Особенности международной торговли машинами и оборудованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы производства и торговли машинами и оборудованием.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:

• дать понятие торговли машинами и оборудованием, его форм

• рассмотреть историю внешней торговли России машинами и оборудованием

• выявить место России на мировом рынке машин и оборудования

• проанализировать динамику внешней торговли машинами и оборудованием, выявить основные проблемы, актуальные для страны на сегодня и предложить пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Основные формы международной торговлей машинами и оборудованием………………………………………………………………6

1.1 Ведущие мировые производители машин и оборудования ………....…6

1.2 Мировой экспорт машин, оборудования и транспортных средств …….9

2. Анализ состояния российской торговли машинами и оборудованием и её позиция в мировой торговле………………………………………………15

2.1 Позиция России на мировом рынке машин и оборудования………….15

2.2 Проблемы торговли машинами и оборудованием……………………..36

3. Пути решения проблем российской торговли машинами и оборудованием ………………………………………………………………..41

Заключение ……………………………………………………………………46

Список используемых источников…………………………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая 2011КМТ.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

 

     Автомобильная промышленность России вообще переживает не лучшие времена. Особенно сильно упал спрос на легковые автомобили в условиях финансового кризиса: банки выдают кредиты под более высокие проценты или вообще не выдают, да и сами люди, находясь под угрозой увольнения, не спешат совершать крупные покупки.

     Продажи иномарок в России в октябре 2009 года сократились на 5,7%, по сравнению с сентябрем 2008 года. Продажи машин марки УАЗ упали за этот же период на, примерно, 22%, ГАЗ - на 11%. АвтоВАЗ был в плюсе.

     Аналогичные тенденции на спрос на автомобили наблюдаются не только в России. Так в США, “рассаднике” мирового финансового кризиса, продажи автомобилей в октябре упали на 31,9%, по сравнению с прошлым годом. Убытки “General Motors” (”Дженерал Моторс”; GM) и “Ford Motor Company” (”Форд”) в 3-м квартале 2008 года исчисляются миллиардами долларов. Дж. Буш уже выделил $25 млрд GM, Ford и Chrysler на создание экономических автомобилей. “Детройтская тройка” попросила дополнительно еще $50 млрд.

     По  объемам производства автомобилей  США вот-вот уступят свое второе место Китаю. На первом месте находится  Япония, на четвертом - Германия. Россия по итогам 2007 года занимала 13-е место.

     На  территории России работают автосборочные  заводы Ford (г. Всеволожск), TOYOTA (промышленная зона “Шушары”). Строятся автозаводы Nissan, Hyundai и Suzuki. Санкт-Петербург уже  называют “русским Детройтом”. Но сейчас дела на ГАЗе идут плохо. Волги и новые Сайберы (Volga Siber) не пользуются спросом (Волгу ГАЗ-31105 вообще полностью снимают с производства). ”Группа ГАЗ” уже официально заявила отказе в будущем от разработки новых автомобилей - вероятно, ГАЗ также превратится в сборочное производство.

     При этом Россия занимает второе место  по продажам автомобилей в Европе (после Германии), но уверенно рвется к первому.

     Обидно  то, что исторически российские автомобили ничем не уступали ни по эстетическим, ни по техническим параметрам зарубежным конкурентам. А 50 лет назад Волга ГАЗ-21 (плюс весь советский стенд с автомобилями) получила Гран-при на выставке “Экспо” в Брюсселе24.

     По  данным таможенной статистики в январе-августе 2010 года внешнеторговый оборот России составил 386,1 млрд. долл. (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем-августом 2009 года возрос на 39,3%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 332,3 млрд.долл.(рост на 40,6%), со странами СНГ – 53,8 млрд.долл. (рост на 32,1%).

     Экспорт России в январе-августе 2010 года составил 250,3 млрд. долл. и по сравнению с  январем-августом 2009 года увеличился на 40,7%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 215,6 млрд. долл. (рост на 43,8%), в страны СНГ – 34,7 млрд. долл. (рост на 24,2%).

     Доля  экспорта машин и оборудования в  январе-августе 2010 года составила 3,7% (в  январе-августе 2009 года – 4,1%). По сравнению  с январем-августом 2009 года стоимостной  объем поставок машин и оборудования возрос на 28,1%, в том числе: механического оборудования – на 11,5%, электрооборудования – на 17,1%. Физические объемы экспорта легковых автомобилей снизились на 30,1%, грузовых – возросли на 9,9%.

