энергоносителей в значительной мере благодаря повышению цен на нефть10.
В
период 2000-2004 гг. российский экспорт
машинно-технических изделий
В
докладе Стокгольмского исследовательского
института мира за период 2001-2005 гг. Россия
была лидером рынка вооружений и
на ее долю приходился 31% всех оружейных
поставок, а США с 30% занимали вторую
строчку рейтинга11. Весь экспорт
за этот период вырос на 5 млрд. долл. (на
55%). При этом доля машин и оборудования
гражданского назначения выросла на 60
%, а доля вооружения и военной техники
на 47%. Доля России в мировом экспорте машин
и оборудования в 2004 году составила 0,4
%, а в сравнении с общей стоимостью российского
экспорта товаров доля машин и оборудования
была равна 7,9%. В 2005 г. российский экспорт
машинно-технических изделий равнялся
12,4 млрд. долл., составив 5,1% от суммы товарного
экспорта страны12.
Рис. 1.
Динамика экспорта машин и оборудования
из России, млрд. долл13.
Из доклада "О ходе реализации решений Правительства Российской Федерации, направленных на государственную поддержку экспорта промышленной продукции в Российской Федерации", подготовленного Минэкономразвития России к заседанию Правительства Российской Федерации 22 июня 2004 года: "доля машин и оборудования по-прежнему составляет порядка 9% , в то время, как в мировом экспорте она уже достигла 40%, в США - 48%, в Германии - 50%, в Японии - 70%. Что касается объемов, то у России они ниже соответствующего показателя Южной Кореи в 6,5 раза, Малайзии - в 5,5 раза, Таиланда - в 2,5 раза.
И хотя в 2003 году общий объем экспорта машин и оборудования в абсолютных значениях вырос на 18,5 %, его относительное значение продолжает сокращаться на фоне резкого увеличения поставок сырья за рубеж. Удельный вес продукции машиностроения в общем стоимостном объеме экспорта в 2003 году составил 8,5%, что на 0,6 процентных пунктов ниже уровня 2002 года и на 1,7 процентных пунктов ниже уровня 2001 года.
Всемирный экономический форум в своих последних оценках за 2003 год ставит Россию по уровню конкурентоспособности лишь на 70 место среди 102 оцениваемых стран14.
Для сравнения российский импорт машин и оборудования вырос до 28,8 млрд. долл. в 2004 г., составив 0,8% мирового итога по импорту машинно-технических изделий и 38,1% российского импорта всех товаров. В 2005 г. российский импорт машинно-технических изделий достиг 41,2 млрд. долл., а его доля в общей сумме товарного импорта страны повысилась до 41,8%15.
Информация о работе Особенности международной торговли машинами и оборудованием