Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы производства и торговли машинами и оборудованием.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:
• дать понятие торговли машинами и оборудованием, его форм
• рассмотреть историю внешней торговли России машинами и оборудованием
• выявить место России на мировом рынке машин и оборудования
• проанализировать динамику внешней торговли машинами и оборудованием, выявить основные проблемы, актуальные для страны на сегодня и предложить пути их решения.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Основные формы международной торговлей машинами и оборудованием………………………………………………………………6
1.1 Ведущие мировые производители машин и оборудования ………....…6
1.2 Мировой экспорт машин, оборудования и транспортных средств …….9
2. Анализ состояния российской торговли машинами и оборудованием и её позиция в мировой торговле………………………………………………15
2.1 Позиция России на мировом рынке машин и оборудования………….15
2.2 Проблемы торговли машинами и оборудованием……………………..36
3. Пути решения проблем российской торговли машинами и оборудованием ………………………………………………………………..41
Заключение ……………………………………………………………………46
Список используемых источников…………………………………………..48
Автомобильная промышленность России вообще переживает не лучшие времена. Особенно сильно упал спрос на легковые автомобили в условиях финансового кризиса: банки выдают кредиты под более высокие проценты или вообще не выдают, да и сами люди, находясь под угрозой увольнения, не спешат совершать крупные покупки.
Продажи иномарок в России в октябре 2009 года сократились на 5,7%, по сравнению с сентябрем 2008 года. Продажи машин марки УАЗ упали за этот же период на, примерно, 22%, ГАЗ - на 11%. АвтоВАЗ был в плюсе.
Аналогичные тенденции на спрос на автомобили наблюдаются не только в России. Так в США, “рассаднике” мирового финансового кризиса, продажи автомобилей в октябре упали на 31,9%, по сравнению с прошлым годом. Убытки “General Motors” (”Дженерал Моторс”; GM) и “Ford Motor Company” (”Форд”) в 3-м квартале 2008 года исчисляются миллиардами долларов. Дж. Буш уже выделил $25 млрд GM, Ford и Chrysler на создание экономических автомобилей. “Детройтская тройка” попросила дополнительно еще $50 млрд.
По объемам производства автомобилей США вот-вот уступят свое второе место Китаю. На первом месте находится Япония, на четвертом - Германия. Россия по итогам 2007 года занимала 13-е место.
На территории России работают автосборочные заводы Ford (г. Всеволожск), TOYOTA (промышленная зона “Шушары”). Строятся автозаводы Nissan, Hyundai и Suzuki. Санкт-Петербург уже называют “русским Детройтом”. Но сейчас дела на ГАЗе идут плохо. Волги и новые Сайберы (Volga Siber) не пользуются спросом (Волгу ГАЗ-31105 вообще полностью снимают с производства). ”Группа ГАЗ” уже официально заявила отказе в будущем от разработки новых автомобилей - вероятно, ГАЗ также превратится в сборочное производство.
При этом Россия занимает второе место по продажам автомобилей в Европе (после Германии), но уверенно рвется к первому.
Обидно то, что исторически российские автомобили ничем не уступали ни по эстетическим, ни по техническим параметрам зарубежным конкурентам. А 50 лет назад Волга ГАЗ-21 (плюс весь советский стенд с автомобилями) получила Гран-при на выставке “Экспо” в Брюсселе24.
По данным таможенной статистики в январе-августе 2010 года внешнеторговый оборот России составил 386,1 млрд. долл. (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем-августом 2009 года возрос на 39,3%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 332,3 млрд.долл.(рост на 40,6%), со странами СНГ – 53,8 млрд.долл. (рост на 32,1%).
Экспорт России в январе-августе 2010 года составил 250,3 млрд. долл. и по сравнению с январем-августом 2009 года увеличился на 40,7%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 215,6 млрд. долл. (рост на 43,8%), в страны СНГ – 34,7 млрд. долл. (рост на 24,2%).
Доля экспорта машин и оборудования в январе-августе 2010 года составила 3,7% (в январе-августе 2009 года – 4,1%). По сравнению с январем-августом 2009 года стоимостной объем поставок машин и оборудования возрос на 28,1%, в том числе: механического оборудования – на 11,5%, электрооборудования – на 17,1%. Физические объемы экспорта легковых автомобилей снизились на 30,1%, грузовых – возросли на 9,9%.
В товарной структуре экспорта в страны СНГ доля машин и оборудования в январе-августе 2010 года составила 13,9% (в январе-августе 2009 года – 15,8%). Увеличение стоимостных объемов экспорта продукции машиностроения наблюдалось по всем товарным группам ТН ВЭД. Исключение составили средства наземного транспорта, кроме железнодорожного, стоимостной объем которых снизился по сравнению с январем-августом 2009 года на 6,4%. Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос на 10,9%, а грузовых автомобилей снизился на 36,5%25.
Импорт России в январе-августе 2010 года составил 135,8 млрд.долл.и по сравнению с январем-августом 2009 года увеличился на 36,8%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 116,7 млрд.долл.(рост на 34,9%), из стран СНГ – 19,1 млрд.долл. (рост на 49,3%).
