Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 22:00, контрольная работа
Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло сложный путь развития. Существенным фактором совершенствования международного права явились прогрессивные перемены в состоянии гражданского общества и межгосударственных взаимосвязях.
Современное международное право функционирует в сложной среде, так как формирующие и реализующие это право государства имеют значительные различия в общественно-политическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Международное право призвано юридическими средствами “избавить грядущие поколения от бедствий войны, содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе” (формулировки преамбулы Устава ООН), развивать дружественные отношения между государствами“независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития” (формулировка Декларации о принципах международного права).
Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие воздействия, как преступление против мира и безопасности человечества. Устав ООН выразил решимость государств “проявить терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи”.
Введение ................................................................................................................. 3
1. Возникновение и развитие международного права ………....................... 5
2. Субъекты международного права ……….................................................... 9
2.1. Государства ..................................................................................................... 9
2.2. Российская Федерация как субъект международного права .................... 10
2.3. Статус субъектов федеративного государства .......................................... 11
2.4. Правосубъектность международных организаций ................................... 13
3. Основные принципы международного права ……................................. 15
4. Право международных договоров …....................................................... 17
5. Отрасли международного права ……..................................................... 20
5.1. Международное гуманитарное право ......................................................... 20
5.2. Международное уголовное право ............................................................... 21
5.3. Международное право в период вооруженных конфликтов .................... 23
5.4. Международное морское право .................................................................. 24
5.5. Международное воздушное право .............................................................. 25
5.6. Международное космическое право ........................................................... 27
5.7. Международное право окружающей среды ............................................... 29
5.8. Международное экономическое право ....................................................... 30
Заключение ........................................................................................................... 32
Список использованной литературы ................................................................. 34
Международные организации
являются субъектами международного права
особого рода. Их правосубъектность не
идентична правосубъектности государств,
так как не проистекает из суверенитета.
Международная организация источником
своих прав и обязанностей в сфере реализации
своей компетенции имеет международный
договор, заключенный между заинтересованными
государствами. Поэтому международные
организации как субъекты международного
права вторичны, производны по отношению
к государствам.
Организация становится субъектом,
если государства-учредители наделяют
ее международными правами и обязанностями. Правосубъектно
Международные организации
подразделяются на всемирные, универсальные
организации, цели и задачи которых имеют
значение для всех или большинства государств,
для международного сообщества в целом
и которые поэтому характеризуются универсальным
членством, и иные организации, которые
представляют интерес для определенной
группы государств, что обусловливает
их ограниченный состав.
К первой категории относится
ООН, Организация Объединенных Наций по
вопросам образования, науки и культуры
(ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения,
Международное агенство по атомной энергии
(МАГАТЭ). Среди организаций второй категории
принято выделять региональные международные
организации, в которые объединяются государства,
находящиеся в пределах какого-либо района
и взаимодействующие с учетом их групповых
интересов. Таковы Организация африканского
единства, Европейский союз, СНГ.
Международные договоры в виде
письменного закрепления соглашений государств
появились в конце 4 – начале 3 тысячелетия
до н.э. Древнейшие договоры рабовладельческих
государств посвящались в основном вопросам
мира и перемирия, союзов, военной помощи.
В основном это были двусторонние договоры.
Постепенно международный договор становится
основным источником международного права,
а международная договорная практика
– основой формирования обычных норм,
регламентирующих порядок заключения,
реализации и прекращения действия международных
договоров.
Право международных договоров
является базовой отраслью международного
права, так как посредством заключения
международных договоров регламентируются
отношения государств в различных сферах
сотрудничества. Без договоров невозможно
дальнейшее развитие международного права. Основными источниками права
международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных
договоров от 23 мая 1969 г., Венская конвенция
о праве договоров между государствами
и международными организациями от 21 марта
1986 г. Сторонами в договоре являются субъекты
международного права, обладающие договорной
правоспособностью. Примером международного
договора, в котором в качестве участников
предусмотрены государства, нации и международные
организации, может служить Конвенция
об оперативном оповещении о ядерной аварии
от 26 сентября 1986 г. Она была открыта для
подписания всеми государствами, Намибией,
международными организациями, включая
региональные (на специальной сессии Генеральной
конференции МАГАТЭ, на которой принята
Конвенция, Намибия была представлена
Советом ООН по Намибии. Независимость
Намибии была провозглашена 31 марта 1990
г.).
Процесс заключения международного
договора представляет собой ряд последовательных
действий (стадий) – от проявления инициативы
заключения договора до вступления его
в силу. Инициатива заключения договора
может исходить от одного или нескольких
государств, а также от международных
организаций. В Федеральном законе “ О международных договорах Российской
Федерации” 1995 г. предусматривается, что
без специальных полномочий ведут переговоры
и подписывают международные договоры
Российской Федерации: Президент РФ, председатель
Правительства, министр иностранных дел,
федеральный министр. Глава дипломатического
представительства РФ в иностранном государстве
вправе вести переговоры в целях принятия
текста договора - соответственно с государством
пребывания.
Предварительное принятие текста
договора осуществляется посредством
голосования, подписания. Путем голосования,
как правило, принимается текст договора,
подготовленный на международной конференции
или в международной организации. В последние
годы голосование нередко не проводится; для решения применяется метод
консенсуса – общего согласия. Форма окончательного
принятия текста договора – подписание.