     В товарной структуре экспорта в страны СНГ доля машин и оборудования в январе-августе 2010 года составила 13,9% (в январе-августе 2009 года – 15,8%). Увеличение стоимостных объемов экспорта продукции машиностроения наблюдалось по всем товарным группам ТН ВЭД. Исключение составили средства наземного транспорта, кроме железнодорожного, стоимостной объем которых снизился по сравнению с январем-августом 2009 года на 6,4%. Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос на 10,9%, а грузовых автомобилей снизился на 36,5%25.

     Импорт  России в январе-августе 2010 года составил 135,8 млрд.долл.и по сравнению с январем-августом 2009 года увеличился на 36,8%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 116,7 млрд.долл.(рост на 34,9%), из стран СНГ – 19,1 млрд.долл. (рост на 49,3%).

     В товарной структуре импорта из стран  дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе-августе 2010 года приходилось 44,4% (в январе-августе 2009 года – 45,1%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с январем-августом 2009 года увеличился на 32,9%, в том числе: механического оборудования – на 30,0%, электрооборудования – на 46,8%, инструментов и аппаратов оптических – на 27,4%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 40,4%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 3,1%, грузовых – в 2,1 раза.

     В товарной структуре импорта из стран  СНГ в январе-августе 2010 года1 доля машин и оборудования составила 27,7% (в январе-августе 2009 года – 24,2%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем-августом 2009 года возрос на 71,4%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 24,9%, электрооборудования – на 46,9%, железнодорожного оборудования – в 3,5 раза, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 94,4%. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился в 2,1 раза26.

     В общем, в 2010 году на долю стран дальнего зарубежья пришлось 70% всего экспорта машин и оборудования из России и 93% импорта этой товарной группы. 

    1. Проблемы  торговли машинами и  оборудованием.
 

     В предыдущее главе было рассмотрено современное состояние российской торговли машинами и оборудованием, её историческое развитие, а также масштабы и значение этой товарной группы во внешнеэкономической деятельности других стран.

     Анализ  этих данных показал, что Россия, обладающая крупнейшим территориальным, природным и интеллектуальным потенциалом, занимает незначительное место в мировой торговле машинами и оборудованием почти по всем видам продукции за исключением военной.

     Россия  экспортирует очень ограниченный набор  продукции, при том, что Россия входит в десятку стран, способных производить всю номенклатуру машиностроительной продукции. На территории страны производится продукция начиная от иголки, заканчивая космическими ракетами. В приложении 5 представлена вся продукция машиностроения, производимая на сегодня на территории России.

     Это говорит о том, что у России накопились проблемы в сфере производства и торговли машинами и оборудованием. На сегодняшний день, как уже было замечено выше, машиностроение является основным источником дальнейшего экономического роста страны, повышения эффективности и производительности общественного труда и роста благосостояния населения. Следовательно, от его развития во многом зависит, сможет ли Россия занять ведущее место среди государств, обладающих высокотехнологичной промышленностью и производящих конкурентоспособную на мировых рынках продукцию.

     Изучив  динамику и состояние российской внешней торговли машинами и оборудованием  за последние 10 лет, проанализировав  её структуру, можно заметить, что  явственно обозначились негативные тенденции в области, прежде всего, конкурентоспособности продукции машиностроения. Оценка объемов и структуры экспорта и импорта машин и оборудования за последние годы позволяет сделать вывод, что в этой области сформировался комплекс проблем, представляющих угрозу как развитию машиностроения в России в целом, так и свободе страны от зарубежных поставщиков.

     В сегодняшнем мире, функционирующем  в условиях рыночных отношений суть этих проблем проста – соответствует  ли Ваш товар требованиям рынка или нет.

     Продукция российского машиностроения является неконкурентоспособной. В нынешнем состоянии предприятия российского  машиностроения могут осуществлять производство конкурентоспособной  продукции только для сравнительно узких сегментов рынка. На мировом рынке могут конкурировать в соответствующих сегментах не более 50 российских компаний.

     Среди основных причин такого положения можно  выделить следующие:

  1. Устаревшая инфраструктура производственных мощностей.