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе-августе 2010 года приходилось 44,4% (в январе-августе 2009 года – 45,1%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с январем-августом 2009 года увеличился на 32,9%, в том числе: механического оборудования – на 30,0%, электрооборудования – на 46,8%, инструментов и аппаратов оптических – на 27,4%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 40,4%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 3,1%, грузовых – в 2,1 раза.
В
товарной структуре импорта из стран
СНГ в январе-августе 2010 года1 доля
машин и оборудования составила
27,7% (в январе-августе 2009 года – 24,2%).
Стоимостной объем импорта
В
общем, в 2010 году на долю стран дальнего
зарубежья пришлось 70% всего экспорта
машин и оборудования из России и
93% импорта этой товарной группы.
В предыдущее главе было рассмотрено современное состояние российской торговли машинами и оборудованием, её историческое развитие, а также масштабы и значение этой товарной группы во внешнеэкономической деятельности других стран.
Анализ этих данных показал, что Россия, обладающая крупнейшим территориальным, природным и интеллектуальным потенциалом, занимает незначительное место в мировой торговле машинами и оборудованием почти по всем видам продукции за исключением военной.
Россия экспортирует очень ограниченный набор продукции, при том, что Россия входит в десятку стран, способных производить всю номенклатуру машиностроительной продукции. На территории страны производится продукция начиная от иголки, заканчивая космическими ракетами. В приложении 5 представлена вся продукция машиностроения, производимая на сегодня на территории России.
Это говорит о том, что у России накопились проблемы в сфере производства и торговли машинами и оборудованием. На сегодняшний день, как уже было замечено выше, машиностроение является основным источником дальнейшего экономического роста страны, повышения эффективности и производительности общественного труда и роста благосостояния населения. Следовательно, от его развития во многом зависит, сможет ли Россия занять ведущее место среди государств, обладающих высокотехнологичной промышленностью и производящих конкурентоспособную на мировых рынках продукцию.
Изучив динамику и состояние российской внешней торговли машинами и оборудованием за последние 10 лет, проанализировав её структуру, можно заметить, что явственно обозначились негативные тенденции в области, прежде всего, конкурентоспособности продукции машиностроения. Оценка объемов и структуры экспорта и импорта машин и оборудования за последние годы позволяет сделать вывод, что в этой области сформировался комплекс проблем, представляющих угрозу как развитию машиностроения в России в целом, так и свободе страны от зарубежных поставщиков.
В сегодняшнем мире, функционирующем в условиях рыночных отношений суть этих проблем проста – соответствует ли Ваш товар требованиям рынка или нет.
Продукция
российского машиностроения является
неконкурентоспособной. В нынешнем
состоянии предприятия
Среди основных причин такого положения можно выделить следующие:
Моральный
и физический износ основных фондов
предприятий уже достиг критического
уровня (от 65 до 75%). Причем, выбытие основных
фондов идет с темпами - 1,5-2,5% в год,
тогда как годовые темпы
Сегодня в России слабо развита система профессионального образования. Многие профтехучилища, ранее существовавшие в СССР, сейчас закрыты. Возник огромный дефицит не только высококвалифицированных рабочих, но и отсутствия рабочей силы. По мнению европейских социологов, в России на смену рабочему классу приходит класс менеджеров, россияне не хотят идти на производство из-за низкой оплаты труда и повсеместного закрытия предприятий.
3) Неэффективная кадровая политика, приводящая к оттоку квалифицированных специалистов из сферы промышленного производства, научно-технической и технологической деятельности и др.
4)
Низкая производительность
В машиностроении и металлообработке занята третья часть промышленного производственного персонала страны. Однако выпуск продукции в расчете на одного работающего — один из самых низких в промышленности.
5)
Дефицит денежных ресурсов (низкая
кредитная и инвестиционная
В развитых странах норма прибыли после вычета налогов в обрабатывающей промышленности существенно выше, чем в других отраслях народного хозяйства. В России невыгодно вкладывать средства в обрабатывающую промышленность, поскольку в этой отрасли норма прибыли практически вдвое ниже, чем, на пример, в отраслях, получающих природную ренту.
У
отечественных предприятий
6) Низкий уровень государственной поддержки финансирования науки.
В
формирующемся многополярном
Известно, что качество и
3.
Пути решения проблем
российской торговли
машинами и оборудованием
Выделяемые на сегодняшний день проблемы в сфере российской торговли машинами и оборудованием, и, в частности, внешней задолженности страны, существуют не первый год и появились не за один день. Наиболее сложные проблемы начали формироваться в последние два десятилетия и на протяжении этого времени активно разрабатываются, предлагаются и обсуждаются пути их решения.
С учетом того, что машиностроение призвано играть ведущую роль в экономике страны (а также присущего данному отраслевому комплексу свойства давать импульс для инновационного развития практически всех отраслей), объективной и безотлагательной задачей является немедленное проведение реструктуризации и инновационного развития отечественного машиностроения. При этом необходимо учитывать, что исходя из текущего уровня технологического развития и существующих тенденций осуществить одновременный подъем всех отраслей отечественного машиностроения и технологическое перевооружение всех входящих в них ключевых производств является абсолютно нереальной целью.
Информация о работе Особенности международной торговли машинами и оборудованием