При этом подписание является одновременно
и формой принятия текста договора и формой
выражения согласия на его обязательность.
Двусторонние договоры составляются на
языках государств-участников, многосторонние
– на языках по выбору участников.
Договор утверждается одним
из высших органов государства - ратифицируется. Международные
договоры РФ ратифицируются Федеральным
Собранием. Государственная Дума Федерального
Собрания рассматривает внесенный Президентом
или Правительством на ратификацию международный
договор. После обсуждения в комитетах
и комиссиях принимается решение о ратификации
в форме федерального закона. Такой закон
подлежит обязательному рассмотрению
в Совете Федерации. Принятый им федеральный
закон о ратификации направляется Президенту
для подписания и опубликования. Одновременно
с принятием решения о ратификации международного
договора составляется ратификационная
грамота. При заключении двустороннего
договора государства его участники обмениваются
ратификационными грамотами. Если договор
заключается на территории одного государства,
то обмен грамотами происходит на территории
другого. При заключении многостороннего
договора ратификационные грамоты сдаются
на хранение депозитарию. Депозитарий
определяется государствами-участниками
в самом договоре. Им может быть одно государство,
несколько государств, международная
организация или ее главное должностное
лицо. Получили распространение договоры,
депозитарием которых является Генеральный
секретарь ООН. Если государство по каким-либо
причинам не участвовало в договоре, оно
может к нему присоединиться. Порядок
и условия присоединения оговариваются
в договоре. Вопрос о времени, условиях
и порядке прекращения договора решается
самими договаривающимися сторонами и
фиксируется в договоре.
Прекращение договора возможно
посредством денонсации и аннулирования.
Денонсация – это отказ государства от
договора с предварительным предупреждением
других участников, когда такой отказ,
его порядок и условия прямо предусмотрены
договором. Аннулирование – это отказ
государства от договора, когда есть к
тому достаточные, строго определенные
нормами международного права основания.
Процедура прекращения договора в связи
с существенным его нарушением предусмотрена
в Венской конвенции о праве международных
договоров. Федеральный закон "О международных договорах
РФ” предусматривает как прекращение,
так и приостановление действия договора.
Действие договора может быть приостановлено
Президентом РФ в случаях, требующих безотлагательных
мер, с обязательным информированием Федерального
Собрания и внесением проекта соответствующего
закона.
В международном праве неуклонно
возрастает удельный вес норм, ориентированных
на человека. Основу составляет принцип
уважения прав человека и основных свобод,
предполагающий их всеобщее значение.
Для обозначения рассматриваемой отрасли
предложен термин “международное гуманитарное
право”. Использование слова “гуманитарное” согласует
Источниками международного
гуманитарного права являются: Конвенция о политических правах
женщин 1952 г., конвенция о ликвидации всех
форм дискриминации в отношении женщин
1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.,
Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Международная
конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов
и членов их семей 1990 г. Самостоятельную
группу составляют акты, ориентированные
на предотвращение действий, которые посягают
на права больших человеческих коллективов
или отдельных людей. Имеются в виду Международная
Конвенция о ликвидации всех форм расовой
дискриминации 1965 г., Конвенция о пресечении
преступления апартеида и наказании за
него 1973 г., Конвенция против пыток 1984 г.
Далее назовем региональные акты, регламентирующие
весь комплекс основных прав и свобод
применительно к определенной группе
государств и их гражданам. Это Европейская
конвенция о защите прав человека и основных
свобод 1950 г., Европейская социальная хартия
1961 г. 26 мая 1995 г. подписана Конвенция СНГ
о правах и основных свободах человека,
неотъемлемой частью которой считается
Положение о Комиссии по правам человека
СНГ.
Следует подчеркнуть, что в международном
гуманитарном праве отвергается деление
прав и свобод по степени их значимости
для человека. Целостный взгляд на проблему
четко выражен в тексте Итогового документа
Венской встречи СБСЕ 1989 г., где сказано,
что все права и свободы являются существенными
для свободного и полного развития личности.
Эта же мысль выражена в Венской декларации
Всемирной конференции по правам человека
1993 г.
В соответствии с положениями
международных договоров сложилась определенная
система межгосударственных органов,
наделенных функциями международного
контроля за деятельностью государств
в сфере обеспечения прав человека. Соответствующие
полномочия от имени ООН осуществляет
Экономический и Социальный Совет. Под
его руководством действует Комиссия
по правам человека, в которой представлены
43 государства. Ее вспомогательным органом
является Подкомиссия по предупреждению
дискриминации и защите меньшинств. В
составе Секретариата ООН имеется Центр
по правам человека и утверждена должность
Верховного комиссара ООН по правам человека. На региональном уровне также
существуют подобные структурные формирования.
В их числе Европейская Комиссия по правам
человека и Европейский Суд, в которых
представлено каждое государство – член
Совета Европы. Устав СНГ предусмотрел
создание Комиссии по правам человека
из представителей государств – членов
Содружества.
Гуманитарное право, действующее
в условиях вооруженных конфликтов, включает
международно-правовые нормы, охватывающие
все вопросы защиты жертв войны, как это
определено в Женевских конвенциях 1949
г.