     Моральный и физический износ основных фондов предприятий уже достиг критического уровня (от 65 до 75%). Причем, выбытие основных фондов идет с темпами - 1,5-2,5% в год, тогда как годовые темпы обновления технологической базы не превышают 0,1-0,5%. И, что самое печальное, удельный вес производств, соответствующих современным требованиям, составляет лишь 8 %. По данным Госкомстата, 65 % оборудования эксплуатируется 15—20 лет, а оборудование, которое можно назвать современным, т.е. срок эксплуатации которого меньше пяти лет, составляет менее 5 %.

  1. Дефицит квалифицированных кадров.

     Сегодня в России слабо развита система  профессионального образования. Многие профтехучилища, ранее существовавшие в СССР, сейчас закрыты. Возник огромный дефицит не только высококвалифицированных рабочих, но и отсутствия рабочей силы. По мнению европейских социологов, в России на смену рабочему классу приходит класс менеджеров, россияне не хотят идти на производство из-за низкой оплаты труда и повсеместного закрытия предприятий.

     3) Неэффективная кадровая политика, приводящая к оттоку квалифицированных специалистов из сферы промышленного производства, научно-технической и технологической деятельности и др.

     4) Низкая производительность труда

     В машиностроении и металлообработке занята третья часть промышленного производственного персонала страны. Однако выпуск продукции в расчете на одного работающего — один из самых низких в промышленности.

     5) Дефицит денежных ресурсов (низкая  кредитная и инвестиционная привлекательность  предприятий) для реализации программ стратегических преобразований и высокие налоги на производителей в обрабатывающей промышленности.

     В развитых странах норма прибыли  после вычета налогов в обрабатывающей промышленности существенно выше, чем  в других отраслях народного хозяйства. В России невыгодно вкладывать средства в обрабатывающую промышленность, поскольку в этой отрасли норма прибыли практически вдвое ниже, чем, на пример, в отраслях, получающих природную ренту.

     У отечественных предприятий отсутствуют  финансовые возможности для коммерческих кредитов, для содержания маркетинговых и сервисных служб, для участия в рекламных кампаниях и выставках. Серьезной проблемой является рост транспортных тарифов. Отсутствие новых передовых технологий, инвестиционных средств неизбежно встанет на пути развития крупномасштабной модернизации производственных мощностей производителей комплектного оборудования. Одной из проблем является то, что инвестиционный климат в России по-прежнему остается неблагоприятным.

     6) Низкий уровень государственной поддержки финансирования науки.

     В формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного прогресса – США (35% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной  способности), Европейский Союз (24%), Япония и Китай (примерно по 12%). К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров не входит – на нашу долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности и 1% по обменному курсу. Таким образом, Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза – в 12 раз, от Китая – в 6,4 раза, от Индии – в 1,5 раза27.

  1. Низкая рентабельность производства, высокая себестоимость выпускаемой продукции, а так же отсутствие приведенных к международным требованиям, стандартов выпускаемой продукции.

       Известно, что качество и конкурентоспособность  продукции зависят от требований  покупателей на внутреннем рынке,  поскольку для ведущих стран  внутренний рынок сбыта является  основным. В России предъявляется  во многих случаях спрос на  более простую и дешёвую технику, ибо дешевизна материальных и трудовых ресурсов делает невыгодным её замещение сравнительно дорогой техникой. Поэтому основные фонды эксплуатируются в России до полного физического износа, а замена выбывающим фондам обеспечивается за счёт приобретения самой дешевой техники, зачастую бывшей в употреблении в развитых странах и морально устаревшей для передовых стран. 

 

     3. Пути решения проблем  российской торговли  машинами и оборудованием 

     Выделяемые  на сегодняшний день проблемы в сфере  российской торговли машинами и оборудованием, и, в частности, внешней задолженности страны, существуют не первый год и появились не за один день. Наиболее сложные проблемы начали формироваться в последние два десятилетия и на протяжении этого времени активно разрабатываются, предлагаются и обсуждаются пути их решения.

     С учетом того, что машиностроение призвано играть ведущую роль в экономике  страны (а также присущего данному  отраслевому комплексу свойства давать импульс для инновационного развития практически всех отраслей), объективной и безотлагательной задачей является немедленное проведение реструктуризации и инновационного развития отечественного машиностроения. При этом необходимо учитывать, что исходя из текущего уровня технологического развития и существующих тенденций осуществить одновременный подъем всех отраслей отечественного машиностроения и технологическое перевооружение всех входящих в них ключевых производств является абсолютно нереальной целью.

Информация о работе Особенности международной торговли машинами и оборудованием